Методическая разработка на тему "Использование игр для развития творческих способностей на уроке иностранного языка"
методическая разработка (5 класс)

В работе описана важность использования игр на уроке иностранного языка для развития творческих способностей. В качестве примера приведены различныые варианты игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр для развития творческих способностей на уроке иностранного языка

Современное образование дает преподавателям возможность выбора методов, приемов и учебных материалов, которые можно применять для более эффективного формирования различных компетенций у учащихся. Главным являются такие методы и приёмы, которые предполагают активное участие каждого обучающегося. Эффективным путем решения этой задачи являются игровые технологии – совокупность методов и приемов организации учебного процесса в виде всевозможных педагогических игр. Игры являются активным приёмом преподавания иностранных языков на всех этапах обучения в школе.

Игровая деятельность на уроке иностранного языка облегчает образовательный процесс, делая его более веселым и интересным. Игра помогает учителю повысить внимание, оживить урок и улучшить восприятие сложного материала. Игра – специально организованная учителем деятельность на уроке, которая требует от учащихся интеллектуальных, физических и эмоциональных сил, активизации их мыслительной деятельности. Игровая деятельность на уроке вовлекает всех обучающихся, даже самых пассивных в образовательный процесс, мотивируя их изучать иностранный язык. Игры делают процесс увлекательным, творческим, создавая более дружескую атмосферу на уроке.

Игры на уроке иностранного языка могут быть использованы на разных этапах.  Обучающие игры могут применяться в качестве разминки, помогая учащимся настроиться на учебный лад, освежить память и заинтересовать в изучении нового материала. Игры в конце урока помогают обобщить весь пройденный материал и прочно закрепить его.

Игровые технологии, применяемые на уроке иностранного языка, помогают учителю создать атмосферу максимально приближенную к естественной коммуникации. Во время игры лучше усваивается произношение, быстрее активизируются лексический и грамматические запасы обучающихся, развиваются навыки аудирования и устной речи. Кроме того, в процессе игры развиваются творческие и мыслительные способности учащихся. Игры помогают учащимся принимать решения, делая процесс обучения французскому языку интересным и увлекательным. Игры, используемые на уроке французского языка, помогают развивать полезные навыки совместной работы, развивают интеллект, наблюдательность, мотивацию, критическое мышление, а также способности анализа и синтеза.Игра, активно используемая в классе, имеет такое же значение, как и упражнение по грамматике или другие виды деятельности. Главным преимуществом игровых технологий является то, что учащиеся получают удовольствие и радость от обучения. Игра позволяет учителю проверить знания и навыки учащихся в менее напряженной обстановке.

Введение игр в образовательный процесс очень важно, поскольку иностранный язык отличается от других предметов, так как многое зависит от мотивации учащихся. Помимо этого, обучающие игры помогают развивать творческое мышление учащихся и их коммуникативные навыки. Игры на уроке помогают учителю организовать учащихся, сделать их более активными, заинтересовать их в изучении предмета и предоставить дополнительные ресурсы для получения новой информации, закрепить уже полученные знания. Обучающие игры развивают самостоятельность, инициативность, творческие способности, потому что учитель только объясняет ученику задания, все остальное ученик делает самостоятельно.

Приведем примеры игр, которые можно использовать на уроках французского языка, которые помогают развивать творческие способности обучающихся.

  1. «Жизнь в космосе» - проект совместной деятельности между классами разных уровней. Тема данного проекта – космические путешествия – открывает возможности для размышлений о практических и этических проблемах. Широкий спектр обсуждаемых вопросов объединил учащихся разного уровня подготовки по французскому языку и разного возраста. Языковые способности участников данного проекта обогащаются благодаря тому, что необходимо было соблюдать этические требования: учащиеся должны были предположить, что им предстоит путешествие на Марс и обсудить, с какими проблемами они могут столкнуться и как их можно решить демократическим путем и совместными усилиями. Старшие обучающиеся помогают младшим получать информацию и решать различные возникающие проблемы.

Учащиеся должны обсудить следующие вопросы: одежда, подходящая для космического путешествия; организация питания, физическое обслуживание, чистота одежды и помещений; организация жизни команды, урегулирование конфликтов, разделение обязанностей, организация досуга; вопросы экологии, уборки отходов и мусора, управление ресурсами.

Учащиеся используют традиционные языковые навыки, а также специальную научную и инновационную лексику. Поощряется самостоятельность учащихся. Именно старшие ученики служили связующими звеньями и наставниками в различных видах деятельности.

Итогом данного проекта могут быть презентации и выставки, проводимые учениками, разработка специальной одежды, буклеты с рекомендациями по правильному поведению для гармоничного управления группой и проведению экологически ответственного путешествия.

Такая проектная деятельность позволяет разбирать вопросы совместной жизни на французском языке, что является для подростков хорошей языковой практикой.

  1. «Давайте спасем конфеты!» - адаптация телевизионного шоу, в котором учащиеся должны выбрать конверт с вопросом и тремя вариантами ответов. Цель игры – сохранить как можно больше конфет после ответов на 5 вопросов, на последний из которых есть только 2 варианта ответов. Изначально у учащихся есть банк – коробка конфет. Выбирая ответ, который учащиеся считают правильными, они делают ставку в виде конфеты. Если выбранный ответ правильный – ставка забирается.
  2. Игра «кто я?» - целью которой является обогащение словарного запаса по какой-то определенной теме (животные, фрукты, школьные предметы и т. д.). Еще одними преимуществами данной игры являются отработка различных способов задавать вопросы на французском языке, использование прилагательных, описаний и сравнений. Учитель является ведущим данной игры. Учитель пишет на самоклеящихся бумажках слова, которые учащиеся приклеивают к своим лбам не читая их. Учащиеся могут читать чужие слова, при этом не озвучивая слова для тех, у кого они написаны. Учащиеся должны узнать свои слова, задавая конкретные вопросы, на которые можно будет отвечать только «да» или «нет». Если ответ положительный, ученик продолжает задавать вопросы своим одноклассникам, если ответ отрицательный – ход переходит к другому ученику.
  3. Игра «Пирамида» - целью которой является обогащение словарного запаса. В качестве дополнительного материала могут быть использованы картинки или слова для подсказки. Для проведения данной игры класс необходимо разделить на пары, а партнеры по парам должны сидеть лицом друг к другу. Одному ученики даются карточки с подсказками, он должен описать слова на подсказках своему партнеру. За каждый правильный ответ паре начисляется балл. Если для описания, ученик использует русский язык или однокоренные слова, баллы не начисляются. Учитель контролирует время (можно давать учащимся 30 секунд или минуту и считать количество слов, которые ученик успел объяснить). В качестве вариаций можно группировать слова по категориям или разрешить учащимся использовать жесты.
  4. «Иллюстрации» - для данной игры можно использовать меловую доску для рисования. Учащихся необходимо разделить на группы. По одному ученику от каждой команды по очереди выступают в роли художников. Учитель дает каждому художнику слово или фразу, которую следует нарисовать, не используя при этом буквы или цифры. Другие ученики должны угадать слово по рисунку. Если учащиеся угадывают слово – команде начисляется балл.
  5. «Нарисуй описание» - группа делится на пары. У одного члена пары должен быть чистый лист и письменные принадлежности, другому предоставляется картинка для описания. Тот, у кого есть картинка должен описать ее, его партнер рисует эту картинку по описанию. Все это время партнеры общаются, задавая вопросы или предоставляя уточняющую информацию в зависимости от того, как продвигается описание. Картинки подбираются в зависимости от пройденной лексической темы. Данная игра может не иметь победителя или наоборот, победителем становится тот, чей рисунок ближе всего к фактическому изображению, или группа, которая справится быстрее и при этом точнее.
  6. Игра «Две правды, одна ложь» - каждый ученик на листочке бумаги должны написать свое имя и три предложения, два из которых должны быть правдивыми, а одно ложное. Учитель собирает все листочки и зачитывает предложения классу, учащиеся же должны угадать какое из предложений является ложью. Учащиеся должны не просто высказывать свои предположения, а стараться объяснить почему они так считают. Авторы предложений также могут подробнее рассказать о своих правдивых утверждениях. Зачитывая предложения, учитель может предложить учащимся угадать автора этих предложений.
  7. Настольные игры – учитель заранее может подготовить игровое поле, делая необходимое количество копий по количеству людей в классе или по количеству групп, на которые разделится класс. Для создания игровых полей рекомендуется использовать более плотную бумагу. Также заранее учитель готовит карточки с вопросами или подсказками, на которые должны отвечать учащиеся. В день игры учитель делит учащихся на группы. Каждой группе выдается одно игровое поле, по одной фигурке на каждого члена группы и один кубик, а также набор карточек с вопросами. Участники группы по очереди бросают кубик, отвечая на вопросы и перемещая свою фигурку, пока кто-то не дойдет до финиша. Клеточки на игровом поле могут быть раскрашены в разные цвета в зависимости от категории вопроса или его сложности. Часть вопросов, начало предложений или картинки с подсказками могут быть написаны на самой доске. Подобные настольные игры могут быть созданы на различные лексические и грамматические темы. В случае правильного ответа учащиеся двигают свои фигурки вперед, при неправильных ответах фигурки двигаются назад. Вопросы к настольным играм могут быть связаны с любой темой, а сами игры подходят для учащихся с любым уровнем языка. Еще одним преимуществом данного вида игр является то, что они могут быть использованы повторно.
  8. Игра «Детективная история» - игра, помогающая развивать воображение и повторить прошедшее время. Учитель сообщает учащимся о том, что вчера днем было совершено какое-либо преступление, например, ограбление банка. Учитель говорит о том, что есть двое подозреваемых. Двое заранее выбранных учеников выходят в коридор и договариваются, о том какое у них есть алиби на вчерашний день. Остальные учащиеся являются следователями. Они по очереди вызывают задержанных и допрашивают их, задают вопросы, пытаются доказать их вину и то, что их алиби вымышленное. Вопросы, которые задают учащиеся, они придумывают самостоятельно, учитель лишь направляет игру.
  9. Игра «Таможня» - прием, помогающий проверить знания учащихся по теме «Путешествия». Заранее класс выбирает трех помощников учителя. Класс делится на 3 группы. Таможня включает в себя четыре разные станции: 1) физическая подготовка; 2) викторина на знание страны, выбранную для путешествия; 3) проверка багажа; 4) паспортный контроль.

Каждому ученику выдается мини-паспорт, в котором есть фамилия и имя учащегося, страницы для прохождения станций, место для фотографии (учащиеся могут нарисовать здесь свой рисунок), печать и подпись.

На первой станции – физической подготовки, учащиеся должны показать, что они здоровы и смогут выдержать полет (можно попросить учащихся пройтись с закрытыми глазами, покружиться, сесть или хлопнуть в ладоши и т.д.). На следующей станции – викторина. Учащимся задаются вопросы на знание страны, в которую они хотят совершить путешествие. На станции проверки багажа учащиеся должны назвать 10-15 вещей, необходимых во время путешествия. На последней станции – паспортный контроль – учитель проверяет все ли станции пройдены и ставит штамп.

Правила любой игры могут меняться и варьироваться в зависимости от темы урока, уровня подготовки учащихся. Любую игру можно упростить или усложнить. Уроки, в состав которых входят игры, являются более эффективными для изучения иностранного языка. Игра полезна для всестороннего развития человека. Обучающую игру трудно отделить от обучения. Во время игры учащиеся учатся самостоятельности, самодисциплине, сопереживать, соблюдать правила, концентрироваться. Обучающие игры помогают учителю отслеживать прогресс в обучении, так как они связаны с темой урока, имеющимся знаниям и навыкам учащихся. С помощью игры учитель может замотивировать учащихся на активную учебную деятельность. С помощью игры, учащиеся могут повторить или закрепить пройденный учебный материал, делая это в увлекательной форме и получая удовольствие от процесса. Это и есть основная цель игры на уроке - сделать процесс обучения более эффективным, связывая для этого игру и обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Цель моей работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка

Хотелось бы поделиться идеями по развитию творческих способностей детей на уроках и не только....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы...

«Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Уроки английского языка помогают раскрыть и углубить творческие способности учащихся...