Программа правового воспитания
материал на тему
В соответствии с Законом РФ "Об образовании", Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа правового воспитания | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ СОШ №3
Н.С.Корниенко__________
Программа
школьного уполномоченного по защите прав ребенка
в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении
средней школы № 3 с.Богдановка Степновского района Ставропольского края
на 2015-2018 учебный год
В соответствии с Законом РФ "Об образовании", Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Среди проблем, связанных с повышением эффективности воспитания молодого поколения, важное место занимают вопросы формирования правового сознания и правовой культуры обучающихся. Данная тема является особенно актуальной в свете происходящих в последние десятилетия изменений:
- новые явления в общественно-политической, экономической жизни демократической России, идущей по пути рыночных отношений, сопровождаются значительным ростом многообразных правовых отношений, их усложнением;
- наблюдается криминализация российского общества;
- растёт молодежная преступность.
Оказавшись в различных правовых ситуациях, учащиеся неверно оценивают сложившиеся отношения с позиций права и, соответственно, выбирают неадекватный вариант поведения.
Цель программы правового воспитания:
- Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
- Снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних школы.
- Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Задачи:
- Вооружение обучающихся и их родителей правовыми знаниями.
- Формирование правового самосознания.
- Формирование активной жизненной позиции.
В нашей школе сложилась определённая система правового воспитания и обучения, которая носит комплексный дифференцированный характер.
В основу системы правового воспитания и обучения заложены следующие принципы:
- Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всего педагогического коллектива по правовому воспитанию.
- Принцип адресного подхода в формировании правосознания, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом всех категорий участников правового воспитания.
- Принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу участников в трансформации мировоззрения и ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Система правового воспитания общеобразовательного учреждения интегрирует несколько компонентов. Один из них — учебная деятельность. Формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогически отобранные из комплекса общественных наук. Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (об экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.). Все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.
Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. Работа с родителями (родительские собрания, взаимодействие с родительским комитетом, индивидуальная работа) — это одно из направлений системы правового воспитания. При организации работы с родителями обучающихся необходимо знать их социальный статус.
В системе правового воспитания важным компонентом является внеурочная деятельность (кружковая деятельность, организация месячников, акций и т. д.) где дети учатся решать проблемные ситуации не абстрактные, а конкретные, возникающие в их жизни. Мероприятия проводятся в тесном взаимодействии с внешними структурами.
Особое место в системе организации правового воспитания занимает работа с обучающимися "группы риска", с обучающимися с отклоняющимся (девиантным) поведением. При организации работы с ними необходимо исследовать особенности правосознания подростков в целом и отдельных групп, это способствует более эффективному осуществлению дифференцированного подхода к правовому воспитанию и обучению различных категорий обучающихся.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании, — один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются учителем по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся, занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференцированный подход облегчает деятельность учителя, т. к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка, а для определённой "категории"учащихся.
Важной задачей правовоспитания подростков с девиантным поведением можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц.
Планируя и организуя систему правового воспитания с учащимися "группы риска", следует помнить, что формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс. Один качественный уровень этого процесса — накопление (индивидами, общественными группами) правовых знаний, другой — превращение этой накопленной информации в личные убеждения.
Следовательно, процесс воспитания должен, прежде всего, обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых.
Организовывая работу с детьми "группы риска" необходимо помнить, что отказ от привычного асоциального поведения происходит не сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на протяжении которого учащийся проходит несколько этапов. На каждом из этапов учащемуся, меняющему своё поведение, требуется соответствующая информация и поддержка.
Зачастую совершая противоправные поступки, учащийся не задумывается о том, каковы последствия привычного поведения.
На 1-ом этапе работы необходимо привлечь внимание учащегося, привести к осознанию собственного риска (индивидуальные беседы, просмотр видеосюжетов, лекции и т. д.)
На 2-ом этапе — когда учащийся начинает задумываться, необходимо сообщить конкретную информацию — степень риска того или иного проступка и вместе с ним проанализировать "за"и "против"изменения привычного поведения (индивидуальная работа — диалог, обсуждение конкретных примеров из жизни и т. д.)
На 3-ем этапе — когда учащийся начинает действовать, отказаться от привычного поведения — необходимо обучить новым навыкам и техникам самоконтроля, поощрять успехи, помочь изменить привычную обстановку, избегать рискованных ситуаций.
Во многих школах хорошо налажена работа первых двух этапов, однако зачастую учащиеся без поддержки остаются на третьем этапе, в силу отсутствия квалифицированных специалистов социально-психологической службы, отсутствия родственников, способных оказать поддержку и помощь в силу отсутствия времени или знаний и навыков. Это является одной из проблем, которая влияет не лучшим образом на результативность проводимой работы и на что должны обратить внимание учителя. Знания есть, а навыки поведения не сформированы.
Важную роль в эффективности формирования правовой культуры и правосознания играет личность учителя. Система правового воспитания предусматривает организацию подготовки учителей, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания, обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами (проведение семинаров, организация МО классных руководителей и т. д.).
Для формирования у обучающихся правосознания и правовой культуры широко используются информационные технологии. Так как современные технологии, воплощенные в виртуальном пространстве и вне него, позволяют работать с информацией легче, быстрее и интересней, повышают качество правовой подготовки молодого поколения.
При работе с компьютерной информацией могут быть использованы различные методики. Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков, критического мышления, формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Он способствует обучению оптимальным приемам поиска информации, повышают общий информационно-культурный уровень учащихся. При этом преследуются следующие цели: систематизация и актуализация знаний по праву; реализация творческих способностей учащихся; использование новых технологий; подготовка учащихся к жизни в условиях становления информационного общества.
Основой педагогического инструментария процесса формирования ценностных ориентаций учащихся в условиях медиаобразования выступают интерактивные методы воспитания (словесно-эвристические методы, упражнения, дискуссии, "мозговой штурм", кейс-технологии, ролевые и деловые игры, анализ проблемных ситуаций, рефлексия).
Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у обучающихся являются: когнитивно-познавтельный, мотивационно-ориентировачный, поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания подростков. Построение процесса правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.
Однако следует отметить, эффективность организации любого педагогического процесса (особенно воспитательного) как открытой динамичной системы, функционирующей в конкретных природных, экономических, политических, производственных, культурных и других внешних условиях, зависит от учёта этих условий, их взаимосвязи и тенденции развития. Когда влияние окружающей среды идёт вразрез с внедряемыми педагогами ценностями, идеалами, принципами, педагогическое воздействие на личность, методически как будто правильно организованное, либо не приносит ожидаемых результатов, либо даже вызывает совершенно противоположную реакцию у воспитанников. Это следующая проблема, т. е. внешние условия, которые не всегда повышают правосознание учащихся и формируют правовую культуру (СМИ, которые рекламируют "красивую жизнь", постоянно говорят о коррумпированности правоохранительных органов, чиновников высших эшелонов власти и т. д.).
Усложняющим аспектом общественной жизни, способным привести к негативным последствиям, является возникновение огромного количества разнообразных демонстраций "успешных взрослых", которые далеки от эталонов для подражания.
Какие эталоны и образцы поведения предоставлены подростку? Это все материализованные объекты мира взрослых — спиртные напитки, сигареты, которые так активно рекламируются, это наличие определенного материального достатка (машины, телефоны, одежда определенного типа и так далее).
На ценностно-смысловые аспекты жизни подростка воздействие идет через развертку криминальной информации как наиболее востребованной обществом с экрана телевизора. Объем данной продукции достаточно динамичен, разнообразен, информативен, имеет налет запрета, а это вместе взятое и дает ту совокупность качеств, которая привлекает подростка, в его период поиска своего пространства во взрослом мире. Поэтому, не только образовательные учреждения, но и всё общество, в том числе и СМИ должны нести социальную ответственность за формирование личности.
Направление работы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма) |
2.Изучение— Закона РФ "Об образовании", - Закона Ставропольского края от 11 ноября 2010 года № 94 – КЗ «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства». | В течение | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка. |
Организация взаимодействия администрации школы с |
| В течение года | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка |
Работа с учащимися | Начальная школа:
| В течение года | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка Инспектор по охране прав детства Педагог-организатор Классные руководители |
Средняя школа:
| В течение года По необходимости | ||
"Трудные"подростки и «трудные» семьи :
| В течение года Сентябрь-октябрь В течение года | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка Инспектор по охране прав детства Педагог-организатор Классные руководители | |
Опекаемые дети:
| В течение года В течение года 2 раза в год | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка Инспектор по охране прав детства Педагог-организатор Классные руководители | |
Работа с родителями | Родительские собрания:
| Сентябрь Ноябрь Январь Март | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка Инспектор по охране прав детства Педагог-организатор Классные руководители |
Неблагополучные семьи и семьи, дети которых стоят на учете в КДН:
| В течение года | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка Инспектор по охране прав детства Педагог-организатор Классные руководители | |
Мониторинги, обследования |
| Сентябрь Ноябрь | Администрация школы Школьный уполномоченный по правам ребёнка Инспектор по охране прав детства Классные руководители |
Наглядная агитация |
| Октябрь Май Сентябрь Апрель Декабрь | Библиотекарь Инспектор по охране прав детства Преподаватель ИЗО Классные руководители |
Общее руководство и контроль за работой педагогического коллектива по правовым вопросам |
Темы:
| В течение года В течение года | Школьный уполномоченный по правам ребёнка Инспектор по охране прав детства |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
В течение года уполномоченный осуществляет:
1. Оказание методической помощи по подготовке классных часов по правовой тематике педагогическому коллективу.
2. Разбор жалоб участников образовательного процесса, беседы, консультирование.
3. Оформление информационного стенда «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса».
4. Участие в профилактических акциях.
5. Правовое просвещение учащихся, родителей, педагогов.
Ожидаемые результаты
- Организация и формирование нравственно-правовой культуры, направленной на гражданское становление личности ученика.
- Обеспечение реализации модели «Нравственно-правовая культура учащихся», прав и обязанностей каждого школьника, учителя, демократических свобод, социальных ролей в условиях школы и социума.
- Сформирование знаний, умений, действий и отношений, необходимых учащимся для овладения нравственно-правовой культурой.
- Снижение роста негативных явлений, вредных привычек, отсутствие правонарушений со стороны учащихся школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Программа правового воспитания в рамках клуба «Астрея»
Проблемы повышения правового сознания и правовой культуры школьников относятся к разряду актуальных, они существовали всегда и не возникли случайно, особенно в современном обществе, посколь...
Программа "Правовое воспитание несовершеннолетних"
Программа направлена на сохранение и развитие всех тех благ, которые ребенку дают право и образование, когда они не входят в противоречие не с их физическом здоровьем, ни с психологическим, ни с наруш...
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...
Авторская программа правового воспитания
Программа прававого воспитания создана как программа факультативного курса "Обучение правам человека". Сегодня материалы программы могут использоваться для разработки внеклассных мероприятий по формир...
Программа правового воспитания обучающихся
Программа правового воспитания расчитана на 2 года. Цель программы: воспитание у обучающихся уважения к закону, профилактика правонарушений, социализация обучающихся и прочее. Программа вк...