«Здоровье детей и школьные факторы риска»
статья по биологии на тему
М. Безруких, Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
http://duma.tomsk.ru/page/13576/
М. Безруких «Здоровье детей и школьные факторы риска»
М. Безруких, Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ
Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей» — М.: ОЛМА-ПРЕСС
Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда вышел Указ «Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника». Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу.
Причины, вызывающие эту тревогу, следующие.
Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения.
Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.
В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.
Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя:
* физическое здоровье;
* психическое здоровье;
* благоприятную социально-психологическую адаптацию.
В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать лучшего.
Еще один важный вопрос, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Это здоровье девочки-подростка. Почему это так важно? Сегодня здоровье девочки-подростка определяет здоровье будущих ее детей и характеризует здоровье нации, которое мы получим через 10-15 лет. Я приведу некоторые интересные данные. Мне встретились исследования, которые были проведены с 1925 по 1975 годы и касались здоровья новорожденных у первородящих женщин. Самое тяжелое состояние здоровья младенцев в России приходилось на 50-е годы, то есть на тот период, когда у их мам период полового созревания пришелся на тяжелые военные годы. Мы же именно в этом критическом возрасте безмерно загружаем наших детей. К 10-11 классам количество эндокринных заболеваний у наших ребят возрастает более чем в 5 раз. Я уже не касаюсь экологических проблем, с их влиянием на здоровье школьников.
Скажу несколько слов о социальной проблеме. Мы привыкли считать трудной семью алкоголика, наркомана, неполную семью, где мама одна воспитывает детей. В последние десятилетия мы наблюдаем иную картину: «неблагополучной» становится семья, где оба молодых родителя — кандидаты наук, и это оказывается еще тяжелее для маленького человека, чем семья неполная. В такой семье ребенок испытывает жесточайшее давление со стороны родителей, и на это нужно обратить особое внимание.
Еще одна проблема нашего века. Это проблема патологии беременности и родов. Сегодня, по данным здравоохранения, 70% детей рождаются с различными факторами риска здоровья, и это тоже нужно учитывать. Поэтому система образования должна строиться совсем по-другому, ведь других детей у нас нет и в ближайшее время не будет!
В связи с этим я бы хотела обозначить школьные факторы риска, которые существуют на сегодняшний день:
* стрессовая тактика педагогических воздействий (постоянные микрострессы. Мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причины);
* стресс ограниченного времени (
* это — один из самых тяжелых стрессов, который накапливается в течение 2-х недель без отдыха, а наши дети в таком состоянии живут годы); несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (
* например, когда мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту); интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
* отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
* низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников.
Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Реформы образования проходили в нашей стране с завидной регулярностью каждые 8—10 лет. Все эти реформы проходили очень быстро. Сегодня — Пленум, завтра — реформа в жизнь, а так делать нельзя. Нужен серьезный, системный, вдумчивый подход. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит от нас. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников стало приоритетной задачей школы. В связи с этим представляется особенно важным:
во-первых, изменить структуру и систему образования в соответствии с возрастными и функциональными особенностями ребенка, с учетом того, что, начиная с 1 сентября, 4 недели идет адаптация, февраль — важный, переломный этап учебного года, обучение в 5—6 классе проходит так же тяжело, как и в первом, и так далее;
во-вторых, изменить стандарт подготовки педагога: сегодняшний учитель — не просто специалист-предметник, это прежде всего человек, который работает с детьми; однако, к сожалению, мы сталкиваемся с такими учителями, которые могут быть замечательными специалистами, но совершенно не знают ребенка, которого обучают;
в-третьих, ввести курс обучения родителей, подобный тем, что существует во всех цивилизованных странах. Безграмотные родители — это бич нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например, по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей, издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.). Только в этом случае родители станут нашими союзниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.
Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей...
Технологии сохранения здоровья детей младшего школьного возравста
Данный материал будет интересен для учителей физкультуры, родителям детей...

Статья «Образовательная среда, как фактор риска здоровья детей».
Что такое школьный стресс? Почему дети в школе страдают физически и психически? Какие факторы влияют на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования? Данные при...

Экология реки Волга и здоровье человека: факторы риска.
Работа выполнена для предоставлении на конференции ученицей 8 класса. Работа содержит теоретические и практические исследования...

Инновационный проект Влияние вредных привычек на здоровье детей младшего школьного возраста
Цель проекта. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста. Задачи проекта: раскрыть сущность вредных привычек; выявить причины пристрастия к вредным прив...

Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»
В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности с целью психофизической разгрузки....

тема "Негативные факторы риска, влияющие на здоровье школьников"
Самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья дет...