Методическая разработка на тему: "От чего зависит развитие ребёнка".
методическая разработка на тему
Человеческие способности не развиваются без человеческих условий жизни. И строение мозга, и условия жизни, и воспитание необходимы, чтобы стать человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_chego_zavisit_razvitie_rebenka.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«От чего зависит развитие ребёнка.»
Человеческие способности не развиваются без человеческих условий жизни. И строение мозга, и условия жизни, и воспитание необходимы, чтобы стать человеком.
Чрезвычайная пластичность, обучаемость, почти безграничные возможности усвоения нового - это и есть наиболее важные особенности человеческого мозга, отличающие его от мозга животных. Велики, почти безграничны возможности мозга человека. Однако эти возможности могут быть использованы по-разному. И если ребенок становится человеком, то этим он обязан человеческим условиям жизни и воспитания. Они помогают каждому представителю человеческого рода высоко подняться над животным, создают основу для приобретения способностей, свойственных человеку.
Человеческие знания, умения и способности полностью «материализованы» в продуктах человеческого труда. К этим продуктам относятся как предметы материальной культуры - окружающие нас вещи, дома, машины, так и произведения культуры духовной - язык, наука, искусство. Каждое новое поколение получает от предыдущих поколений все, что было создано раньше, вступает в мир, «впитавший» в себя все разновидности человеческих способностей.
Тысячелетняя история развития человеческого общества стоит за нашими плечами, определяет наши способности. Значит, на смену биологическому наследованию у человека пришло наследование социальное. Нельзя измерить ту долю, какую вносит в развитие ребенка биологическое и социальное наследование, рассчитать, сколько он получает одним и сколько другим путем. В действительности они играют разную роль в развитии: биологическое наследование создает возможность социального, социальное же строит возможность человеческое поведение, человеческие психические свойства и способности. Разница между ролью этих двух видов наследования в развитии ребенка хорошо видна на примере слепоглухонемых детей, лишенных каналов общения с внешним миром.
Но не все ли равно, как объяснять причины развития ребенка? Ведь, чем бы оно не определялось, каждый нормальный ребенок в конце концов становится человеком, приобретая все необходимые психические качества. Нет. Не все равно. От объяснения причин зависит возможность управлять развитием, сознательно воздействовать на его ход.
Если развитие - это проявление врожденных инстинктов, то самое лучшее не вмешиваться, не подавлять «естественных» проявлений ребенка. Надо дать ребенку «изжить» первобытные агрессивные инстинкты, перешагнуть через них. И возлагать на ребенка ответственность за его поступки также нелепо, как устраивать судилище над саранчой. Значит, «свободное воспитание» - признание бессилия перед лицом биологической наследственности. Совсем другая позиция вытекает из того факта, что источником развития является общественный опыт. Ведь именно обучение и воспитание служат основными средствами передачи этого опыта ребенку. Развитием можно управлять, можно направлять его в нужную сторону. Это же сегодня доказано многими работами психологов и педагогов. Но доказано только в принципе. Теперь основной поиск ведется по линии тех психических качеств, которые наиболее целесообразно воспитывать в каждом возрасте, и определения эффективных путей их воспитания.
Что получил ребенок от рождения как представитель рода «Homo sapiens»? Естественно, человеческий организм, человеческую нервную систему, мозг, способный к расшифровке «социального кода». Но получил он все это в своем индивидуальном варианте, частично зависящим от того, кто его мама и папа, дедушки и бабушки, а также более отдаленные предки, частично - от случайных причин, учесть которые почти невозможно. Индивидуальный вариант (если ребенок здоров) - это только небольшие колебания вокруг общего, даже в области чисто физических качеств. Но нас интересуют не физические качества, а предпосылки усвоения человеческой культуры. В какой мере могут варьироваться эти предпосылки?
Современная наука не дает сколько-нибудь убедительного ответа на этот вопрос. В лучшем случае мы можем сказать: «...в какой-то мере, явно недостаточной, чтобы продиктовать будущую судьбу ребенка, определить, что именно он сможет усвоить из гигантского хранилища общественного опыта, но, по-видимому, имеющей известное значение для сравнительной легкости и продуктивности усвоения разных видов этого опыта».
А дальше? Дальше начинается само усвоение. Опыт человечества, за десятки тысяч лет, поистине неисчерпаем. И к разным детям, даже живущим в одной и той же семье, посещающим один и тот же школьный класс, он поворачивается разными сторонами. Ведь пути его передачи ребенку столь же многообразны, сколь и он сам. Это и прямые наставления родителей, воспитателей, учителей, и то, что увидено по телевизору, в интернете, в кино, прочитано в книге, усвоено в собственных действиях с предметами и в общении со сверстниками. Даже случайная фраза, услышанная на улице, обрывок мелодии могут оставить неизгладимый след в памяти, повернуть в ту или иную сторону течение детской мысли, придать новое значение тому, что было усвоено раньше.
Ученые трудятся над тем, чтобы установить, какие именно социальные влияния и как формируют психические качества ребенка. Это труднейшая задача, и она еще не решена.
Возможности ребенка неисчерпаемы, и помочь ему реализовать их как можно полнее - наша главная задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия. Тема: "От чего зависит наше здоровье?"
На примере двух комнатных растений здорового и больного рассмотрим, от чего зависит их состояние. Чтобы быть здоровым, человеку нужны не только вода, воздух, пища, движение, но ещё и хорошее нас...
Методическая разработка по теме: «Влияние лепки на развитие мелкой моторики детей»
- Роль мелкой моторики в общем развитии детей.- Лепка, как вид детского творчества и средство психомоторного развития детей....
Методическая разработка по теме «Приемы и методы развития мотивации к изучению мировой художественной культуры в пространстве дополнительного образования»
Анализ эффективности приёмов и методов мотивации в условия дополнительного образования....
Методическая разработка по теме "Коррекционная работа по развитию тонкой ручной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках ручного труда".
Квалификационная работа...
Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"
Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...
Методическая разработка по теме: "Дидактические игры для развития пространственных представлений"
Требования к проводимым на занятиях и уроках в начальной школе дидактическим играм:· Дидактические игры должны базироваться на знакомых учащимся играх или персонажах.· Каждая игра должна...
Методическая разработка на тему "Использование игр для развития творческих способностей на уроке иностранного языка"
В работе описана важность использования игр на уроке иностранного языка для развития творческих способностей. В качестве примера приведены различныые варианты игр...