Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга – учреждение профилактики правонарушений несовершеннолетних
статья на тему
Специфика работы Специального общеобразовательной школы № 1 /закрытого типа/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа)
Санкт-Петербурга - учреждением профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Наша спецшкола является учреждением профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет. Все воспитанники направлены в школу за совершение общественно-опасных деяний или преступлений по постановлению или приговору суда.
Деятельность спецшколы регламентируется Федеральными законами № 120-ФЗ от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании». Учредителем является Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
Мы занимаемся вторичной профилактикой. Несовершеннолетние, поступающие в наше учреждение, не были своевременно выявлены или первичная профилактическая в образовательных учреждениях не принесла результата в силу семейной депривации и влияния асоциального окружения. Все воспитанники нуждаются в реабилитации, состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних или в уголовной инспекции исполнения наказаний (для условно осужденных с применением принудительных мер воспитательного воздействия).
Анализ криминологической характеристики личности воспитанников спец-школы (за последние 5 лет) показал:
- 100 % воспитанников имеют девиантное (общественно-опасное) поведение, каждый был изобличён в совершении преступления, иногда до 10 эпизодов.
- для образовательного уровня воспитанников спецшколы характерно его резкое отставание от уровня образования, который должен соответствовать возрасту. Так почти 100 % воспитанников отстают по уровню образования от законопослушных сверстников; имеют большие пробелы в знаниях, некоторые не посещали школу более 2-х лет или были в школе считаные разы.
Например: Кирилл Ф. направлен в спецшколу в 13 лет, числился за школой, оставленным на 3 год во втором классе (Калининский р-н);
Дмитрий Г., воспитанник д/дома Кировского р-на за два учебных года в школе был 14 раз, поступил в 12 лет с образованием 2 класса;
- более 75 % имеют опыт длительного бродяжничества;
- среди воспитанников подавляющее большинство до совершения преступления проживало в неполной семье, 15-20 % воспитанников имела статус, детей оставшихся без попечения родителей;
- свыше 75 % замечены в употреблении алкогольных напитков,
- 32% были замечены в употреблении ПАВ или наркотиков.
Например: Сергей К. до поступления в спецшколу был судим 5 раз: Приморским, Красногвардейским, Кировским и дважды Фрунзенским судами. Подросток получал наказание с испытательным сроком, условное наказание, по пятому приговору освобожден от наказания и направлен в спецшколу до 18-тилетия.
- 93 % воспитанников имеют психиатрические диагнозы; в т.ч. 35 % - умственную отсталость.
Срок пребывания в нашей спецшколе воспитанников определен решением суда и законодательно ограничен, не более трех лет.
Продление срока пребывания может быть только на срок необходимый для завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ на основании личного ходатайства воспитанника.
Досрочный выпуск воспитанников, возможен по совместному ходатайству администрация спецшколы и КДН и ЗП Приморского района, в случае, если воспитанник встал на путь исправления и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии спецшколы не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа..
Продление срока пребывания и досрочный выпуск воспитанников осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения.
Для достижения целей исправления несовершеннолетних и предупреждения совершения новых преступлений в спецшколе создана и реализуется система индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников. Указанная система состоит из следующих элементов: сопровождение и изучение личности несовершеннолетнего специалистами службы сопровождения не только на этапе адаптации, но и на всем протяжении пребывания в спецшколе, а также в оказании социальной и психологической помощи в период самоопределения после выпуска.
По своей сущности помещение несовершеннолетних в спецшколу органа управления образованием является некарательной принудительной воспитательно-профилактической мерой.
Исправление как цель принудительных мер воспитательного воздействия состоит в формировании и развитии положительных привычек, навыков несовершеннолетних, а также построении мотивов, которые исключили бы его уголовно-противоправное поведение, что приводит в итоге к отказу от совершения преступлений. Под исправлением понимается формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право-послушного поведения. Цель исправления несовершеннолетнего должна достигаться методами, учитывающими особенности возраста и психики несовершеннолетних.
Помещение в спецшколу закрытого типа, как мера, связанная со сменой окружающей обстановки и микросреды, призвано разрушить негативные связи данного лица, таким образом достигнуть цели предупреждения совершения преступлений. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних может достигаться путем физического ограничения (помещение в среду, где нет возможности совершения преступления) и педагогических методов, включая особый режим обучения в спецшколе закрытого типа
В 100% проанализированных личных дел воспитанников спецшколы судебное решение основывалось на том, что несовершеннолетние не выполняли своих обязанностей как ученики, сыновья. Как правило, досуг несовершеннолетних до помещения в спецшколу не был организован и сводился к бесцельным прогулкам по улицам. Указанные моменты, а также низкий образовательный уровень, по мнению судей, свидетельствовали о необходимости для несовершеннолетних особых условий обучения и воспитания и служили основаниями для принятия решения о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Основной причиной направления подростков в спецшколу является совершение краж (52) и грабежей (28)., а также другие, в т.ч. совершившие тяжкие преступления (10%) - нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшие смерть потерпевших; распространение наркотиков; попытка изнасилования.
Подростки приходят в наше учреждение с «багажом». Это: стойкая асоциальная установка на совершение преступлений, опыт длительного бродяжничества, длительное время они остаются безнаказанными, а также отсутствие учебной мотивации и сформированных поведенческих норм правового поля.
Работа с данной категорией несовершеннолетних требует особого подхода, обеспечение их занятости, заинтересованности и совместных целенаправленных действий на формирование законопослушного поведения, ценностных ориентиров и мотивации приобретения учебных и профессиональных навыков.
В школе реализуются две образовательные программы основного общего образования и коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя специфику контингента, выявляются главные проблемы несовершеннолетних:
- склонность к совершению общественно-опасных деяний (преступлений),
- социально-педагогическая запущенность,
- низкая учебная мотивация,
- нарушенные внутрисемейные связи или их отсутствие,
- неспособность решать социально-значимые задачи.
В школе работает стабильный педагогический коллектив. Служба сопровождения укомплектована специалистами: педагогами-психологами, социальными педагогами, дефектологом, врачом-психиатром и психотерапевтом.
Режим строго регламентирован. Воспитанники перемещаются по школе только в сопровождении сотрудника режимной службы.
По окончанию учебного времени воспитанники обедают и продолжают 2 часа работать в учебно-производственных мастерских.. В школе есть 5 отлично оборудованных мастерских: столярная, слесарная, гончарная, фьюзинга (поделки из цветного стекла) и мастерская живописи, где каждый воспитанник находит дело по интересам. Занятия проводятся по графику. В мастерских воспитанники получают навыки трудового обучения и допрофессиональной подготовки.
В свободное от учебы и работы время воспитанники занимаются в спортивных секциях: футбола, баскетбола, хоккея с мячом, тенниса, шашек, шахмат и тренажеров. Занятия проводят педагоги дополнительного образования и по договору представители спортклуба «Шурави».
Педагог организатор школы привлекает воспитанников к занятиям
художественной самодеятельностью с целью активного их участия в общешколь-ных праздниках.
Совместно с ГУ «Центр содействия занятости и профориентации молодежи «Вектор» запланированы профориентационные экскурсии на предприятия города.
В соответствии с планом проводятся общешкольные праздники и выездные мероприятия.
Воспитанники в сопровождении воспитателей и сотрудников режимной службы выезжают на экскурсии в музеи города и пригородов, посещают театры.
Организации досуга воспитанников активно помогают общественные
организации.
На территории школы работают Общественные организации:
- работают инструктора «Упсала-цирка», обучая детей цирковым навыкам; занятия проводятся регулярно 3 раза в неделю;
- волонтеры регионального общественного движения «Петербургские родители» проводят мастер классы по различным видам деятельности (рисование пластилином, химические опыты, изготовление мыла и кормушек для птиц) и проводят обучение игре на гитаре.
- Государственное учреждение «Центр содействия занятости и профориентации молодежи «Вектор» - который помогает организовывать экскурсии на предприятия города.
- Благотворительный фонд «Гуманитарное действие» - оказывает поддержку выпускникам спецшколы.
Работа по реабилитации воспитанников должна проводиться как с ребёнком, так и с его семьей. Цель работы с родителями – профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Аспекты деятельности ГБОУ – «Бежецкая специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот» по профилактике правонарушений.
В данном материале представлен опыт работы школы в данном направлении...
Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"
Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...
Специальная общеобразовательная школа № 1/закрытого типа/ – учреждение системы профилактики правонарушений несовершенно-летних в Санкт-Петербурге
Специфика работы специальной общеобразовательной школы /закрытого типа/...
«Профориентационная работа с несовершеннолетними с девиа-нтным поведением в ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Санкт-Петербурга»
Обобщение опыта работы с несовершеннолетними воспитанниками специального учебно-воспитательного учреждения по вопросу профориентации с рекомендациями для специалистов и родителей...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Методическое обеспечение деятельности социального педагога общеобразовательной организации Московского района Санкт-Петербурга по профилактике правонарушений несовершеннолетних
В этом материале представлены формы планов, отчетов, писем и прочих документов, которые используют в своей работе социальные педагоги и заместители директора по воспитательной работе. В последнее врем...
Межведомственное взаимодействие при помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»
Основной целью работы педагогов с трудными подростками в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процес...