Общеразвивающая программа дополнительного образования для детей кружок "Зазеркалье"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Министерство труда социального развития
Краснодарского края
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Общеразвивающая программа
дополнительного образования для детей
"Кружок "Зазеркалье"
Разработчик: Олару Светлана Вадимовна.
Воспитатель отделения
диагностики и социальной
реабилитации.
г. Краснодар
2015г.
2
Пояснительная записка
В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров, спад культурно - досуговой деятельности.
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучение нетрадиционными техниками рисования.
Дети, поступающие в СРЦН, очень часто не умеют видеть и понимать красоту окружающего мира, у них очень слабо развита трудовая и творческая активность, многие не могут выразить свои мысли и эмоции. Они чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Изобразительное творчество развивает художественно - эстетический вкус, воображение, фантазию, а также снимает нервное напряжение, страх и нормализует эмоциональное состояние. В процессе рисования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники рисования позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Все занятия, разработанные в данной программе, носят творческий характер.
Цель:
Создать необходимые и благоприятные условия – комфортную эмоциональную среду для творческого развития ребенка, его самореализации через изобразительное творчество.
Задачи:
Образовательная:
Обогащать, расширять и систематизировать знания, умения и навыки в изобразительной деятельности.
3
Развивающая:
Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук (речи), глазомера, координации движений.
Развивать воображение, память, фантазию, образное и пространственное мышление и артистичность.
Воспитательная:
Воспитывать аккуратность и усидчивость, осознанное и бережное отношение к результатам своего труда.
Прививать ответственность и самостоятельность в достижении своих целей
Адресаты программы:
Воспитанники СРЦН. Количество участников от 3 до 5 человек.
Режим работы кружка: 2 занятия в неделю в течении социальной реабилитации ребёнка продолжительностью 1 академический час.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Формы подведения итогов занятий.
Проведение выставок детских работ
Проведение открытого мероприятия
Ресурсное обеспечение условий для реализации программы.
1.Материально-техническое обеспечение:
•помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
•оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
•Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.
2.Методическое обеспечение:
• видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);
•дидактические материалы на различных носителях,
•методические материалы, наглядные пособия.
Прогнозируемые результаты.
Должны знать воспитанники:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм
4
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
Должны уметь воспитанники:
пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
проявлять творчество в создании работ.
5
Учебный план
общеразвивающей программы дополнительного образования
для детей «Кружок "Зазеркалье"
Количество часов | ||||
№ п/п | Название разделов | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | «Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования | 1 | 1 | |
2. | Отпечатки листьев | 4 | 1 | 3 |
3. | Техника «Набрызг» | 4 | 1 | 3 |
4. | Рисование мыльными пузырями. | 4 | 1 | 3 |
5. | Рисование по мокрому | 4 | 1 | 3 |
6. | Техника « Тычок жёсткой кистью» | 4 | 1 | 3 |
7. | Техника «Граттаж» | 4 | 1 | 3 |
8. | Техника «Монотипия» | 3 | 1 | 2 |
9. | «Россыпь талантов» выставка детских работ | 1 | 1 | |
Всего: | 29 | 8 | 21 |
6
Календарный план
общеразвивающей программы дополнительного образования
для детей «Кружок "Зазеркалье"
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |||
Раздел тема | Дата | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |
1 | «Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования | 1 | 1 | ||
2 | Техника «Отпечатки листьев» | 4 | 1 | 3 | |
2.1 | Знакомство с техникой «Отпечатки листьев» «Осенний ковёр» | 1 | 1 | ||
2.2 | Рисование «Ветка рябины» | 1 | 1 | ||
2.3 | Рисование «Лесная сказка» | 1 | 1 | ||
2.4 | «Парящие листья» создание композиции | 1 | 1 | ||
3 | Техника «Набрызг» | 4 | 1 | 3 | |
3.1 | История возникновения техники «Набрызг» «Зимние напевы» | 1 | 1 | ||
3.2 | Рисование «Разноцветные коты» | 1 | 1 | ||
3.3 | Рисование «Звездное небо» | 1 | 1 | ||
3.4 | Творческая работа «Грустный дождик» | 1 | 1 | ||
4 | Рисование мыльными пузырями. | 4 | 1 | 3 | |
4.1 | Игра-занятие «Мы волшебниками станем» | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | «Подводный мир» Рисуем и играем «Подводное царство золотой рыбки» | 1 | 1 | ||
4.3 | Рисование «Лето» | 1 | 1 | ||
5 | Рисование по мокрому | 4 | 1 | 3 | |
5.1 | «Морские глубины» | 1 | 1 | ||
5.5 | «Какого цвета море?» рисование по мокрому | 1 | 1 | ||
5.3 | «Акварелька» занятие-игра | 1 | 1 | ||
5.4 | Упражнение «Унылая пора…» | 1 | 1 | ||
6 | Техника «Тычок жёсткой кистью» | 4 | 1 | 3 | |
6.1 | Рисование «Пушистый котёнок» | 1 | 1 | ||
6.2 | «Весёлый снеговик» игра-рисование | 1 | 1 | ||
6.3 | «Зайцы на полянке» составление композиции | 1 | 1 | ||
6.4 | «Ёлочка пушистая нарядная» рисование | 1 | 1 | ||
7 | Техника «Граттаж» | 4 | 1 | 3 | |
7.1 | «Страна мастеров» знакомство с техникой «Граттаж» | 1 | 1 | ||
7.2 | Рисуем подводный мир в технике «Граттаж» | 1 | 1 | ||
7.3 | Создание репродукции «Волшебница зима околдовала лес» | 1 | 1 | ||
7.4 | Гравюра «Космический пейзаж» | 1 | 1 | ||
8 | Техника «Монотипия» | 3 | 1 | 2 | |
8.1 | Что такое «Монотипия» Беседа с элементами игры. | 1 | 1 | ||
8.2 | Учимся создавать «Монотипии» «Бабочка» | 1 | 1 | ||
8.3 | Рисование «Природа отражается в воде» | 1 | 1 | ||
9 | «Россыпь талантов» выставка детских работ | 1 | 1 | ||
Итого | 29 | 8 | 21 |
9
Список использованной литературы:
1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
7.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
8.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. КАРО,2010.
9.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.
10
Содержание программы:
1. «Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования.
Рассказ о необычных техниках рисования, необходимых принадлежностях для занятий.
2. Техника «Отпечатки листьев»
2.1. Теоретическое занятие. Знакомство с техникой "Отпечатки листьев". «Осенний ковёр»
Знакомство с приемом печати листьями, заготовкой материала для создания картин.
2.2. Практическое занятие. Рисование «Ветка рябины».
Обучение новому способу изображения веток деревьев. Развитие умения сочетать в рисунке разные цвета.
2.3. Практическое занятие. Рисование "Лесная сказка".
Совершенствование навыков в использовании техники печатания листьями. Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Воспитание чувства прекрасного, приобщения к природе.
2.4. Теоретическое занятие. «Парящие листья» создание композиции.
Упражнение в рисовании красками. Закрепление знаний о пейзаже. Развитие воображения, творчества.
3. Техника «Набрызг».
3.1. Теоретическое занятие. История возникновения техники «Набрызг».
Знакомство с историей возникновения техники, ее особенностями.
3.2. Практическое занятие. Рисование «Разноцветные коты».
Обучение рисовать цветы по-новому. Упражнение в рисовании красками. Воспитание художественного вкуса.
3.3. Теоретическое занятие. Рисование «Звездное небо".
Обучение аккуратно "оживлять" работу с помощью красок. Расположение изображения в соответствии с размером листа.
3.4. Практическое занятие. Творческая работа «Грустный дождик».
Совершенствование умения делать набрызги аккуратно. Развитие чувства композиции.
4. Рисование мыльными пузырями.
4.1. Игра-занятие «Мы волшебниками станем».
Упражнение приемам изображения мыльными пузырями. Обучение дорисовывать детали объектов рисунка. Тренировка дыхания.
4.2. Практическое занятие. «Подводное царство золотой рыбки» Рисуем и играем.
Обучение создавать с помощью пузырей картины подводного мира. Развитие образного представления, воображения. Воспитание аккуратности в работе.
11
4.3. Практическое занятие. Рисование «Лето».
Обучение свободно выражать свои замысли при рисовании. Развитие умения сочетать в рисунке разные цвета.
5. Рисование по мокрому.
5.1. Теоретическое занятие. «Морские глубины».
Знакомство с техникой по мокрому. Воспитание интереса к миру прекрасного.
5.2. Практическое занятие. «Какого цвета море?» рисование по мокрому полотну.
Обучение правильно и аккуратно работать красками. Развитие усидчивости, привитие интереса и любви к изобразительному искусству.
5.3. Практическое занятие. «Акварелька» занятие -игра.
Обучение фантазировать рисуя. Закрепление умения красиво размещать изображения на листе. Развитие чувства цвета. Использование пальчиковой гимнастики.
5.4. Практическое занятие. Упражнение «Унылая пора…».
Обучение отражать особенности изображения предмета. Развитие композиционных умений. Закрепления умения смешивать на палитре краски.
6. Техника «Тычок жёсткой кистью».
6.1. Теоретическое занятие. «Пушистый котёнок».
Знакомство с новым методом рисования. Обогащение речи эстетическими терминами.
6.2. Практическое занятие. «Весёлый снеговик».
Развитие мелкой моторики, мышления, воображения, цветовосприятия.
6.3. Практическое занятие. «Зайцы на опушке» составление композиции.
Развитие чувства вкуса. Поощрение детского творчества.
6.4. Практическое занятие. «Ёлочка пушистая нарядная».
Совершенствование умения делать рисунки.
Развитие фантазии. Воспитание желания узнавать новое.
7. Техника «Граттаж».
7.1. «Страна мастеров» игра.
Знакомство и обучение новому способу получения изображения.
7.2. Практическое занятие. Рисуем подводный мир в технике «Граттаж».
Обучение грунтовать лист воском. Упражнение в использовании таких средств выразительности как линия, штрих, пятно. Закрепление умения передавать в рисунке характерные особенности предметов.
7.3.Практическо занятие. Создание репродукции «Волшебница зима околдовала лес».
Обучение правильно создавать репродукции в технике "граттаж". Развитие образного и пространственного мышления, памяти.
7.4. практическое занятие. Гравюра «Космический пейзаж».
Совершенствование техники при создании гравюры. Формирование умения получать четкий контур рисуемого объекта. Развитие интереса к результатам рисования.
12
8. Техника «Монотипия».
8.1.Теоретическое занятие. Что такое -«Монотипия»?.
Информирование о творчестве некоторых зарубежных и советских художников, которые работали в технике "монотипия". Рассказ об основных направлениях монотипии. Расширение кругозора. Беседа с элементами игры.
8.2. Практическое занятие. Учимся создавать «Монотипии». «Бабочка»
Обучение созданию симметрии, рисованию на одной половинке листа. Развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно-двигательной координации.
8.3. Практическое занятие. Рисование «Природа отражается в воде».
Обучение выражать свой замысел. Побуждение дополнять изображение деталями. Развитие чувства колорита, образного представления о предметах. Воспитание работать индивидуально.
9. «Россыпь талантов» выставка детских работ.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"
Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волейбол»
Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчи...
Общеразвивающая программа дополнительного образования для детей кружок "Зазеркалье"
Для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в возрасте с 7 до 10 лет. Задачи:Образовательная:ü Обогащать, расширять и систематизировать знания, ум...
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...