Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска». Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками. С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ? Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями. Такой подход в некоторой степени оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни»1 . Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы: - Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения); - Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя); - Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления). Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п. При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае исследователи могут получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается. При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков. Вот пример такой методики для старших подростков: Тест-опросник «Аддиктивная склонность2 » Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия. После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов. № | Утверждение | | 1 | Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально. | | 2 | Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. | | 3 | Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь. | | 4 | Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин. | | 5 | Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. | | 6 | Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. | | 7 | Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». | | 8 | Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков. | | 9 | Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а) | | 10 | Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально. | | 11 | Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. | | 12 | Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. | | 13 | Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место. | | 14 | Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. | | 15 | Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни. | | 16 | Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. | | 17 | Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. | | 18 | Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. | | 19 | Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др. | | 20 | В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог. | | 21 | Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась. | | 22 | Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно. | | 23 | Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего. | | 24 | Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя. | | 25 | Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие. | | 26 | В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты. | | 27 | Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек. | | 28 | Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму. | | 29 | Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь. | | 30 | У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя. | | | Итого: | |
Интерпретация полученных результатов: • до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен • от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения • от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению
Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих) можно использовать Тест Фагерстрема3 Вопрос | Варианты ответов | Баллы | Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету? | В течении первых 5 минут | 3 |
| От 6 до 30 минут | 2 |
| От 31 до 60 минут | 1 |
| Более часа | 0 | Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено? | Да | 1 |
| Нет | 0 | От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться? | От утренней | 1 |
| От последующей | 0 | Сколько сигарет в день Вы выкуриваете? | 10 или менее | 0 |
| От 11 до 20 | 1 |
| От 21 до 30 | 3 |
| более 30 | 3 | Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй? | Да | 1 |
| Нет | 2 | Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима? | Да | 1 |
| Нет | 0 | Сумма баллов | | |
Результаты теста: • 0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам. • 4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно. • 6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие. Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители. Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков). Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков4 . 1. Обнаруживали ли Вы у ребенка: Вопросы | Баллы | Снижение успеваемости в школе в течение последнего года | 50 | Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе | 50 | Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям | 50 | Частую, непредсказуемую смену настроения | 50 | Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить | 50 | Частые простудные заболевания | 50 | Потерю аппетита, похудание | 50 | Частое выспрашивание денег | 50 | Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям | 50 | Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни | 50 | Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей | 50 | Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения | 50 | Гневливость, агрессивность, вспыльчивость | 50 | Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма | 100 | Резкое снижение успеваемости | 100 | Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях | 100 | Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией | 100 | Нарушения памяти, неспособность мыслить логически | 100 | Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п. | 100 | Нарастающая лживость | 100 | Чрезмерно расширенные или узкие зрачки | 200 | Значительные суммы денег без известного источника дохода | 300 | Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды | 300 | Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей | 300 | Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п | 300 | Состояние опьянения без запаха спиртного | 300 | Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов | 300 |
2. Слышали ли Вы от ребенка: Вопросы | Баллы | Высказывание о бессмысленности жизни | 50 | Разговоры о наркотиках | 100 | Отстаивания своего права на употребление наркотиков | 200 |
3. Сталкивались ли Вы со следующим: Вопросы | Баллы | Пропажей лекарств из аптечки | 100 | Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д. | 100 |
4. Случалось ли с Вашим ребенком: Вопросы | Баллы | Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д. | 100 | Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения | 100 | Совершение кражи | 100 | Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков | 300 | Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного) | 100 |
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость. Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ. Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым. Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги. Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению. 1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам? 2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку? 3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице? 4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении? 5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем? 6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей? 7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)? 8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия? 9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом? Обработка результатов теста: Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов. Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов. Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов. Если в результате набрано: 0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска» 15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению. Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы. Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук. http://www.psycenter.ru/kto-v-gruppe-riska-obzor-metodov-psihologicheskoy-diagnostiki-zavisimogo-povedeniya
1 Копыт Н.Я. и Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М.: Медицина, 1986. 2 В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб.: Речь, 2007. 3 Цит. по Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005. 4 Цит. по Змановская Е.В, Девиантология (психология отклоняющегося поведения) – М.: Академия, 2003 |