статья "Паритетные формы внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа Томского района"
статья на тему
В этой статье можно ознакомиться с опытом работы сетевого методического объединения учителей Томского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paritetnye_formy_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Паритетные формы внеурочной деятельности
сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия
Зональненского образовательного округа Томского района
Осознание субъектом своего отношения к объектам как ценностям порождает личностный смысл деятельности. К общечеловеческим ценностям относят и интересную работу, и творчество, и уверенность в себе, и активную деятельную жизнь, и красоту природы, искусства и т.д. Чтобы мог каждый обучающийся выстраивать свою иерархию ценностей самостоятельно, для этого необходимы не только урочные, но и внеурочные взаимоотношения.
Цель гуманитарного воспитания задает направление стремлений педагогического сообщества – создать условия для становления творческого, нравственного, рефлексивного отношения обучающегося к собственной жизни, своему личностному становлению.
В педагогическое сообщество Зональненского образовательного округа входят десять школ: МБОУ «Зональненская СОШ», «Спасская СОШ» (она объединяет три школы: Вершининская, Синеутесовская, Батуринская), «Лучановская СОШ», «Богашёвская СОШ», «Петуховская СОШ», «Басандайская СОШ», «Межениновская СОШ», «Мирненская СОШ». Около тридцати учителей русского языка и литературы работают в этих школах..
Работа в этом пространстве в качестве руководителя учителей русского языка и литературы позволила обнаружить различные педагогические возможности понимать образовательные резервы диалога и во внеурочной совместной деятельности, а также обратить особое внимание на ключевую проблему каждой школы – работа по наставничеству. Для меня интересно обсуждать диалог в контексте идей образовательного проектирования.
Работа в сетевых проектах привлекает учителей Спасской СОШ тем, что дает возможность самим и создать условия для творческого развития учащихся. Они считают, что их воспитанникам участие в проектах разных жанров помогает адаптироваться в коллективе: они учатся правильной речи, приобретают опыт общения, самопрезентации. Это и поэтический клуб, декады, литературные вечера, утренники, выпуск предметных газет.
Для педагогов Зональненской СОШ проектная деятельность – это возможность что-то изменить в образовательном процессе. Поэтому вот уже несколько лет учителя занимаются дебатами, театральной и музейной педагогикой. Их уроки – это уроки-лаборатории. В формате оргдеятельностной Квест - игры формируются проектировочные компетенции, необходимые для включения в учебно-воспитательные проекты элементов и приемов технологии РКМЧП. А главное – ученики поддерживают своих наставников во всем. Об этом говорят результаты на конкурсах, олимпиадах разных уровней. Интересен опыт работы и по наставничеству.
Значимой является работа учителей Лучановской СОШ. Их питомцы приобретают исследовательские навыки, свободу во владении предметным материалом. Вот уже несколько лет на базе школы проводится районная научно-практическая конференция. Возглавляют эту работу в основном молодые учителя.
Используя разные формы внеурочной деятельности, педагоги Межениновской СОШ преследовали определенную цель – создать своеобразный банк проектировочных возможностей через применение ИКТ. Найденная учителями методическая комбинаторика стала актуальной на всех этапах разворачивания этой формы (ИКТ) совместной деятельности (на этапе актуализации, порождения и развития смыслов и даже на завершающих этапах рефлексии).
Важным приобретением для педагогов Мирненской СОШ являются исследовательские наблюдения о развитии логической культуры среди обучающихся. Цель их проекта – представить возможности форм совместной внеурочной деятельности, позволяющих формировать социальную компетенцию. На разных этапах видов внеурочной деятельности используются разминки. Задания тематической направленности, напрямую связанные с логикой, дают возможность проявить смекалку, воображение, внимание, зрительную память и креативность. Это и ребусы, кроссворды, вспомни слова, анаграммы, мозаика и другие конкурсы. В совместной деятельности с молодыми учителями прорабатывается идея о формировании логического мышления обучающихся.
В малокомплектной Басандайской СОШ педагоги нашли более оптимальный путь совместной внеурочной деятельности – это дистанционные конкурсы, олимпиады, чемпионаты и другие формы. И это дает свои вполне ощутимые результаты сегодня.
Метод проектов в контексте практической деятельности логично трансформируется в образовательное пространство Петуховской СОШ. В практике работы данной школы уделяется внимание кружкам. В рамках деятельности кружков выполняются различные проекты: монопроекты и межпредметные проекты. Все работы, выполненные учащимися, имеют исследовательский характер, их замыслы были инициированы самими обучающимися.
Участие в проектной деятельности учителей Богашёвской СОШ можно представить в виде определенного сюжета. Начинаем как учителя-экспериментаторы. Даем открытые занятия по различным проблематикам. Мы пытаемся двигаться, создаем проекты, которые связаны с современными образовательными технологиями.
Проектная деятельность для нас важна потому, что позволяет реализоваться в различных позициях. Технология диалога ведет наших питомцев к участию в совместной деятельности, где приходится выполнять различные роли, проектировать себя в разных ситуациях. Создание школьных газет, создание сценариев для литературных утренников, декады по русскому языку и литературе, Неделя Словаря, участие в различных конкурсах, олимпиадах, чемпионатах, фестивалях предметных играх разных уровней создает возможность для формирования определенных компетенций наших одаренных детей. Организуя работу поэтических клубов «Зернышки» и «Резонанс», я «обживаю» позицию организатора проекта. Так и в этом году в связи с празднованием 200-летия М.Ю. Лермонтова мы создали в совместной деятельности продукты проекта «Лепестки в венок Лермонтову» и с празднованием Победы в Великой Отечественной войне – сборник стихотворений «И нам нужна одна Победа!» Оформителями сборника, авторами стихотворений, поисковиками были учащиеся 6 - 11 классов. А в Год Кино продолжает вестись кинолекторий руководитель Семиренко И.И.
Особое внимание в методической работе школы уделяется работе с молодыми педагогами. На каждом заседании методического совета, методическом объединении школы мы слушаем дежурные сообщения о работе молодых педагогов. Цель посещения уроков внеурочных занятий молодых педагогов сводится к следующему: поведение обучающихся на уроке и занятии. Поэтому выявляются затруднения и оказывается методическая помощь. Предлагается методика индивидуального подхода к учащимся с трудностями в поведении.
Ценностям нельзя научить, они осваиваются прежде всего через эмоциональный опыт, то есть через переживание. Таким образом, паритетными формами совместной внеурочной деятельности сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия Зональненского образовательного округа для учителей русского языка и литературы являются те формы, которые наиболее актуальны для каждой школы.
Для обеспечения методической и организационной помощи, особенно молодым педагогам, в повышении воспитательной роли внеурочной работы в течение уже нескольких лет в округе проводятся и организационные занятия-встречи. Семинары-погружения, семинары-проблематизации, теоретические семинары, аналитические семинары, круглые столы, мастер-классы, педмастерские дают возможность педагогам в совместной деятельности на методических днях решать вопросы повышения квалификации учителей в формате организации сетевой модели внеурочной деятельности.
Данилова Т.Б.– руководитель окружного методического объединения учителей русского языка и литературы
Зональненского образовательнгого округа Томского района Томской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»
Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все р...
Модель сетевого взаимодействия МОУ в образовательном округе
Главной целью модернизации в системе образования страны является новое качество образования, повышение его доступности....
Патриотическая конференция в образовательном округе как форма сетевого взаимодействия
В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ре...
Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...
Программа развития ГБУ ДПО ЦПК "Нефтегорский РЦ" "Создание сетевого сообщества педагогов Юго-Восточного образовательного округа как формы повышения квалификации"
Создание модели окружного сетевого профессионального сообщества, в котором принимают участие руководящие и педагогические работники ОУ, методисты и сотрудники управления, при условии организованной мо...
«Профориентация школьников в рамках сетевого взаимодействия «Школа-ВУЗ».
laquo;Нам нужно выстроить современную профориентацию,здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании».Президент Российской Федерации В.В. ПутинВ...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...