ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волейбол»
рабочая программа по физкультуре по теме
Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.
Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиции, целостном развитии физических и психических качеств использовании занятий спортом в организации здорового образа жизни. Программа обучения в игре в волейбол гармонично входит в общую систему физического воспитания как форма занятий во внеурочное время и создает максимально благоприятные условия для самоопределения ребенка, для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей. Каждый ребенок, заинтересовавшийся данной игрой в процессе занятий на обычных уроках физической культуры или получивший определенную информацию об игре и достижениях в развитии этого вида спорта, может овладеть всеми основными приемами и получить определенные знания в данном виде спортивной деятельности, несмотря на свои собственные исходные физические данные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_voleybolu_1.docx | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Волейбол»
Возраст детей: 12-15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель:
Воскресенская Марина Владимировна, педагог дополнительного образования
ШСК « Олимп»
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.
Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиции, целостном развитии физических и психических качеств использовании занятий спортом в организации здорового образа жизни. Программа обучения в игре в волейбол гармонично входит в общую систему физического воспитания как форма занятий во внеурочное время и создает максимально благоприятные условия для самоопределения ребенка, для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей. Каждый ребенок, заинтересовавшийся данной игрой в процессе занятий на обычных уроках физической культуры или получивший определенную информацию об игре и достижениях в развитии этого вида спорта, может овладеть всеми основными приемами и получить определенные знания в данном виде спортивной деятельности, несмотря на свои собственные исходные физические данные.
Эта игра способствует выявлению талантливых детей, создает предпосылки для массового приобщения детей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
Волейбол, как и другие спортивные игры, способствует гармоническому развитию личности, что является главной целью физического воспитания.
Актуальность программы «Волейбол» в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей и подростков в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников, программа также актуальна в связи с возросшей популярностью игры в нашей стране. Цель программы – овладение основами технико - тактических приемов игры в волейбол.
Задачи:
- Формирование личности, владеющей навыками техники игры в волейбол.
- Создание условий для развития физических и творческих способностей детей, формирование умения анализировать ситуацию и принимать решение.
Обучающие
- Приобщение детей к систематическим занятиям спортом.
- Формирование двигательных умений и навыков, способствующих гармоничному развитию детей;
- Обучение основам техники игры в волейбол, обучение тактическим действиям в игре;
Развивающие
- Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовке;
- Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, ловкости
укрепление опорно-двигательного аппарата;
Воспитательные
- Создание условий для здорового образа жизни.
- Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься данным видом, сознательно применяя его в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Условия реализации программы
Срок реализации программы - 2 года.
Возраст обучающихся - 12-15 лет.
Комплектование групп и организация
образовательного процесса.
Набор и зачисление детей в объединение проходит на основе индивидуального собеседования, в некоторых случаях после беседы с родителями, а также по рекомендации классных руководителей, социальных педагогов или педагогов-организаторов. Обязательным условием приема является врачебный допуск. В группу зачисляются дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной группам здоровья.
Количество занимающихся 1года обучения-15 человек, 2 год обучения -12 человек.
Формы и режим занятий
Первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа
Второй год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа
Формы организации деятельности обучающихся:
Основная форма организации групповая.
Форма проведения занятий:
- Учебная тренировка
- Дифференцированная
- Соревнования
- Спортивные праздники
- Экскурсии, викторины
- Турниры, соревнования
Методическое обеспечение образовательной программы
Методы обучения
Словесные.Создают у детей предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели руководитель использует: объяснение, рассказ, беседу, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные.применяются в виде показа упражнений, наглядных пособий,
видеоматериалы.
Практические.В группу практических методов входит метод упражнений, игровой и соревновательный. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у детей сформировались некоторые навыки игры.
Круговая тренировка: Выполнение заданий на специально подготовленных местах ( станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Виды аттестации обучающихся:
- первый этап -0, ( конец сентября-начало октября(проводится перед началом занятий, тестирование физической подготовленности).
- промежуточный, открытое, занятие(проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме) и позволяет воспитанникам усвоить последовательность технических действий:
- итоговый (апрель-май) контрольно-переводные нормативы, соревнования (по завершению первого и второго года обучения учебной программы) для получения полной картины о полученных знаниях, умениях и навыках
Формы подведения итогов реализации программы ДО
- тестирование специальных умений и навыков
- тестирование общей физической подготовки
- участие в соревнованиях различного уровня: товарищеских, районных, городских.
- Анализ методической документации
Задачи 1-го года обучения
- Научить перемещаться в стойке волейболиста.
- Научить выполнять передачи и прием мяча в упрощенных условиях.
- Научить выполнять нижнюю прямую подачу.
- Научить простым игровым командным действиям.
- Научить выполнять челночный бег, прыжок в длину с места, ускорения из различных и.п.
- Познакомить с историческими особенностями развития волейбола в России и мире.
Содержание изучаемого курса
(1-го года обучения)
Тема 1.Вводное занятие. Инструктаж по охране труда- 1ч.
Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по волейболу для членов команды. Знакомство с группой. Введение в программу.
Тема2.Теоретическая подготовка- 3ч.
История возникновения волейбола. Правила игры в мини-волейбол. Основы судейства. Правила соревнований.
Тема 3. Техническая подготовка- 59ч.
Теория
Овладение техникой передвижения и стоек.
- Стойки: высокая, средняя, низкая.
- Передвижения: шагом, приставным шагом, двойным шагом, скрестнымшагом, бегом, скачком, прыжком, падением.
Стойки. В волейболе игрок принимает стойку, отличающуюся характером последующих действий.
- Для выполнения атакующего удара или блокирования - высокая.
- Для приема подачи - средняя.
- Для приема атакующего удара или от блока — низкая.
Стойки различают на:
- устойчивую - одна нога впереди,
- основную - ноги параллельно,
- неустойчивую - ОЦТ на передней трети стопы,
- статичную - неподвижность игрока,
5) динамичную - переминание с ноги на ногу.
Передвижения. Для выполнения игрового приема игрок передвигается поплощадке.
При этом в зависимости от характера приема и игровой ситуации игрок используетразличные передвижения:
- шагом и бегом,
- приставным шагом - игрок не успевает к мячу,
- двойным шагом - игрок не успевает к мячу,
- скачком - если необходимо быстро принять мяч.
Рассмотренные способы передвижения часто применяются в сочетании.
Практика.
1. Бег на короткие дистанции из различных исходных положений:
- сидя лицом,
- лежа на груди,
- лежа на спине,
- в упоре присев,
- в упоре лежа,
- в приседе и т.д.
2. Бег на короткие дистанции по зрительному сигналу:
- движения рук (вверх, вниз, в сторону и т.д.),
- бросок мяча,
- переставленный предмет и т.д.
3. Бег в максимальном темпе и т.д.
- «челночный бег»,
- бег «елочкой».
- Бег с изменением скорости на зрительные и слуховые сигналы.
- Эстафеты.
Теория.
Овладение техникой приема и передачи мяча
Передача мяча. Передача - прием игры, с помощью которого создаются условия для взаимодействия команды. Способы передач:
- двумя руками в опоре,
- двумя руками в прыжке,
- одной рукой в прыжке,
- двумя руками в падении назад, перекатом на спину.
Практика.
Техника передачи состоит из:
- исходного положения,
- встречного движения рук к мячу,
- амортизации,
- направления мяча (вылета).
Упражнение в передаче мяча в двух шеренгах.
- Передача мяча в движении.
- Упражнение в передаче мяча от стенки после поворота на 360 °
- Обстрел двумя мячами.
- Выполнение «скрытой» передачи в тройках.
- Упражнение в передаче мяча у сетки.
передачи могут быть направлены близко к сетке и отдаленные от сетки.
Теория.
Прием мяча. Технический прием игры, используемый с целью противодействияпадения мяча на площадку.
Выделяют: прием подачи, прием в защите, прием - передача.
Способы и варианты приема:
- двумя руками снизу;
- двумя руками сверху;
- одной рукой снизу в падении и перекатом на бедро и спину;
- одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди - животе.
Практика.
- Прием мяча от стенки с перемещением.
- Прием далеких мячей.
- Прием мяча от сетки.
- Прием мячей, идущих в «разрез» между двумя игроками.
- Упражнение в перебивании мяча на сторону противника.
Овладение техникой подачи.
Теория.
Подача. Подача - это технический прием игры, с помощью которого мяч вводят вигру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтомуподача является и средством нападения.Несколько способов подач:
- Верхняя прямая с вращением (силовая).
- Верхняя прямая без вращения (планирующая).
- Верхняя прямая в прыжке.
- Нижняя прямая.
Практика.
Техника подачи состоит из:
1. Исходного положения.
- Подбрасывания мяча.
- Замаха.
- Ударного движения.
- Опускания рук.
- Перехода к игровым действиям.
- Нижняя прямая подача
- Нижняя прямая подача с 3-6 м.
- Упражнение в перебивании мяча на сторону противника.
- Траектория подачи.
- Подача в «разрез» между игроками.
Тема 4. Тактические действия- 8ч.
Теория.Под тактикой понимают целесообразное использование техники игры и организацию действия игроков
Тактика состоит из:
- Командных действий.
- Групповых действий.
3. Индивидуальных действий.
Практика.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи, выбор места для второй передачи и в зоне 3.
а) выбор места для выполнения:
- передач,
- приема,
- подач,
- отбивания,
- страховки;
б) выбор способов отбивания мяча:
- через сетку,
- передач,
- приема подач,
в) выбор направления:
• передач,
- подач,
- приема мяча,
- приема - передач,
- чередование способов и направления действий
Групповые действия: взаимодействия игроков передней линии: игрока з- 4с игроком з-3, игрока з-2 с игроком з-3. Взаимодействие игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия. Прием нижней подачи и передача в зону 3, 2 передача игроку з-4 или 2.
Тактика защиты. Теория. Выбор места при приеме нижней подачи.
Практика.
Расположение игроков при приеме подачи. Игровая практика.
Тема 5. Общая физическая подготовка- 35ч.
Теория. Упражнения для развития физических способностей: скоростно-силовых, силовых, быстроты, координационных, выносливости.
Практика.
- Гимнастические упражнения. О.Р.У.
- Упражнения с предметами ( скакалка, мячи, набивной мяч).
- Легкоатлетические упражнения.
Бег с ускорением 30м, челночный бег. Прыжки в длину, в высоту. Метание мяча.
- Подвижные игры, эстафеты.
- Круговая тренировка в тренажерном зале.
Тема 6. Специальная физическая подготовка-33ч.
Теория. Процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учетом выбранного вида спорта.
Практика.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.
- Старт и рывок по звуковому сигналу из разных И.П.
- Челночный бег.
- Бег с остановками и изменением направления.
- Специальные эстафеты.
Для развития ловкости.
Школа мяча.
Для развития прыгучести.
- Выпрыгивания вверх из низкого приседа.
- Напрыгивания на скамейку.
Тема7.Итоговое занятие, контрольно-переводные нормативы (2 часа).
Теория:
Регулярный прием нормативов по физической и технико-тактической подготовки с целью изучения динамики развития физических качеств и освоения технических и тактических приемов в течение учебного года.
Практика:
Сдача приёмно-переводных нормативов по физической и технико-тактической подготовке.
Ожидаемые результаты.
В конце I года обучающиеся должны:
- овладеть основными техническими приемами игры: перемещениями, передачам, подаче и приему мяча.
- уметь применять полученные знания, умения и навыки в игровых ситуациях;
знать правила игры и уметь применять их на практике.
- Уметь выполнять челночный бег, прыжок в длину с места, ускорения из разныхи.п.
- Знать исторические особенности развития волейбола в России и мире.
Задачи 2-го года обучения
- Научить выполнять нижнюю и верхнюю прямую подачу на точность.
- Научить выполнять нападающий удар с паса.
- Научить выполнять одиночный блок.
- Научить выполнять групповые действия в нападении и защите.
- Учить правилам личной гигиены, профилактики травматизма и оказаниюдоврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Содержание изучаемого курса
(2-го года обучения)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда- 1ч.
Правила по предупреждению травматизма при проведении занятий по волейболу для членов команды. Введение в программу.
Тема 2. Теоретическая подготовка- 5ч.
Спортивный травматизм. Врачебный самоконтроль. Понятия об обучении и тренировки в волейболе. Организация и проведение соревнований по волейболу. Жесты волейбольного арбитра.
Тема 3. Техническая подготовка- 67ч.
Подача мяча. Нижняя прямая и верхняя прямая подача на точность.
Теория. Подача - это технический прием игры, с помощью которого мяч вводят вигру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Поэтомуподача является и средством нападения.
Техника подачи состоит из:
1. Исходного положения.
2.Подбрасывания мяча.
3.Замаха.
4.Ударного движения.
5.Опускания рук.
6.Перехода к игровым действиям.
Практика.
- Траектория подачи.
- Совершенствование сильной подачи в зону 5.
- Подача в «разрез» между игроками.
Теория.
Атакующие удары. Атакующий удар - наиболее эффективный способ завершающих действий команды. Атакующие удары различают:
а) по направлению:
- по ходу,
- с переводом;
б) по скорости:
- силовые - скоростные,
- кистевые - ускоренные,
- обманные - медленные;
в) по технике:
- прямые,
- боковые.
Практика.
Атакующий удар состоит из 4-х фаз:
- Разбег.
- Прыжок.
- Удар по мячу.
- Приземление.
- Упражнения в нападающих ударах: из зоны 4 с приемом мяча в зонах 1, 6, 5 и 4 противоположной площадки.
- Упражнение в передачах сразу на удар.
Теория. Блокирование. Блокирование - прием игры, который применяется дляпротиводействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения, этоодин из самых сложных приемов.
Способы блокирования:
- одиночное - одним игроком,
- групповое - двумя-тремя игроками.
Практика. Техника блокирования:
- разбег
- прыжок
- приземление
Одиночное блокирование прямого н.у. по ходу в зонах 4,2, стоя на подставке.
Теория.
Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки.
Исходные положения представляют собой позыволейболиста, удобные для выполнения приемов, передвижений.
Практика. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо ,спиной вперед. Скачок вправо, влево.
Бег в максимальном темпе и т.д.
- «челночный бег»,
- бег «елочкой».
- Бег с изменением скорости на зрительные и слуховые сигналы.
- Эстафеты.
Теория.
Действия с мячом. Прием мяча. Технический прием игры, используемый с целью противодействияпадения мяча на площадку.
Выделяют: прием подачи, прием в защите, прием - передача.
Практика.
- Прием мяча сверху двумя руками
- Снизу двумя руками
- С подачи в зонах 6,1 и5
- Первая передача в зоны 3и2.
- Совершенствование бокового периферического зрения в прыжке.
- Выполнение «скрытой» передачи в тройках.
- Упражнение в передаче мяча у сетки.
- Упражнение в парах в откидке одной рукой.
- Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3.
- Упражнение в передаче сразу на удар в зону 3 и откидки за голову.
- Прием мяча от стенки с перемещением.
- Прием далеких мячей.
- Прием мяча от сетки.
- Прием мячей, идущих в «разрез» между двумя игроками.
Тема 4.Тактическая подготовка -12ч.
Тактика нападения. Теория.Под тактикой понимают целесообразное использование техники игры и организацию действия игроков. Нападающий первого темпа - игрок, который обладает надежными действиями ватаке и на блоке и хорошо играет с низких передач.
Нападающий второго темпа - универсально подготовленный игрок, обладающийвысокой активностью в организации атакующих и защитных действий.
Связующий игрок должен обладать высокой надежностью вторых передач вразличных игровых ситуациях.
Тактика состоит из:
1.Командных действий.
2.Групповых действий.
3. Индивидуальных действий.
Практика.
- Со второй передачи игрока передней линии (3 или 2 зона).
- Со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки.
- С первой передачи или откидки.
Упражнения в нападающих ударах: из зоны 4 с приемом мяча в зонах 1, 6, 5 и 4 противоположной площадки. - Упражнение в передачах сразу на удар.
- Действия игроков на встречных мячах.
Теория.
Тактика защиты. Индивидуальные, групповые и командные действия.
Организация командных действий в нападении осуществляется по тремнаправлениям:
- Со второй передачи игрока передней линии (3 или 2 зона).
- Со второй передачи игрока, выходящего из тыловых зон в одну из зон атаки.
С первой передачи или откидки.
Групповые действия
Индивидуальные действия.
Система игры.
Практика. Расположение игроков при приеме мяча от противника « углом вперед» с применением групповых действий.
Тема5. Общая физическая подготовка- 22ч.
Теория-это система занятий ф.у. которая направлена на развитие физических качеств – сила, выносливость, координация движений, скорость, ловкость. Комплексы упражнений общего воздействия для всех мышечных групп.
Практика.
- Гимнастические упражнения. Упр. с н.б. мячами, гантелями, скакалками, прыжки в длину, в высоту.
- Легкоатлетические упр. Бег с ускорением до 20м, челночный бег, эстафетный бег, кросс.
- Подвижные игры.
Тема 6. Специальная физическая подготовка-32ч.
Теория. Процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учетом выбранного вида спорта.
Практика.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.
- Старт и рывок по звуковому сигналу из разных И.П.
- Челночный бег.
- Бег с остановками и изменением направления.
- Специальные эстафеты.
Упражнения для развития прыгучести.
- Приседание и резкое выпрыгивание вверх.
- Напрыгивания на куб.
Многократные броски н.б. мяча (в парах, индивидуально)
- Упражнения с отягощением ( штанга, гантели)
- Работа с аммортизаторами.
- Экран прыгучести
- Работа в тренажерном зале ( круговая тренировка).
Ожидаемые результаты
В конце 2 года обучающиеся должны :
- Научиться выполнять верхнюю и нижнюю прямую подачи.
- уметь выполнять прием подачи, пас, нападающий удар и блок.
- уметь применять полученные знания, умения и навыки в игровых ситуациях.
- овладеть тактикой игры и уметь грамотно действовать в игре.
- соблюдать правила личной гигиены;
- знать основы профилактики травматизма и оказания первой помощи при занятиях физическими упражнениям
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое оснащение
интерактивная доска, компьютер, выход в интернет, интернет ресурсы.
Методическое сопровождение
программы, учебные карточки, видеоматериалы, книги по спорту и физической культуре.
Методические разработки
Реферат по О.Ф.П. – www/referatbank/ru
Обучение технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе. www/shool61.ru
Верхняя прямая подачи с применением ИКТ. www.zavuch.info
Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов. www.ivnrono.narod.ru
Волейбол. Овладение основными приемами игры посредством подвижных игр. nsportal.ru
Список использованной литературы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» - ( 2013-01-17)
- Закон Санкт – Петербурга « Об образовании в Санкт – Петербурге» ( 2013-09-10)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г.
№ 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей «Министерства образования науки России» от 11.12.2006г. № 06-1844 ( 2010-09-14)
- Конвенция ООН о Правах ребенка ( 2010-09-14)
Литература для педагога:
- Бергер.Г.И., Бергер Ю.Г. Урок физической культуры. 5-9 классы. Методическое пособие.М..Владос,2002г.
- Волейбол. Учебник для спортивных факультетов под ред. А.Г. Айриянца. -М.:, 2002г.
- Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подговки, учебно-тренировочный) - М.: Советский спорт, 2007
- Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов // под ред.В. И. Ляха, 2006
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. - М., «Дрофа», 2000
- Методика физического воспитания// под ред. В. И. Ляха. - М.,«Просвещение», 2004
- Спортивные игры. Учебник для студентов факультетов физического воспитания под. ред. Н. П. Воробьёва- М., «Просвещение» 2004г.
- Урок физкультуры в современной школе. Методические рекомендации. - М.,«Советский спорт», 2002
- Сайты: pedsovet.su
- www.1september.ru
Для детей и родителей:
1. Литвинов Е.Н., Г.И.Погадаев Физкультура! Физкультура!- М.:Просвещение.1999
2. Беляева А.В., Волейбол - М. «Физкультура и спорт» - 2000
3. Железняк Ю.Л., Юный волейболист - М. 1988
4. Ю.Железняк Ю. Д. Подготовка юных волейболистов. - М.:, 1987
5. Казанкина Т.В., Олимпийская летопись Петербурга; ИПК «Вести», СПб 2002
6. Родиченко B.C., Твой олимпийский учебник; М. «Физкультура и спорт» 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых лингвистической направленности "Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА и ЕГЭ"
Предлагаемая программа напрвлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9-11 классов. Благодаря наличию многочисленных примеров, достигается основная цель пособия...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года
Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей " Волейбол" с учетом требований ФГОС
Образовательная программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.Программа направлена на углубленное изучение спортивной игры волейбол. Первый год обучения педагог ре...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Волейбол"
Программа дополнительного образования.Секция волейбол...