Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
статья (французский язык) по теме
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся самостоятельность мышления, весь спектор интеллектуальных умений критического и творческого мышления. В основе метода проектов лежит ПРОБЛЕМА, которая рассматриваетсся в развитии, постепенно, при использовании разнообразных интеллектуальных умений, научных и экспериментальных методов. приводит учащихся не просто к решению проблемы, но и к реализации полученных результатов в конкретном контексте.Это позволяет учащимся наглядно увидеть, каким образом можно применить полученные знания, результаты исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchegosya.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
«Исследовательская деятельность учащегося как эффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика»
Выполнила учитель французского языка ГБОУ СОШ №1905
Луговая Наталия Александровна.
В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка.
Причем приоритетной признается направленность на индивидуальное развитие личности, талантов, креативности и способностей индивида.
Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Особенно актуальна данная проблема в процессе обучения иностранным языкам. Общеизвестно, что преподавание иностранных зыков в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимся своих собственных речевых продуктов. А это требует самостоятельности мышления и креативности. Тем не менее, по-прежнему действует инерция общего подхода к учебной деятельности учащегося и его самостоятельной работе с позиции учителя. Опора на приоритетную роль преподавателя, преимущественно на его внешнее управляющее воздействие, каким бы совершенным оно ни было, оставляет обучаемого в позиции объекта учебной деятельности, зависимого от преподавателя.
В современной практике преподавания иностранных языков эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые можно рассмотреть как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. К таким технологиям относятся проектная технология (метод проектов).
Термин « проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предлагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно - теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектная деятельность или Цели имеют право на существование! В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитие критического мышления.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Это одна из старых образовательных технологий, обогащенная сегодня новыми прогрессивными подходами и средствами.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Джон Дьюи(1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, справедливо считается основоположником “метода проектов” в мировой педагогике. Ни в одной из своих работ он не употребляет слово “проект” применительно к педагогическому методу, но страницы его книг проникнуты пафосом утверждения связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит то невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Никакое число наглядных уроков, скомпонованных как наглядные уроки, не может даже в самой отдаленной степени заменить знакомства с растениями в саду и животными на ферме, знакомства, приобретенного в условиях действительной жизни среди и выращивания их. Никакое упражнение органов чувств в школе, введенное ради одного этого не может выдержать даже и тени соревнования с живостью и полной жизни чувств, вытекающих из непосредственного участия в повседневной жизни семьи и в интересах ее занятий. Вербальную память можно развить путем соответствующих упражнений, способность логического мышления до некоторой степени может быть приобретена на уроках естествознания и математике; но, в конце концов, это только отдаленная тень той способности к вниманию и к суждению, которая приобретается, когда имеешь дело с настоящими вещами, позади которых находится реальное основание, а впереди-реальный опыт…. Мы должны рассматривать школьные работы по дереву и металлу, тканье шитье, приготовление пищи как методы обучения, а не как отдельные самостоятельные предметы изучения”. Из книгиДжона Дьюи “Школа и общество”
Опираясь на теоретические установки и практические находки специалистов в области исследовательского обучения, американский педагог В.Х.Киллпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения (метод проектов). Суть ее заключалась в том, что дети исходя из своих интересов
Вместе с учителем выполняли собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат, опыт деятельности, станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
По методу проектов подростки и старшие школьники выполняли долгосрочные исследовательские задания. Такая работа превращает школу в консультирующий, планирующий, руководящий работой учащихся центр.
На заре метода проектов В1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы учебных проектов:
“ПРОЕКТЫ ИГР” - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как-то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.
“ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ”, которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
“ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ”, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» -устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина) музыкальной (игра на рояле) и т.д.
“КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ” нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
Наиболее интересными и разносторонними оказались экскурсионные проекты, что можно видеть на следующем примере. Один из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название ‘’Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний”. Продуктом по этому проекту стал содержательный “Доклад о причинах тифозных заболеваний'' направленный детьми хозяину дома. Как отмечается Мистер Смитс принял “Доклад” доброжелательно и выполнил почти все рекомендации детей. Вот выдержки из этого “ Доклада”.
…Мы полагаем, что муха явилась главной причиной тифозных заболеваний и рекомендуем вам нижеследующие средства:
- Вставление сеток в окна и дверные проемы (следует подробнее вычисление необходимого количества сетки и расчет стоимости).
- Очистка двора от всякого сора и отбросов.
- Перемещение свиного хлева на более отдаленное расстояние от дома.
- Хранение всех отбросов в ведрах с крышками.
- Употребление мухоловок и других способов борьбы с мухой в течение холодных и теплых времен года…Мы посылаем вам одну из наших больших мухоловок и помойное ведро с крышкой…Мы выписали для вас из Миссурийского университета брошюру под заголовком “ Муха”
Метод проектов в советской школе: последам отечественных разработок 1920-хгг. Возьмем для примера опыт построения комплекса “Пути сообщения” Обычно в этом случае рекомендуются “практические”работы, не имеющие практической целевой установки изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т.д.
Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все проработки подчинить основной проблеме-проекту улучшения в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных 4 дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта, дети знакомятся с различными фактами из области географии, экономики, транспортного дела, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры ( эволюция путей сообщения), литературы (“ Шоссе и проселок” Некрасова,” Железная дорога” его же, “Стрелочник”
Серафимовича, '' Сигнал” Гаршина, морские рассказы Станюковича и т.д.)
Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог….
Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества”
Из книги профессора Е.Г.Кагарова “Метод проектов в трудовой школе” (1926) Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование “ метода проектов” в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к не допустимому палению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют
* отсутствие подготовленных педагогических кадров,
способных работать с проектами
- слабую разработанность методики проектной деятельности
- гипертрофию ”метода проектов”в ущерб другим методам
- обучения
- сочетание ”метода проектов” с педагогически неграмотной идеей “ комплексных программ”
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ:
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.
- Планирование действий по разрешению проблемы- иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности- определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
- Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая обрабатывается, осмысливается участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
- Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средства решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект-это “пять П”: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукта – презентации. Шестое ’’П “ проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ИЛИ ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?
Единой точки зрения на то, как должна организована работа над проектом индивидуально или в группе, не существует. Система “Международный бакалаврит” Допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.Полат (г. Москва),считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с “ технологией работы в группах сотрудничества’’.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен
максимальной точностью.
- У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
- Учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.
- Формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВЫХ ПРОЕКТОВ:
* в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
* проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
* на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер- генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации: каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
* в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения элементов соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Решение этой педагогической задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Оптимальная схема распределения учащихся по проектным группам может быть такой:
- на 1 этапе определяется минимальный и максимальный размер проектной группы. Например, для школы, в которой на одного учителя приходится 15 учащихся, эти цифры выглядят так от 10 до 25 учащихся в одной группе. (Практика показывает; что оптимальное число членов группы – от 7до 10 человек, но это реально лишь в условиях частной школы). Минимальное число участников необходимо определить для того, чтобы работа групп и их руководителей проходила в равных условиях. Максимальное число участников определяется тем, что слишком большие группы становятся педагогически неуправляемыми.
- На 2-м этапе каждый учитель предлагает сою тему проекта. Темы могут или предлагаться самостоятельно, или обсуждаться на заседании кафедры, или вырабатываться в ходе “ мозгового штурма” с участием учащихся. Число тем совпадать с числом учителей.
- На 3-м этапе (за три месяца до начала проектной недели) на стенде размещается информационная таблица “Подготовка к проектной неделе”,включающая следующие графы: И.Ф.О. учителя- руководителя проекта (И.Ф.О. консультанта, если он назначается); тема проекта; учебные предметы; классы, на которые рассчитан проект; Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).
* На 4-м этапе каждый ученик, руководствуясь своим интересом, выбирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию а соответствующую графу таблицы. Учащимся, которые затрудняются в выборе, оказывают помощь классные руководители, учителя- предметники, педагоги- психологи.
- На 5-м этапе (за два месяца до начала проектной недели) формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь как исключение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач,
Отражающих интересы участников проекта или. Эти проекты внешнего
заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала
результат его участников, который может быть использован в жизни
класса, школ, города. Форма конечного продукта при этом разнообразна-
от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по
восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в
реальности использования продукта на практике и его способности
решить заданную проблему.
- Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотеза с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация а СМИ, в т.ч. в сети lnternet.
- * Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
- *Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей. Выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
КЛАССИфИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО КОМПЛЕКСНОСТИ
По комплексности (предметно - содержательной области) можно выделить
два типа проектов.
Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного
предмета или одной области знания, хотя могут использовать
информацию из других областей знаний и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник,
Консультантом - учитель- учитель другой дисциплины.
Монопроекты могут быть, например: литернатурно - творческими,
Естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими),
Культуроведческими, спортивными, географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и
Презентации: например, компьютерная верстка литературного
Альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками)
в рамках классно- урочной системы.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время
и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки
проблемы. Например, проект по теме “ Проблема человеческого достоинства в российском обществе ХIХ-ХIХвв”. Требует одновременно исторического,
литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
Мини- проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект “Составление рекламного модуля на французском языке”, 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность – 20 минут (подготовка - 10 минут, презентация каждой группы -2 минуты).
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проекта“ Элемент ХХ века”, химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность – 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдана задания (сбор информации по своим элементам) 2-й урок: отчета групп по собранной информации, выработка содержания проектного продута и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натуральные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому “ погружению” в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы по итогам выполнения проектов учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; что постараются выполнить следующий проект качественнее. За время работы над проектом учащиеся научились:
* распределять правильно время;
* анализировать собственные действии;
* презентовать результаты своего труда;
* доделывать все до конца;
* достигать поставленной цели;
* рассматривать тему с разных точек зрения.
Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится “в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время.
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРОЕКТОВ
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
* деловой игры;
* демонстрации видеофильма/ продукта,(выполненного на основе
информационных технологий;
- диалога исторических или литературных персонажей;
- защиты на Ученом Совете;
- иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;
- инсценировка или вымышленного исторического события;
- научной конференции;
- научного доклада;
- отчета исследовательской экспедиции;
- пресс – конференции;
- спектакля;
- театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Работа по методу проектов требует от мен, как учителя не столько
преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных становлюсь педагогом широкого профиля. Мне предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне мой авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. Участвуя в проектной деятельности, я могу создать условия для развития учащихся. Для этого я примериваю различные роли, которые предстоит “ прожить” мне походу реализации проекта: энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно о всех) областях; консультанта, организующего доступ к информационным ресурсам, в т.ч. к другим специалистам; руководитель (особенно в вопросах планирования времени); “ человек который задает вопросы” (по Дж. Питу) - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т.п.); координатор группового процесса; эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
Наиболее сложным для меня вопрос о степени самостоятельности
учащихся над проектом. Какие бы задачи, возникшие перед проектной группой не возникали, решить должна их я, какие - сами учащиеся, а какие разрешим через наше сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.
Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной
деятельности, которые были адекватны возрасту участников проекта. Не
менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослым. В крайнем
случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем.
Еще лучше, если поиск темы в группе “ учащиеся + учитель” проводится
по принципу “ скрытой координации”. Планирование, реализация и оценка проектов также должна осуществляться в первую очередь самими детьми.
Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционными классно – урочным обучением и обречен, играть лишь одну роль – исполнителя.
Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности. Школьники всех возрастов говорят, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. Напротив, у тех, кто выбрал тему, руководствуясь чьим – либо советом, или получил ее от преподавателя, интерес к проектной деятельности был низким. Один из таких учеников сказал:” Работа над проектом научила меня ненавидеть проекты, и в итоге я остался недоволен собой”
Проектная деятельность дает возможность ученикам выполнять работы
на очень разных уровнях. Сильные ученики углубляют свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнять задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по- новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.
Исследовательская, проектная практика ребенка- это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение.
Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность, ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна, по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Проектная деятельность помогает, как нельзя лучше организовать
целенаправленное сотрудничество по воспитанию бедующего поколения через активную, творческую деятельность.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю
технологию решения задач – от поставки проблемы до представления
результата.
Выполнение проектов повышает уровень психологической
комфортности учащихся в классе и школе – ученик начинает видеть себя со стороны, смотреть на себя с позиции умеющего, знающего и творческого человека, более критично оценивать свои достоинства, определять недостатки.
Завершая рассмотрение данного вопроса, считаю необходимым
остановиться на некоторых общих правилах для педагогов, работающих с
детьми в этом направлении.
* Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
- Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его
индивидуальные наклонности и способности.
- Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не
только на результат.
* Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению.
Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. Старайтесь меньше заниматься наставлениями,
Помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не делать скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учить детей поступать также. Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами или то, чему они могут научиться самостоятельно. Учите детей прослеживать дальние связи и встраивать длинные ассоциативные цепочки.
- Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
- Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ | При работе над проектом учащийся: | |||
| Уровень II | Уровень III | Уровень IV | |
Постановка проблемы | -называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом | Описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию,- указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации | -самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя, -указывает на причины существования проблемы. | -- самостоятельно сформулирует проблемы на основе анализа ситуации; -указывает на возможные последствия Существования проблемы -называет тех субъектов, которые могут Быть заинтересованы в решении проблемы |
Целеполагание (планирование) | - демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем, - расставляет в хронологической последовательности шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели проекта. - дает описание продукта, который будет получен в результате реализации проекта. | - самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя, - дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта, -контролирует соблюдение последовательности действий. | - самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы, - самостоятельно определят, какие действия следует предпринять для решения задач на основе общего подхода (стратегии, технологии) выработанного совместно с учителем, определяет внешнюю (социальную, научную и т.п.) потребность в планируемом продукте, -оценивает промежуточные результаты качествавыаботанного совместно с учителем, определяет внешнюю (я задач на основе общего подхода (выступления, в
| Предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив; -анализирует необходимые ресурсы, -прогнозирует последствия продукта, -корректирует план на основании оценки промежуточных результатов. |
Оценка результата | - сравнивает полученный продукт с его описанием, - определяет, какие новые знания он получил в рамках реализации проекта, - определяет, какие действия по проекту вызвали трудности и почему. | -определяет соответствие полученного продукта, запланированному на основе заранее ему критериев, - определяет, как изменились его интересы, какие новые знания и умения Он получил в ходе реализации проекта -обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему. | - разрабатывает критерии оценки качества полученного продукта, оценивает продукт по критериям, -дает рекомендации по использованию полученного продукта,- определяет, Какие новые способы деятельности он освоил при реализации продукта. - обоснованно указывает на | - определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученными продуктами, - определяет, в чем состоят основные личные достижения при работе над проектом, -предлагает пути преодоления трудностей и снижения риска неудач вдальнейшем, - оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи |
Работа с информацией | ||||
Уровень II | Уровень III | Уровень IV | ||
Поиск информации | - задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для того или иного действия в рамках проекта,- следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем. | - определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом, - определяет «белые пятна» в имеющейся информации, - демонстрирует владение тееххлогитетехнологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель), - использует бумажные и электронные каталоги. | - определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации, - прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта, - формирует тематические каталоги любым способом ,носителе. | -указывает противоречие или неполность информации, которой он располагает на пред -проектном этапе - обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу дает их характеристику, -вырабатывает критерии для отбора первичной систематизации информации
|
Обработка инфррмации | -структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенной учителем, - высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющего опыта, -делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации. | - систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенным совместно с учителем, - высказывает свое понимание (интерпретирует) самостоятельно пооооченнполученных днных (статистических данных свидетельств, расчетов и т.п.), - указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями; -определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта, - использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности.
| - самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных и сведений,- интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта,- дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным - сопоставляет информацию, полученную из разных источников, -делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия).
| -предлагает и реализует способы проверенной для себя противоречия информации, - делает аргументированный вывод основе информации, полученной из всей совокупности источников. |
коммуникация | При работе над проектом учащихся | |||
Уровень II | Уровень III | Уровень IV | ||
Письменная коммуникация | - соблюдает правила оформления документов (материалов, вводов и т.п.),предложенные учителем. | - демонстрирует владение способами предъявления Информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.) соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителями. | - определяет цель и аудиторию для предъявления информации.- использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме). | - самостоятельно определяет адекватную форму и структуру предоставления информации и носители информации зависимости от ее предъявления предполагаемых потребителей продукта |
Публичное выступление | - готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работ по проекту, -отвечает на уточняющие вопросы. | - готовит по образцу (жанр, Форма),предложенному учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержании полученной информации или результатах проекта. - обращает аудиторию к наглядным материалам, - отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания. | - самостоятельно ставит цель публичного вступления,- самостоятельно выбирать жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации; - использует общепринятые средства невербального на аудиторию,- отвечает на вопросы. Направленные на развитие содержания выступления | - демонстрирует владение способ (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию, - отвечает на вопросы направлены дискредитацию его позиции, - организует обратную связь с аудитором. |
Групповая коммуникация | - принимает и выполняет правила группового обсуждения, предложенные учителем; -предлагает группе свои идеи, -вражает свое отношение чужим идеям, -выполняет порученную часть работы, понимая ее значение. | - договаривается о правилах обсуждения, в группе; - убеждается в том, что его идея правильно понята другими членами группы, - задает вопросы, направленные на понимание идей других членов группы, - самостоятельно определяет свою зону ответственности в работе, берет на себя определенные обязанности и участки работ, -оценивает свой вклад в работу группы. | - высказывает свои ожидания от группового обсуждения, - использую эффективную процедуру группового обсуждения, - развернуто аргументирует свои высказывания, -подвергает аргументированной критике идеи других членов группы - указывает собеседнику на точки совпадения и расхождений -использует идеи других членов группы для развития своих идей; - оценивает успешность работы группы. | -определяет цель группового обсуждения оценивает ее достижение, - корректирует цель и содержании коммуникации; - оценивает эффективность процедуры группового обсуждения - использует высказывания собеседника для построения своих аргументов; -оценивает эффективность распределения и вклад каждого участника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»
Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...
Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС
В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"
Выступление на школьном методическом объединении воспитателей на тему: "Формирование и развитие у обучающихся, воспитанников социально значимых качеств личности"...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
Развитие социально-значимых качеств у детей- сирот
Презентация рабочей программы воспитателя Романовой М.А. «Развитие социально-значимых качеств у детей сирот».Подготовка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостояте...
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...
Интеллектуальные игры как средство развития профессиональных значимых качеств будущего специалиста
Выступление в Академии талантов в рамках открытого городского фестиваля "Мудрая сова" по игре Что? Где? Когда?...