Воспитание личности в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
учебно-методический материал по теме
Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lichnosti.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание личности в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире. Именно в досуговой внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации
С этой целью в школе разрабатывается проект (ведётся разносторонняя подготовительная работа к подготовке и реализации этого проекта) – «Мы - славные дети Кубани!»
Предусматривается работа во взаимодействии различных структур:
- казачьего класса, его создание планируется в 2013 году на основе 4 класса;
- школьной детской организации «Юная Кубань»;
-школьного музея истории Кубани, заложенного в прошлом учебном году;
-поискового клуб «Краеведы»
-казачьего сообщества ст. Платнировской;
-Центра Досуга ст-цы Платнировской;
-родителей, близких учеников.
1.В основе этого проекта лежит создание казачьего класса, цели и задачи которого предусматривают развитие личности учащихся через включенность в различного рода деятельность и степень активности в этой деятельности. Готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни; ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, учить ставить реалистические цели и быть способным их достигать.
Происходит разностороннее развитие личности ученика:
социально - трудовая компетенция -
восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Общекультурная компетенция -
определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, знание и почитание культурных традиций Кубанского края, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере.
Компетенция личностного самосовершенствования
направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.
Коммуникативная компетенция,
включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую подготовку, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, помогает ребятам свободнее адаптироваться в окружающем мире.
2. Работа школьной детской организации «Юная Кубань»
ориентирована на формирование активной роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для в современное общество. Это означает изменение позиции воспитанника: из пассивного объекта воспитательного воздействия со стороны педагогов и родителей он становится активным субъектом - преобразователем социальной среды (микросреды школы - интерната). Таким образом, Основное положение - ребёнок как субъект воспитательной системы - заложено в самой цели программы активной социализации: создание условий для развития личностных качеств ребёнка, обеспечивающей ему успешную социализацию и интеграцию в социуме на основе принципиального изменения. изменение пассивной и потребительской позиции наших воспитанников на активную социальную роль людей, обладающих уверенностью в своих возможностях воздействия на социум и на свою судьбу.
Работа определена по схеме 1-5; 6-9, т.е. первый блок состоит из начальной школы плюс пятый класс. Второй – объединяет с шестого по девятый классы. Всецело охватываются все учащиеся школы. « Юная Кубань» только начинает свой творческий жизненный путь, правильнее сказать набирает силу и опыт. Создана она в школе давно, носила название «Спарта». По ряду причин работа её преугасла. И вот второй год «СПАРТАНЦЫ» наши рвутся вперёд под новыми знамёнами, к новым вершинам.
-утверждены правоустанавливающие документы;
-выбрана и согласована геральдика организации, устав, законы и заповеди, песня-гимн д.о.;
-определены направления работы;
-в классах прошли пропедевтические мероприятия по выбору направлений работы и названий отрядов, отрядных песен, девизов, эмблем.
С учётом специфики учащихся нашей школы (коррекционное учреждение VIII вида), акцент делается на достижении осознанности ребёнком уникальности каждого человека, и, соответственно, самого себя (формирование индивидуальности, самоутверждение через деятельность) в сочетании с усвоением принципов коллективизма, ощущением своей принадлежности к сообществу (коммуникативные способности, интеграция в социум).
3. Здесь успешным воспитательным элементом становится школьное coyправление, которое планируется осуществлять уже с этого учебного года. Его цель: интеграция ребёнка в социокультурную среду через участие в общественной жизни школы; приобщение личности к общечеловеческим ценностям. В повседневной деятельности соуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, в её организации, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и в принятии решений. Главным органом школьного соуправления являются школьное объединение «Содружество»,в него входят:
- актив д.о. (со своим уставом, гимном, флагом, девизом),
- Совет Мудрейших (в лице директора школы, заместителей директора школы по УР и ВР, старшей вожатой и соц. педагог, психолог и др.)
- совет школьного объединения из 10 уч.
Принимая участие в этих органах, дети приобретают опыт общения и практических действий в планировании, организации и анализе деятельности.
4. В рамках реализации проекта «Историческое наследие Кубани» в школе заложен музей по Кубановедению. Он включает в себя малый исторический комплекс «Подворье казаков», расположенный на территории школы и уголок «В семье казачьей» -в актовом зале. Составляется программа развития музейного комплекса , реализация данной программы будет содействовать более полному и глубокому формированию осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему Отечества у учащихся нашей школы. Работа в этом направлении позволит в большей мере осуществлять гражданское и патриотическое воспитание наших подопечных, прививать ценнейшие качества для будущей самостоятельной жизни: любовь к своей малой Родине, своему народу, толерантное отношение к соотечественникам. Она будет тесно взаимодействовать с жизнью казачьего класса и казачеством ст. Платнировской, с историческим музеем ЦД станицы.
5.Закладываются перспективы создания поискового клуба «Краеведы». Ведётся исследовательская подготовительная работа, которая позволит к началу следующего учебного года работать в рамках этого клуба.
Цели и задачи включают в себя: изучение истории родного края и его традиций, знакомство с героическими судьбами соотечественников, составление альбома Славы «Их имена - это гордость Кубани!» .
Работа этого проекта позволит школе успешно добиться полноценного решения задач по социализации воспитанников нашей школы, чтобы в жизнь они вошли уверенной поступью, чтя и уважая свой народ и его наследие, умело пользовались традициями, сохраняли преемственность поколений, гордились своей Родиной , высоко несли звание «Кубанец».
6. В 2013 году планируется заложить аллею «Спортивной славы Кубани».
Дан старт к началу сбора информации и подготовке дизайнерских проектов в отрядах старшего блока. Ребята проведут работу в этом направлении и представят к защите свой проект. Все проекты будут рассмотрены на заседании «Содружества». Лучшему будет суждено родиться на территории нашей школы. Работа в этом направлении позволит учащимся познакомиться с великими людьми и их достижениями в спорте, в спортивном движении, Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение населения края к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Спорту в нашей школе отдаётся приоритетное расположение.
7. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства.
Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот устойчиво сохранялся с раннего детства и до зрелого возраста. Следуя в упомянутом направлении, сложилось, из многих составляющих, желание создать школьный кукольный театр с элементами сценических образов. Изготовление костюмов и декораций планируется своими силами. Нужно отметить, что многое уже сделано.Реализация данного проекта имеет особую ценность в коррекционной школе, активны, большей частью, все методы и приёмы коррекционной деятельности. Что позволит воспитать гармоничную личность, успешнее интегрировать её в современное общество. В школе же – грамотно и интересно организовать внеурочное время, создавать положительную мотивацию к познавательной деятельности, воспитывать любовь к искусству, развивать творческие способности у детей, работать над коррекцией высших психических функций, вести необходимую каждому ребёнку, индивидуальную адаптивную и коррекционную деятельность.
8. С этого учебного начинает свою работу «Школа для родителей». Учителю СБО просто необходимо такое взаимодействие с родителями и близкими учеников. Работа даёт реальные результаты, помогает ребёнку проще и правильно воспринимать всю информацию, которую они получают на уроках и во внеурочное время.
Утверждена программа и план работы. Задачи этой школы - обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья для повышения их компетентности в вопросах воспитания, реабилитации и социализации учащихся нашей школы. Планируется установить партнёрские отношения педагогов с семьёй каждого ученика, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Такой союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях и в интересах развития личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной работе предсталены упражнения на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...
Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида
Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г ) В реферате освещается актуальность проблемы исследования. Изложена теория вопроса.П...
Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.
С Содержание: 1.Предисловие 2. Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...
Статья по теме: Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Формирование у школьников умение анализировать...
Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...