РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме
Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе формирования мотивов учебной деятельности сельских школьников имели такие современные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах, информационные технологии, проектные технологии, применяемые как в учебной, так и в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_aktivnyh_i_interaktivnyh_tehnologiy.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация активных и интерактивных педагогических технологий, направленных на формирование мотивов учебной деятельности сельских школьников
Шошина Маргарита Юрьевна,
п. Рассвет,
МБОУ «Куйбышевская ООШ»,
учитель иностранного языка,
Технологизация образовательного процесса в школе является основной тенденцией современного образования в России и за рубежом. Технологический подход позволяет сделать образовательный процесс полностью управляемым и представляет собой упорядоченность методов, приемов и действий, обеспечивающих поступательное движение к запланированному результату.
В настоящее время существуют разнообразные подходы к типологизации педагогических технологий, равно как и к их определению. Технологии в педагогической науке классифицируют по:
- концепции усвоения (развивающие, бихевиористские и др.);
- по подходу к ребенку (личностно-ориентированные, свободного воспитания, сотрудничества и др.);
- по направлению модернизации существующей традиционной системы (природосообразные, альтернативные, на основе интенсификации и активизации деятельности детей и др.);
- по доминирующему методу (развивающее обучение, информационные, игровые, проблемные, программированное обучение и др.).
Данные классификации находят свое отражение в определениях понятия «педагогическая технология». В педагогической литературе существуют определения данного термина В. П. Беспалько, И. П. Волкова, А. К. Колеченко, М. М. Левиной, Б. Т. Лихачева, Г. К. Селевко, Н. Е. Щурковой и др. На наш взгляд, наиболее полно отражает проблему формирования мотивов учебной деятельности школьников определение, данное Н. Е. Щурковой: «Педагогическая технология – это научно-обоснованный выбор характера операционального воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности» [3, с. 3.].
Определение педагогической технологии как комплекса, состоящего из четырех компонентов, предложенное В. В. Гузеевым [2, с. 6], дает нам основания для отбора современных педагогических технологий с целью эффективного применения в процессе формирования мотивов учебной деятельности сельских школьников в соответствии со следующими требованиями:
- Планируемость результата воспитательно-образовательного процесса.
- Наличие диагностики текущего состояния обучающихся.
- Наличие определенного набора моделей обучения и воспитания.
- Существование критериев выбора оптимальных моделей для данных конкретных условий.
Методы обучения
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками;
- Методы восприятия учебного материала основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие.
Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием для учащихся.
Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных упражнений, среди которых можно выделить следующие:
- Творческие задания;
- Работа в малых группах;
- Мультимедийное обучение;
- Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
- Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
- Разминки;
- Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого);
- Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты)
- Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»)
Очевидно, что наиболее успешно на уроках иностранного языка могут применяться такие упражнения, как творческие задания, работа в малых группах, мультимедийное обучение обучающие игры, разминки, использование общественных ресурсов, изучение и закрепление нового материала.
Под творческими заданиями мы понимаем такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
- не имеет однозначного и односложного ответа или решения
- является практическим и полезным для учащихся
- связано с жизнью учащихся
- вызывает интерес у учащихся
- максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как метод проектов, мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Мультимедийное обучение — это общепринятое название, используемое для описания когнитивной теории мультимедийного обучения. Эта теория включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством мультимедиа.
1. Принцип модальности.
При обучении посредством мультимедиа мозг должен одновременно кодировать два различных вида информации: визуальную и звуковую. Можно предположить, что эти конкурирующие источники информации будут стремиться подавлять или «загрузить» учащегося. Тем не менее, психологические исследования показали, что вербальная информация на самом деле лучше запоминается, когда сопровождается визуальной картинкой. Т.о. смешанное обучение не обязательно должно подавлять или «грузить» учащегося, а действительно может быть полезным.
Информация может и должна быть закодирована как визуально, так и вербально (повествование). Если информация кодируется только вербально, это снижает когнитивную нагрузку на учащегося, и он может лучше справляться с поступающей к нему информацией.
Пример: Чтобы применить принцип модальности, например, к PowerPoint, нужно преподнести часть вашего маркированного текста с учётом визуалов, если это возможно. Это поможет учащимся:
- привлечь внимание;
- понять и усвоить материал, который Вы сопровождаете.
2. Принцип избыточности.
Согласно этому принципу: «Ученики обучаются лучше посредством анимации и повествования, чем анимации, повествования и „текста с экрана“».
Т.о. лучше пренебрегать лишним материалом. Потому что учащиеся не обучаются так же хорошо, как когда они одновременно слышат и видят один и тот же материал во время презентации.
Другие принципы
- Принцип пространственной связи — «Ученики обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены на странице или экране рядом, а не далеко друг от друга».
- Принцип временной связи — «Ученики обучаются лучше, когда слова и соответствующие им картинки представлены синхронно, а не последовательно».
- Принцип согласованности — «Ученики обучаются лучше, когда посторонний материал исключён, а не включён».
- Принцип индивидуальных отличий — «Целевые эффекты сильнее на слабо эрудированных учащихся, чем на высоко эрудированных».
Остановимся на возможностях применения интерактивных технологий в целях формирования мотивов учебной деятельности сельских школьников. В рамках данных технологий существует множество разнообразных дидактических приемов, стимулирующих учебную мотивацию обучающихся, которые мы представили в Таблице 1:
Таблица 1
Поэтапная работа по формированию мотивов учебной деятельности сельских школьников
Этап | Цель работы на этапе | Примеры дидактических приемов |
I. Положительные репродуктивные мотивы | Усвоение образцов основных форм учебной деятельности. Применение знаний с помощью простейших переносов на аналогичный материал. | Творческие задания По образцу: подбери рифмующиеся слова, найди отличия, раскрась картинку указанными цветами и др. |
Работа в малых группах Подготовка сообщения с опорой на образец | ||
Мультимедийное обучение Выполнение готовых упражнений, основанных на одновременном визуальном и аудиальном восприятии языкового материала выполненных с помощью мультимедийных технологий. | ||
II. Положительные творческие мотивы | Применение усвоенной информации для сложных переносов образцов основных форм учебной деятельности и установление соответствующих методов. Выполнение упражнений в выборочном и творческом использовании всех методов учебной деятельности. | Творческие задания Сочини, придумай концовку рассказа, нарисуй и опиши, найди и отбери необходимую информацию. |
Работа в малых группах Выполнение несложных творческих проектов | ||
Мультимедийное обучение Создание звукового и зрительного ряда для мультимедийных упражнений и проектов. | ||
III. Положительные социальные мотивы | Освоение поискового характера деятельности, который проявляется в умении ставить вопрос, находить на него ответ, видеть проблему и отыскивать наиболее рациональный путь ее решения. Оценка путей и результатов учебной деятельности с точки зрения социальной значимости | Творческие задания Упражнения на логику и аналогию, социальную и нравственную оценку и др. |
Работа в малых группах Распределение обязанностей (ролей) с постановкой задач и разработкой стратегий деятельности | ||
Мультимедийное обучение Создание полноценных мультимедийных проектов (презентаций, фильмов, анимации, веб-сайтов и др.), используемых в практической деятельности и имеющих социальную направленность. |
Примером мультимедийного обучения могут служить учебные фильмы по музыке и изобразительному искусству, английскому языку, фильмы, посвященные ветеранам поселка Рассвет, 50-летию полета в космос, детям войны и др., созданные обучающимися школы, которые используются на уроках и на воспитательных мероприятиях. Для создания фильмов обучающиеся 6-8 классов подбирали музыкальное сопровождение, делали видеозаписи, сканировали и обрабатывали фотографии, старшеклассники писали сценарий и делали окончательный монтаж, ученики начальных классов рисовали, сочиняли стихи, загадки, ребусы. Фильмы создавались в программе Windows Movie Maker (Win XP), Киностудия Windows Live (Win 7).
Подводя итоги всему вышесказанному, мы пришли к следующим выводам:
- Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности.
- Наибольшую действенность в процессе формирования мотивов учебной деятельности сельских школьников имели такие современные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах, информационные технологии, проектные технологии, применяемые как в учебной, так и в воспитательной работе.
список использованной литературы
- Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] / А. А. Гин. / Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 88 с.
- Гузеев, В. В. Системные основания образовательной технологии [Текст] / В. В. Гузеев. – М., 1995. – с. 6
- Краткий справочник по педагогической технологии [Текст] / Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., – 1997. – с. 3.
- Петунин, О. В. Воспитательная система «Мастерская достижений» [Текст]: О. В.Петунин, М. Ю. Шошина // Воспитательная работа в школе. № 1, 2006 г. – С. 42-47.
- Труш, А. В. Личностная модель выпускника [Текст] / А. В. Труш // Научно-практический журнал «Завуч». – 2005. - № 1. – С. 51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Само по себе содержание обучения, как правило, не имеет для ре...
Мировоззренческие аспекты математики как средство формирования мотивов учебной деятельности в классах с гуманитарным уклоном обучения
В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и ме...
Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»
Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотивации, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотивацию, - пишет А. К. Марков...
Формирование мотивов учебной деятельности: практический аспект
В статье рассматриваются важнейшие факторы, входящие в сферу учительской компетенции и влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности:содержание учебного материала;организация уч...
«Специфика формирования мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
В период обновления образования для учащихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личност...
Формирование навыков учебной деятельности у школьников с нарушениями письменной речи.
В статье содержится практический материал, игры и упражнения на формирование навыков учебной деятельности, которые можно использовать не только на логопедических занятиях. Отражены задания, предложенн...