Статья. Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
статья на тему
Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_zashchity_prav_interesov_rebyonka_v_spetsialnoy_korrektsionnoy_shkole.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Институт психолого-педагогического образования Кафедра социально-педагогического образования
НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»
«Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида школы»
Материалы городской научно-практической конференции
с межрегиональным участием
Выполнила:
Тедеева Зарина Алановна, социальный педагог ГБС(К) ОУ №480 Кировского района, г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
2014
«Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида»
Необходимость решения конкретных проблем современного положения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной политики социальную, социально-правовую защиту детей и подростков. Сегодня в системе школьного образования и в отношении общества к проблеме защиты прав и интересов детей происходят положительные изменения.
В период экономического кризиса, ведущего к всё большему расслоению нашего общества на два социально-противоположных класса, нельзя не заметить падение социально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.
В этот период работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации защиты прав и интересов ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей, является очень важной.
С начала 90-х гг., отвечая на потребности практики в защите прав детей, активизировались научные исследования по различным аспектам этой проблемы. Можно выделить несколько групп исследований, направленных на изучение:
- проблемы правовой защиты детей (А.И. Беспалов, И.К. Городецкая, A.M. Нечаева, Р.В. Малярова, М.И. Несмеянова, Т.Я. Сафонова и др.);
- медико-социальных проблем охраны здоровья детей и защиты детства (М.В. Андронова, Л.И. Аксенова, Б.Л. Альтшулер, А.А. Баранов, С.Я. Донецкий, А.А. Северный, Н.М. Иовчук и др.);
- прав детей в системе образования (О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина, В.А. Шеланков); в семье (С.А. Сорокин); в обществе (С.А. Щеглова); в детском общественном объединении (Л.Н. Крупинина);
- проблемы формирования экономических и правовых знаний как средств обеспечения социальной защищенности учащихся (С.К. Омаров);
- правового воспитания учащихся (Г.А. Дмитриев, Т.В. Корчагина, А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова, Н.И. Элиасберг).
- основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.
Актуальность данной темы обусловлена социальными потребностями школы и общества. Защита прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида является неотъемлемой частью социальной работы педагогического коллектива в целом. В специальном (коррекционном) образовательном учреждении № 480 Кировского района Санкт-Петербурга учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития. Контингент учащихся достаточно сложный, поэтому социальная работа является особенно важной. В нашу школу поступают дети из детских домов, приютов, других коррекционных школ; из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей со слабым физическим здоровьем. Увеличился перечень заболеваний, сопутствующих задержке психического развития: тонзиллит, нарушение осанки, дефект речи и т.д. Вдвое стало больше учащихся с психопатоподобным поведением или патологическим формированием личности. Для этих детей характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость, неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности; недостаточное знание прав и обязанностей.
В нашем образовательном учреждении функционируют 15 классов, в них обучается 219 учащихся (девочек – 75, мальчиков – 144 человек). Есть социально не защищенные учащиеся. Это:
- Дети-сироты – 28 человек;
- Дети-инвалиды – 14 человек:
- Опекаемые дети – 8 человек;
- Дети из многодетных семей – 22 человек;
- Обучающие на дому (по медицинским показаниям) – 12 человек;
- Дети из неполных семей – 120 человек;
- Дети, состоящие на внутришкольном контроле – 20 человека;
- Дети, состоящие на учёте ПДН – 11 человек;
- Семьи, состоящие на учёте ПДН – 5 человек.
В ГБС (К) ОУ № 480 разработана целая система мероприятий, направленная на защиту прав и интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как именно эти дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. Защита и охрана прав и интересов детей осуществляется через проведение следующих мероприятий:
· определение статуса воспитанников;
· помощь в восстановлении и оформлении жизненно важных документов ребенка;
· представление интересов учащихся школы в правоохранительных органах или в суде;
· диагностика и контроль развития семейной ситуации учащихся с целью своевременного принятия мер по привлечению к ответственности лиц отрицательно влияющих на детей;
· защита прав и интересов детей-сирот, опекаемых детей, обучающихся в школе, контроль за предоставлением льгот этим учащимися;
·совместное с сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников и устройству их на учебу. Цель настоящих мероприятий в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1.Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи (при нахождении у ребёнка настораживающих признаков)
2.Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
3. Разработка механизмов работы классного руководителя, психолога, социального педагога по защите прав и интересов ребёнка.
4.Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.
5.Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Для реализации поставленных задач в специальном коррекционном образовательном учреждении № 480 Кировского района Санкт-Петербурга создана
служба социально - психолого - педагогического сопровождения (СПС), которая обеспечивает условия для формирования полноценной личности ребенка, оказание поддержки и помощи обучающимся в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей и уровня их развития, а также содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании детей, формировании социально активной личности, способной успешно адаптироваться в обществе.
Служба СПС решает следующие задачи:
1. Преодоление трудностей в обучении, развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы через систему индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
2. Обеспечение, сохранение и укрепление здоровья.
3. Защита и обеспечение прав детей и подростков.
4. Профилактика правонарушений и преступлений.
5.Социализация, профориентация и трудоустройство учащихся.
Основные направления работы службы СПС:
1. Диагностическое (индивидуальное и групповое)
2. Коррекционно-развивающее (индивидуальное и групповое)
3. Профилактическое.
4. Просветительское.
Реализацию данных задач и направлений обеспечивают следующие специалисты:
администрация ГБС (К) ОУ №480, учителя и воспитатели ГПД, специалисты службы СПС: 2 педагога-психолога, 3 учителя-логопеда, 2 социального педагога;
вся совместная деятельность которых направлена на создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита прав и интересов обучающегося в его жизненном пространстве.
Для формирования условий педагогической поддержки индивидуального развития личности в каждом классе в учебном плане предусмотрено проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий общеобразовательной и предметной направленности в целях коррекции недостатков их психического развития, ликвидации имеющихся и предупреждения возможных пробелов в знаниях. Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социальных педагогов, возможно, выделить следующие общие аспекты:
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям и т.д.;
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам несовершеннолетних;
- организация профилактической работы с учащимися «группы риска»;
-обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем; повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
-организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.)
-организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
-своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов по социально-педагогической проблематике и др.
- реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы:
- совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого - педагогической диагностики, как отдельных учащихся, так и классов в целом;
- проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;
- психолого-педагогические консилиумы с привлечением логопеда, психолога, учителей - предметников;
- совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы с привлечением специалистов ППМС центра Кировского района, ПНД «Детская психиатрия», СПб ГУ «Центра социальной помощи семьям и детям Кировского района», Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости»;
-совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение занятий по темам: «Права и обязанности учащихся», «Пропаганда ЗОЖ», целая система мероприятий по профориентации;
- активное участие обучающихся в конкурсном движении. В рамках районного целевого проекта «Планета здоровья». Так, например, в октябре 2013 года обучающиеся 8-х классов победили в районном конкурсе листовок «Виртуальная реальность», организуемом с целью предупреждения игровой зависимости.
В рамках работы по профориентации и самоопределению с учащимися 8-9 классов работа осуществлялась по направлениям:
а) Психодиагностический блок предоставляет необходимую информацию о себе и профессиях:
- диагностика интересов и склонностей старшеклассников в процессе профориентации (анкетирование)
- диагностика с целью определения профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
- индивидуальные заполнения анкеты выпускника. По результатам исследования составляется карта выраженности интересов. Результаты, полученные в ходе профориентационной диагностической работы, предлагаются в ходе специальных индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, на которых они могут получить ответ на интересующие их вопросы.
б) практические занятия с подростками - рассматриваются темы «Многообразие мира профессий», «Здоровье и выбор профессии» через профориентационные игры.
Работа с родителями или законными представителями включает в себя следующие мероприятия:
-Оказание консультативной помощи ребенку в семье через посещение семей на дому (обследование жизненных условий с составлением актов, взятие на учет многодетных, малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, группа риска, состоящие на учёте ПДН, внутришкольном контроле.)
- Правовое просвещение в рамках родительских собраний, на которых родители знакомятся с нормативно-правовыми документами, со своими обязанностями в отношении воспитания ребенка. Для них были организованы встречи с сотрудниками правоохранительных органов, в центре внимания которых были интересы детей, защита прав ребенка. Для родителей многодетных семей проведена встреча с юристом, на которой рассмотрены вопросы об имеющихся льготах по коммунально-жилищному обеспечению, выплате пособий.
Совместно с педагогическим коллективом определяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключается договор между учредителем и образовательным учреждением, между учреждением и родителями. Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводят анонимное анкетирование родителей и сотрудников и др.). Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников, начиная с первого класса. Используются разнообразные средства и методы: этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п. В целом в образовательном учреждении ведется работа по соблюдению прав ребенка и их защите.
Деятельность специалистов социально-педагогической службы представлена не просто суммой разнообразных методов диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей работы с детьми. В ГБС(К) ОУ № 480 она определяется комплексной технологией сопровождения, как особой культурой помощи ребенку в решении задач его возрастного и личностного развития, социализации. Работа ведется совместно с педагогами, родителями, другими социальными институтами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной работе предсталены упражнения на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г ) В реферате освещается актуальность проблемы исследования. Изложена теория вопроса.П...
Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида" рассказывается о создании эффективного и успешно развивающегося в максимально...
Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...
Воспитание личности в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....