Общеразвивающая программа дополнительного образования для детей кружок "Зазеркалье"
рабочая программа ( класс) по теме

Соловьева Любовь Семеновна

Для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в возрасте с 7 до 10 лет.

 

Задачи:

Образовательная:

ü Обогащать,  расширять  и  систематизировать  знания,  умения  и  навыки в изобразительной деятельности.

Развивающая:

ü Развитие   творческих  способностей, мелкой моторики  рук  (речи),  глазомера,  координации  движений.

ü Развивать  воображение,  память,  фантазию,  образное  и  пространственное  мышление  и  артистичность.

Воспитательная:

ü Воспитывать  аккуратность  и  усидчивость,  осознанное  и  бережное  отношение  к  результатам    своего  труда.

ü Прививать  ответственность  и  самостоятельность  в  достижении  своих  целей

Адресаты программы: Воспитанники СРЦН. Количество участников от 3 до 5 человек.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающая  программа  дополнительного образования для детей кружок "Зазеркалье"

для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

Пояснительная  записка.

Актуальность  программы:

        

        В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации детей из семей находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров, спад культурно - досуговой  деятельности.

        Дети, поступающие в СРЦН ,очень часто не умеют  видеть и понимать красоту окружающего мира, у них  очень слабо развита трудовая и творческая активность,  многие не могут выразить свои мысли и эмоции. Они чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

        Наиболее эффективным средством для развития  разносторонней и творческой   личности  ребенка является изобразительная  деятельность. Изобразительное творчество   развивает   художественно - эстетический  вкус,  воображение,  фантазию,  а  также  снимает  нервное  напряжение,  страх  и  нормализует  эмоциональное  состояние. В  процессе  рисования,  ребенок  испытывает  разнообразные  чувства:  радуется  созданному  им  красивому  изображению,  огорчается,  если  что – то  не  получается,  стремится  преодолеть  трудности  .  Он  приобретает  знания  о  предметах  и  явлениях,  о  средствах  и  способах  их  передачи,  о  художественных  возможностях  изобразительного  искусства.  

        Творческая  личность – это  достояние  всего  общества. Продукт  его  творчества  не  имеет  общечеловеческой  новизны.  Но  ценность  творческого  роста  значима  не  только  для  конкретного  индивида,  но  и  для  общества.


Цель  :

         Создать  необходимые и  благоприятные  условия – комфортную  эмоциональную  среду  для  творческого  развития  ребенка,  его  самореализации  через  изобразительное   творчество.

Задачи:

Образовательная:

  • Обогащать,  расширять  и  систематизировать  знания,  умения  и  навыки в изобразительной деятельности.

Развивающая:

  • Развитие   творческих  способностей, мелкой моторики  рук  (речи),  глазомера,  координации  движений.
  • Развивать  воображение,  память,  фантазию,  образное  и  пространственное  мышление  и  артистичность.

Воспитательная:

  • Воспитывать  аккуратность  и  усидчивость,  осознанное  и  бережное  отношение  к  результатам    своего  труда.
  • Прививать  ответственность  и  самостоятельность  в  достижении  своих  целей

Адресаты программы: Воспитанники СРЦН. Количество участников от 3 до 5 человек.

Режим работы кружка: 2 занятия в неделю в течении социальной реабилитации ребёнка продолжительностью 1 академический час.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

           Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

        Формы подведения итогов занятий.

Проведение выставок детских работ

Проведение открытого мероприятия

Ресурсное обеспечение условий для реализации программы.

1.Материально-техническое обеспечение:

•помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;

•оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

•Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

2.Методическое обеспечение:        

• видеотека (материалы по творчеству российских,  советских и зарубежных художников);

•дидактические материалы на различных носителях,

•методические материалы, наглядные пособия.

Прогнозируемые результаты.

Должны знать воспитанники:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

Должны уметь воспитанники:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
  • проявлять творчество в  создании работ.

Календарно-тематический план

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

тема

Дата

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

«Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования

1

1

2

Техника «Отпечатки листьев»

4

1

3

2.1

Знакомство с техникой «Отпечатки листьев»

1

1

    2.2

Рисование «Животный мир»

1

1

2.3

Рисование «Лесная сказка»

1

1

2.4

«Парящие листья» создание композиции

1

1

3

Техника «Набрызг»

4

1

3

3.1

История возникновения  техники «Набрызг»

1

1

3.2

Рисование «Одуванчики»

1

1

3.3

Рисование «Рассвет»

1

1

3.4

Творческая работа «Грустный дождик»

1

1

4

Рисование мыльными пузырями.

4

1

3

4.1

Игра-занятие  «Мы волшебниками станем»

2

1

1

4.2

«Подводный мир» Рисуем и играем

1

1

4.3

Рисование «Лето»

1

1

5

Рисование по мокрому

4

1

3

5.1

«Королева кисточка»

1

1

5.5

«Закат»  рисование по мокрой ткани

1

1

5.3

«Акварелька» занятия-игра

1

1

5.4

Упражнение «Осень на опушке краски разводила…»

1

1

6

Техника «Ниткопись»

4

1

3

6.1

Рисование нитью «Необычное рисование»

1

1

6.2

«Путешествие верёвочки» дидактическая игра

1

1

6.3

«Мы рисуем настроение» составление композиции

1

1

6.4

«День изониточных фантазий»

1

1

7

Техника «Граттаж»

4

1

3

7.1

«Страна мастеров» игра

1

1

7.2

Рисуем аквариум в технике «Граттаж»

1

1

7.3

Создание репродукции«Экзотическая птичка»

1

1

7.4

Гравюра «Алые паруса»

1

1

8

Техника «Монотипия»

3

1

2

8.1

Творчество великих художников в технике «Монотипия»

1

1

8.2

Учимся создавать «Монотипии»

1

1

8.3

Рисование «Дорога в небо»

1

1

9

«Россыпь талантов» выставка детских работ

1

1

Итого

29

8

21

 

Содержание программы

1. «Волшебство» изобразительного искусства. Основы нетрадиционной техники рисования.

Рассказ о необычных техниках рисования, необходимых принадлежностях для занятий.

2. Техника «Отпечатки листьев»

2.1. Теоретическое занятие. Знакомство с техникой "Отпечатки листьев".

Знакомство с приемом печати листьями, заготовкой материала для создания картин.

2.2.  Практическое занятие. Рисование «Животный мир».

Обучение новому способу изображения животных. Развитие умения сочетать в рисунке разные цвета.

2.3. Практическое занятие. Рисование "Лесная сказка".

Совершенствование навыков  в использовании техники печатания листьями. Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Воспитание чувства прекрасного, приобщения к природе.

2.4. Теоретическое занятие. «Парящие листья» создание композиции.

Упражнение в рисовании красками. Закрепление знаний о пейзаже. Развитие воображения, творчества.

3. Техника «Набрызг».

3.1. Теоретическое занятие. История возникновения  техники «Набрызг».

Знакомство с  историей возникновения техник, ее особенностями.

3.2. Практическое занятие. Рисование «Одуванчики».

Обучение рисовать цветы по новому. Упражнение в рисовании красками. Воспитание  художественного вкуса.

3.3. Теоретическое занятие. Рисование  "Рассвет".

Обучение аккуратно "оживлять" работу с помощью красок. Расположение изображения в соответствии с размером листа.

3.4.  Практическое занятие. Творческая работа «Грустный дождик».

Совершенствование умения делать набрызги аккуратно. Развитие чувства композиции.

4. Рисование мыльными пузырями.

4.1. Игра-занятие  «Мы волшебниками станем».

Упражнение  приемам изображения мыльными пузырями. Обучение дорисовывать детали  объектов рисунка. Тренировка дыхания.

4.2. Практическое занятие. «Подводный мир» Рисуем и играем.

Обучение создавать с помощью пузырей картины подводного мира. Развитие образного  представления, воображения. Воспитание аккуратности в работе.

4.3. Практическое занятие. Рисование «Лето».

Обучение свободно выражать свои замысли при рисовании. Развитие умения сочетать в рисунке разные цвета.

5. Рисование по мокрому.

5.1. Теоретическое занятие. «Королева кисточка».

Знакомство с техникой по мокрому. Воспитание интереса к миру прекрасного.

5.2. Практическое занятие. «Закат»  рисование по мокрой ткани.

Обучение правильно и аккуратно работать с тканью красками. Развитие усидчивости, привитие интереса и любви к изобразительному искусству.

5.3. Практическое занятие. «Акварелька» занятия-игра.

Обучение фантазировать рисуя. Закрепление умения красиво размещать изображения на листе. Развитие чувства цвета. Использование пальчиковой гимнастики.

5.4. Практическое занятие. Упражнение «Осень на опушке краски разводила…».

Обучение отражать особенности изображения предмета. Развитие композиционных умений. Закрепления умения смешивать на палитре краски.

6. Техника «Ниткопись».

6.1. Теоретическое занятие. Рисование нитью «Необычное рисование».

Знакомство с новым методом рисования с помощью нитей, веревочек. Обогащение речи эстетическими терминами.

6.2. Практическое занятие. «Путешествие верёвочки» дидактическая игра.

Обучение  создавать с помощью " ниткописи" различные сюжеты картин. Развитие мелкой моторики, мышления, воображения, цветовосприятия.

6.3. Практическое занятие. «Мы рисуем настроение» составление композиции.

Обучение делать композиции с помощью красок и нитей. Развитие чувства вкуса. Поощрение детского творчества.

6.4. Практическое занятие.«День изониточных фантазий».

Совершенствование умения делать рисунки с помощью техники "ниткопись".

Развитие фантазии. Воспитание желания узнавать новое.

7. Техника «Граттаж».

7.1. «Страна мастеров» игра.

Знакомство и обучение новому способу получения изображения -граттажу.

7.2. Практическое занятие. Рисуем аквариум в технике «Граттаж».

Обучение грунтовать лист воском. Упражнение в использовании таких средств  выразительности как линия, штрих, пятно. Закрепление умения передавать  в рисунке характерные особенности предметов.

7.3.Практическо езанятие. Создание репродукции «Экзотическая птичка».

Обучение правильно создавать репродукции  в технике "граттаж". Развитие образного и  пространственного мышления ,памяти.

7.4. практическое занятие. Гравюра «Алые паруса».

Совершенствование техники при создании гравюры. Формирование  умения получать четкий контур рисуемого объекта. Развитие интереса к результатам рисования.

8. Техника «Монотипия».

8.1.Теоретическое занятие.  Творчество великих художников в технике «Монотипия».

Информирование о творчестве некоторых зарубежных и советских художников, которые работали в технике "монотипия". Рассказ об основных направлениях монотипии. Расширение кругозора.

8.2. Практическое занятие. Учимся создавать «Монотипии».

Обучение созданию симметрии, рисованию на одной половинке листа, затем складывать лист. Развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно-двигательной координации.

8.3. Практическое занятие. Рисование «Дорога в небо».

Обучение выражать свой замысел. Побуждение дополнять изображение деталями. Развитие чувства колорита, образного представления о предметах. Воспитание работать индивидуально.

9. «Россыпь талантов» выставка детских работ.

Подведение итогов.

Список использованной литературы

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

5.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

7.Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО,2010.

9.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

10.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...

Электронная газета выпуск №7 Дополнительное образование в районе(кружки в Центре дополнительного образования для детей Ельниковского района)

В современном обществе все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права...

Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: тенденции и перспективы

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования – ключевое условие их успешной социализации, а также обеспечения их полноценного участия в жизни общ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...