Программа правового воспитания обучающихся
рабочая программа на тему
Программа правового воспитания расчитана на 2 года. Цель программы: воспитание у обучающихся уважения к закону, профилактика правонарушений, социализация обучающихся и прочее. Программа включает в себя 3 блока: работа с учащимися, мероприятия для педагогов и классных руководителей и работа с родителями обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pv_2017.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 1929 ЮАО г. Москвы
Адрес: г. Москва, улица Борисовские пруды д. 12, к.2
Телефон: 8(495) 341 – 59 – 96
Номинация
«Лучшая программа в области профилактики негативных проявлений среди обучающихся, способствующая развитию и воспитанию здорового поколения».
Директор ГБОУ Школа № 1929 Щербань Владимир Николаевич
Автор проекта: Никулина Любовь Александровна – социальный педагог
Паспорт программы
Программа по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения обучающихся.
Основание для разработки
Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, активно воздействую на образование. Они требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.
Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
Под правовым образованием мы понимаем систему воспитательных и обучающихся действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающиеся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; позитивного опыта деятельности в социально – правовой сфере.
Разработчики программы
социальный педагог ГБОУ Школа № 1929: Никулина Любовь Александровна
Срок реализации программы - 2 года.
Цель: широкое распространение правовых знаний среди участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов, профилактика негативных проявлений среди обучающихся.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся с правами и обязанностями несовершеннолетних;
2. Способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей;
3. Воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости;
4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
формирование законопослушного поведения и основ толерантности;
5. Воспитание здорового образа жизни среди обучающихся;
6. Развитие правового самосознания;
7. Воспитание чувства ответственности за свои поступки;
Целевые группы: участники образовательного процесса: учащиеся (с 1 до 11 класс), особое внимание детям группы риска, родители, педагоги.
Концепция деятельности:
Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нём отражается личностно - деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведёт к манипулированию личностью.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.
Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания. Этим критериям в определённой степени соответствует деятельностный подход к изучению права.
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения.
На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширению позитивного социокультурного опыта школьников.
Содержание программы
Актуальность проблемы
Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, сложна и многообразна, поэтому изучение закона необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания по праву, легче сможет ориентироваться в социуме и будет подготовлен к осознанному употреблению этих знаний на практике.
Система образования всё ближе подходит к осознанию значимости и ответственности своего вклада в создание гражданского общества. Школа вынуждена решать непривычные для неё задачи: учителя, дети, родители должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе.
Образование является неотъемлемой частью культуры. Именно с помощью образования старшее поколение передаёт младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему дальше развиваться. С этой точки зрения, школа – один из активных и масштабных образовательных институтов.
Необходимо отметить, что не всегда общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, но и сама школа может предложить обществу новый опыт социального взаимодействия. По мнению Л.С. Выготского, «образование ведёт за собой развитие общества».
К сожалению, понятие «права человека» пока остаётся чуждым и непонятным большинству населения. Оно не осознаётся как ценность и как повседневная необходимость. Ещё более непонятным выглядит понятие «права ребёнка».
Научно – методическое обоснование
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большое значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они всё равно оказываются в гуще политической жизни страны. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформулировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. А если говорить о новом федеральном государственном образовательном стандарте, то школа ведет ребенка путем – от ученика знающего к ученику умеющему.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения и именно этот метод лег в основу данной программы. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, способами деятельности.
Нормативно – правовая основа программы
1 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3. Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
5.«Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)(вступила в силу для СССР 15.09.1990).
6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
7. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля 2016 г.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями на 3, 6 июля 2016 г.).
9. Закон г. Москвы от 19.03.2008 г. № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве».
Структура содержания деятельности.
Программа состоит из серии внеклассных мероприятий: интерактивных классных часов, деловых игр, правовые игры, ролевые игры, викторины. Программа разработана для работы с учащимися с 1 по 11 класс (1-4, 5 – 9 , 10 – 11 классы), работа с родителями, работа с педагогами.
Начальная школа 1 – 4 классы
Кажется, что пока ребёнок маленький, и беды у него маленькие. Но ребёнок растёт, с ним растёт его груз проблем радом из детства. Ему трудно адаптироваться среди сверстников. Тогда он выбирает пути наименьшего сопротивления и пытается быть как все – теряет личную позицию и идёт за большинством. Зачастую приходиться наблюдать как младшие школьники, которые только что переступили порог образовательного учреждения, нарушают права друг друга и даже совершают правонарушения. Но самое главное, взрослым, которые отвечают за ребёнка не быть к данному вопросу безразличным и обязательно уделить время и своё внимание разрешению конфликтной ситуации между ребятами.
Говоря о младшем школьнике важно помнить о тех противоречиях, которые лежат в основе его развития и обучения. С одной стороны первоклассник хочет многое знать и многому научиться. С другой стороны не сформирован социальный мотив учения. И если не учитывать эти особенности в обучении и воспитании, то ребёнок потеряет желание получать знания. Процесс получения младшим школьником правовых знаний должен быть увлекателен и оставлять только положительные эмоции и ребёнок должен быть активным участником всего действия в любом мероприятии, посвящённом правовому воспитанию.
Основными задачами правового воспитания на данном этапе являются:
- дать детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме;
- дать учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека;
- Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка»;
- способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;
- воспитание адекватной самооценки;
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание уважительного отношения учащихся друг к другу.
мероприятие | Цели и задачи | оборудование |
1.«Наши правила просты!» | Познакомить учащихся с правилами поведения в школе, правилами общения друг с другом, разработать правила класса. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка. |
2.«Что такое хорошо? Что такое плохо?» | Дать учащимся первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка. |
3. «Что такое право и правоведение?» (информационное занятие) | Дать детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме. | Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления. |
4.«Путешествие в страну прав» (интерактивный классный час) | Познакомить детей с системой правоохранительных органов | Музыкальные зарисовки, элементы костюмов для героев представления. |
5. «Знакомьтесь, мадам Декларация!» (классный час) | Дать учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека | Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления |
6. «На приёме у госпожи Конвенции» (инсценированный классный час по статьям Конвенции о правах ребёнка) | Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка» | Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления |
7. «Где мои родители?» (инсценировано – информационное занятие по ст.9 «Конвенции о правах ребёнка») | Познакомить детей со ст.9 «Конвенции о правах ребёнка» | Музыкальные зарисовки, костюмы для сказочных героев |
8. «Наш досуг – наше право» | Познакомить детей со ст.31 «Конвенции о правах ребёнка» | Музыкальные зарисовки, элементы костюмов для героев сказок. |
9. «Где работать мне тогда, чем заниматься?» (информационно – познавательное занятие) | Познакомить учащихся их правом на самовыражение и с их правом на защиту от эксплуатации со ст.32 «Конвенции о правах ребёнка», Первичная профориентация. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка. |
10. «Берегите Землю» (урок экологической этики) | Цель: способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся, воспитанию человека – гражданина, хозяина родной земли, учить познавать окружающий мир, любить и беречь природу. | Плакаты, рисунки, названия полянок |
11. «Правовая Ассамблея сказочных героев» (внеклассное мероприятие) | Цель: закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека, развивать умение работать в группах | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка. |
12. «Путешествие в страну правоведию» викторина | Цель: закрепление знаний учащихся по праву | Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления, компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка. |
5 – 9 классы.
Одним из важных видов деятельности подростков является общение, и научить этому навыку очень важно. Главное – дать возможность ребёнку высказаться, что бы его услышали и также, чтобы он научился слышать. Такую задачу решать можно через такие мероприятия как: интерактивные классные часы, классные часы с элементами тренинга, семинары, круглые столы, где каждый может поделиться своим мнением и вносить какие – либо предложения, а так же обязательно чему – то научится. На данном этапе важно выявить творческий потенциал ребят и направить его в нудное русло, что зависит уже от взрослого, организующего мероприятие.
На данном этапе реализуем следующие задачи:
- Профилактика правонарушений среди подростков
- Формирование здорового образа жизни
- Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка
- формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.
- Формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою жизненную позицию
- Воспитание нравственности и развитие творческого интереса к самим себе и окружающим людям
- Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию
- стимулировать творческую активность учащихся.
Мероприятие | Цели, задачи | оборудование |
1. «Ваши права и ваши обязанности» (классный час) | Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка. |
2. «Права детей» (игра – путешествие) | Формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою жизненную позицию; обучение подростков основам юридических знаний. | Костюмы для героев «сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
3. «Что в имени тебе моём?» классный час | Воспитание нравственности и развитие творческого интереса к самим себе и окружающим людям; развитие умения работать с документами на основе изучения статей Конвенции о правах ребёнка ООН, Семейного кодекса РФ и навыков самостоятельного поиска дополнительного материала. | Разноцветные сердечки из картона. |
4. «Сказка ложь, да в ней намёк» | Ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; научить применять их в жизни. | На доске находится табло с подсчёта очков в форме нарисованных жердочек, на которые крепятся яркие флажки – выигрыши. Внизу располагаются сказочные герои (мягкие или деревянные игрушки) |
5. «Что такое хулиганство?» (правовая игра) | Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; ознакомить с одним из институтов общества; стимулировать творческую активность учащихся. | Костюм для судьи (мантия и шапочка); классный журнал. |
6. «Будь здоровым и успешным!» классный час. | Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности и общества; воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к самосовершенствованию и борьбе против негативных явлений. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска. |
7. «Тайна едкого дыма» | Формирование у учащихся интереса к здоровому образу жизни. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка, призы. |
8. «В гостях у Шерлока Холмса» (театрализованная игра) | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у учащихся правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения к окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, элементы костюмов героев, призы, конфеты. |
9.«Радужный камень» (развивающее психологическое занятие) | Помочь детям осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близкими людьми и кого считают чужими; предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются ка чужие. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка. |
10.«Толерантность и мы» классный час | Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки. Эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков. | Репродукции картин, передающих различное эмоциональное состояние. |
Квест «Формула здоровья» | Воспитание здорового образа жизни, умение работать в команде, развитие лидерских качеств. | Обручи, скакалки, карточки с заданиями, призы. |
10 – 11 классы
Сегодня молодые люди и девушки, ученики 10 – 11 классов находятся в постоянном состоянии стресса: выбор будущей профессии, сдача выпускных экзаменов, прохождение курсов в высших учебных заведениях, и д.т. всё это огромная психологическая и эмоциальная нагрузка на личность и требуется умение грамотно распределить своё время. Во многих жизненных ситуациях необходимо самому отстаивать свои права, принимать серьёзные решения.
На данном этапе можно выделить следующие задачи:
- Развивать интерес к нравственно – правовым вопросам; способствовать формированию правовой культуры
- Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью; формирование негативного отношения к употреблению ПАВ
- закрепление знаний по праву, через решение практических задач.
- Моделирование учениками образов собственного поведения в юридически значимых ситуациях; дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения
- воспитание толерантного поведения.
мероприятие | Цели, задачи | Оборудование |
1. «Хочу спросить!» ролевая игра | Развивать интерес к нравственно – правовым вопросам; способствовать формированию правовой культуры | Конвенция о правах ребёнка, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Декларация прав человека, конституция РФ. |
2. «Поверь в себя!» (классный час с элементами тренинга) | Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью; формирование негативного отношения к употреблению ПАВ; развитие интеллектуальных способностей подростков; обучение навыкам совместной работы. | Карточки с названиями станций, карточки с вопросами и ответами на них |
3. «Я и моя будущая профессия» | Помощь в профессиональном самоопределении личности, знакомство учащихся с миром профессий и их видами. | Чистые листы бумаги, канцтовары |
«Права несовершен нолетнего сотрудника» | Формирование правовых представлений у учащихся о правах и обязанностей несовершеннолетнего сотрудника, дать понятие «трудовой договор», «работодатель», познакомить учащихся с основными понятиями трудового права. | Компьютер (ноутбук), проектор, доска, трудовой кодекс РФ. |
4. Игра «Турнир знатоков права» | закрепление знаний по праву, через решение практических задач. | Карточки с заданиями. |
6. ролевая игра «Мы будущие избиратели» | Показать смысл политических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования | Бюллетени голосования, протокол голосования |
7. классный час «Кто ты в 21 веке?» | Сформировать жизненную позицию человека; ответить на извечные проблемы: что есть добро и зло? | Компьютер (ноутбук), проектор, доска. |
8. Нравственно – правовой вечер «Услышим друг друга» | Формировать законопослушное поведение; развивать нравственное самосознание у подростков; показать связь общественных законов с библейскими заповедями и прийти к пониманию того, что осознание дурного поступка – постоянный процесс работы над собой. | Анкета для учащихся (проводится до проведения мероприятия) |
Работа с учащимися,
находящимися в социально – опасном положении
«Трудный ребенок», значит нам взрослым с ним трудно, он не слушается, не выполняет наши требования, грубит, его поведение выходит за рамки дозволенного, и мы часто не знаем чего от него ожидать, и как будто заранее ждем от него только плохого, но ему самому с собой трудно. Причин такого поведения ребенка бывает много, из них можно отметить отсутствие авторитета взрослого, отсутствие контроля со стороны родителей, а «бесконтрольный» ребенок - всегда несчастный ребенок. Он привык к порицанию, отрицательной оценке его поступков окружающими, на нем ярлык «совсем пропащий». Но наша задача ему помочь.
Наша программа работы с детьми группы риска создана именно с этой целью.
Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
Медико-биологические: (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутритробного развития).
Социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей; неприспособленность к жизни в обществе).
Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми).
Педагогические (несоответствие содержания программ общеобразовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;
Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств.
Дети из неблагополучных, асоциальных семей.
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Социально - педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
Социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально – групповой работы и обеспечение условий их реализации.
Цель и задачи:
•Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
•Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска».
•Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.
•Формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей.
Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности).
Диагностика | |
Специально- | Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) |
Социально- | Формирование социального паспорта школы, класса |
Медико- | Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка) |
Учебно- | Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников) |
Организационно- | Определение интересов школьников |
Консультирование детей, родителей, педагогов | |
Специально- | Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска |
Социально- | Лекторий для родителей школьников разных категорий. Правовое консультирование детей и родителей |
Медико- | Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, с целью своевременного выявления факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников |
Учебно- | Научно-методическое сопровождение труда учителя |
Организационно-воспитательное | Консультирование детей по вопросам школьного самоуправления, индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города |
Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы | |
Социально- | Организация экономической поддержки ребенка из фонда «Всеобуч» |
Медико- | Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий |
Учебно-методическое | Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания) |
Организационно- | Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования |
Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности | |
Специально- | Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни |
Социально- | Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы) |
Медико-социальное | Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для поддержания здоровья детей |
Учебно- | Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов |
Организационно- | Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни |
Содержание работы с детьми группы риска.
Работа с детьми группы риска состоит из следующих блоков:
мероприятие | сроки проведения | Ответственные | |
| |||
1. | Организация работы Совета профилактики: уточнение состава Совета профилактики на учебный год приказом директора образовательного учреждения. Утверждение положения о Совете профилактики. Утверждение плана работы Совета на учебный год. | август сентября | Администрация школы, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог |
2. | Сверка информации в ОДН ОМВД по району «Братеево» по учащимся и семьям, состоящим на профилактическом учёте на начало учебного года. | ежеквартально | Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД России по району «Братеево» |
3. | Оформление документации по учащимся и семьям, состоящим на учёте в ОДН ОМВД по району «Братеево», внутришкольном учёте и КДН и ЗП района. Составление индивидуального плана работы с этими учащимися. | еженедельно | Социальный педагог, педагог – психолог, ОДН ОМВД России по району «Братеево», классные руководители |
4. | Составление социального паспорта образовательного учреждения | сентябрь | Социальный педагог, классные руководители |
5. | Комплектование блока дополнительного образования с привлечением учащихся, находящихся в социально опасном положении | сентябрь | Педагоги дополнительного образования, классные руководители, социальный педагог, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог |
6. | Сбор информации о месте учёбы (работы) выпускников 9 классов, состоящих ранее на учёте. | май сентябрь | Социальный педагог, классные руководители |
7. | Контроль за посещаемостью учащихся, переведённых в другие образовательные учреждения через комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. | Социальный педагог, классные руководители | |
2. Выявление учащихся, находящихся в социально-опасном положении | |||
1. | Собеседование администрации школы, классных руководителей, социального педагога для выявления учащихся, находящихся в социально-опасном положении. Подведение итогов работы на административном совещании. | сентябрь | Администрация школы, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог |
2. | Подготовка социального паспорта школы и каждого класса по итогам совещания и индивидуальной работы с классными руководителями. | Социальный педагог, классные руководители | |
3. | Оказание необходимой помощи учащимся, находящихся в социально-опасном положении и их семьям с привлечением ОДН ОМВД, КДН и ЗП, ЦСО «Братеево». | в течение года | Социальный педагог, классные руководители |
| |||
1. | Проведение индивидуальных бесед с приглашением школьного инспектора, представителей комиссии по делам несовершеннолетних при ОМВД «Братеево», врачей наркологов, Центра социального обслуживания «Братеево». | в течение года | Социальный педагог, классные руководители |
2. | Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей, находящихся в социально опасном положении, детей из семей, находящихся в социально опасном положении. | еженедельно | Социальный педагог, классные руководители |
3. | Привлечение учащихся, состоящих на разных видах учета к участию в тематических профилактических мероприятиях. | в течение года | Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД, классные руководители |
4. | Составление акта проверки жилищно – бытовых условий учащихся, находящихся в социально опасном положении. | в течение года при необходимости | Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД |
5. | Профилактические информационные встречи с родителями. | в течение года | социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД |
6. | Проведение психолого – педагогических консультаций для родителей социально – неадаптивных детей. | в течение года | Социальный педагог, педагог – психолог, школьный инспектор, зам. директора по УВР |
7. | Индивидуальные встречи с родителями | еженедельно | Социальный педагог, школьный инспектор, зам. директора по УВР |
8. | Совместная работа с классными руководителями: составление характеристики, составление плана работы с учащимся и его осуществление, занятость учащихся в системе дополнительного образования. | еженедельно | Классные руководители, социальный педагог |
9. | Индивидуальные консультации для классных руководителей с работниками КДН и ЗП, школьным инспектором | в течение года | Классные руководители, работники КДН и ЗП, инспектор ОДН ОМВД |
Содержание работы с родителями учащихся
Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.
Таким образом, Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г. вобрали в себя основные положения об охране жизни и здоровья детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии с этими всемирными документами находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребёнка. Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Семья находится под защитой государства, которое проявляет заботу о ней путём создания и развития сети образовательных учреждений, выплаты пособий по случаю рождения ребёнка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, оказание помощи в воспитании и медицинском обслуживании, а так же путём предоставления других видов пособий и помощи семье.
Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ, принятой в 1993г., и законе «Об образовании». Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Одним из основных принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление отцу и матери равных прав и обязанностей в воспитании своих детей. Этот принцип обеспечивает наилучшие условия для соблюдения интересов детей, гарантирует защиту от проявления родительского эгоизма, служит базой для объективных, разумных решений.
В работе с семьёй мы ставим следующие задачи:
1. Выявление уровня осведомлённости родителей учащихся в правовых вопросах;
2. Правовое просвещение родителей учащихся;
3. Организация психолого – педагогической помощи родителям в воспитании и обучении обучающихся;
4. Снижение правонарушений среди обучающихся;
5. Своевременное выявление родителей, не выполняющих своих обязанностей.
мероприятия | сроки | ответственные |
Родительские собрания по классам: «Возрастные особенности детей данного возраста», Встреча «Учитель – родитель», «Правовая ответственность несовершеннолетних», «Как не допустить беды» (профилактика употребления психоактивных и психотропных веществ), «Если ребенок курит?» | Сентябрь Ноябрь Февраль | Социальный педагог, классные руководители, администрация школы |
Уточнение информации по семьям, находящимся в социально опасном положении в ОДН ОМВД по району «Братеево». Составление индивидуального плана работы с этими семьями. | ежемесячно | Социальный педагог, классные руководители |
Составление акта проверки жилищно – бытовых условий учащихся, находящихся под опекой. | в течение года | Социальный педагог, классный руководитель |
Проведение консультаций для родителей социально – неадаптивных детей. | в течение года | Администрация школы, социальный педагог, классные руководители |
Проведение родительских лекториев на темы, связанные с ответственностью за нарушение Уголовного кодекса РФ несовершеннолетними, просмотр видеофильмов, презентаций, детских творческих работ на правовую тему. | в течение года | Администрация школы, социальный педагог, классные руководители |
Индивидуальные встречи с родителями | в течение года | Администрация школы, социальный педагог, классные руководители, инспектор ОДН ОМВД |
Встречи родителей учащихся с работниками системы профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений и наркомании: инспектор, наркологического диспансера ЮАО, работниками ГППЦ ДО г. Москвы. | в течение года | Администрация школы, социальный педагог, классные руководители |
Проведение анкетирования с родителями учащихся с целью выявления их мнения по вопросам профилактики негативных проявлений среди обучающихся. | в начале и конце года | Администрация школы, социальный педагог, классные руководители |
Оказание психолого – педагогической поддержки семьям с детьми с ограниченными возможностями. | в течение года | Социальный педагог, школьный психолог |
Работа с семьями,
находящихся в трудном социальном положении
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья обеспечивать основные, базовые потребности ребёнка.
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребёнка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. Конкретное содержание работы социально – педагогической работы с семьёй в каждом отдельном случае обусловлено типом её неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Социально – педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребёнка и защиту его базовых прав – права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.
При работе с неблагополучной семьёй необходимо решить
следующие задачи:
- Своевременное выявление неблагополучных семей;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Помощь в организации досуга и каникулярного времени детей из таких семей;
- Оказание психолого – педагогической поддержки родителям;
- Профилактика жестокого обращения с детьми в семье;
- Помощь родителям в трудоустройстве.
мероприятия | сроки | Ответственные |
Уточнение информации по семьям, находящимся в социально опасном положении в ОДН ОМВД по району «Братеево». Составление индивидуального плана работы с этими семьями. | ежемесячно | Социальный педагог, классные руководители, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся |
Составление акта проверки жилищно – бытовых условий семей, находящихся в социально опасном положении. | ежеквартально | Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД |
Организация совместной работы образовательного учреждения и учреждений системы профилактики (КДН и ЗП, ОДН ОМВД по району Братеево, центр социального обслуживания района Братеево:
| постоянно | Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей. | в течение года | Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся |
Организация досуга обучащихся из семей, находящихся в трудном социальном положении. | в начале учебного года | Классный руководитель, социальный педагог |
Индивидуальные встречи с родителями с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей. | еженедельно | Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся |
Работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения
Сегодня любое образовательное учреждение заинтересовано в грамотном специалисте, талантливом учителе, особенно в условиях введения профессионального стандарта педагога. Россия стала правовым государством и любому гражданину необходимо ориентироваться в правовых вопросах с целью восстановления своих утраченных прав. Педагогическим работникам крайне важно ориентироваться в законодательстве касающегося российской системы образования с тем, чтобы во время оказать помощь учащемуся и его семье, а так же эффективно проводить работу с детьми по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений и профилактики употребления психоактивных и токсических веществ среди обучающихся. А так же грамотно проводить профилактическую работу с родителями учащихся.
В этом разделе важно решить следующие задачи:
- Знакомство педагогического коллектива с нормативными актами, положениями, приказами
- Профилактика нарушения прав учащихся педагогическим составом образовательнного учреждения.
- Систематизация совместной работы педагогов школы и социального педагога учащимися, состоящими на учёте в ОДН ОМВД, КДН и ЗП, внутришкольном учёте.
- Совершенствование работы образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди учащихся, работы по правовому воспитанию обучающихся и их родителей.
мероприятия | Срок | Ответственные |
Работа с классными руководителями:
| В течение года постоянно | Ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог,классные руководители |
Совместная работа с семьями обучающихся:
| постоянно | Социальный педагог, классные руководители |
Совместная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле: характеристика ученика, планирование работы с учащимся, рекомендации психолога, занятость, беседы с родителями, составление акта обследования жилищно – бытовых условий ученика. | в течение года постоянно | Ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог, классные руководители |
Выступление на педагогическом совете по вопросам профилактики негативных проявлений среди обучающихся. | в течение года | Ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог |
Ознакомление педагогических работников с новыми правовыми актами в рамках профилактики негативных проявлений среди обучающихся. | в течение года | Администрация образовательной организации, социальный педагог |
- «Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы конспекты занятий» составитель О.В. Летнёва
- Л.Г. Ивлиева «Внеклассные мероприятия по гражданско – правовому воспитанию школьников» под редакцией Паршиной В.Г. – М: АРКТИ, 2006г
- Е.А. Гальцова «Изучаем свои права 1 – 4 внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках» . – Волгоград 2007г.
- В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5 – 11 классы». – М., «Вако» 2006г.
- «Правовое образование в школе» - сборник методических материалов (Из опыта работы Московской городской экспериментальной площадки «Научно - методические основы преподавания курса «Право» в основной школе»). – М.: Центр «Школьная книга», 2008г.
- Шишлова Т.А. «Диагностика психолого – социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
- В.В. Гордеева «Правовое воспитание в школе 9 – 11 классы: разработки организационно – деятельностных игр» - Волгоград : Учитель, 2007
- Мавлютова Е.А. «Основы правовых знаний 8 – 11 классы. Интерактивные методы преподавания права» . – Волгоград: Учитель, 2009
- «Методика и технологии работы социального педагога» под редакцией М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, М, - «Академия» 2002г.
- Р.В. Овчарова «Справочник социальго педагога» М, - ТЦ «Сфера» 2002г.
- Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога» М, - «Вако», 2005 г.
- Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. «Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении» М., - МИОО, 2004г.
- «Методика работы социального педагога», составитель Г.С. Семёнов, М., - «школьная пресса», 2006г.
- С.В. Бусурин 2 Право и ответственность», М., - 2002г.
- Е. Шабельник, Е. Каширцева «Права на всякий случай» М., - «Вита – пресс», 1995г.
- А.С. Макаренко «Книга для родителей». М., «Педагогика». 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Правовое воспитание обучающихся
Автор раскрывает цели и задачи правового воспитания обучающихся во внеклассной деятельности. Называет различные формы работы во внеурочное время....
Гражданско-правовое воспитание обучающихся
Гражданско-правовое воспитание обучающихся (выступление на педсовете)...
«Правовое воспитание обучающихся в школе-интернате I и II вида».
Тема: «Правовое воспитание обучающихся в школе-интернате I и II вида». Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, ...
Организация правового воспитания обучающихся с ОВЗ
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки граж...
Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»
Мастер-класс «Применение игровых форм в профилактике девиантного поведения при реализации персонифицированного подхода»...