Комплексная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
рабочая программа на тему

Куянова Валентина Викторовна

Программа реабилитации направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы:

обеспечить системный подход к предоставлению условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание ему помощи в освоении основной образовательной программы общего образования.

Задачи программы:

  • выявить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями его физического и психического развития;
  • осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • обеспечить возможность освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном ему уровне и его интеграцию в образовательном учреждении.

Программа включает анализ диагностической информации о ребенке, оценку его реабилитационного потенциала, прогнозирование и разработку индивидуальных программ реабилитации на основе медико-социально-психолого-педагогического заключения. Особое внимание в программе уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota._kpr.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 81 имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева.

Комплексная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Автор:

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 81

Куянова Валентина Викторовна.

        

г. Ульяновск. 2013.


Пояснительная записка.

У ребенка с ограниченными возможностями, обучающегося индивидуально дома по состоянию здоровья (ДЦП), есть нарушения в его связи с миром, ограничена его мобильность, минимальны его контакты со сверстниками и взрослыми, ограничено общении с природой, ему недоступен ряд культурных ценностей.

В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями его развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной комплексной программы развития. Программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит дома, путём интеграции очного и дистанционного обучения.

Цель программы: 

обеспечить системный подход к предоставлению условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание ему помощи в освоении основной образовательной программы общего образования.

Задачи программы:

  • выявить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями его физического и психического развития;
  • осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • обеспечить возможность освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном ему уровне и его интеграцию в образовательном учреждении.

Содержание комплексной программы  реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

I. Анализ диагностической информации о ребенке и оценка его реабилитационного потенциала.

Этапы психодиагностики нарушенного развития:

1. Скрининг-диагностика (проводится психологом):

2. Дифференциальная диагностика (проводится ПМПК);

3. Углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы (проводится ОУ).

Задачи скрининга:

1). Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений.

Реализуется в ходе плановой диагностики учащихся в школе педагогом-психологом, по результатам которой выделяется «группа риска».

2). Примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

С учащимися «группы риска» проводится повторная диагностика выявленной проблемы по другой методике, результаты которой подтверждают наличие проблемы или ставят ее под сомнение. Во втором случае проводится третья диагностика ребенка, позволяющая сделать окончательный вывод о наличии, стапени выраженности или отсутствии проблемы развития.

3). Оценка качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении:

- выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

- выявление недостатков программ обучения и воспитания детей.

Реализуется в ходе контроля соответствия образовательных программ требованиям, предъявляемым к данной документации со стороны государства, мониторинга результатов учебной деятельности школьников, в том числе и детей с ОВЗ.

Показатели, выявляемые в результате дифференциальной диагностики:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

а) динамика физического развития (анамнез);

б) состояние слуха, зрения;

в) особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

г) координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

д) особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

В данную работу включаются члены ПМПК. Фельдшер или медицинская сестра проводит анализ содержания медицинской карты ребенка. В случае необходимости уточнения или дополнительного медицинского освидетельствования координирует связь семьи ребенка с учреждением здравоохранения. Заполняет листы здоровья в классных журналах с целью доступности необходимой информации о состоянии здоровья каждого ребенка для учителя, обучающего ребенка.

Значительная роль на данном этапе реализации программы отводится и учителю, который непосредственно имеет контакт с данным ребенком и может из наблюдения оценить особенности работоспособности ребенка, его темп деятельности, утомляемость. Некоторые показатели возможно более точно оценить методами психологической диагностики.

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

а) особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;

б) особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

в) особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;

г) особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

д) особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя;

е) познавательные интересы, любознательность.

Здесь представлена кропотливая диагностическая работа педагога-психолога, в процессе которой он использует качественные методики диагностики.

Например, можно рекомендовать оценку внимания по методике «Корректурная проба», красно-черным таблицам Горбова.

Оценить кратковременную аудиальную память можно  по методике «Десять слов», зрительное восприятие-«Узнавание фигур». Пиктограммы позволят оценить уровень опосредованного запоминания.

Оценить уровень сформированности вербально-логического мышления можно по методикам «Исключение лишнего», «Выделение существенных признаков», «Простые аналогии», «Числовые ряды». Можно использовать комплексные программы диагностики интеллекта.

К данному этапу работы по программе необходимо также привлечь логопеда и учителя, наблюдающего ребенка в процессе его учебной деятельности.

3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

а) особенности отношений <учитель-ученик>, реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам; отношение к похвале и порицанию;

б) способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

в) умение планировать свою деятельность.

        В начальной школе основная информация поступает из наблюдений учителя, уточняется с помощью диагностики педагогом-психологом.

По пункту а) будут полезны проективные методики. Например, методика Люшера-Эткинда, позволяющая выделить напряженную сферу отношений ребенка с окружающими, «Дом, дерево, человек».

В пункте б) можно использовать специальные упражнения, позволяющие оценить уровень сформированности регулятивных компетенций школьников.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

а) эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость эмоций;

б) способность к волевому усилию;

в) преобладающее настроение;

г) наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

д) наличие фобических реакций;

е) отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

ж) отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

з) особенности поведения в школе и дома;

и) нарушения поведения, вредные привычки.

        Информативными по данному виду диагностики будут также проективные тесты. Например, тест Люшера. Систему отношений можно диагностировать с помощью социометрической картины класса.

5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

а) общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

б) сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

в) характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

        Информация может быть получена из мониторинга учебной деятельности данного ребенка, класса в целом, который ведет учитель.

В процессе проведения всего перечисленного выше решаются следующие задачи.

Задачи проведения углубленного психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

а) начальная школа - квалификация особенностей психики, выявление сохранных и нарушенных функций, иерархии нарушений для определения характера отклонений в развитии;

б) среднее звено - исследование и квалификация состояния развития подростка для выявления причин частных трудностей в обучении (неуспеваемости по отдельным предметам), нарушений поведения и социальной адаптации в целом;

в) старшие классы - диагностика развития, структуры психической деятельности, личностных особенностей с целью профориентации.

II. Прогнозирование и разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР) на основе медико-социально-психолого-педагогического заключения.

Оформление комплексного медико-социально-психолого-педагогического заключения на отдельного ребенка составляется по следующей схеме и включает в себя функциональные блоки:

а) диагностико-прогностический блок,

б) блок программирования индивидуальной реабилитационно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы;

в) блок содержания реабилитационно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы;

г) аналитический блок.   

 Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния   

                                                                                             

Фрагмент схемы индивидуальной программы реабилитации.

Модули

Специалисты

Направления работы

I. Диагностико-прогностический блок

Клинический

педиатр,

невролог,

врач ЛФК,

физиотерапевт,

психиатр.

Медицинская диагностика, лечение. Восстановление по возможности функций организма. Профилактика осложнений, обострений. Пропаганда ЗОЖ.

Психологический

Педагог-психолог.

Психологическая диагностика на разных этапах реализации программы. Психологическая коррекция и развитие. Консультирование ребенка, родителей, педагогов. Создание благоприятной среды. Профилактика отклонений в поведении.

Педагогический

Дефектолог,

логопед,

педагог дополнительного образования

 Коррекция дефекта развития, реализация ребенка в творчестве.

Социальный

Социальный педагог, воспитатель, специалист по социальной работе.

 Адаптация ребенка в социуме, материальная поддержка семьи.

 

III. Реализация коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных программ, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов

Коррекционно-развивающие и восстановительно-реабилитационные программы направлены на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его семью, специалистов, образовательное учреждение и общество.

В рамках каждого из направлений воздействия выделяется несколько модулей:

а) ребенок - модуль социально-психолого-педагогической помощи; модуль медико-социальной реабилитации; модуль творческой реабилитации; модуль культурно-досуговой реабилитации; модуль спортивно-оздоровительной реабилитации; модуль предпрофессиональной ориентации и адаптации; диагностико-прогностический модуль;

б) семья - диагностико-прогностический модуль; консультативный модуль;

в) специалист – научно-методический модуль; консультативный модуль;

г) учреждение - организационно-управленческий модуль; информационно-аналитический модуль; модуль межведомственного взаимодействия;

д) общество – модуль связей с общественностью.

Психологическая коррекция и развитие могут осуществляться по различным программам, имеющим рецензии и статус коррекционно-развивающих программ. В работе с детьми с ОВЗ, мне думается, очень хорошие результаты дадут методы кинезиологической коррекции. Такие программы представлены у Сиротюк А.Л. в ее книгах по коррекции и развитию.

Фрагмент модульной структуры коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных программ, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов.

Направленность воздействий

Модули реабилитации

Цели реабилитационного воздействия

Участники межведомственного взаимодействия

Общество

Модуль связей с обществен-ностью

Создание условий для формирования позитивного общественного мнения в поддержку оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям, пропаганды идей интеграции и включения в социум детей данной категории, стирания граней между «нормальным» и «аномальным» сообществом.

Социальная защита, образование, здравоохранение, культура, спорт, муниципальные административные структуры, СМИ.

 

IV. Мониторинг качества оказанных воздействий (услуг) и оценка эффективности реабилитации.

Оценка эффективности реабилитации  ребенка включает в себя выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретным воспитанником, в результате чего получает рекомендации для следующего этапа обучения.

Показатели результативности и эффективности реабилитации:

- динамика индивидуальных достижений воспитанников, в т.ч. по освоению предметных программ;

- создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для  детей;

- увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми данной категории;

- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики воспитанников  на разных этапах обучения;

- количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми;

- другие соответствующие показатели.

Для фиксации результатов изучения каждого ребенка разработана стандартная «Карта развития ребенка»- документ, отражающий поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

«Карта развития ребенка» включает в себя:

- общие сведения о ребенке;

- данные о медико-социальном благополучии;

- динамику развития психических процессов на весь период обучения;

- речевой статус;

- индивидуально-психологические особенности личности ребенка;

-  учет    усвоения     программного    материала    по     предметно-тематическому принципу на весь период обучения;

- динамику физического состояния и развития ребенка;

- периодичность   представления   результатов   анализа,   ситуации развития на ПМП - консилиум;

- рекомендации ПМП - консилиума в адрес: родителей, конкретных специалистов, педагогов и других.

Мониторинг качества оказанных услуг оценивается как непосредственно после их оказания, так и по промежуточному, конечному результату эффективности реабилитации ребенка.

        Конечно же, при оценке снова проводится психологическая диагностика параметров развития ребенка, представленных во входной диагностике. Результаты входной, промежуточной диагностики сравниваются с результатами, скажем годовой работы. Психолого-педагогический консилиум рассматривает вопрос эффективности работы по программе с анализом результатов реализации данной программы три раза в год, при необходимости чаще. По результатам анализа работы по программе возможна коррекция самой программы.

Особое внимание в программе должно быть уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени должен быть смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому комплексная индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе.

Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями комплексной индивидуальной программы реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате.Целенаправл...

Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье приводится использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, его плюсы и минусы....

Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева

          Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...

Программа "Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством коммуникативной дифференциации личности в период обучения в школе"

Цель программы: Обучающийся, со сформированными, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, знаниями, умениями и навыками, социально приемлемым поведением, сохранным...

Особенности культурно-досуговых программ, направленных на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном подходе ограничения у ребенка рассматриваются уже больше не как отсутствие каких-либо физических потенций формирующейся личности, а как несформированность условий внешней среды (недостат...

Культурно-досуговая программа как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе реабилитационного центра

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляется путем обнаружения у них и закрепления какихлибо талантов, через вовлечение детей в процесс проведен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (вариант 7.2) ПО ПРЕДМЕТУ «Математика»

Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР (вариант 7.2) по математике предназначена для коррекции предметных навыков и умений детей с ОВЗ 8 класса, для к...