статья "Паритетные формы внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа Томского района"
статья на тему

В этой статье можно ознакомиться с опытом работы сетевого методического объединения учителей Томского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paritetnye_formy_vneurochnoy_deyatelnosti.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

                            Паритетные формы  внеурочной деятельности

                     сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия

                   Зональненского образовательного округа Томского района

                                                               

Осознание субъектом своего отношения к объектам как ценностям порождает личностный смысл деятельности. К общечеловеческим ценностям относят и интересную работу, и творчество, и уверенность в себе, и активную деятельную жизнь, и красоту природы, искусства и т.д. Чтобы мог каждый обучающийся  выстраивать свою иерархию ценностей самостоятельно, для этого необходимы не только урочные, но и внеурочные взаимоотношения.

 Цель гуманитарного воспитания задает направление стремлений педагогического сообщества – создать условия для становления творческого, нравственного, рефлексивного отношения обучающегося к собственной жизни, своему  личностному становлению.

В педагогическое сообщество Зональненского образовательного округа  входят десять школ: МБОУ «Зональненская СОШ», «Спасская СОШ» (она объединяет три школы: Вершининская, Синеутесовская, Батуринская), «Лучановская СОШ», «Богашёвская СОШ», «Петуховская СОШ», «Басандайская СОШ», «Межениновская СОШ», «Мирненская СОШ». Около  тридцати учителей русского языка и литературы работают в этих школах..

Работа в этом пространстве в качестве руководителя учителей русского языка и литературы позволила обнаружить различные педагогические возможности понимать образовательные резервы диалога и во внеурочной совместной деятельности, а также обратить особое внимание на ключевую проблему каждой школы – работа по наставничеству.  Для меня интересно обсуждать диалог в контексте идей образовательного проектирования.

Работа в  сетевых проектах привлекает учителей Спасской СОШ тем, что дает возможность самим и создать условия для творческого развития учащихся. Они считают, что их воспитанникам участие в проектах разных жанров помогает адаптироваться в коллективе: они учатся правильной речи, приобретают опыт общения, самопрезентации. Это и поэтический клуб, декады, литературные вечера, утренники, выпуск предметных газет.  

Для педагогов Зональненской СОШ проектная деятельность – это возможность что-то изменить в образовательном процессе. Поэтому вот уже несколько лет учителя занимаются дебатами, театральной и музейной педагогикой. Их уроки – это уроки-лаборатории. В формате оргдеятельностной  Квест - игры  формируются проектировочные компетенции, необходимые для включения в учебно-воспитательные проекты элементов и приемов технологии РКМЧП. А  главное – ученики поддерживают своих наставников во всем. Об этом говорят результаты на конкурсах, олимпиадах разных уровней. Интересен опыт работы и  по наставничеству.

Значимой является работа учителей Лучановской СОШ. Их питомцы приобретают исследовательские навыки, свободу во владении предметным материалом. Вот уже несколько лет на базе школы проводится районная научно-практическая конференция. Возглавляют  эту работу в основном молодые учителя.

Используя разные формы внеурочной деятельности, педагоги Межениновской СОШ  преследовали определенную цель – создать своеобразный банк проектировочных возможностей через применение ИКТ. Найденная учителями методическая комбинаторика стала актуальной на всех этапах разворачивания этой формы (ИКТ) совместной деятельности (на этапе актуализации, порождения  и развития смыслов и даже на завершающих этапах рефлексии).

Важным приобретением для педагогов Мирненской СОШ являются исследовательские наблюдения о развитии логической культуры среди обучающихся. Цель их проекта – представить возможности форм совместной внеурочной деятельности, позволяющих формировать социальную компетенцию. На разных этапах видов внеурочной деятельности используются разминки. Задания тематической направленности, напрямую связанные с логикой,  дают возможность проявить смекалку, воображение, внимание, зрительную память и креативность. Это и ребусы, кроссворды, вспомни слова,  анаграммы, мозаика  и другие конкурсы. В совместной деятельности с молодыми учителями прорабатывается идея о формировании логического мышления обучающихся.  

В малокомплектной Басандайской СОШ педагоги нашли более оптимальный путь совместной внеурочной деятельности – это дистанционные конкурсы, олимпиады, чемпионаты и другие формы.  И это дает свои вполне ощутимые результаты сегодня.

Метод проектов в контексте практической деятельности логично трансформируется  в  образовательное пространство Петуховской СОШ. В практике работы данной школы  уделяется внимание  кружкам. В рамках деятельности кружков  выполняются различные проекты: монопроекты и межпредметные проекты. Все работы, выполненные учащимися, имеют исследовательский характер, их замыслы были инициированы самими обучающимися.

Участие в проектной деятельности учителей Богашёвской СОШ можно представить в виде определенного сюжета. Начинаем как учителя-экспериментаторы. Даем открытые занятия по различным проблематикам. Мы пытаемся двигаться, создаем проекты, которые связаны с современными образовательными технологиями.

Проектная деятельность для нас важна потому, что позволяет реализоваться в различных позициях. Технология диалога ведет наших питомцев   к участию  в совместной деятельности, где приходится выполнять различные роли,  проектировать себя в разных ситуациях. Создание школьных газет, создание сценариев для литературных утренников, декады по русскому языку и литературе, Неделя Словаря, участие в различных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах, фестивалях предметных играх разных уровней создает возможность для формирования определенных компетенций наших одаренных детей.  Организуя работу поэтических клубов «Зернышки» и «Резонанс», я «обживаю» позицию организатора проекта. Так и в этом году в связи с празднованием 200-летия М.Ю. Лермонтова мы создали  в совместной деятельности продукты проекта «Лепестки в венок Лермонтову» и с празднованием Победы в Великой Отечественной войне – сборник стихотворений «И нам нужна одна Победа!» Оформителями сборника, авторами стихотворений, поисковиками были учащиеся 6 -  11 классов.  А в Год Кино  продолжает вестись  кинолекторий руководитель Семиренко И.И.

Особое внимание в методической работе школы  уделяется работе с молодыми педагогами. На каждом заседании методического совета, методическом объединении школы мы слушаем дежурные сообщения о работе молодых педагогов.  Цель посещения  уроков  внеурочных занятий молодых педагогов сводится  к следующему: поведение обучающихся на уроке и занятии.  Поэтому  выявляются затруднения и оказывается методическая помощь. Предлагается методика индивидуального подхода к   учащимся  с  трудностями в   поведении.                  

Ценностям нельзя научить, они осваиваются прежде всего через эмоциональный опыт, то есть через переживание. Таким образом, паритетными формами  совместной внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа для учителей русского языка и литературы являются те формы, которые  наиболее актуальны для каждой школы.

Для обеспечения методической и организационной помощи,  особенно молодым педагогам, в повышении  воспитательной роли  внеурочной работы в течение уже нескольких лет в округе проводятся и организационные занятия-встречи. Семинары-погружения, семинары-проблематизации, теоретические семинары, аналитические семинары, круглые столы, мастер-классы, педмастерские  дают возможность педагогам  в совместной деятельности на методических днях решать вопросы повышения квалификации учителей  в  формате организации сетевой модели  внеурочной деятельности.  

                                            Данилова Т.Б.– руководитель окружного методического объединения учителей русского языка и литературы                                          

Зональненского образовательнгого округа Томского района Томской области

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Модель сетевого взаимодействия МОУ в образовательном округе

Главной целью модернизации  в системе образования страны является новое качество образования, повышение его доступности....

Патриотическая конференция в образовательном округе как форма сетевого взаимодействия

В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ре...

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Программа развития ГБУ ДПО ЦПК "Нефтегорский РЦ" "Создание сетевого сообщества педагогов Юго-Восточного образовательного округа как формы повышения квалификации"

Создание модели окружного сетевого профессионального сообщества, в котором принимают участие руководящие и педагогические работники ОУ, методисты и сотрудники управления, при условии организованной мо...

«Профориентация школьников в рамках сетевого взаимодействия «Школа-ВУЗ».

laquo;Нам нужно выстроить современную профориентацию,здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании».Президент Российской Федерации В.В. ПутинВ...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...