Программа правового воспитания обучающихся
рабочая программа на тему

Никулина Любовь Александровна

Программа правового воспитания расчитана на 2 года. Цель  программы: воспитание у обучающихся уважения  к закону, профилактика правонарушений, социализация обучающихся и прочее. Программа включает  в себя 3 блока: работа с учащимися, мероприятия для педагогов и классных руководителей и работа  с родителями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pv_2017.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная  школа № 1929 ЮАО г. Москвы

Адрес: г. Москва, улица Борисовские пруды д. 12, к.2

Телефон: 8(495) 341 – 59 – 96

Номинация

«Лучшая программа в области профилактики негативных проявлений среди обучающихся, способствующая развитию и воспитанию здорового поколения».

        

                         

                       

                                                    

http://www.sch1929.edusite.ru/images/nazagolovok.jpg   

Директор ГБОУ Школа № 1929               Щербань Владимир Николаевич

Автор проекта:  Никулина Любовь Александровна – социальный педагог

Паспорт программы

Программа по правовому воспитанию  и  формированию  законопослушного поведения обучающихся.

Основание для разработки

                Изменения,  происходящие  в нашей  стране и  в  мире,  активно  воздействую  на образование. Они требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные  требования  общества, ставят  его перед необходимостью пересмотра традиционных целей и  ориентиров.

               Являясь одним из основных институтов социализации  личности, школа играет  особую  роль в  процессе правовой  социализации,  целенаправленно формируя полноценного  члена  общества,  способного ориентироваться в  правовой среде и действовать с полным  осознанием  ответственности  за свои решения и действия.

                Под  правовым  образованием мы  понимаем систему воспитательных  и  обучающихся  действий, направленных на формирование у  обучающихся  уважения  к праву; собственных установок и  представлений, опирающиеся  на современные правовые  ценности общества; правовой  культуры, основанной  на  фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных  для  защиты  прав, свобод  и  интересов  личности; позитивного  опыта  деятельности в социально – правовой  сфере.

Разработчики программы

социальный педагог ГБОУ Школа № 1929:  Никулина Любовь Александровна

 

Срок  реализации  программы  - 2 года.

   Цель: широкое распространение правовых знаний среди участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов,  профилактика  негативных проявлений  среди обучающихся.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся   с  правами  и   обязанностями несовершеннолетних;

2. Способствовать формированию  у подростков  правовой культуры, общечеловеческих ценностей;

3. Воспитание  уважения   к правам и свободам  личности, чувства собственного достоинства, справедливости;

4.  Профилактика  безнадзорности и  правонарушений   несовершеннолетних,

формирование законопослушного поведения  и  основ толерантности;

5. Воспитание здорового образа жизни среди обучающихся;

6.  Развитие правового самосознания;

7.  Воспитание чувства ответственности за свои поступки;

      Целевые группы:  участники образовательного процесса: учащиеся  (с 1 до 11 класс), особое внимание детям группы риска, родители, педагоги.

Концепция деятельности:

                 Воспитательный  процесс  в  школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка  из одного состояния в другое, и с позиций   психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение.

          С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нём отражается личностно - деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведёт к манипулированию личностью.

         Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника.      

         Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

          В школьном правовом воспитании необходима такая  педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала  закономерности формирования  правового сознания. Этим  критериям в определённой степени соответствует деятельностный  подход к изучению права.

         Важнейшее значение в реализации  задач  воспитания  в образовательном процессе  имеет эффективное использование  новейших педагогических технологий, обеспечивающих  проявление школьником собственной  нравственной, гражданской позиции, расширение его  социального опыта  в результате  проигрывания  различных социальных ролей  в  процессе обучения.

 На сегодняшний день наиболее актуальны  игровые методики  и  технологии, обеспечивающие расширению позитивного социокультурного опыта  школьников.                                                                                                                                                                                                                                                  

Содержание программы

Актуальность  проблемы

            Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша  жизнь, особенно в нынешний период, сложна и многообразна, поэтому  изучение закона  необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания по праву,  легче сможет ориентироваться  в социуме и будет подготовлен  к  осознанному  употреблению этих знаний на практике.

           Система образования всё ближе подходит к  осознанию значимости  и ответственности  своего  вклада в создание  гражданского общества. Школа вынуждена решать непривычные для неё задачи: учителя, дети, родители  должны почти одновременно и совместно знакомиться  с  ценностями  демократического правового государства  и общества, осознавать эти ценности  и  накапливать опыт  взаимодействия на их основе.

           Образование является неотъемлемой частью культуры. Именно  с помощью образования  старшее поколение  передаёт  младшему опыт  и знания,  которые сохраняют  целостность  общества и  позволяют  ему  дальше развиваться. С этой точки зрения, школа – один   из  активных  и  масштабных  образовательных  институтов.

           Необходимо отметить, что  не всегда  общество  с помощью   образования  транслирует  молодому поколению новые традиции, но и сама школа может предложить обществу новый опыт  социального взаимодействия. По  мнению  Л.С. Выготского, «образование ведёт за  собой  развитие общества».

          К  сожалению, понятие «права человека» пока остаётся чуждым и непонятным   большинству населения. Оно  не осознаётся как ценность  и  как  повседневная необходимость. Ещё  более непонятным  выглядит  понятие «права ребёнка».      

         

Научно – методическое обоснование

            Современная история  России  показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием  становления полноценного гражданского общества  и  демократического правового государства. В связи  с  этим  всё большое  значение  приобретает  уровень  политической  культуры. Культуре демократии нужно учить с детства.  Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.  Часто после окончания школы обнаруживается  полная  правовая безграмотность  подростков.  И хотя школьники в силу своих возрастных ограничений  и других объективных причин  не могут  быть включены  в  реальные  политические процессы, они всё равно оказываются в гуще  политической жизни страны. Задача общества и государства заключается в том, чтобы  сформулировать и  закрепить все  необходимые навыки  правовой и  демократической культуры  у молодого поколения. А если говорить о новом федеральном  государственном образовательном  стандарте, то школа ведет  ребенка путем – от  ученика  знающего к  ученику  умеющему.

          Многие методические инновации связаны  сегодня с  применением интерактивных методов  обучения и именно этот метод лег в основу данной программы. Интерактивный – означает  способность взаимодействовать или находится  в режиме беседы, диалога. Совместная деятельность учащихся в  процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный  вклад, идет  обмен знаниями,  способами деятельности.

Нормативно – правовая   основа программы

1 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. Письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».

4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

5.«Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)(вступила в силу для СССР 15.09.1990).

6. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

7. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля 2016 г.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями на 3, 6 июля 2016 г.).

9.  Закон г. Москвы от 19.03.2008 г. № 14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве».

        

Структура содержания деятельности.

  Программа состоит из серии  внеклассных мероприятий:  интерактивных классных часов, деловых игр, правовые игры,  ролевые игры, викторины.  Программа  разработана   для  работы  с учащимися  с 1 по 11 класс (1-4,  5 – 9 , 10 – 11 классы), работа с родителями, работа с педагогами.

Начальная школа 1 – 4 классы

            Кажется, что пока ребёнок маленький, и беды  у   него маленькие. Но ребёнок растёт, с ним растёт его груз проблем радом из детства. Ему трудно адаптироваться среди сверстников. Тогда он выбирает пути наименьшего сопротивления  и  пытается быть как все – теряет личную позицию  и  идёт за большинством. Зачастую приходиться наблюдать как младшие школьники, которые только что переступили порог образовательного учреждения,   нарушают права друг друга  и  даже совершают правонарушения. Но самое главное, взрослым,  которые отвечают за ребёнка не быть к данному вопросу безразличным  и  обязательно  уделить время и своё внимание разрешению  конфликтной ситуации между ребятами.

            Говоря о младшем школьнике важно  помнить о тех противоречиях, которые  лежат в основе  его развития  и обучения. С одной стороны  первоклассник хочет многое знать  и  многому научиться. С другой  стороны  не сформирован  социальный  мотив  учения. И  если не учитывать эти особенности в обучении и воспитании, то ребёнок потеряет желание получать знания. Процесс получения младшим школьником правовых знаний должен быть увлекателен  и  оставлять только положительные эмоции  и  ребёнок должен быть активным участником всего действия  в любом мероприятии, посвящённом правовому воспитанию.

Основными задачами правового воспитания на данном этапе являются:

  1. дать детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме;
  2. дать учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека;
  3. Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка»;
  4. способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;
  5. воспитание адекватной самооценки;
  6. формирование здорового образа жизни;
  7. воспитание уважительного отношения учащихся друг к другу.

мероприятие

Цели и задачи

оборудование

1.«Наши правила просты!»

Познакомить учащихся с правилами поведения  в школе, правилами общения  друг с другом, разработать правила  класса.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка.

2.«Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Дать учащимся первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка.

3. «Что такое право и правоведение?» (информационное занятие)

Дать  детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме.

Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления.

4.«Путешествие в страну прав» (интерактивный классный час)

Познакомить  детей с системой правоохранительных органов

Музыкальные зарисовки, элементы костюмов для героев представления.

5. «Знакомьтесь, мадам Декларация!»  (классный час)

Дать  учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека

Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления

6. «На приёме у госпожи Конвенции» (инсценированный классный час по статьям Конвенции о правах ребёнка)

Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка»

Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления

7. «Где мои родители?» (инсценировано – информационное занятие по ст.9 «Конвенции о правах ребёнка»)

Познакомить детей со ст.9 «Конвенции о правах ребёнка»

Музыкальные зарисовки, костюмы для сказочных героев

8. «Наш досуг – наше право»

Познакомить детей со ст.31 «Конвенции о правах ребёнка»

Музыкальные зарисовки, элементы  костюмов для героев сказок.

9. «Где работать мне тогда, чем заниматься?» (информационно – познавательное занятие)

Познакомить учащихся  их правом на самовыражение и с их правом на защиту от эксплуатации со ст.32 «Конвенции о правах ребёнка», Первичная  профориентация.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка.

10. «Берегите Землю» (урок экологической этики)

Цель: способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся, воспитанию человека – гражданина, хозяина родной земли, учить познавать окружающий мир, любить и беречь природу.

Плакаты, рисунки, названия полянок

11. «Правовая Ассамблея сказочных героев» (внеклассное мероприятие)

Цель: закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека, развивать умение работать в группах

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка.

12. «Путешествие в страну правоведию» викторина

Цель: закрепление знаний учащихся по праву

Музыкальные зарисовки, костюмы для героев представления, компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка.

5 – 9 классы.

        Одним из важных видов деятельности подростков является общение, и научить этому навыку очень важно. Главное – дать возможность ребёнку высказаться, что бы его услышали и также, чтобы он научился слышать. Такую задачу решать можно через такие мероприятия как: интерактивные классные часы, классные часы с элементами  тренинга, семинары, круглые столы, где каждый может   поделиться своим мнением  и  вносить какие – либо предложения,  а  так же обязательно чему – то научится.  На данном этапе важно выявить творческий потенциал ребят и направить  его в нудное русло, что зависит уже от взрослого, организующего мероприятие.

На данном этапе реализуем следующие задачи:

  1. Профилактика правонарушений среди подростков
  2. Формирование здорового образа жизни
  3. Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав  человека и Конвенции о правах ребёнка
  4. формировать у  учащихся  понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации  и Конвенции
  5. развивать навыки участия в дискуссии, умение  излагать  собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание  позицию  других.
  6. Формирование системы правовых знаний; развитие умения  определять свою жизненную позицию
  7. Воспитание нравственности  и развитие творческого  интереса  к самим  себе  и  окружающим людям
  8. Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать  решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями  через игровую ситуацию
  9. стимулировать творческую активность учащихся.

Мероприятие

Цели, задачи

оборудование

1. «Ваши права и ваши обязанности» (классный час)

Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав  человека и Конвенции о правах ребёнка; формировать у  учащихся  понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации  и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение  излагать  собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание  позицию  других.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка.

2. «Права детей» (игра – путешествие)

Формирование системы правовых знаний; развитие умения  определять свою жизненную позицию; обучение подростков основам юридических знаний.

Костюмы для героев «сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3. «Что в имени тебе моём?» классный час

Воспитание нравственности  и развитие творческого  интереса  к самим  себе  и  окружающим людям; развитие умения работать с документами на основе изучения  статей Конвенции  о  правах  ребёнка ООН, Семейного кодекса РФ  и  навыков самостоятельного  поиска дополнительного материала.

Разноцветные сердечки из картона.

4. «Сказка ложь, да в ней намёк»

Ознакомить учащихся с основными правами  и  свободами Декларации прав человека; научить применять их в жизни.

На доске находится табло с подсчёта очков в форме нарисованных  жердочек, на которые крепятся яркие флажки – выигрыши. Внизу располагаются  сказочные герои (мягкие или деревянные игрушки)

5. «Что такое  хулиганство?» (правовая игра)

Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать  решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями  через игровую ситуацию; ознакомить с одним из институтов общества; стимулировать творческую активность учащихся.

Костюм для судьи (мантия и шапочка); классный журнал.

6. «Будь здоровым  и  успешным!» классный час.

Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности  и общества; воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к самосовершенствованию  и  борьбе  против негативных явлений.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска.

7. «Тайна едкого дыма»

Формирование у учащихся интереса к здоровому образу жизни.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка, призы.

8. «В гостях у Шерлока Холмса» (театрализованная игра)

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у учащихся правовых знаний, законопослушного поведения   и  основ  толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои  поступки, взаимовыручки  и  уважения  к  окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, элементы  костюмов героев, призы, конфеты.

9.«Радужный камень» (развивающее психологическое занятие)

Помочь детям  осознать  различия в их отношении  к тем, кого они считают близкими людьми и кого считают чужими; предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или  субъективно воспринимаются ка чужие.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, мягкая игрушка.

10.«Толерантность и мы» классный час

Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования  с учётом обстановки. Эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин  отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

Репродукции картин, передающих различное эмоциональное состояние.

Квест «Формула здоровья»

Воспитание здорового образа жизни, умение работать  в команде, развитие лидерских качеств.

Обручи, скакалки, карточки  с заданиями, призы.

10 – 11 классы

            Сегодня  молодые люди  и девушки,  ученики 10 – 11 классов находятся в постоянном состоянии стресса: выбор будущей профессии, сдача выпускных  экзаменов, прохождение курсов в высших учебных заведениях, и д.т. всё это огромная психологическая  и  эмоциальная нагрузка на личность и требуется  умение грамотно распределить своё время. Во многих жизненных ситуациях необходимо самому отстаивать свои права, принимать серьёзные решения.

На данном этапе можно выделить следующие  задачи:

  1. Развивать интерес к нравственно – правовым вопросам; способствовать формированию  правовой культуры
  2. Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью; формирование негативного отношения к употреблению ПАВ
  3. закрепление  знаний по праву, через решение практических задач.
  4. Моделирование учениками образов собственного поведения в юридически значимых  ситуациях; дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения
  5. воспитание толерантного поведения.

мероприятие

Цели, задачи

Оборудование

1. «Хочу спросить!» ролевая игра

Развивать интерес к нравственно – правовым вопросам; способствовать формированию  правовой культуры

Конвенция о правах ребёнка, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Декларация прав человека, конституция РФ.

2. «Поверь в себя!» (классный час с элементами тренинга)

Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью; формирование негативного отношения к употреблению ПАВ; развитие интеллектуальных способностей подростков; обучение навыкам совместной работы.

Карточки с названиями станций, карточки с вопросами и ответами на них

3. «Я и моя будущая  профессия»

Помощь в профессиональном самоопределении личности, знакомство  учащихся с миром профессий и их видами.

Чистые листы бумаги, канцтовары

«Права несовершен нолетнего  сотрудника»

Формирование правовых представлений у учащихся о правах и обязанностей  несовершеннолетнего сотрудника, дать понятие «трудовой договор», «работодатель», познакомить  учащихся  с основными  понятиями трудового права.

Компьютер (ноутбук), проектор, доска, трудовой кодекс РФ.

4. Игра «Турнир знатоков права»

закрепление  знаний по праву, через решение практических задач.

Карточки с заданиями.

6. ролевая игра «Мы будущие избиратели»

Показать смысл политических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры  голосования

Бюллетени голосования, протокол голосования

7. классный час «Кто ты в 21 веке?»

Сформировать жизненную позицию человека; ответить на извечные проблемы: что есть добро и зло?

Компьютер (ноутбук), проектор, доска.

8. Нравственно – правовой вечер «Услышим друг друга»

Формировать законопослушное поведение; развивать нравственное самосознание  у подростков; показать связь общественных законов с библейскими заповедями  и прийти к пониманию того, что осознание дурного поступка – постоянный процесс работы над собой.

Анкета для учащихся (проводится до проведения мероприятия)

Работа с учащимися,

 находящимися в социально – опасном положении

        «Трудный  ребенок», значит  нам взрослым  с  ним  трудно,  он не слушается, не выполняет  наши  требования,  грубит, его поведение  выходит  за рамки  дозволенного,  и  мы  часто не знаем   чего  от  него ожидать,  и  как будто заранее  ждем  от  него  только  плохого, но ему   самому  с собой  трудно.  Причин  такого  поведения  ребенка  бывает  много,  из  них  можно  отметить  отсутствие  авторитета  взрослого, отсутствие  контроля  со  стороны родителей,  а «бесконтрольный»  ребенок  - всегда    несчастный  ребенок. Он  привык  к  порицанию, отрицательной  оценке его поступков окружающими, на нем ярлык «совсем  пропащий». Но наша задача  ему помочь.

        Наша программа работы  с  детьми группы риска создана именно с этой целью.

        Дети приобретают столь «неприглядный»  социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска.  Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

        Медико-биологические: (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутритробного развития).

        Социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей; неприспособленность к жизни в обществе).

        Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми).

        Педагогические (несоответствие содержания программ общеобразовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).

      Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;

Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств.

Дети из неблагополучных, асоциальных семей.

Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Социально - педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

           Социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку  программ индивидуально – групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Цель  и  задачи:

•Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.

•Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска».

•Привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания.

•Формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей.

     

Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности).

Диагностика

Специально-
психологическое

Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения)
Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем
Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка
Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска

Социально-
педагогическое

Формирование социального паспорта школы, класса
Анализ документации классных руководителей 1-11-х классов
Социально-правовой патронаж па дому
Анкетирование родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка

Медико-
социальное

Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка)
Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медико-социальный риск, для последующей коррекции и реабилитации
Медицинский контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья

Учебно-
методическое

Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников)
Определение обученности и обучаемости каждого школьника
Анализ результатов внутришкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях

Организационно-
воспитательное

Определение интересов школьников
Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам
Определение уровня воспитанности, смыслоценностных установок ребенка
Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей
Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.)

Консультирование детей, родителей, педагогов

Специально-
психологическое

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска
Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска
Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания

Социально-
педагогическое

Лекторий для родителей школьников разных категорий. Правовое консультирование детей и родителей
Семинары для педагогов по проблемам детей группы конкретного риска
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам организации жизни и обеспечения здоровья детей (в том числе бесплатное питание в ОУ)

Медико-
социальное

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, с целью своевременного выявления факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников
Консультирование администрации школы по вопросам соблюдения санитарных норм и выполнения гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и устранения факторов риска

Учебно-
методическое

Научно-методическое сопровождение труда учителя
Консультирование родителей по вопросам учебного плана, школьных программ, ЗУН
Консультирование детей по выбору предпрофильных элективных курсов и профиля обучения
Консультирование учащихся и педагогов для подготовки детей к конкурсам, смотрам, олимпиадам разного уровня

Организационно-воспитательное

Консультирование детей по вопросам школьного самоуправления, индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города
Плановая работа с классными руководителями по организации и проведению воспитательной работы с детьми внутри класса, школы, города, района
Групповое и индивидуальное консультирование родителей по проблемам воспитания

Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы
с ребенком

Социально-
педагогическое

Организация экономической поддержки ребенка из фонда «Всеобуч»
Системный контроль учебной успеваемости, занятости во внеурочное и каникулярное время детей группы конкретного риска. Организация системы питания детей группы риска в школе и дома
Реализация специальной программы работы с семьей группы конкретного риска
Индивидуальное сопровождение несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, транслирующих девиантные, аддиктивные формы поведения

Медико-
социальное

Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий
Коррекция йододефицитного и витаминодефицитного состояния детей Крайнего Севера
Индивидуальные (групповые) лечебно-оздоровительные мероприятия для детей и подростков с отклонениями
в состоянии здоровья, осуществляемые в условиях медицинского кабинета (лечебная физкультура, корригирующая гимнастика и т. п.). Сопутствующий контроль за результатом

Учебно-методическое

Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания)
Организация факультативных занятий с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей детей
Программное и научно-методическое обеспечение деятельности учителя, работающего с детьми разных категорий риска
Коррекция календарно-методического планирования с учетом ликвидации пробелов в знаниях
Подготовка разноуровневых учебных заданий, корректирующих выявленные пробелы
Отслеживание результатов коррекционной работы

Организационно-
воспитательное

Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования
Организация и проведение с детьми разных групп риска плановых школьных тематических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, культуру человеческих взаимодействий, индивидуальную самореализацию и формирование социальной ответственности, в том числе привлечение школьников к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов, смотров, концертов и других мероприятий

Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности

Специально-
психологическое

Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни

Социально-
педагогическое

Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы)
Разработка и реализация социально-педагогических целевых комплексных программ, направленных на профилактику аддиктивных форм поведения, правонарушений, беспризорности и безнадзорности

Медико-социальное

Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для поддержания здоровья детей
Плановые беседы, лекции, семинары, видеопрезентации, классные часы по ведению здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации личной гигиены и охраны здоровья
Плановые совещания с педагогическим персоналом по организации мероприятий на тему медицинского просвещения, социально-правового обеспечения детства
Оценка эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы на основании динамики показателей состояния здоровья детей (с учетом факторов риска)

Учебно-
методическое

Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов
Создание ситуации успеха на уроках
Организация совместной продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеклассной работе, обеспечение субъект-субъектного подхода к обучению и воспитанию

Организационно-
воспитательное

Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни
Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка
Формирование коммуникативной среды для творческого взаимодействия всех участников образовательной ситуации: детей, родителей и педагогов

Содержание работы с детьми группы риска.

Работа с детьми группы риска состоит из следующих блоков:

мероприятие

сроки

проведения

Ответственные

  1. Организационная   работа

1.

 Организация работы Совета профилактики: уточнение состава  Совета профилактики на учебный год приказом директора образовательного учреждения. Утверждение положения о Совете профилактики. Утверждение плана работы Совета на  учебный  год.

 август

сентября

Администрация школы, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог

2.

Сверка информации в ОДН ОМВД по району «Братеево» по учащимся и семьям, состоящим на профилактическом учёте на начало учебного года.  

ежеквартально

Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД России по району «Братеево»

3.

Оформление документации по учащимся и семьям, состоящим на учёте в ОДН ОМВД по району «Братеево», внутришкольном учёте и КДН и ЗП района. Составление индивидуального плана работы с этими учащимися.

 еженедельно

Социальный педагог, педагог – психолог, ОДН ОМВД России по району «Братеево», классные руководители

4.

Составление социального паспорта образовательного учреждения

сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

5.

Комплектование  блока  дополнительного  образования  с  привлечением  учащихся, находящихся  в социально опасном  положении

сентябрь

Педагоги  дополнительного образования, классные руководители, социальный педагог,

ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог

6.

Сбор информации о месте учёбы (работы) выпускников  9 классов, состоящих ранее на учёте.

май

сентябрь

Социальный  педагог, классные  руководители

7.

Контроль за посещаемостью учащихся, переведённых в другие образовательные учреждения через комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социальный педагог, классные руководители

2. Выявление учащихся, находящихся в социально-опасном положении

1.

Собеседование администрации школы, классных руководителей, социального педагога для выявления учащихся, находящихся в социально-опасном положении. Подведение итогов  работы на административном совещании.

сентябрь

Администрация школы, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся, социальный педагог

2.

Подготовка социального паспорта школы и каждого класса по итогам совещания и индивидуальной работы с классными руководителями.

Социальный педагог, классные руководители

3.

Оказание необходимой помощи учащимся, находящихся в социально-опасном положении и их семьям с привлечением  ОДН  ОМВД, КДН и ЗП, ЦСО «Братеево».

в течение года

Социальный педагог, классные руководители

  1. Работа с детьми «группы риска»

1.

Проведение индивидуальных бесед  с  приглашением  школьного инспектора, представителей  комиссии  по делам  несовершеннолетних  при  ОМВД «Братеево», врачей  наркологов, Центра социального обслуживания «Братеево».

в течение года

Социальный  педагог, классные  руководители

2.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью  детей, находящихся в социально опасном положении, детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

еженедельно

Социальный  педагог, классные  руководители

3.

Привлечение учащихся, состоящих на разных видах учета к участию в тематических профилактических мероприятиях.

в течение года

Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД, классные руководители

4.

Составление акта проверки жилищно – бытовых условий учащихся, находящихся в социально опасном положении.

в течение года

при необходимости

Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД

5.

 Профилактические информационные встречи с   родителями.

в  течение года

социальный  педагог, инспектор ОДН ОМВД

6.

Проведение психолого – педагогических  консультаций для  родителей социально – неадаптивных  детей.

в  течение  года

Социальный  педагог, педагог – психолог, школьный инспектор, зам. директора по УВР

7.

Индивидуальные встречи с родителями

еженедельно

Социальный педагог, школьный инспектор, зам. директора по УВР

8.

Совместная работа с классными руководителями: составление характеристики, составление плана работы с учащимся и его осуществление, занятость учащихся в системе дополнительного образования.

еженедельно

Классные руководители, социальный педагог

9.

Индивидуальные консультации  для классных руководителей с  работниками КДН и ЗП, школьным инспектором

в течение года

Классные руководители, работники КДН и ЗП, инспектор ОДН ОМВД

Содержание  работы с родителями учащихся

        Семья тысячами  нитей   связана  с  обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями.  Она чутко  реагирует на все изменения, которые происходят  в  государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима  постоянная забота  государства и общества  о  семье. В то  же  время  семья  должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.

         Таким  образом, Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г. вобрали в себя основные положения об охране жизни  и здоровья  детей, о роли, правах и обязанностях родителей по созданию условий для такой охраны, о воспитании детей в семье. В полном согласии  с этими всемирными документами  находятся нормативные и законодательные акты, регламентирующие  положение детей в России, воспитательные функции родителей, роль семьи в формировании личности ребёнка. Правовые  отношения семьи  и государства регламентируются нормативными  документами, указами  и постановлениями.  Семья  находится под защитой государства,  которое проявляет заботу о ней  путём создания  и   развития сети образовательных учреждений, выплаты пособий  по случаю рождения ребёнка, по уходу за ним, предоставления пособий и льгот  многодетным  семьям, оказание помощи в  воспитании  и медицинском обслуживании, а так же путём  предоставления других  видов  пособий  и  помощи семье.

         Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ,  принятой в 1993г., и законе «Об  образовании». Конституция обязывает родителей  заботиться о воспитании  детей, приобщать их  к  труду  и  воспитывать  у них трудолюбие.  Одним из основных  принципов воспитания детей в семье, закреплённых законодательством, является предоставление отцу  и матери  равных   прав  и  обязанностей  в  воспитании своих детей. Этот принцип  обеспечивает наилучшие условия  для соблюдения  интересов детей, гарантирует  защиту от проявления  родительского  эгоизма,  служит  базой  для  объективных,  разумных решений.

В работе с семьёй  мы ставим  следующие задачи:

1. Выявление  уровня  осведомлённости родителей учащихся в правовых вопросах;

2. Правовое просвещение родителей  учащихся;

3. Организация   психолого – педагогической  помощи родителям в воспитании и  обучении  обучающихся;

4.  Снижение  правонарушений  среди  обучающихся;

5. Своевременное выявление родителей, не выполняющих своих  обязанностей.

мероприятия

сроки

ответственные

Родительские  собрания  по классам: «Возрастные  особенности  детей  данного  возраста», Встреча  «Учитель – родитель», «Правовая ответственность несовершеннолетних», «Как не допустить беды» (профилактика употребления психоактивных и психотропных веществ), «Если  ребенок курит?»

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Социальный  педагог, классные  руководители, администрация  школы

Уточнение информации  по семьям, находящимся в социально опасном положении в ОДН ОМВД по району «Братеево».

Составление индивидуального плана работы  с этими семьями.

ежемесячно

Социальный педагог, классные руководители

Составление акта проверки жилищно – бытовых условий учащихся, находящихся под опекой.

в  течение  года

Социальный педагог, классный руководитель

Проведение  консультаций для  родителей социально – неадаптивных  детей.

в  течение  года

Администрация  школы, социальный  педагог, классные руководители

Проведение  родительских лекториев на темы, связанные  с  ответственностью  за  нарушение  Уголовного  кодекса РФ несовершеннолетними, просмотр  видеофильмов, презентаций, детских творческих  работ  на правовую тему.

в течение  года

Администрация  школы, социальный  педагог, классные руководители

Индивидуальные встречи с родителями

в течение  года

Администрация  школы, социальный  педагог, классные руководители, инспектор ОДН ОМВД

Встречи родителей учащихся с работниками системы профилактики беспризорности, безнадзорности, правонарушений и наркомании: инспектор, наркологического диспансера  ЮАО, работниками ГППЦ ДО г. Москвы.

в течение года

Администрация  школы, социальный  педагог, классные руководители

Проведение анкетирования с родителями учащихся с целью выявления их мнения по вопросам  профилактики негативных проявлений  среди  обучающихся.

в начале и конце года

Администрация  школы, социальный  педагог, классные руководители

Оказание психолого – педагогической поддержки  семьям с детьми с ограниченными возможностями.

в течение года

Социальный педагог, школьный психолог

Работа с семьями,

находящихся в трудном социальном положении

           Общеизвестен факт, что семья  является самым  главным институтом социализации,  через который  ребёнок усваивает  основные социальные знания, приобретает нравственные умения  и  навыки, воспринимает нравственные  умения  и  навыки, воспринимает ценности  и  идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья  обеспечивать основные, базовые  потребности ребёнка.

            Какими бы  факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно  в той  или  иной  степени негативно  сказывается  на развитии ребёнка.  Подавляющая  часть  проблем, возникающих  у  детей  в  процессе социализации, имеет корни именно  в неблагополучии семьи. Конкретное  содержание работы социально – педагогической работы с семьёй  в  каждом отдельном случае  обусловлено  типом её неблагополучия, а также  индивидуальными  особенностями  данной  семейной ситуации.  Социально – педагогическая реабилитация семьи, влияние  на  внутрисемейную ситуацию  направлены  в первую очередь  на обеспечение  жизненно  важных потребностей  ребёнка и  защиту его базовых прав – права на жизнь  и  необходимый  для  полноценного  развития  уровень жизни.

При работе с неблагополучной семьёй   необходимо решить  

следующие  задачи:

  1. Своевременное выявление неблагополучных семей;
  2. Педагогическое просвещение родителей;
  3. Помощь в  организации досуга  и  каникулярного времени детей из таких семей;
  4. Оказание  психолого – педагогической поддержки  родителям;
  5. Профилактика жестокого обращения с детьми в семье;
  6. Помощь родителям в трудоустройстве.

мероприятия

сроки

Ответственные

Уточнение информации  по семьям, находящимся в социально опасном положении в ОДН ОМВД по району «Братеево».

Составление индивидуального плана работы  с этими семьями.

ежемесячно

Социальный педагог, классные руководители, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся

Составление акта проверки жилищно – бытовых условий семей, находящихся в социально опасном положении.

ежеквартально

Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД

Организация совместной работы образовательного учреждения и учреждений системы профилактики (КДН и ЗП, ОДН ОМВД по району Братеево, центр социального обслуживания района Братеево:

  1. обмен информацией о семьях, находящихся в трудном социальном положении.
  2. посещение семей на дому;
  3. проведение индивидуальной профилактической работы;
  4. помощь в трудоустройстве родителей.
  5. оказание помощи в организации досуга и организации  каникулярного времени детей  из семей, находящихся в трудном социальном положении.

постоянно

Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся

Проведение индивидуальных консультаций для  родителей.

в  течение  года

Социальный  педагог, инспектор ОДН ОМВД, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся

Организация досуга обучащихся из семей, находящихся в трудном социальном положении.

в  начале учебного года

Классный руководитель, социальный педагог

Индивидуальные встречи с родителями с целью оказания помощи в воспитании и обучении детей.

еженедельно

Социальный педагог, инспектор ОДН ОМВД, ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся

Работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения

      Сегодня любое образовательное учреждение заинтересовано в грамотном специалисте, талантливом учителе, особенно в  условиях введения профессионального стандарта  педагога.   Россия стала правовым государством  и любому гражданину необходимо ориентироваться в правовых вопросах с целью восстановления своих утраченных прав. Педагогическим работникам  крайне важно ориентироваться в законодательстве касающегося российской системы образования с тем, чтобы во время оказать помощь учащемуся и его семье, а так же эффективно проводить работу с детьми по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений  и  профилактики  употребления психоактивных и токсических веществ среди  обучающихся. А так же  грамотно проводить профилактическую работу с родителями учащихся.

В этом разделе важно решить следующие задачи:

  1. Знакомство педагогического коллектива с нормативными актами, положениями, приказами
  2. Профилактика нарушения прав учащихся педагогическим составом образовательнного  учреждения.
  3. Систематизация  совместной работы педагогов школы  и социального педагога учащимися, состоящими на учёте в ОДН ОМВД, КДН и ЗП, внутришкольном учёте.
  4. Совершенствование  работы образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди учащихся, работы по правовому воспитанию обучающихся и их родителей.

мероприятия

Срок

Ответственные

Работа  с  классными  руководителями:

  1. информация  об  учащихся, не  приступивших  к  занятиям; сведения об учащихся, пропускающих учебные занятия без уважительной причины.
  2. сведения  об  учащихся,  не  усваивающих  программу;
  3. проведение профориентационной работы  среди  обучающихся.
  4. посещение  центра  профориетации и социальной адаптации молодежи учащимися  9-х  классов.
  5. ознакомление администрации школы, классных руководителей с приказами и нормативными документами (приказами, постановлениями).

В  течение года

постоянно

Ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся,  социальный  педагог,классные  руководители

  Совместная работа с семьями обучающихся:

  1. индивидуальные встречи с родителями;
  2. посещение семей на дому;
  3. выявление неблагополучных семей; организация планирование работы с такими семьями;
  4. индивидуальная работа школьного психолога с семьями обучающихся;
  5. проведение бесед с родителями обучающихся на темы: «права и ответственность несовершеннолетних»

постоянно

Социальный  педагог, классные  руководители

Совместная  работа  с  учащимися, состоящими  на  внутришкольном   контроле: характеристика  ученика, планирование работы с учащимся, рекомендации  психолога,  занятость, беседы  с  родителями, составление акта обследования жилищно – бытовых условий ученика.

в  течение года

постоянно

Ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся,  социальный  педагог, классные  руководители

Выступление  на  педагогическом  совете по вопросам профилактики негативных проявлений среди  обучающихся.

в  течение года

Ответственный за направление воспитание и социализации обучающихся,  социальный  педагог

Ознакомление  педагогических работников с новыми правовыми актами в рамках профилактики негативных проявлений  среди обучающихся.

в течение года

Администрация образовательной организации, социальный педагог

        

  1. «Правовое воспитание школьников  5 – 9 классы  конспекты занятий» составитель О.В. Летнёва
  2. Л.Г. Ивлиева  «Внеклассные мероприятия по гражданско – правовому воспитанию школьников» под редакцией Паршиной В.Г. – М: АРКТИ, 2006г
  3. Е.А. Гальцова  «Изучаем свои права 1 – 4  внеклассные мероприятия в  картинках, театрализациях, инсценировках» . – Волгоград 2007г.
  4. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая «Классные часы по гражданскому  и  правовому воспитанию  5 – 11 классы». – М., «Вако» 2006г.
  5. «Правовое  образование  в  школе» - сборник   методических  материалов (Из опыта работы Московской городской экспериментальной  площадки «Научно  - методические  основы  преподавания   курса «Право»  в основной  школе»). – М.: Центр «Школьная  книга», 2008г.
  6. Шишлова Т.А. «Диагностика психолого – социальной  дезадаптации  детей и подростков: Практическое  пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
  7. В.В. Гордеева «Правовое  воспитание в школе 9 – 11 классы: разработки  организационно – деятельностных игр» - Волгоград : Учитель, 2007
  8. Мавлютова Е.А. «Основы  правовых  знаний 8 – 11 классы. Интерактивные методы преподавания   права» . – Волгоград: Учитель, 2009
  9.  «Методика и технологии работы социального педагога» под редакцией  М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, М, - «Академия» 2002г.
  10.  Р.В. Овчарова «Справочник социальго педагога»  М, - ТЦ «Сфера» 2002г.
  11. Т.А. Шишковец «Справочник  социального педагога» М, - «Вако», 2005 г.
  12. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. «Организационная и социально – педагогическая деятельность  социального педагога  в  образовательном учреждении» М., - МИОО, 2004г.
  13. «Методика работы социального педагога», составитель Г.С. Семёнов, М., - «школьная пресса», 2006г.
  14.  С.В. Бусурин 2 Право и ответственность», М., - 2002г.
  15.  Е. Шабельник, Е. Каширцева «Права на всякий случай» М., - «Вита – пресс», 1995г.
  16. А.С. Макаренко «Книга для родителей». М., «Педагогика». 1988г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Правовое воспитание обучающихся

Автор раскрывает цели и задачи правового воспитания обучающихся во внеклассной деятельности. Называет различные формы работы во внеурочное время....

Гражданско-правовое воспитание обучающихся

Гражданско-правовое воспитание обучающихся (выступление на педсовете)...

«Правовое воспитание обучающихся в школе-интернате I и II вида».

Тема: «Правовое воспитание обучающихся  в школе-интернате I и II вида».  Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся  – это целенаправленная система мер, ...

Организация правового воспитания обучающихся с ОВЗ

               Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер, формирующая установки граж...

Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»

Мастер-класс «Применение игровых  форм  в  профилактике девиантного поведения  при  реализации  персонифицированного подхода»...