Программа правового воспитания "Подросток и закон"
методическая разработка по праву по теме
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
GOU_SOSh_no1234_CAO_Programma_pravovogo_vospitaniya_Podrostok_i_zakon.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
хЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
Программа правового воспитания
«Подросток и закон»
Государственного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1234
с углубленным изучением английского языка
ЦОУО ДО г. Москвы
Директор школы Волошко И.Г.
Зам. директора по ВР Чарнецкий С.Н.
Социальный педагог Апатьева Н.Н.
Москва - 2009
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1234
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГОУ СОШ №1234 Зам. директора НМЦ ЦОУО ДО
____________ / И.Г. Волошко/ _______________/П.В. Кузьмин/
«___»______________2009г. «____»________________2009г.
Авторская модульная программа
«Подросток и закон»
по правовому воспитанию школьников
ГОУ СОШ №1234.
Программа разработана в 2001году, модифицирована в 2009 году,
срок реализации 6 лет,
возраст обучающихся 7-17 лет
авторы программы:
Чарнецкий С.Н., учитель обществознания
и права, высшая квалификационная категория;
Апатьева Н.Н., социальный педагог,
вторая квалификационная категории
г. Москва – 2009
Паспорт программы правового воспитания
Наименование Программы | Программа правового воспитания «Подросток и закон» |
Основание для разработки |
|
Разработчики программы | Зам. директора по ВР Чарнецкий С.Н., социальный педагог Апатьева Н.Н. |
Цель Программы | Формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков. |
Задачи Программы | - формирование правовой грамотности подрастающего поколения, - воспитание правосознания подростков, - формирование правовой компетентности гражданина, - социализация личности школьника. |
Целевые группы | Учащиеся школы начальной, средне и старшей школы родители учащихся. |
Основные направления реализации программы | - совершенствование процесса правового воспитания; - развитие научно-теоретических и методических основ правового воспитания; - координация деятельности общественных организаций (объединений); - информационное обеспечение деятельности. |
Механизм реализации Программы | Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач, осуществляет контроль за использованием финансовых средств. |
Исполнители Программы | Администрация ГОУ СОШ №1234, Управляющий Совет, Совет спикеров, все участники образовательного процесса |
Сроки реализации Программы | 6 лет
|
Ожидаемые результаты реализации | Конечными результатами положительная динамика формирования правосознания учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся |
- Актуальность проблемы
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.
Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011 годы уделяет большое внимание воспитанию правовой культуры юных граждан, повышению правовой грамотности учащихся, что подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей интересам общества в целом, которая отражает содержательный компонент образования – воспитание законопослушного гражданина. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" ставит задачу перехода на практикоориентированное образование. Проект ФГОС второго поколения (основная школа) строится на деятельностном подходе, что означает, что процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта через деятельность. Данная программа правового воспитания реализует эти задачу в полном объеме, позволяя применять полученные знания на практике в нестандартных ситуациях.
Социальный паспорт ГОУ СОШ №1234.
В школе обучается 963 учащихся
Из них проживают:
- в микрорайоне 276 человек
- в Центральном округе – 362 человека
- в других округах – 316 человек
- в Подмосковье – 21 человек
- дети сотрудников посольств - 28 человек
Из многодетных семей – 91 человек
Малообеспеченные – 84 человека
Из неполных семей – 91 человек
Дети с потерей кормильца – 26 человек
Не живут с родителями – 3 человек
Подопечные – 4 человека
Дети – инвалиды – 2 человека
Нуждаются в помощи психолога – 47 человек
На внутришкольном учете – 3 человека
Таким образом, школа не является элитным учебным заведением, контингент учащихся различный по материальному, социальному положению семей, образовательному уровню родителей. Но в целом большинство учащихся из благополучных семей. В настоящее время никто не состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, на внутришкольном учете 3 человека.
В связи со своеобразием контингента учащихся большое внимание в школе уделяется профилактике молодежного экстремизма, воспитанию толерантности к различным национальностям и религиям. Большая помощь оказывается контингенту билингвалов с целью укрепления позиций русского языка. Особое внимание обращается на адаптационный период для иностранных граждан.
Школа №1234 относительно благополучная по меркам столичного образования в отношении подбора учеников: среди наших учащихся нет детей, оставшихся без опеки, не так много детей из неблагополучных семей. Однако именно в отношении детей «благополучных» порой встает проблема недостаточного внимания родителей к ребенку. Семьи, где оба родителя допоздна заняты на работе, отнюдь не редкость. Подчас именно те дети, которых по анкетным данным трудно причислить к «группе риска», особенно остро ощущают психологический дискомфорт, одиночество, неприкаянность. Ведь работающие родители, как правило, сводят свои воспитательные функции к минимуму: телефонная связь с ребенком в течение дня, контроль и проверка (часто не слишком систематичные) и, разумеется, материальное обеспечение потребностей растущего ребенка (как искупление чувства вины перед детьми, предоставленными весь день самим себе)
Именно эта группа детей и подростков зачастую не хочет уходить из школы домой, т. к. ему там просто нечего делать. И из-за избытка свободного времени, помноженного на недостаток родительского внимания, возникает благодатная почва для правонарушений, попадания подростка в различные криминальные ситуации, ведь в возрасте 12-15 лет не только нет осознанной ответственности за каждое свое деяние, но и одним из распространенных мотивов правонарушений становится «от скуки», «от нечего делать».
Задача школы в этой ситуации научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, а для начала – просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами.
Наш педагогический коллектив давно и планомерно решает эту задачу, давая учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.
С 2001 года школа ведет системную работу по правовому воспитанию и по профилактике правонарушений. Школа находится в центре города и учащиеся могут часто оказываться объектом правонарушений. Наша цель дать учащимся знания, как вести себя в подобных ситуациях.
- Нормативно-правовая основа программы
Реализуя программу правового воспитания учащихся, школа работает по государственной программе всероссийской воспитательной программе "Мой выбор", федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы, по комплексной городской целевой программе профилактики правонарушений борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006 - 2010 гг.;
3. Задачи школы и направления работы по правовому воспитанию.
3.1 Задачи школы по правовому воспитанию.
- формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность,
- целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры.
- формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям,
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
3.2 Основные направления системы правового воспитания
- работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога по правовому воспитанию,
- профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения,
- пропаганда здорового образа жизни,
- осуществление правового образования учащихся,
- индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете,
- правовое образование родительской общественности
- взаимодействие с органами системы профилактики ПДН ОВД, КДН, ОНМЦ, ЦОУО ДО,
- школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
- Структура и содержание деятельности
СИСТЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ШКОЛЫ № 1234 с углубленным изучением английского языка ЦАО
- Работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога
по правовому воспитанию.
В школе действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в четверть. На Совет по профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.
Социальным педагогом проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью классных руководителей, составляется социальный портрет каждого класса. Должность социального педагога в нашей школе относительно новая. Но уже можно сказать, что ее наличие помогает работе классных руководителей, способствует правовому воспитанию обучающихся, поддержанию дисциплины в школе, что влияет на учебу и помогает ученикам в трудных ситуациях.
В школе учатся дети различных социальных слоев общества. Ученики живут в разных районах.
К социальному педагогу обращаются ученики, учителя при возникновении между ними конфликтных ситуаций. Социальный педагог не наказывает и не выносит «приговор» ученикам, а пытается нормализовать возникшую ситуацию. Если ситуация требует, то социальный педагог связывается с родителями ученика и проводит соответствующую работу.
- Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
- Социальный педагог проводит индивидуально-воспитательную работу, беседы, работает совместно с психологом, классными руководителями по правовому воспитанию.
- Социальный педагог исследует реализацию программы «Каникулы» и занятость
детей групп риска.
- Социальный педагог проводит активную работу в Совете по профилактике
безнадзорности и правонарушений среди подростков, регулярно участвует в работе
КДН.
- Регулярно в школе проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения.
- Ежегодно в школе проводятся мониторинги: «Нужны ли учащимся правовые знания?», «Вредные привычки».
- Социальный педагог выявляет интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонения в поведении; определяет уровень социальной защищённости и адаптации к социальной среде; установливает связи и партнёрские отношения между семьёй и школой.
- Социальным педагогом школы проводится большая работа по профилактике неуспеваемости, правонарушений среди детей состоящих на внутри школьном учёте.
5.2 Научно-методическое обоснование преподавания права в средней и старшей школе
В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Ведь изменение социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни средней московской семьи, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, утрата ценностных морально-нравственных ориентиров повлекло за собой увеличение правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это приводит к лавинообразному увеличению форм саморазрушающего поведения. Таким образом, новые подходы к преподаванию права в школе – социальный заказ общества системе образования, т.е. макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности.
Учитывая необходимость обеспечения устойчивой системы функционирования профилактики правонарушений в Москве, соблюдения и защиты прав детей, школа в течение 8 лет проводит работу по реализации проекта Российского фонда правовых реформ “Правовое образование в школе”, который действует с июля 1997 года. Программа курса составлена в рамках реализации Федерального закона «Об основных направлениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. И нацелена на воспитание в подростках чувства собственного достоинства. Она также повышает правовую грамотность подрастающего поколения, позволяет получить общее представление о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях российских граждан, знать и понимать правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать, проявлять уважение к закону, к органам и лицам, охраняющим порядок. В целом программа направлена на первичную профилактику подростковой преступности и способствует снижению уровня преступности среди несовершеннолетних, формирует осознанную мотивацию их деятельности и осознанное отношение к совершаемым поступкам.
В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника.
Появление данного проекта вызвано пониманием возрастающей роли закона в условиях рыночной экономики и создания правового государства в Российской Федерации, соответственно необходимостью более широкого правового образования учащихся старших классов российских средних учебных общеобразовательных заведений.
Принципиальное отличие концепции проекта “Правовое образование в школе” состоит в том, что впервые право входит в школу не фрагментарно или в форме рассказов, а как полноценный общеобразовательный предмет.
Наша школа, специализируется на углубленном преподавании английского языка, многие выпускники поступают в гуманитарные, в том числе юридические ВУЗы, поэтому перед школой стоит задача дать подросткам глубокие знания права, позволяющие сдать им вступительные экзамены, как по праву, так и по обществознанию, модулем которого является право. Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.
Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.
Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия. Его цель – ввести учащихся общеобразовательных школ в правовое пространство Российской Федерации, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Школьники должны прийти к пониманию роли закона в современном обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.
Темой эксперимента является «Отработка содержания и методики преподавания курса права и правового воспитания в основной и старшей школе».
Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей
Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.
В старшей школе изучение права, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Изучение права в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Таким образом, изучение права является важнейшим компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе.
В результате, имея опыт работы по данному курсу, можем с уверенностью сказать, что данный курс оправдывает себя конкретностью, ведь учащиеся вместе с учителем изучают кодексы Российской федерации (об административных правонарушениях и уголовный, трудовой, семейный), решают на практикумах многочисленные казусы, посещают музей МВД и Икшанскую колонию для несовершеннолетних.
Система правового образования в школе №1234 рамках работы ГЭП
«Содержание и методика урочной и внеклассной работы правового образования в основной и старшей школе».
Мы пытаемся воспитывать у ребят осознание того, что личная «свобода кончается там, где начинается свобода другого» (И. Кант). Таким образом, наша целевая установка – социальная адаптация обучающихся к реальной общественной жизни.
С 2007 году в рамках правового образование в городе Москве проводится единый День правовых знаний по изучению Конвенции ООН о правах ребенка. Во всех классах школы проводятся уроки, посвященные этой теме.
Основы правовых знаний изучаются и на других предметах. В начальной школе основы правовых знаний учащиеся приобретают на уроках «Окружающего мира» и классных часах, на уроках ОБЖ учащиеся много говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.
5.3 Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
Спикерский совет существует в школе №1234 как орган школьного самоуправления уже 12 лет. Его структура и система вовлечения учащихся в работу по решению общешкольных проблем и задач достаточно хорошо отработаны и коррелируются с системой правового воспитания в школе и воспитательной работы в целом.
В работе Спикерского совета могут принимать учащиеся с 5 по 11 класс, в начальной школе шефский штаб активно помогает воспитателям ГПД и учителям в организации внеклассной воспитательной работы.
Каждый штаб привлекает к проведению конкретных акций и мероприятий множество учащихся, таким образом давая им осознать, что жизнь школы – государства в миниатюре – зависит от каждого из них. Это неоценимый опыт для воспитания гражданского самосознания учеников. Немаловажна также роль Спикерского Совета в профилактике правонарушений и зависимостей: создание образа положительного лидера, занятого полезным делом и именно за это уважаемого сверстниками, помогает учащимся осознать, что девиантное поведение – не единственный и не лучший способ завоевания популярности. Более того, именно учащиеся с задатками неформальных лидеров порой осознают, что общественная работа на благо школы и района – хороший путь самореализации.
Неоценима роль Спикерского совета и в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий. То, что организуется самими учащимися, как правило, вызывает у них больший энтузиазм, и именно школьное самоуправление поддерживает интерес учеников всех возрастов к внешкольным и внеклассным воспитательным мероприятиям.
Также важную роль в профилактике правонарушений играет работа штаба труда и порядка. Его деятельность по поддержанию общей и учебной дисциплины в школе, по соблюдению чистоты оценивается самими учащимися как очень важная и нужная. Старшеклассники, работающие в этом штабе, стараются воспитывать сознательность и ответственность у младших учащихся, в том числе и своим примером, и беседами, проведением рейдов-проверок и субботников.
Большую роль играет Спикерский Совет в проведении ролевых игр «Выборы в школьную Думу». Эта работа развивает знания учащихся по избирательному праву, способствует социальной активности подростков, способствует социализации подрастающего поколения. К тому же знания, полученные на уроках, имеют практическое применение.
5.4 Внешние связи школы по правовому образованию
В школе налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной милиции. Раз в неделю инспектор проводит консультации и беседы с учащимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.
Ежегодно учащиеся 5-6 классов участвуют в олимпиадах ЦАО по правилам дорожного движения, школу регулярно посещают с лекциями работники ГИББД.
Школьный психолог, который проводит работу с учениками по программе «Кораблик», совместно с ПДН №23.
Школа тесно сотрудничает с управой и муниципальным собранием района «Арбат». Глава управы и руководитель муниципального собрания регулярно встречаются с учащимися на круглых столах и уроках, посвященным органам местного самоуправления, учащиеся ежегодно работают над составлением проектов «Если бы я был главой управы», посещают Московскую Городскую и Государственную Думы РФ.
В 2007 году начато сотрудничество с редакцией «Юридический консультант».
Старшеклассники получили специальные выпуски для несовершеннолетних журнала «Вопрос юристу». Совместно с редакцией журнала готовятся дискуссия «Обязательные правила поведения. Соотношение прав и обязанностей».
Старшеклассники школы регулярно участвуют в окружных круглых столах дискуссионного клуба старшеклассников, которые проводятся в гимназии №1520: «Участвуем в выборах – делаем историю России», «Национальный вопрос в Российской Федерации», «Особенности молодежной культуры», «Роль религии в современной России», «Роль личности в истории».
Ученики школы посещают музей МВД, московской милиции, Икшанскую колонию для несовершеннолетних.
В течение 7 лет студенты IV курса юридического факультета МГОУ проходят педагогическую практику в школе, готовят тесты, проводят правовые консультации для старшеклассников.
В 2007 году учащиеся 7 классов школы присоединились к окружной программе «Соревнование классов, свободных от курения».
С 2007 года школа принимает участие в интернет олимпиаде «ООН и мы»; а также в ролевой игре «Молодежная модель ООН», где старшеклассники получают знания по международному праву, выступая на Генеральной Ассамблее, Совете безопасности, Экономическом и социальном совете, представляя позиции разных стран по обсуждаемым вопросам, как на русском, так и на английском языке. Ролевая игра проходит на базе МГИМО м Московской международной гимназии.
5.5 Правовое образование родительской общественности
Правое образование родительской общественностью носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.
Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом школы разрабатываются методики диагностирования и помощи учащимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.
Школа тесно сотрудничает с отделением милиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися и группы риска и стоящими на внутришкольном учете и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике антисоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Школьный психолог ведет работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье.
7. Основные мероприятия по реализации Программы
№№ п/п | Мероприятие | Ответственные |
1. | Составление социального паспорта школы | Социальный педагог |
2. | Еженедельные консультации инспектора по делам несовершеннолетних | Социальный педагог |
3. | Проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений (раз в месяц) | Зам. директора по ВР |
4. | Проведение профилактических правовых бесед инспектором по делам несовершеннолетних (ежемесячно) | Социальный педагог |
5. | Организация работы ученического самоуправления (Совета спикеров) | Зам. директора по ВР |
6. | Проведение ролевой игры «Выборы в Школьную Думу» | Зам. директора по ВР |
7. | Проведение диспута «Зачем нужны юридические нормы» | Зам. директора по ВР |
8. | Проведение школьных олимпиад по праву | Учителя права |
9. | Участие в окружных и городских олимпиадах по праву | Учителя права |
10. | Проведение Единого Дня правовых знаний | Учителя права |
11. | Участие в «Соревновании классов свободных от курения» | Вожатая |
12 | Участие в конкурсе творческих работ «Если бы я был главой управы» | Зам. директора по ВР |
13. | Участие в конкурсе социальной рекламы | Вожатая |
14. | Проведение круглого стола по национальному вопросу в РФ | Учителя права |
15. | Проведение консультаций по трудовому праву для несовершеннолетних | Учителя права |
16. | Участие в конкурсе детского рисунка «Я рисую улицу» | Преподаватель доп. образования |
17. | Проведение бесед по правилам дорожного движения инспектором ГИБДД | Зам. директора по ВР |
18. | Организация работы ГЭП «Научно-методические основы преподавания права в средней школе | Зам. директора по ЭР |
19. | Организация преподавания права на профильном уровне в старшей школе | Зам. директора по УВР |
20. | Организация элективных курсов по праву в старшей школе | Зам. директора по УВР |
21. | Организация работы правового лектория для родителей | Зам. директора по ВР |
22. | Проведение бесед по правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения | Классные руководители |
23. | Создание проектов по профилактике вредных привычек | Учителя информатики, ОБЖ |
24. | Участие в работе окружного дискуссионного клуба старшеклассников по правовым вопросам | Учителя права |
25. | Проведение Дней толерантности | Зам. директора по ВР |
26. | Участие в работе детской модели ООН | Зам. директора по ВР |
27. | Участие в интернет олимпиаде «ООН и Мы» | Учителя права |
- Результаты работы
- итогом сформированности правового сознания учащихся является отсутствие обучающихся ГОУ СОШ №1234 на учете КДН, ОВД;
- отсутствие обучающихся, длительное время не посещающих школу без уважительной причины,
- сдача учащимися экзамена по «Основам правовых знаний» в 9 классе как предмета по выбору,
- выбор учащимися предмета «Право» как элективного курса в профильных 10-х классах,
- победы учащихся на окружных и городских олимпиадах и конкурсах по праву,
- поступление выпускников школы в профильные юридические ВУЗы (МГИМО, МГЮА, МГУ).
8. Список литературы:
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об Образовании»
- Национальная доктрина образования в РФ
- Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;
- Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» -Учитель 2005;
- Волкова Г.Ю. "Правовое образование и воспитание учащихся";
- Карташова С.В., Бадиж Л.Ф. "Правовое воспитание учащихся (из опыта работы клуба "Юный правовед";
- Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс, 2007;
- Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов - Барнаул, 2004
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Программа по правовому воспитанию детей «Закон обо мне. Мне о Законе»
Дать общие понятия детям о из правах и обязанностях....
Правовой турнир "Знатоки закона"
Презентация для проведения игры по закреплению правовых знаний для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). в доступной форме происходит актуализация имеющи...
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»Координатор: педагог-организаторОрганизаторы: актив отряд «Юные гагаринцы»Воспитательная...
Программа правового воспитания «Подросток и закон»
соц.педагог...
Занятие по правовому воспитанию: "Незнание законов не освобождает от ответственности"
Ознакомление учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних в сфере гражданских правоотношений....
Правовое просвещение родителей (законных представителей) как форма разрешения педагогических конфликтов.
Методческие рекомендации...