Занятие "Дружба - это..."
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Задачи занятия: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить и беречь дружбу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
"Дружба – это..."
Цели: Формирование понятия дружба.
Задачи: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
Участники: воспитанники 7 класс
Оборудование: на партах папки с заданиями, лист ватмана сделать “тумбу для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления.
Цветные листочки.
Приготовить карточки для слов – понятий: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека
Каждому выдается по ромашке. Раздать листы с тестами на каждого человека.
Памятка “Карманное пособие для Друга”
Слово учителя. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом.
Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)
А теперь на счет раз-два-три произнести дружно хором “ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!”.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
Итак, тема нашего классного часа: “Дружба – это…”.
Актуальные вопросы для обсуждения:
Можно ли научиться общению?
Как стать хорошим товарищем ?
Кто становится другом? Как его найти?
Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?
Почему дружбу называют школой самовоспитанием?
Основные понятия:
Дружба – одна из форм межличностных отношений людей, основанная на глубокой личной симпатии и привязанности, на единстве взглядов и интересов и проявляющаяся в тесном, длительном и разностороннем общение, взаимопомощи и взаимоподдержке.
Добро – важнейшая категория этики. В этом понятие люди выражают свои наиболее общие интересы, устремление пожелания и надежды на бедующее.
Душевность – характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.
Алгоритм деятельности:
Занятие начинается с рассуждения о радости общения.
Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.
I. Поиграем в игру “ Знакомство – представление”. ( Раздаются цветные листочки.)
Вы решили друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. (Листочки— объявления вывешиваются на импровизированную доску для объявлений.)
Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.
II. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Заполним таблицу.
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.
Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?
III. Учитель.
Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество.
V. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.
VI. Расположите в порядке значимости следующие высказывания.
Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
Быть хорошим товарищем - это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.
(Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят)
VII. Физкультминутка
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Только те, кто любит вкусно поесть;
Встать -
Только те, кто опаздывает на уроки;
Топнуть -
Только те, кто хорошо учится;
Поднять правую руку -
Только те, кто не любит каникулы;
Поднять обе руки -
Только те, кто любит сладкое;
Хлопнуть три раза -
Только те, кому нравится играть в футбол;
Хлопнуть два раза -
Только те, у кого прекрасное настроение.
Хлопнуть один раз -
Только девочки;
VIII. Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить? (Предлагается тест из модного юношеского журнала “Gool”.)
Тест:
1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,
А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.
2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья…
А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали мне, когда я об этом попрошу.
С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба книга…
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если больше доверяли друг другу?
А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.
6. Как ты считаешь у тебя есть качество, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили ( может быть, пока ) твои друзья?
А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.
7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты…
А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Оценка результатов теста. Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.
А В С
1 _ 0 3 6
2 6 0 3
3 6 3 0
4 0 6 3
5 6 3 0
6 3 0 6
7 6 3 0
0–18 баллов:
Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь…
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.
21 – 33 балла:
Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество – надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 – 48 баллов:
Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов (а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!
Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: “Дружба- это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”.
Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
IX. Послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова “Берегите друзей” Такие стихи расширят ваши представления о гамме чувств в дружбе, утешат, помогут в трудную минуту.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.
X. “Карманное пособие для друга” памятки - там написаны высказывания
Памятка
“Если хочешь иметь друга – будь им!”
“У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.
“Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.
“Не хочу ничего, не прошу ничего,
Не нужны мне ни деньги, ни слава,
Только б знать, что всегда у плеча моего
Два товарища – слева и справа”.
“Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие?
(памятку вы заберете и подарите своему другу.)
Видите, как важно, основываясь на проверенных жизненных опытом советах, уметь сформулировать свои собственные выводы по обсуждаемой проблеме. (Советуем во время занятия поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, стремление к самостоятельности и независимыми суждениями.)
XI. Проводится групповое решение вопросов-проблем.
Вопросы для обсуждения:
- Всегда ли нужно быть категорическим в споре, если твоя точка зрения иная, чем у твоего товарища?
- Можно ли осуждать товарища, стесняющегося напомнить однокласснику о том, что тот давно не возвращает книгу?
- Какую обиду на друга можно и нужно быстрее забыть?
- Как себя вести, если услышал нелестное мнение о друге?
- Нужно ли вмешиваться в ситуацию, в которой друг поступает неправильно?
- Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?
Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться нам неожиданными вопросами и решать необычные “задачки”, самим себе задавать вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного “изменился” в лучшую сторону и сто-то “поменял” в своем отношение к другу… Главное, чтобы осталось неизменным – Доброе отношение к людям!
XII. Рефлексия
Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят “ДО-СВИ-ДА-НИЯ!”. На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.
Наше занятие окончено. Всего доброго! Хороших вам друзей!
Приложение
Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
Быть хорошим товарищем - это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.
Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
Быть хорошим товарищем - это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его.
Памятка другу
“Если хочешь иметь друга – будь им!”
“У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.
“Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.
“Не хочу ничего, не прошу ничего,
Не нужны мне ни деньги, ни слава,
Только б знать, что всегда у плеча моего
Два товарища – слева и справа”.
“Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие : "Дружба между мальчиками и девочками "
поможет педагогам развивать навыки конструктивного общения между мальчиками и девочками...
Внеклассное занятие "Дружбой дорожить умейте!"
Занятие направлено на формирование у учащихся дружеских отношений друг к другу....
Внеклассное занятие "Дружба начинается с улыбки"
Материал занятия расширяет понятие о дружбе, воспитывает доброжелательные отношения в коллективе, развивает память, речь, внимание...
конспект занятия "Дружба в современном мире"
конспект...
занятие "Дружба"
Тема Мероприятие: Дружба начинается с улыбки» Цель: Формирование добрых, дружеских взаимоотношений между воспитанниками и их ...
Внеклассное занятие «Дружба и друзья»
Внеклассное занятие «Дружба и друзья» в 7 классе...
Занятие "Дружба"
Цели: Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу....