Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения
статья по теме

Москвичева Татьяна Владимировна

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска».

Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кто в группе риска? Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения.

 Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска».

Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?

 Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Такой подход в некоторой степени оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни»1 .

Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:

- Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);

- Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);

- Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).

 Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п.

При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае исследователи могут получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается.

При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков.

 Вот пример такой методики для старших подростков:

 

Тест-опросник «Аддиктивная склонность2 »

 

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

 

Утверждение

 

1

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

 

2

Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

 

3

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

 

4

Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.

 

5

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

 

6

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

 

7

Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

 

8

Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.

 

9

Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)

 

10

Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.

 

11

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

 

12

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

 

13

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.

 

14

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

 

15

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

 

16

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

 

17

Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

 

18

Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

 

19

Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.

 

20

В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.

 

21

Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.

 

22

Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

 

23

Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

 

24

Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.

 

25

Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.

 

26

В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.

 

27

Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.

 

28

Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.

 

29

Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.

 

30

У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.

 

 

Итого:

 

 

Интерпретация полученных результатов:

 • до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен

от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения

от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению

 

Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих) можно использовать Тест Фагерстрема3

 Вопрос

Варианты ответов

Баллы

Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету?

В течении первых 5 минут

3

От 6 до 30 минут

2

От 31 до 60 минут

1

Более часа

0

Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено?

Да

1

Нет

0

От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться?

От утренней

1

От последующей

0

Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?

10 или менее

0

От 11 до 20

1

От 21 до 30

3

более 30

3

Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй?

Да

1

Нет

2

Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима?

Да

1

Нет

0

Сумма баллов

 

 

 

Результаты теста:

 

0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.

4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.

6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.

 

Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.

Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).

 Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков4 .

 1. Обнаруживали ли Вы у ребенка:

 

Вопросы

Баллы

Снижение успеваемости в школе в течение последнего года

50

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе

50

Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям

50

Частую, непредсказуемую смену настроения

50

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить

50

Частые простудные заболевания

50

Потерю аппетита, похудание

50

Частое выспрашивание денег

50

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям

50

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни

50

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей

50

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения

50

Гневливость, агрессивность, вспыльчивость

50

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма

100

Резкое снижение успеваемости

100

Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях

100

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией

100

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически

100

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.

100

Нарастающая лживость

100

Чрезмерно расширенные или узкие зрачки

200

Значительные суммы денег без известного источника дохода

300

Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды

300

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей

300

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п

300

Состояние опьянения без запаха спиртного

300

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов

300

 2. Слышали ли Вы от ребенка:

 Вопросы

Баллы

Высказывание о бессмысленности жизни

50

Разговоры о наркотиках

100

Отстаивания своего права на употребление наркотиков

200

 3. Сталкивались ли Вы со следующим:

 Вопросы

Баллы

Пропажей лекарств из аптечки

100

Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д.

100

 4. Случалось ли с Вашим ребенком:

 Вопросы

Баллы

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.

100

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения

100

Совершение кражи

100

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков

300

Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного)

100

 Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

 

Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.

Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.

Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.

 

Опросник выявления предрасположенности
к аддиктивному (зависимому) поведению.

 1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?

2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?

3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?

4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?

5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?

6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?

7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?

8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?

9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

 

Обработка результатов теста:

 Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.

Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.

 Если в результате набрано:

 0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»

15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание

Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.

 

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.

 

Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук. 

http://www.psycenter.ru/kto-v-gruppe-riska-obzor-metodov-psihologicheskoy-diagnostiki-zavisimogo-povedeniya


1 Копыт Н.Я. и Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М.: Медицина, 1986.
2 В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб.: Речь, 2007.
3 Цит. по Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005.
4 Цит. по Змановская Е.В, Девиантология (психология отклоняющегося поведения) – М.: Академия, 2003

http://www.psycenter.ru/kto-v-gruppe-riska-obzor-metodov-psihologicheskoy-diagnostiki-zavisimogo-povedeniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суицидальное поведение. Депрессия у подростков, методы психологической помощи.

Выступление на методическом совете классных руководителей по профилактике суицидального поведения подростков....

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Акватипия, как метод психологической диагностики

Применение акватипии для изучения личностных особенностей и психоэмоционального состояния....

Психологические особенности подросткового возраста при подборе игровых методов для профилактики аддиктивного поведения

Каждый возрастной этап имеет свои психологические особенности. Особенно ранимым, считается подростковый возраст. Ведь именно в этот период подросток проходит огромный путь в своем развитии, от конфлик...

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...

Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...

Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»

Содержание  I. Пояснительная записка II. Общая психологическая подготовка спортсменов III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям IV. Управление нервно-психиче...