Методическая разработка по теме: «Влияние лепки на развитие мелкой моторики детей»
методическая разработка по теме
- Роль мелкой моторики в общем развитии детей.
- Лепка, как вид детского творчества и средство психомоторного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_melkaya_motorika.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей
города Димитровграда
- Методическая разработка по теме:
«Влияние мелкой моторики
на психомоторное
развитие детей»
педагога дополнительного образования
- Алябьевой Марины Викторовны
- руководителя творческого объединения
«Чудесная лепка»
г. Димитровград – 2013/14
Цель:
-Роль мелкой моторики в общем развитии детей.
-Лепка, как вид детского творчества и средство психомоторного развития детей.
. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Известно высказывание Л.С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний. На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребенка, вопросы адаптации и социализации. Нарушения в развитии приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность. Количество детей с нарушениями развития очень велико, и к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.
Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, актуальность изучения способов и методов развития мелкой моторики бесспорна. Помогать ее развитию нужно с младенческого возраста, когда ребенок совершает первые хватательные движения, тянется за яркой игрушкой. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука малыша, его пальчики. И хотя это развитие происходит независимо от взрослых, тем не менее, ему нужно помогать и стимулировать.
Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется также в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите, например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов - и вы убедитесь, что без помощи рук он этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании, особенно на доизобразительной стадии (до 9-10 лет).
В этой связи, можно вынести следующее определение: мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Пименова Е.П. подчеркивает, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев».
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
На основании вышесказанного мною была организована работа творческого объединения «Чудесная лепка». Были образованы группы по возрастам: с 5-7 лет и с 8-11лет, а так же по количеству лет обучения два года.
С детьми первого года обучения и дошкольниками занятия проходят два раза в неделю. Дети второго года обучения занимаются три раза в неделю. В данном режиме мы работаем третий год, что позволило сделать выводы. Те дети, которые не только не владели хорошей техникой лепки, но многие младшие школьники и дошкольники имеющие дефекты речи, дали положительный результат в развитии уже после 3-5 месяцев занятий. В своей работе я использую натуральный природный материал – глину, которая позитивно влияет на здоровье, стимулирует и развивает мелкую моторику, приходится много работать пальцами, ладонями и всей рукой в целом, чтобы изготовить какой либо предмет, игрушку или сувенир. Кроме, всего прочего, перед каждым началом занятия, мы с детьми выполняем комплекс пальчиковой гимнастики. В течение занятий обязательно проговариваем чистоговорки, выполняем гимнастику для глаз, что несомненно положительно влияет на общее развитие детей и укрепляет их физическое и психологическое здоровье.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Дети не только видят то, что создали, но и трогают, берут в руки и по мере необходимости изменяют. Поэтому на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребенка формируется образ. Следовательно, основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Но во время росписи изделия используется весь его спектор.
Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем.
«…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Мы очень часто лепим любимых героев из мультфильмов, вымышленных персонажей и в дальнейшем дети с удовольствием их используют в игре, что несомненно также развивает всесторонне детей.
Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие
Заключение
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной - дает толчок к развитию другой. Мы можем говорить о взаимосвязанном развитии мелких движений, органов слуха, зрения, осязания, тактильных ощущений и др.
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Итак, можно сделать вывод, что на моих занятиях дети всецело, гармонично развиваются. Лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластическим материалом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка.
Список используемой литературы:
1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб.пособие / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд-во «Академия», 2005. - 368с.
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 385с.
3. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: популярное пособие для родителей и педагогов / художники М.В. Душин, В.Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.
4. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М: Советская Россия, 1973. - 192с.
5. Лепка / сост. Левадный В.С. - М.: ООО «Аделант», 2003. - 192с.
6. Лурия А.Р. Мозг человека психические процессы / А.Р. Лурия. - М: Педагогика,, 1982. - 495с.
7. Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 221с.
8. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 256с.
9. Уткин П.И. Народные художественные промыслы / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высшая школа, 1992. - 160с.
10. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс: учеб. пособие / О.А. Шаграева. - Владос, 2001. - 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»
Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...
Тема: «Умные пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей второй младшей группы
Данное занятие проводится в младшей группе по теме :"Умные пальчики". Проводя занятие мы формируем у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, р азвиваем мел...
Доклад на тему: "Бисероплетение - эффективный метод развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ"
Занятие бисероплетением доступно и полезно детям любого возраста. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение и...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массажеров"
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массеров"...
Методическая разработка по теме "Коррекционная работа по развитию тонкой ручной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках ручного труда".
Квалификационная работа...
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...
Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».
Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения». Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (...