Т.Н.Ширямова. "Проектная деятельность сельских школьников как средство развития их инициативности"
проект на тему
Чтобы общение началось, кто-то должен сделать первый шаг, т.е. проявить инициативу. Учащиеся в настоящее время должны проявлять личную активность для того, чтобы быть адекватным современным требованиям и условиям жизни. В данном случае следует рассматривать инициативу как почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. Проявляя инициативу, человек требует внимания партнера к своим целям, делам, нуждам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность сельских школьников как средство развития их инициативности»
Автор: Ширямова Татьяна Николаевна
Исследовательский проект
Демократизация социальных отношений в обществе, преобразования в государственном устройстве и общественном сознании усложняют процесс социализации детей и ставят перед педагогами новые задачи в воспитании подрастающего поколения. Особую остроту проблема социального становления приобретает в условиях малокомплектной сельской школы. Школа призвана помочь ребенку приобрести опыт взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, доверия, согласия.
Актуальность проблемы. В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
Для успешной исследовательской деятельности необходима не только соответствующая мотивация, но и развитое мышление. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что здесь часто необходимо управление сразу множество новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Это требует от субъекта отхода от простых канонических схем «одно действие - один эффект» («одна причина - одно следствие»). Необходима иная система организации познавательной деятельности - качественно более высокого уровня [Дернер, 1997; Новик, 1986; Пятницын, Вовк, 1987; Пушкин, 1965; Функе, Френш, 1995]. Игнорирование этого факта приводит к ошибкам и даже катастрофам, поскольку человек часто не учитывает, что, делая, казалось бы, что-то одно, он на самом деле воздействует на множество и других объектов, связанных между собой.
Исследование подобных взаимодействий требует от субъекта активного, открытого отношения к миру и изобретения совершенно новых познавательных стратегий. Поскольку эта исследовательская деятельность достаточно сложна, она изучается в подавляющем большинстве случаев либо на взрослом контингенте, либо на подростках. Считается доказанным (или даже само собой разумеющимся), что дети более младшего возраста ни мотивационно, ни интеллектуально к ней не готовы [Крайг, 2000; Ришар, 1998; Флейвелл, 1967]. В то же время в отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, ориентировочно-исследовательской деятельности детей [Гальперин, Запорожец, Карпова, 1976; Годовикова, 1985, 1986; Венгер, 1969; Лисина, 1982; Обухова, 1972; Поддьяков, 1977; Талызина, 1984, 1998 и др.] В этих исследованиях, выполненных в русле культурно-исторического и деятельностного подхода, получены принципиально важные теоретические и практические результаты. Однако в этих работах не ставилась проблема исследовательской инициативности ребенка и самостоятельного изобретения им таких новых практических действий, которые бы раскрыли ему принципиальную специфику взаимосвязи предметов и явлений. Ребенок любит быть автором какой-либо идеи: организовать спортивные соревнования, написать стихи о школе, товарищах, посадить деревья… Многие из детей склонны к творческой работе. Но есть и такие, кто не привык и не хочет принимать решения, склонны направлять энергию внутрь себя.
Чтобы общение началось, кто-то должен сделать первый шаг, т.е. проявить инициативу. Учащиеся в настоящее время должны проявлять личную активность для того, чтобы быть адекватным современным требованиям и условиям жизни. В данном случае следует рассматривать инициативу как почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. Проявляя инициативу, человек требует внимания партнера к своим целям, делам, нуждам. Но партнер часто и сам претендует на инициативу, и тогда приходится затрачивать дополнительные усилия, чтобы удержать инициативу – бороться одновременно и за внимание партнера, и за то, для чего оно нужно. Благодаря инициативности человека яснее раскрывается, что именно в жизни представляется ему хорошим, нужным, привлекательным. Чем человек инициативнее, тем с большей обоснованностью можно утверждать, к чему он стремится. Если несколько человек делают одно дело, и оно продвигается успешно, то это значит, что каждый знает, когда и как он должен пользоваться инициативой. Если учитель не потерял в своей работе способность к творческому обновлению и самосовершенствованию, то всякое столкновение с трудностью в общении с учащимися может воспринимать как возможность для профессионального роста.
Инициативность - это одна из фундаментальных форм взаимодействия человека с реальным миром, направленная на его познание. В основе инициативности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности человека. Инициативность проявляется в целом ряде различных форм деятельности и поведения человека (наблюдение, путешествие, вопросно-ответные формы деятельности и т.д.). Однако наиболее ярко она выступает в самостоятельных активных творческих действиях и преобразованиях обследуемого предмета, явления, ситуации. Совокупный эффект всех форм деятельности, вносящих вклад в инициативность, чрезвычайно широк и качественно отличается от отдельных эффектов каждой деятельности. Благодаря этому инициативность выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это разнообразие стремится к постоянному расширению.
Наиболее адекватной стратегией, позволяющей учащимся управлять своим личностным развитием, инициировать изменения собственной деятельности, является проектирование. Проектирование – это специфическая деятельность, результатом которой являются научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Актуальность исследования состоит в том, что в условиях проектирования повышаются требования к участникам проекта, что влечет за собой повышение ответственности. Проектирование направлено на создание условий для развития инициативности его участников, их способности адекватно реагировать на изменение ситуации, готовности принимать самостоятельные решения и быть ответственным за достижение поставленных целей.
В связи с этим возникает задача изучения соответствующих возможностей ребенка и необходимой помощи в их актуализации. Другой актуальный аспект проблемы развития инициативности детей связан с вопросами безопасности. В реальной жизни практическое обследование детьми новых объектов часто сопряжено с тем или иным риском. Закономерной реакцией на это являются попытки взрослых контролировать, ограничивать и пресекать любознательность ребенка. Поэтому перед педагогической психологией возникает задача теоретического и экспериментального изучения целей, средств и результатов не только помощи, но и контроля, противодействия инициативности и их влияния на познавательное и личностное развитие.
Вместе с тем следует учитывать, что объективные условия жизни приводят к утрате таких общественных ценностей, как интерес к знаниям и труду. В современных условиях подростки не имеют четких нравственных ориентиров, растет их агрессивность, неуверенность в завтрашнем дне. По данным опроса подростки ждут от учителей прежде всего любви и внимания, которых не получают дома.
Противоречие между необходимостью развития взаимодействия учащихся малокомплектной сельской школы, каковыми являются большинство школ Зырянского района Томской области, ведет к негативным последствиям в ходе практической работы педагогов, снижает уровень готовности учеников и выпускников к социальному взаимодействию с окружающими их людьми и общественными институтами. Все это определило проблему исследования.
Объект исследования - инициативность детей как творческая направленность на познание реальности путем практического взаимодействия с ней, на самостоятельную постановку разнообразных исследовательских целей и изобретение новых способов и средств их достижения.
Предмет исследования - психологические закономерности реализации и развития инициативности детей в условиях проектной деятельности.
Цель исследования - изучить структуру инициативности в проектной деятельности, ее функции, механизмы осуществления и развития в сельском социуме.
Задачи исследования:
1). Разработать систему дидактических средств, стимулирующих развертывание исследовательской инициативности детей в направлении самостоятельного познания сложных объектов и явлений; создать сами эти средства.
2). Изучить возрастную динамику развития инициативности в проектной деятельности.
3). Определить критерии личной активности участников проектирования в рамках учебной и внеклассной деятельности.
4). Изучить динамику активности учащихся в процессе проектной деятельности.
Методология и методы исследования
Философская методологическая основа: положение о диалектическом единстве эмпирического и теоретического, чувственного и рационального уровней познания при признании ведущей роли практики как критерия истины. В настоящее время методологией изучения проблем развития личности в организации является системно-деятельностная концепция личности, представленная в работах А.Г.Асмолова, Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко и др.
Методы сбора эмпирических данных:
- Наблюдение исследовательской инициативности детей в естественных условиях.
- Интервьюирование взрослых по поводу различных ситуаций исследовательской активности
Гипотезы
1. Исследовательские возможности детей в отношении самостоятельного познания ими сложных объектов и ситуаций находятся на качественно более высоком уровне, чем это предполагалось ранее. Мы предположили, что дети школьного возраста способны успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий.
- Дети способны по собственной инициативе изобретать такие воздействия в необходимом разнообразии при познании различных сложных объектов.
- Средством актуализации и целенаправленного формирования способностей к исследованию сложных систем может быть особая система дидактических объектов, провоцирующих инициативность детей в направлении выявления все более сложных, многосвязных зависимостей.
4. Предполагается, что результатом проектирования в школе явится положительная динамика личной активности учащихся. Следствием этого станет изменение их деятельности, которое приведет к созданию благоприятных условий для развития личности учащихся как результата реализации целей проекта (будет достигнуто повышение уровня мотивации учения и мотива достижения успеха).
База исследования – МОУ Цыгановская основная общеобразовательная школа Зырянского района, Томской области, находится в 120 км. от г.Томска.
80 % семей местных жителей живут ниже прожиточного минимума, 40 % населения – асоциальные семьи. В селе распространено пьянство, много безработных, нет процветающих предприятий. В школе обучается 75 детей.
Диагностика инициативности в проектировании
Диагностика интересов, возможностей, требований членов школьного детского объединения «Новая волна» [Приложение 3], целью которой было проведение исследований личностных особенностей детей, их инициативности, дала следующие результаты. На вопрос «Чего ты больше ждешь от пребывания в детском объединении?» 37 % подростков ответили, что хотят научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела; 40 % - выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя; подружиться с ребятами, найти друзей – 20 %; весело провести время – 3 %.
Из списка качеств, которые важны для людей, большинство подростков отметили такие качества, как честность, смелость, доброта, трудолюбие, требовательность к себе, дисциплинированность.
25 % членов объединения легко могут познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор; организовать ребят для выполнения какого-либо дела, игры, занятия – 15 %; справиться с возникающими в жизни сложностями – 15 %; отказаться от удовольствия, если это приносит вред здоровью и волнует родителей и близких – 25 %; выступить с каким-либо предложением – 10 %; самостоятельно решать вопрос актуальный для класса, школы – 10 %.
На вопрос «Приходилось ли проявлять инициативу в работе школьного детского объединения, в трудовой деятельности, в оказании помощи другим, в отношении с родителями?», большинство членов детского объединения ответили – да, довольно часто.
Данная диагностика показала, что члены общественного объединения – это наиболее активная и подвижная часть подрастающего поколения, которая творчески осваивает социальные и культурные ценности своего народа и готова к вступлению в жизнь современного общества. Детское объединение позволяет каждому подростку ощутить свою уникальность и востребованность.
Базовая целевая установка образовательного процесса – это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения, где ключевые компетентности могут быть приобретены учащимися, если соблюдены следующие условия:
- воспитание гражданственной, духовно-нравственной личности;
- создание условий для понимания собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели;
- ориентация на развитие самостоятельности и ответственности за процесс и результаты своей деятельности;
- деятельный характер обучения;
- формирование положительной мотивации к освоению знаний.
Необходимо дать старшим учащимся основной школы выход из возросшей социальной активности, поставив их в положение организаторов и координаторов ключевых дел, дать им почувствовать ответственность за все, что делается в школе. Создать условия для их успешного самоопределения относительно путей и способов дальнейшего образования. Технология проектного обучения – одна из образовательных технологий, основанная на компетентостном подходе, который предполагает сначала четко определить модель выпускника, а затем под эту модель подобрать содержание по развитию ключевых компетенций. Дети с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях. В это время органично входят в образовательный процесс организационно - деятельностные игры, крупные проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность. В МОУ Цыгановская основная общеобразовательная школа разработаны и действуют демократические принципы самоуправления, что позволяет формировать из числа учащихся и коллег команду, работающую по принципу самоорганизации. Это выражается в открытости школьной жизни для учащихся, родителей, социума, представление возможностей для инициативы, самопроявления, самореализации. Принцип деятельности в школе является последние годы доминирующим. Деятельностный подход понимается нами как создание условий для включения сельских школьников в разные виды деятельности с целью обретения им субъективности. Субъективность в целом – способность нравственно и целесообразно проектировать и преобразовывать собственную жизнь. Подростковая школа – это пространство реализации ведущей деятельности, т.е. пространство разнообразного содержательного общения и действия, в котором возможно формирование и проявление инициативы сельского школьника (учебной, социальной и др.), пробы разных видов и форм деятельности, самопроявление и развитие, - пространство достижений. На данном этапе ключевые компетенции необходимы для жизнедеятельности человека и связаны с его успехом в профессиональной и учебной деятельности в быстроменяющемся обществе. Стержнем учебного процесса в МОУ Цыгановская ООШ является активное учение, которое предполагает активную позицию ученика, создание условий для проявления его инициативности, самостоятельности, ответственности, его выбора, проб, для приобретения личностных новых смыслов и значений. В данном случае зона активного учения – это база для формирования и развития проектной деятельности сельских школьников. В учебном плане имеются уроки по основам проектирования и методам исследовательской деятельности в 9 классе, в 8 классе - проектные модули, остальные учащиеся, включая начальные классы, получают навыки проектирования в результате обмена опытом и работы в группах. Формой оценивания является защита проекта. В школе существуют групповые и индивидуальные разработки проектов, их презентация, реализация, публикация. В процессе деятельности проектные группы могут возникать и распадаться (по мере выполнения своей задачи).
Проектирование создает условия для динамики личной активности его участников и обеспечивает достижение целей проекта. Проектирование способствует переходу его участников от уровня объекта проектирования к уровню субъекта изменений, показателями которого являются умение выявлять проблемы собственной деятельности, наличие навыка рефлексии, умение выстраивать шаги по достижению личностно значимых целей. Обычно в образовательных учреждениях бесспорный авторитет имеют результаты учебы, успеваемости. Все остальные результаты: компетентности, не впрямую связанные с усвоением того или иного предмета, результаты развития, личностные изменения – никак не фиксируются. Незафиксированные, широко не представленные общественности, учащимся, их родителям, они воспринимаются как призрачные, несущественные, не основные и быстро выпадают из сектора цели взрослых. Но именно эти результаты сегодня востребованы и актуальны, именно они в большей степени определяют успешность выпускника в реальном социуме.
Глобальные изменения в мире могут начаться с малого поступка: посаженного дерева, помощи близкому человеку, спасения птицы… Именно поэтому одним из интенсивных методов включения в общественную жизнь является социальное проектирование, которое позволяет каждому школьнику реально познакомиться с функционированием различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, а также проявить себя в сфере культурной и общественной деятельности. Практика показала, что деятельность за пределами школы оказалась самой эффективной средой, в которой «раскручивались» даже самые неуверенные в себе подростки. В проектной деятельности участвовал более активно весь 8 класс. Они высказали столько идей: благоустройство школьного двора, ремонт сельского Дома культуры, помощь пожилым людям, летний палаточный лагерь, школьный музей, озеленение улиц села. Даже учащиеся начальных классов пробуют себя в исследованиях. Следует отметить, что ребятам не безразличны социальные проблемы села, где они живут, они хотят видеть его лучшим и быть причастными к этому. Есть такие предложения, которые можно выполнить без особых материальных затрат: совсем недавно девятиклассники предложили расписать стену Дома культуры, собрать деньги семье, пострадавшей от пожара.
В процессе работы над социальными проектами выявились скрытые способности учащихся, слабо успевающих по учебным дисциплинам. Чтобы побороть в себе робость, на первых порах работали парами, небольшими группами. Среди ребят выделилась группа лидеров, которые желали попасть на прием к представителям власти. Для этого нужно было записаться на прием, самостоятельно поехать в райцентр и получить желаемый результат. Немаловажную роль сыграло и честолюбие. Ранее наши дети пробовали себя в создании школьных проектов, а в этом учебном году вышли на более высокий уровень: большая группа учащихся разрабатывает проект «Возрождение», целью которого является привлечение внимания органов власти различных уровней к проблеме ремонта школы. Идет интенсивная работа, где каждый участник ощущает свою значимость в общем деле, получает опыт социального взаимодействия. В рамках данного проекта возникла проблема более тесного взаимодействия со школами райцентра: желание сравнивать, находить правильные пути решения, оценка деятельности окружающими, дух соперничества – вот небольшой перечень мотивов, на которых строится сотрудничество. Наблюдается инициатива «снизу», когда учащиеся провоцируют педагогов на деятельность: так была проведена совместная творческая встреча по инициативе детей нашей школы не в райцентре, как это было раньше, а у нас, в маленькой школе. Дети испытывают потребность налаживания отношений с будущими одноклассниками. На основе проекта «Возрождение» возник подпроект «Школьное кафе». Участники проекта сумели вовлечь в свою деятельность всех учащихся школы, показали свой опыт школьникам района.
Только что закончена основная работа по главному проекту года, а ребята уже готовы работать над другими проектами: «Районный сад», «Общественное самоуправление». Причем, педагогам не приходится никого уговаривать, ребята сами берутся за дело: изучают проблему, делают фотографии с места событий, едут на прием к представителям власти, проводят соцопрос. Многие учащиеся самостоятельно включаются в конкурсные работы, следят за продолжением запущенных проектов. Это означает, что нам, взрослым, необходимо организовать работу так, чтобы ребенок маленькой школы чувствовал себя на равных с учащимися других школ. Работая командой, каждый из педагогов может стать ресурсом для другого: идет интенсивный обмен педагогическими находками, обсуждаются и анализируются ситуации, принимаются совместные решения, вырабатываются общие цели. Ведется работа по созданию партнерских отношений с детьми, педагогами и родителями. Часто приглашаются к сотрудничеству наши родители, чтобы выработать совместные конструктивные пути решения проблем. Чтобы изменить реальность, следует найти единомышленников. А местом проявления разных интересов каждого участника является образовательное пространство, образовательное событие, которое можно развернуть широко при условии сотрудничества в рамках сети.
В конце учебного года был проведен мониторинг, который позволил увидеть результаты проектной деятельности в школе. В мониторинге участвовали заинтересованные лица (что немаловажно) и те, кто не был участниками проектов. Для сравнения был проведен мониторинг среди учащихся 8-9 классов нашей малочисленной школы и средней школы №1 райцентра. Следует учесть, что в Зырянском районе о проектировании говорилось долго и много, но знания были настолько разрозненными и противоречивыми, что на практике никто не мог похвастаться реальными успехами. Диагностика интересов позволяет увидеть различную позицию учащихся двух школ и позволяет определить влияние проектной деятельности на развитие инициативности. В предпочтении видов деятельности учащимися это выглядит следующим образом:
Вопросы анкеты | Ответы учащихся Цыгановской ООШ | Ответы учащихся Зырянской СОШ№1 | |||||
В каких мероприятиях Вы участвовали? Проранжируйте по значимости | 1 место | 2 место | 3 место | 1 место | 2 место | 3 место | |
Конференции | + | ||||||
Праздники, концерты | + | + | |||||
Спортивные соревнования | + | ||||||
Игровые программы | + | + | |||||
Уборка и/или озеленение территории | + | + |
Из этого следует, что для обеих школ традиционными остаются праздники и концерты, т.к. в них участвует большинство, но в ЦООШ на первое место ребята ставят участие в конференциях, игровых программах, где они могут проявиться как личности, а концерты и праздники отодвинуты на второе место. Быть участниками праздников многим школьникам нравится тогда, когда они сами лидируют: являются ведущими концерта или программы, выступают сольно. Приятно удивляет то, что дети любят заниматься благоустроительными работами, так как жизнь в селе ко многому обязывает. Цыгановские школьники добавили в список любимых дел участие в различных конкурсах по личной инициативе, 30% из них организаторы, 50% - почти организаторы и 20% - активные участники, что отличает их от Зырянских учащихся: там выполняются только плановые задания, 2% учащихся - организаторы, 50% - являются активными участниками, а остальные - заинтересованные зрители.
Среди самых памятных мероприятий года цыгановские школьники назвали много раз участие в проекте «Школьное кафе «Удача», научно-практическую конференцию, областной конкурс проектов, игру «Зарница», бенефис, игру «Любовный лабиринт», фестиваль на о.Тургояк, поездки в лагеря актива и др. 50% учащихся Зырянской СШ№1 интересной назвали лишь поездку в нашу школу с дружеским визитом. Это позволяет сделать вывод, что цыгановские школьники лидируют во внеклассной деятельности.
На вопрос о том, какую награду хотел бы получить ученик за свой проект или полезное мероприятие, первое место занял ответ: «хотелось доказать учителям (родителям), что я тоже кое-что могу, завоевать их доверие». Второе место: «хотели бы попробовать себя в новом деле, узнать таким образом что-то новое», третье место: «хотели обрести новых друзей», «получить хороший приз». Эти результаты говорят о том, что ребенок хочет, чтобы его признали личностью, считались с его мнениями и решениями.
Учащиеся МОУ Цыгановская школа ответили, что все знают о деятельности детских общественных организация, участвуют в их деятельности и являются лидерами (Приложения 5, 6). Кроме тех дел, в которых они активно участвуют, учащиеся предложили список желаемых: благоустройство села, участие в ремонте школы, проведение молодежных сборов, юнкоровская деятельность, песенные конкурсы и другие. В процессе опроса выяснилось, что чаще всего дети копируют действия взрослых. Педагоги школы - творческие личности, и ребята хотят им соответствовать. Действует закон звезды «гореть, зажигая других». Педагоги МОУ Цыгановская ООШ занимались изучением теории проектирования на педсоветах, на тренингах, разрабатывали методику проектирования на уроках русского и иностранного языков. У двух учителей проектирование было темой по самообразованию. В результате 90% педагогов Цыгановской школы активно применяют метод проектирования в урочной и внеурочной деятельности. Среди 24 школ Зырянского района только 25% занимаются проектированием (Приложение 6). Это связано с тем, что большая часть педагогов не знает ничего о проектировании и не желает изучать, т.к. это требует от самого педагога повышенной активности. Мешает и то, что на человека обрушивается большой объем информации, не подкрепленный практикой. Самым удачным было обучение через тренинг, но на занятия приглашались желающие, а таковых всегда бывает немного.
Большим первым опытом проектирования стало участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России». Этому предшествовал тренинг педагогов. Всего 5 школ выставили свои проекты на районный конкурс, среди которых наша школа представила два проекта, которые и стали победителями. Чтобы закрепить успех, наши учащиеся не остановились на достигнутом, работа по проектированию пошла вглубь. Уже через небольшой промежуток времени ребята представили на районный конкурс индивидуальные проекты. Для сравнения: ребята из Зырянской СОШ№1 не проявили активности, т.к. утверждают, что у них не нашлось руководителя, способного «зажечь» других. Ребята из 8 класса пробовали делать проекты «Школа – наш дом», «Быть здоровым – это модно», но до конца не доработали. Серьезным препятствием в работе над проектами педагоги этой школы назвали отсутствие интереса у детей и взрослых. Например, для участия в конкурсе КВН были приглашены все школы, но приняли вызов только 3, а другие ребята не смогли себя организовать и даже не захотели быть зрителями. Учащиеся Цыгановской школы за короткий срок приготовили программу и заняли 2-е место.
Творческая активность оказывает положительное влияние на подростков: все заняты интересными делами, и нет времени на пустые развлечения, у учащихся вырабатывается положительная модель поведения в социуме.
На профилактическом учете в группе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних Зырянского РОВД в 2003 году состояло 2 человека из Цыгановской школы (из-за драки между тремя одноклассницами, 2 девочки были поставлены на учет), в 2005 году – 0. В то же время в селе Чердаты (там детского самоуправления нет) в 2003 году состояло на учете 5 человек, а в 2005 году – 10 человек. Исходя из этих данных, можно предположить, что проектная деятельность является важной формой профилактики девиантного поведения подростков и способствует развитию инициативности.
Этапы исследования
Исследование проводится в несколько взаимосвязанных этапов:
апрель 2006г. - выбор и теоретическое осмысление темы работы, анализ основных исследований, посвященных проблеме социального становления учащихся малочисленных сельских школ в научной литературе; комплексный анализ информации; создание научно-методической и диагностической основы для проведения экспериментальной работы.
май 2006г.- описание накопленного опыта проектной деятельности сельских школьников как средства развития их инициативности.
май 2006г. – пакет проектов, отражающий основные направления развития содержания проектной деятельности детей в условиях села.
июнь 2006г. – методические материалы, отражающие игровую инструментовку проектной деятельности.
сентябрь 2006г. аналитический материал (педагогические наблюдения).
октябрь 2006г. – отражение деятельности самой школы по реализации Национальных проектов и что получили жители села (дети и взрослые) в ходе их реализации.
октябрь 2006г. – описание социально-педагогической деятельности школы в социуме; указание, на каком уровне школа представляла свой опыт в 2006г., выступления педагогов, учащихся, родителей и другие формы.
Ожидаемые результаты.
- Разработка методических рекомендаций, которые могут использоваться в различных педагогических системах (малокомплектная сельская школа, детский летний оздоровительный лагерь, высшее учебное заведение).
- Становление личности учащихся в процессе проектной деятельности:
- адаптация детей к жизненным условиям во времени и пространстве.
- появление у участников образовательного процесса активной жизненной и гражданской позиции.
- наличие мобильного творческого актива.
- реализация творческих возможностей детей.
- занятость детей активным содержательным досугом.
- увеличение процента самостоятельности детей на этапе планирования.
Эффективность программы предполагается отслеживать по системе мониторинга.
Показатель | В чем выражается | Источник информации |
Занятость детей активным содержательным досугом | Процент детей активно участвующих в делах ОУ | Дневник учета занятости детей |
Наличие мобильного творческого актива | Процент участия в окружных, районных и областных мероприятиях, рейтинг членов школьного парламента и активистов | Протоколы собраний школьного парламента, дневник КТД, стартовое, промежуточное и конечное анкетирование |
Реализация творческих возможностей детей | Качество проведенных КТД (в баллах) | Отзывы участников программы и их родителей |
Появление активной жизненной и гражданской позиции | Количество детских инициатив и процент их завершенности, процент социально значимых проектов | Опрос учащихся школы, протоколы собраний школьного парламента |
Адаптация детей к жизненным условиям | Процент детей, попавших на учет в школьный совет по профилактике правонарушений | Протоколы школьных собраний |
Новизна исследования в том, что будут:
- определены особенности проявления инициативы учащихся в условиях малокомплектной сельской школы;
- выявлен комплекс педагогических условий организации взаимодействия учащихся в условиях сельской школы, способствующий повышению эффективности процесса социального становления учащихся;
- разработана совокупность педагогических средств, обеспечивающих высокую эффективность проявления инициативности учащихся сельских школ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- обоснована роль инициативы учащихся в сельском социуме и пути ее активизации,
- дополнена характеристика мотивационного поля взаимодействия;
- определены факторы, влияющие на процесс взаимодействия учащихся в условиях сельской школы;
- дополнены и систематизированы критерии и показатели эффективности взаимодействия в условиях сельской малочисленной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе исследовательской работы изучено влияние проектной деятельности сельских школьников на развитие их инициативности. Результатом стал рост проектной грамотности, новый уровень рефлексии и саморефлексии учащихся, новый взгляд на существующие проблемы в учебном процессе и способность эти проблемы разрешать, что свидетельствует о положительной динамике их личной активности и способствует достижению результатов проектов: положительной динамики изменения мотивационной сферы учащихся, снижению их эмоционального напряжения в процессе обучения.
Достаточно привести примеры саморефлексии участников проекта школьного кафе «Удача».
Жмылева О. По моему мнению, удалось всё! Много клиентов, хорошая прибыль и, главное, всем очень понравилось! Сначала я была официанткой, затем помогала мыть посуду. Настроение было хорошее. И самое главное: мы осуществили задуманное.
Ситникова Ю. Всё было превосходно! Ожидаемое было настолько реально, и я это говорю не потому, что сама являюсь участницей. Нас все благодарили. Мы думали, что будет мало народа, и прибыль будет мала. Но вскоре стало понятно, что мы стараемся не зря. Мы падали с ног, обслуживая детей и их родителей. Было приятно, что даже к нам приходили взрослые люди и, что особенно приятно, делали заказы на вечер, а мужчины приглашали своих дам к нам в кафе на свидание.
Пермякова В. Мы сделали приятное людям. Ощущение было такое, что не передать. Мне очень понравилось то, что мы делали. Я такого не ожидала.
Жорова О. Нам удалось осуществить свою мечту, и мы добились хороших успехов. К нам в кафе приходило очень много народа, и всем понравилось. Мы были рады и благодарны тем, кто оценил наш труд. Ведь от посетителей зависел во многом наш успех.
Ерхов С.
Удалось заработать крупную сумму денег, привлечь посетителей и организовать рабочие места в кафе.
Баховка Л. Понравилась обстановка, меню, персонал, как вели себя клиенты.
Подушкина К. По моему мнению, кафе удалось., но выявились и недочеты: было мало места, задерживался заказ, быстро кончились некоторые продукты, не хватало стульев.
Тюфтяева В. Нам удалось собрать народ. Лично я думала, что люди пожалеют деньги. Но в этот раз они расщедрились!
Следовательно, проведенное исследование и полученные в его итоге результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что результатом проектирования в школе явится положительная динамика личной активности учащихся, что проектная деятельность сельских школьников станет средством развития их инициативности.
Критериями личной активности участников проектирования в рамках учебной и внеклассной деятельности определены готовность к изменениям, участие в инновационных процессах, соответствие реализуемой деятельности современным условиям (практическая значимость для учащихся):
1. Инициативность в проектировании - это универсальный компонент любой человеческой деятельности, пронизывающий все ее виды. Она выполняет незаменимые функции в развитии познавательных процессов всех уровней, а также в социальном развитии и развитии личности.
2. Основной характеристикой инициативности детей является мощная творческая направленность на разнообразие всех компонентов познавательной деятельности - целей, способов действий, исследовательских орудий, получаемых результатов, выдвигаемых гипотез и объяснений. Эта направленность на разнообразие каждого из компонентов деятельности обеспечивает ребенку обнаружение новых направлений дальнейшего развития.
3.Внутренний механизм саморазвития инициативности состоит в следующем. Полученная ребенком исходная разнообразная информация и материальные результаты используются им как отправные пункты для дальнейшего развертывания тех или иных новых направлений инициативности. Тем самым обеспечивается положительная обратная связь - развитие многообразия одних компонентов приводит к многообразию и расширению других.
- Возрастные изменения инициативности происходят в направлении не только роста, но и снижения в некоторых областях, где она ранее была высокой.
- Важнейшим направлением познавательного развития человека является формирование комплекса исследовательских способностей, обеспечивающего деятельность в новых и сложных многофакторных динамических средах. Уже младшие школьники проявляют большой интерес и способны к самостоятельному успешному исследованию сложных, многосвязных, физических и социальных объектов и ситуаций.
При всём этом наиболее ценное в предлагаемой работе – повод и необходимость подумать о себе, оценить. Так, наравне с обязательными экзаменами девятикласснику может быть предложена экспертно-аналитическая работа о себе самом. Работа может быть, например, в форме вопросов или незаконченных предложений о том,
- в каких проектах участвовал, что в этом процессе приобрёл,
- как участвовал в общественной жизни, чему научился,
- какие личностные изменения, приобретённые в процессе школьной жизни, можешь назвать,
- каковы дальнейшие планы в направлении реализации собственных возможностей и решении проблем.
Такая работа, на наш взгляд, может быть оценена в баллах. В первой части работы, например, может оцениваться степень, интенсивность проб, участия в общественной жизни и в проектной деятельности – во второй части оценивается наличие рефлексии, способности объективизировать самоизменения (есть ответы на этот вопрос, неважно какие – есть баллы, нет ответа –нет баллов). По этим баллам чиновникам и экспертам следует судить о рейтинге общественной жизни в школе, отчасти – о развитии учащихся. Эти результаты – достаточно важный показатель в оценке школы, себя, попытка объективизировать (хотя бы частично) промежуточные результаты саморазвития, определить следующие цели.
Такая экспертно-аналитическая анкета во избежание излишней формализованности должна регулярно менять свою форму, отчасти содержание, но всегда соответствовать своему назначению, быть краткой и доступной для девятиклассников по форме. Решая вопрос о возможности гласного обсуждения результатов подобной работы, следует учитывать конкретные условия и степень психологической защищённости конкретного девятиклассника.
Расширяя и углубляя внеучебную деятельность, можно использовать кратковременные курсы (экспресс – модули) разных направлений. Это могут быть востребованные психологические курсы и тренинги (обучение эффективному общению, преодолению конфликтов, самопрезентации, тренинг уверенности в себе, обучение адекватной самооценке и др.). А также - метапредметные модули (обучение методам исследования, проектированию и др.).
В настоящее время в школе действуют программы социально-психологической поддержки учащихся сельской школы:
- "Я-сам", «Игра – дело серьезное», «Спорт – здоровый образ жизни», «Древо жизни», «Мир красотой спасется» и др.;
- работает «Школа социального успеха» для учащихся района;
- на базе школы проводится военно-спортивная игра «Зарница» и др
Приложение 1
Динамика активности членов детского объединения «Новая волна»
МОУ Цыгановская ООШ Зырянского р-на, Томской обл.
О – активные, участвуют во всех делах
О – активные исполнители поручений
О – участвуют, но лишь по инициативе других
О – пассивные наблюдатели
Приложение 2
Анкета
«Я и мое объединение»
для участников детского общественного объединения
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на вопросы.
- Если тебе нравится быть в детском объединении, то почему? Выбери и отметь варианты ответа:
- Здесь у меня хорошие друзья;
- вместе с товарищами можно заниматься полезными для общества делами;
- это помогает мне развивать организаторские способности;
- здесь я провожу свое свободное время;
- это помогает бороться с недостатками в окружающей жизни;
- здесь я могу высказать свое мнение, участвовать в обсуждении того, что касается моей жизни;
- меня здесь могут защитить;
- здесь я узнаю много нового и интересного;
- полученный опыт и знания пригодятся во взрослой жизни;
- мне нравится организовывать и проводить мероприятия;
- свой вариант ответа____________________________________
- Чему ты научился в нем?_____________________________________,
- Какое творческое дело тебе запомнилось больше всего?___________
- Чему ты теперь можешь научить своих товарищей, младших ребят
Спасибо!
Приложение 3
Диагностика
интересов, возможностей, требований членов детского объединения
Цель: проведение исследований личностных особенностей детей для определения педагогической позиции в работе с учащимися
Анкета
Дорогой друг!
Ты являешься членом детского объединения «Новая волна». Мы хотим, чтобы тебе было интересно с нами, чтобы сделать твою жизнь в детском объединении интересной и полезной.
Вот почему мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты. Твои искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботиться о тебе, учитывая твои желания, способности, интересы. Отвечать на вопросы несложно. Для этого надо внимательно прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках после каждого вопроса.
- Чего ты больше ждешь от пребывания в детской организации? (выбери не более 3-х ответов и обведи кружочком соответствующие номера):
а) подружиться с ребятами, найти друзей;
б) приобрести новые знания, умения, умения в области твоих интересов;
в) научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела;
г) укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку;
д) выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя;
е) просто весело провести время.
- Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению, очень важны для людей (не более 6 качеств):
а) любознательность
б) трудолюбие
в) честность
г) инициативность
д) справедливость
е) дисциплинированность
ж) предприимчивость
з) милосердие
и) смелость
к) милосердие
л) честолюбие
м) доброта
- Что из перечисленного удается без особых затруднений (отметь кружочком соответствующую цифру слева; возможны несколько ответов):
а) познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор;
б) найти интересное для себя дело без помощи других;
в) организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, игры, занятия.
г) справиться с возникающими в жизни сложностями;
д) прийти на помощь другим в случае необходимости;
е) отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких;
ж) выступить с каким-либо предложением;
з) самостоятельно решать вопрос актуальный для класса, школы.
- Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных ниже областях? (обведи кружочком соответствующие цифры ответов):
4.1. В работе детской организации
а) да, довольно часто
б) да, но редко
в) да, но редко
4.2. В трудовой деятельности
а) да, довольно часто
б) да, но редко
в) да, но редко
4.3. В оказании помощи другим: товарищам, малышам, престарелым.
а) да, довольно часто
б) да, но редко
в) да, но редко
4.4. В занятиях по интересам
а) да, довольно часто
б) да, но редко
в) да, но редко
4.5. В отношениях с родителями, в семье
а) да, довольно часто
б) да, но редко
в) да, но редко
Спасибо за работу!
Приложение 4
Опросник (для учителя)
- Проранжируйте те сферы активности учащихся, которые на данном этапе развития Вашей школы являются, с вашей точки зрения, наиболее значимыми для их образования (самая значимая деятельность получает первый ранг и т.д.)
Виды активности | Ранг |
учеба | 6 |
внутришкольное проектирование (социальные проекты) | 5 |
внутришкольное проектирование (учебные проекты) | 7 |
социальное проектирование | 1 |
клубная деятельность | 4 |
сетевые образовательные программы | 8 |
дополнительное образование | 3 |
самообразование | 2 |
- Проранжируйте те сферы активности учащихся, которые на данном этапе развития Вашей школы занимают наибольший удельный вес в образовательном процессе (деятельность, имеющая наибольший удельный вес, получает первый ранг)
Виды активности | Ранг |
учебная деятельность | 5 |
внутришкольное проектирование (социальные проекты) | 2 |
внутришкольное проектирование (учебные проекты) | 7 |
социальное проектирование | 1 |
клубная деятельность | 3 |
сетевые образовательные программы | 8 |
дополнительное образование | 4 |
самообразование | 6 |
- В ходе реализации образовательного проекта его активными участниками стали:
- родители
- иные образовательные учреждения: детская художественная школа, детская музыкальная школа, детско-юношеская спортивная школа
- общественные институты: Центр развития села, , совет поселения, сеть муниципальных инновационных площадок.
- Образовательное учреждение является субъектом социального действия в районе, микрорайоне, селе и т.д.
- да (это подтверждается тем влиянием, которое школа оказывает на процессы, происходящие в социальной, политической и культурной сферах жизнедеятельности села и района)
- В школе есть свой сайт:
- Да
- нет
- Информация на школьном сайте обновляется
- Редко
- часто
- Школьный сайт содержит:
- визитку школы
- информацию о проектах, реализуемых в школе
- текст образовательной программы
- сетевую образовательную программу
- разделы, модерируемые учащимися
- Образовательное учреждение принимает участие в семинарах (региональных и российских):
- чаще, чем раз в год
- не принимает
- очень редко
- В школе разработана образовательная программа, которая может быть предложена в качестве сетевого проекта:
- да
- нет
- в школе готово несколько таких программ
- В ходе разворачивания проекта сотрудничество с образовательными программами других учреждений:
- Желательно
- нет
- У образовательного учреждения есть опыт сотрудничества с другими образовательными институтами:
- да (институт инноватики ТГУ, Томским государственным педагогическим университетом, Томским областным институтом повышения квалификации работников образования)
- У образовательного учреждения есть опыт сотрудничества с другими социальными институтами:
- да ( Ассоциация сельских школ области)
- нет
- У образовательного учреждения есть опыт освоения других образовательных программ, их интеграции в образовательное пространство школы:
- да (образовательные программы А.Тубельского,
Е. Ямбурга, М.Балабана и т.д.)
- В результате осуществления образовательного проекта школы возникли новые формы общественного управления школой:
- да
- нет
- В школе есть попечительский совет:
- да
- нет
- Родители имеют возможность принимать активное участие в проектировании образовательной программы школы, в частности,
- В определении вариативной части учебного плана
- В разработке конкретных образовательных проектов
- В частичном финансировании образовательных программ
- Что можно было бы охарактеризовать как основное содержание образования педагогов школы:
- научно-исследовательская деятельность
- проектная деятельность (образовательное проектирование)
- проектная деятельность (социальное проектирование)
- новые методики преподавания
- Вовлеченность учащихся в школьную жизнь проявляется:
- в проектировании и реализации традиционных школьных и школьно-сельских событий («День старшего поколения», Праздник Знаний в селе, Выпускной вечер, «Неделя добра», акция «Зеленый наряд учреждения», «Школьный Олимп, «Пробный камень» и др.);
- через участие в деятельности детских объединений в соответствии с их интересами и потребностями;
- в участии в научно-практических конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх российского, регионального, муниципального уровней («Планета–3000»,»Кенгуру», «Медвежонок»);
- в участии в творческих конкурсах (музыкальных, художественных, литературных и т.д.) российского и регионального уровней;
- в работе школьного детского союза, объединяющего детей разного возраста, живущих на одной улице;
- через реализацию образовательной программы «Я -Гражданин»;
- через активную работу в школьном музее.
- В школе существуют следующие возможности для проявления детской инициативы:
- возможность выбора (творческого объединения, реального дела и т.д.);
- возможность формирования школьного уклада;
- возможность для проявления лидерских качеств;
- возможность влияния на развитие села (через деятельность Детского объединения).
- В школе существуют следующие возможности для проявления инициативы педагогов:
- возможность выбора (путей и способов повышения профессионального уровня, технологий, форм и методов обучения, образовательных программ и УМК, элективных курсов в вариативной части БУП и т.п.);
- возможность разработки собственных образовательных программ, в том числе сетевых;
- возможность участия в профессиональных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях и т.п.;
- возможность творческого роста через работу в экспериментальном проекте «Школа как культурно-образовательный центр», в Лаборатории по проблемам сельской школы;
- возможность самовыражения и самореализации через создание собственных продуктов своей деятельности (печатные издания);
- возможность встречи педагога со «своими» учениками в «своей» парковой лаборатории;
- В школе существуют следующие возможности для проявления инициативы родителей:
- возможность реализации своего потенциала через участие в традиционных школьных и школьно-сельских событиях;
- возможность влияния на формирование школьного уклада;
- возможность стать соучастниками образовательного процесса.
- В ходе разворачивания проекта могут возникнуть следующие неожиданные эффекты:
- возросшая социальная активность детей и родителей, приобретение ими способности интегрироваться в сферу новых отношений (производственных, культурных, экономических);
- возникновение музейной сети сельских школ;
- принятие идей экспериментального проекта другими образовательными учреждениями района;
- признание акционерными обществами значимости инновационной деятельности и пользование услугами школ для воссоздания исторического прошлого своего хозяйства;
- межведомственная разобщенность;
- неприятие значительной частью родителей нового содержания образования, реализуемого в ходе экспериментальной деятельности.
25. Ожидаемые результаты проектной деятельности школы:
- новое содержание образования, новая воспитательная система, ориентированные на сельский образ жизни, на формирование нового сельского уклада (учебные программы, планы, курсы, учебно-методические пособия, учебники);
- совместные проекты сельских школ по развитию села и повышению престижа сельской жизни;
- становление нового учителя, основная миссия которого – быть посредником между реальной жизнью и детьми, делая эту жизнь значимой для детей, родителей, сельчан, наполняя ее теми основаниями, без которых не мыслима жизнь села – высокой нравственностью и духовностью;
Приложение 5
Анкета для школьников
Уважаемые юноши и девушки!
Дорогие мальчишки и девчонки!
Просим вас поделиться своим жизненным опытом – ответить на наши вопросы. Ваша работа очень поможет нам – ученым, методистам, руководителям системы образования - работать над тем, чтобы ваши сверстники были успешнее в жизни.
1. Напиши, пожалуйста, сколько тебе лет: _____
2. В какой школе ___________ и классе ты учишься ________________ (только цифру),
3. В каких мероприятиях Вы участвовали?
Сначала подчеркните те виды мероприятий, деятельности, в которых вы когда-либо участвовали:
- праздники;
- конференция;
- концерт;
- собрание, на котором выбирали Совет школы или другие Советы, управляющие деятельностью школы;
- уборка и/или озеленение территории школы;
- спортивные соревнования;
- разработка и реализация своего авторского проекта;
- интеллектуальные игры;
- игровые программы, конкурсы, в которых надо было что-то придумать, ответить на вопросы, смастерить, нарисовать, провести игру и т.п.;
- туристический поход;
- экскурсии в музеи, походы в театр;
Если есть, что к этому списку добавить, то напиши об этом на следующих строчках:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь посмотри на список дел еще раз и попробуй распределить их на 1, 2 и 3 места так: если очень часто участвовал в таких делах, то 1 место, если не очень часто – второе место, а если всего лишь несколько раз – третье место
Сколько видов мероприятий будет на каждом из трех мест – реши самостоятельно: можно все поставить на 1 место, если ты участвуешь во всех очень часто, а можно, наоборот, все поставить на 3-е место, если в твоем жизненном опыте только лишь по 1-2 каждого из этих мероприятий. Действуй смелее!
4. Попробуй далее определить, в какой роли ты участвовал в каждом мероприятии: был ли ты зрителем или тебе пришлось руководить организацией этого дела; возможно, ты что-то готовил к этому мероприятию – например, рисовал плакат; возможно, в ходе мероприятия пригодились твои знания, и ты успешно отвечал на вопросы и т.д.
Итак, продолжи предложение, подчеркнув нужное в предложенных нами вариантах ответа: «Чаще всего в ходе мероприятий я:
- наблюдатель (даже не зритель, поскольку мне не интересно, что там происходит, но приходится сидеть и слушать)
- заинтересованный зритель (мне нравятся мероприятия – что-то новое, развлекают, интересно посмотреть)
- активный участник (я всегда стараюсь по ходу дела как-то проявить себя – участвую в конкурсах, когда предлагают, отвечаю на вопросы, принимаю участие в играх, которые проводят организаторы праздника и т.п.)
- почти организатор, поскольку мне всегда поручают что-то к этому мероприятию подготовить – то газету выпустить, то музыку записать, то что-нибудь принести для всех, написать объявление и т.д.
- точно организатор (!), поскольку мне всегда приходится руководить работой других, распределять обязанностями между всеми, кто участвует в подготовке мероприятия, иногда даже составлять план подготовки, советоваться со взрослыми, когда и что будем проводить и т.д.
Нужный вариант ответа выбран, а теперь, приведи к нему, пожалуйста, маленький пример, расскажи о самом запомнившемся мероприятии и своем участии в нем: ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Если бы ты придумал свое мероприятие или свой проект или предложил бы еще что-то интересное и полезное для всех, то что ты хотел бы получить для себя:
- ничего – просто хотелось принести пользу людям;
- хорошую оценку в журнал
- деньги
- хороший приз (любимую игрушку, что-то из техники и т.п.)
- новых друзей (потому, что друзья по-настоящему познаются только в деле)
- хотелось хорошо провести время, поиграть
- хотелось попробовать себя в новом деле, узнать таким образом что-то новое;
- хотелось доказать учителям и/или родителям, что я тоже кое-что могу, завоевать их доверие
- пример взрослого (учителей, родителей, друзей и.т.д.);
- мне хотелось бы интересно проводить свое свободное время с друзьями, а не просто болтаться без дела, не зная куда себя деть;
- мне было бы приятно, если бы мне дали грамоту от директора школы или приказом по школе объявили бы благодарность
- хотелось бы показать сверстникам, что в чем-то я могу быть лучше, чем они;
что-то еще можешь добавить сам:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Знаешь ли ты о деятельности детских общественных объединений (организаций)?
-Знаю и участвую в деятельности
-Знаю, но не участвую
-Что-то слышал, но точно не знаю
-Ничего не слышал, но было бы интересно узнать
-Не знаю и не интересуюсь
-Другое
8. Хотел бы ты участвовать в деятельности общественных объединений (организаций)?
-Да
-Нет
9. Почему ты не хочешь участвовать в деятельности общественных объединений (организаций)?
-нет времени на общественные дела
-участие в общественных объединениях (организациях) ограничивает мою свободу
-не знаю где находятся штабы объединений (организаций)
-не вижу активной деятельности объединений (организаций)
-объединения (организации) не могут ни на что повлиять
-боюсь, что могут втянуть в опасную или ненужную мне деятельность
-нет желания отдавать силы обществу
-нет ответа
-другое
10. Принимаете ли Вы участие в школьном самоуправлении?
-Да
-Нет
- Если бы от тебя зависело, то что интересного и полезного ты предложил бы сделать в школе или вне школы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 6
Анкета для преподавателей
1. Наименование села, деревни, поселка_____________________________
область, район__________________________________________
- Информация о школе:
-общее количество учащихся_______________________________________
в том числе: учащихся 9 класса ____
10-11 классов____
3. Какой процент детей Вы могли бы отнести к категории активных?
4. Поле проявления детских инициатив в рамках школьного сообщества, классного сообщества, сельского сообщества?
5. Приведите примеры детских инициатив
6. Предоставляется ли школьникам свобода выбора, форм и способов проявления своей инициативы?
-класса для обучения;
-обучающих программ;
-элективных курсов;
- В какой позиции проявляют себя школьники?
позиция | % от общего числа |
-первооткрывателя | |
-активного участника | |
-организатора | |
-лидера | |
-инструктора | |
-зрителя | |
-исполнителя |
- Как Вы стимулируете стремление школьников к проявлению инициативы?
- Что может, на Ваш взгляд, подтолкнуть детскую инициативу?
-личный пример;
-игровой подход;
-доверие;
-увлечение перспективой совместных дел;
-организация соревнования;
-оценка в журнале;
-дорогие призы;
-грамота;
-приказ по школе;
-денежное вознаграждение;
-социальный заказ;
-другое (указать);
10. Какова, на Ваш взгляд, мотивация инициативности школьников
- приобрести опыт общения;
- поиск путей самоопределения;
- выполнить социальный заказ;
- принести пользу людям;
- получить вознаграждение;
- другое (указать);
- Как Вы используете возможности социума в развитии инициативности школьников?
Общее заключение:
Данное исследование органически вписывается в реализуемую образовательную программу МОУ Цыгановская ООШ «Школа как культурно-образовательный центр села», «Школа нравственного и физического здоровья».
В целом, исследование имеет ярко выраженный творческий характер. Используется ряд моделей взаимодействия, позволяющих участникам проявить собственную инициативу, лидерские качества, выразить себя, предъявить продукты собственной творческой деятельности.
По результатам прошедшего учебного года можно констатировать факт повышения инициативности сельских школьников через проектную деятельность. Учебный год закончен, а проектная деятельность продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...
ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьниковкак средство развития нравственных качеств личности
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...
Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС
В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...
Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."
Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...
статья "Паритетные формы внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа Томского района"
В этой статье можно ознакомиться с опытом работы сетевого методического объединения учителей Томского района....
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Для развития педагогической системы сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельско...