Классный час на тему: «Мы – разные, мы – равные…
классный час на тему

Осецкая Наталия Яковлевна

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника». Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_my_-_raznye_my_-_ravnye.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осецкая Наталия Яковлевна,

ГБОУ Школа № 37, г. Москва

Классный час на тему:  «Мы – разные, мы – равные…

(Поговорим о  толерантности)»

В каждом человеке-солнце,      только дайте ему светить.

                                                     Сократ

Цели и задачи:

  1. ввести и закрепить определение понятия «толерантность», углубить понимание его значения;
  2. создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми;
  3. формировать способность активно защищать права человека.

Ход  мероприятия

1.Вступление

Учитель:

 Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который  хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже  начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ (арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

 

16 ноября 1995г. ООН приняла Декларацию принципов толерантности. Что же такое «толерантность»? Слово это происходит от латинского tolerantia – терпение. Толерантность – это умение понимать другого человека. Толерантность предполагает единство трёх П: - Принятие другого мнения; - Проявление сочувствия и сострадания;   -      Признание ценностей и многообразия культур.

               Ученики читают наизусть стихотворение Е.Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

2.Слово учителя

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности  личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье -  это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.

3.Анализ эпиграфа

-Давайте обсудим это высказывание. Согласны ли вы с подобным мнением? Почему?

4. Беседа по теме классного часа

Учащиеся высказываются по теме собрания, обсуждают случаи конфликтов, возникающие из-за отсутствия взаимопонимания.

- А теперь подумаем , в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:

«Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачивалась, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».

«Одиночество я почувствовал сразу и остро. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых выходок. Я понял, что не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я далек  от этих тем. Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить… Я по характеру робкий, да и к тому же краснею по пустякам…»

Вопросы для обсуждения:

1. Что бы вы ответили авторам письма?

2. В чем причина одиночества ребят?

3. Как им можно помочь?

4. Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят?

–А теперь давайте поразмышляем над следующими.

  1. Как возникает взаимопонимание между людьми?
  2. Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны одноклассников, учителей, родителей?
  3. В чем причина отсутствия взаимопонимания?
  4. Что необходимо для того, чтобы добиться полного взаимопонимания между людьми?

5.Формирование определения «толерантность».

Учитель:

  • Давайте попробуем определить, что такое толерантность.

Учитель обобщает ответы учащихся: толерантность – это

  • терпимость к другим людям, мнениям поступкам;
  • умение понимать и познавать других людей;
  • устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

Учитель зачитывает определение понятия «толерантность».

Толерантный человек – человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

  • Все ли люди толерантны?
  • Что надо сделать, что бы наша школа стала «пространством толерантности»?

6. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

МУДРЕЦЫ И СЛОН

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Перепишите конец сказки.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

 

7. Анализ ситуаций

Ситуация  1. На улице или в транспорте вам наступил на ногу.  Ваша реакция…

  1. С возмущением посмотрю на обидчика.
  2. Сухо, без эмоций сделаю замечание.
  3. Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2.  В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…

  1. Не приму участия.
  2. Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.

3)  Активно вмешаюсь в спор и  «вызову огонь на себя».

8. Тест «Насколько вы терпимы»:

1)  Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстраиваетесь ли вы?  

а) да  б) нет

2) Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? –    

а) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет  

б) Чтобы играли только те, кто еще не знал правил

  1. Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?

а) да  б) нет

4) Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых  границ, меня это вообще не интересует.

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5) Можете ли легко найти контакт с людьми иной профессии, иного положения, других обычаев?

а) мне трудно бы было это сделать

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6) Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники  

б) если шутка мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7) Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не свое дело»?

 а) да  б) нет

8) Вы приводите в компанию своего друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне неприятно, что отвлечено внимание от меня

б) я лишь радуюсь за него (неё)

9. В гостях вы встречаете  пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом  

б) вступаете в спор  

А теперь подсчитайте очки:

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

1

0

2

2

0

2

3

0

2

4

2

0

5

0

2

6

0

2

7

0

2

8

0

2

9

2

0

Если вы набрали:

0-4 очка – вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы.

6-12 очков – вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идёте на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.

14-18 очков – твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с уважением к собеседнику, вы способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

9.Подведение итогов

-Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Кто такой толерантный человек?

Важно ли, чтобы люди были разными?

А различия (интересы, убеждения и т. д.) надо уважать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Все разные, все равные"

Устный журнал «Все разные, все равные» Цель: знакомство с национальными традициями  и обычаями, культурой  русских, казахов, немцев, проживающих на территории Бердюжского района; приобщен...

Классный час по теме: «Мы все разные, но мы все – равные!»

классный час для 5 классов. углубить представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окруж...

Классный час на тему "Мы разные, но мы вместе"

Данный классный часпосвящен ко Дню Толерантности. Целью данного классного часа является  помочь участникам определить главную причину нетерпимости в мире - различие между людьми;помочь учащимся п...

Классный час 10 класс:Мы разные, но мы равны.

Классный час :  10 класс Толерантность-Мы разные ,но мы равны!"...

Классный час на тему: «Продукты разные нужны – блюда разные важны. Белки, жиры и углеводы- лаборатория на кухне»

Основные задачи: Расширить представление об основных питательных веществах и их роли для организма Расширить знания о продуктах-основных источниках питательных веществ Форми...

Классный час на тему: «Продукты разные нужны – блюда разные важны. Лаборатория на кухне – витамины, минеральные вещества»

Беда нашей цивилизации в том, что мы в состоянии измерить температуру атмосферы Венеры, но не представляем, что творится внутри суфле на нашем столе".Николас Курти...

Выступление на районном мероприятии "Разные дети-равные возможности" на тему " Лайф хаки от педагогов коррекционных групп"

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта д...