Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
статья по теме
В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида" рассказывается о создании эффективного и успешно развивающегося в максимально комфортной среде коллектива учителей. Для этого необходимо было решить две основные проблемы. Первая – инертность и немотивированность педагогического коллектива. Вторая – отсутствие слаженной управленческой команды, способной управлять происходящими изменениями и направлять их в нужное русло.После анализа ситуации стало ясно, что изменить что-либо к лучшему может только принципиально новый подход к управлению образовательным учреждением. Был внесен ряд критериев, напрямую материально мотивирующих педагогов повышать свою квалификацию привлечением всех доступных ресурсов и средств, а также принимать участие в конкурсах и конференциях любого уровня самим и с учащимися. Основной нашей целью было сформировать и у детей , и у педагогов, и в сознании общественности мысль о том, что коррекционная школа – эффективное, конкурентоспособное учреждение, в котором учатся по-своему интересные и талантливые дети. Поэтому наряду с расширением направлений дополнительного образования (кружки, секции, занятия с психологом, с логопедами, индивидуально-групповые занятия) шла планомерная работа по интеграции учащихся в конкурентную среду нормально развивающихся сверстников. Наши ученики стали участвовать в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях намного чаще, и результаты, полученные ими совместно с педагогами, позволяют ставить новые, более интересные цели, ориентированные как на развитие творческого потенциала педагогов, так и на успешную социализацию детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_prinyatiya_neprostykh_resheniy.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
Руководить специальной коррекционной школой – особый труд. Как сплотить коллектив, и педагогический и детский, где столь разные взрослые и дети?
Для школы с более чем полувековой историей тринадцать лет на первый взгляд отрезок небольшой. Но для нашей школы именно эти годы стали важным этапом, когда изменение формы привело к необходимости во многом изменить содержание.
Непростые учащиеся и привыкшие к традиционным методам работы взрослые.
В этих новых условиях нам предстояло создать один коллектив. Сплоченный. Эффективный. Позитивный.
Кроме того, необходимо было объективно оценить, насколько глобально происшедшие перемены отразились на уровне комфортности образовательной среды.
Предстоял период адаптации к новым условиям.
Изучение уровня комфортности в первый год работы подтвердило наши предположения: после лет и десятилетий функционирования про комфортном для людей либеральном стиле руководства коллектив к переменам уже не стремился.
Второй проблемой стало еще и то, что в наследство от предыдущего руководителя мне достался коллектив вполне удовлетворенных своим уровнем педагогов. Не находившихся под давлением результатов ГИА, ЕГЭ и прочих критериев, наличием которых определяется эффективность педагога массовой школы. Людей, не имевших никакой мотивации что-то менять. Ни в каких педагогических конкурсах и конференциях педагоги, несмотря на большой опыт и высокий профессионализм, практически не участвовали. И не выказывали ни малейшего желания это делать. Соответственно, отсутствие активности педагогов и незаинтересованность в собственном профессиональном росте негативно отражались и на результативности обучающихся: по сравнению с аналогичными учреждениями мы выглядели весьма бледно – как по числу участников, так и по количеству наград любого уровня.
Таким образом, для решения поставленной задачи – создания эффективного и успешно развивающегося в максимально комфортной среде коллектива требовалось решить две основные проблемы. Первая – инертность и немотивированность педагогического коллектива. Вторая – отсутствие слаженной управленческой команды, способной управлять происходящими изменениями и направлять их в нужное русло.
Для достижения поставленных целей необходимо было определиться с приоритетами. После анализа ситуации нам стало ясно, что изменить что-либо к лучшему может только принципиально новый подход к управлению образовательным учреждением. Несмотря на очевидную прогрессивность мышления, знаний в области управления изменениями мне не хватало. Поэтому мы решили начать с себя, с администрации: так в 2010г. прошла курсы «Управление образовательным учреждением » в ФГОУ ВПО «Северо-западная академия госслужбы». Заместители директора по УВР прошли курсы:«Основы управления образовательным учреждением», «Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность в образовательном учреждении», «Эффективная организация экспериментальной деятельности в ОУ», « Деловая коммуникация в культуре современного педагога».
Это позволило существенно оптимизировать систему управления в школе, создать по- настоящему эффективную управленческую команду.
Одним из первых совместных управленческих решений было изменение функциональных обязанностей заместителей, значительно сместившее акценты с позиций тотального контроля к позициям позитивной мотивации. Также был внесен ряд критериев, напрямую материально мотивирующих педагогов повышать свою квалификацию привлечением всех доступных ресурсов и средств, а также принимать участие в конкурсах и конференциях любого уровня самим и с учащимися. Существовали определенные опасения, что результативность такого участия будет недостаточно высокой, но сегодняшние результаты дают все основания утверждать: грамотный выбор конкурсных мероприятий позволяет быть конкурентно способными как учащимся коррекционной школы, так и педагогам.
Значительно выросло количество участников мероприятий для учащихся разного уровня и количество призовых мест огромно. Основной нашей целью было сформировать и у детей, и у педагогов, и в сознании общественности мысль о том, что коррекционная школа – эффективное, конкурентоспособное учреждение, в котором учатся по-своему интересные и талантливые дети. Поэтому наряду с расширением направлений дополнительного образования (кружки, секции, занятия с психологом, с логопедами, индивидуально-групповые занятия) шла планомерная работа по интеграции учащихся в конкурентную среду нормально развивающихся сверстников.
Наши ученики стали участвовать в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях намного чаще, и результаты, полученные ими совместно с педагогами, позволяют ставить новые, более интересные цели, ориентированные как на развитие творческого потенциала педагогов, так и на успешную социализацию детей и подростков.
Для укрепления взаимосвязей внутри коллектива была создана новая система взаимодействия с профкомом школы, так как мы глубоко убеждены в том, что только грамотно построенная совместная работа руководителя и профсоюзной организации школы может объединить людей в единый коллектив, создать общие сферы деятельности, основываясь на изучении потребностей и интересов сотрудников.
В совместной с профкомом работе появились новшества, а также остались сложившиеся традиции. Мы по максимуму использовали все доступные направления работы с коллективом.
Активное участие сотрудников школы в конкурсах – как школьных, так и городских, региональных, всероссийских – не только помогло сплотить коллектив, но и позволило достичь определенных результатов:
Знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» получили четыре человека. Знак «Отличник народного просвещения» получил один человек.
Грамоту Министерства образования и науки РФ получили три человека. Грамоту Комитета Образования Правительства Санкт-Петербурга получил один человек. В 2012 году 21 педагог нашей школы получили грамоты Администрации Кировского района Санкт-Петербурга за многолетний плодотворный труд в системе образования и в связи с юбилеем школы. Ранее 4 педагога получили благодарности от отдела образования Кировского района. Медаль к 300-летию Санкт-Петербурга получили два человека.
В 2012-2013 учебном году больше половины педагогов школы стали дипломантами международных, городских и районных конкурсов педагогического мастерства.
Более 20 дипломов победителей всероссийских, городских и районных конкурсов и олимпиад добавили в копилку наших достижений учащиеся.
Находкой стало проведение летучек, на которых о каждом имениннике администрация и члены коллектива говорят теплые слова и подчеркивают его таланты и достоинства. Это позволило сотрудникам не только лучше узнать друг друга, но и повысить уровень самооценки отдельных педагогов.
В числе традиционных форм работы остались проведение праздничных вечеров, поздравление детей сотрудников с Новым годом, оказание мощи сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, постоянная забота о ветеранах труда и войны, окончивших нашу школу. Выпущена брошюра «Мы из Автова» - о выпускниках школы, участниках Великой Отечественной. Хорошей традицией стали поздравления именинников и юбиляров, организация чаепитий и концертов к праздникам для ветеранов. Забота о тех, кто закончил свою трудовую деятельность, всегда служит определенной гарантией тем, кто работает сейчас, что и они в свое время будут охвачены не меньшей заботой.
По данным психологической экспертизы, комфортность образовательной среды повысилась до оптимального уровня. Стало очевидно, что направление действий выбрано правильно.
Такие количественные и качественные изменения привели к качественно новым требованиям к организации учебно-воспитательной и методической работы.
Ее организация в школе также вышла на новый уровень.
Были проведены проблемные педсоветы:«Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации обучения и сохранности здоровья обучающихся», «Индивидуально-дифференцированный подход к обучению как средство повышения качества образования и коррекции психофизического развития обучающихся», «Формирование мотивации на здоровый образ жизни как необходимое условие повышения эффективности обучения и успешной социализации в обществе», «Профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей», «Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективного образовательного процесса». В результате работы творческих групп и методических объединений по проблемам, обозначенным на педсоветах, было накоплено огромное количество методических разработок, помогающее в работе современного учителя.
Переход от системы традиционных педсоветов к «проблемным», когда работа строилась по принципу « от проблемы к решению», дал конкретные осязаемые результаты.
Например, по итогам педсовета по проблеме здоровьесбережения всех субьектов образовательного процесса, были приобретены комплекты игр и инвентаря для организации динамических пауз и перемен, современный игровой комплекс «ТИСА», оборудованы тренажерные залы для старших и младших школьников. Большое внимание было уделено оздоровлению сотрудников, организации их досуга. Было проведено медицинское обследование сотрудников школы.
Городские семинары для логопедов «Познание. Творчество. Развитие», по ОБЖ «Поведение населения в чрезвычайных ситуациях» прошли в школе с большим успехом. Они стали результатом обобщения опыта коллектива презентацией достижений педагогов и учащихся. Гости семинаров оценили профессионализм и эффективность работы коллектива, высокий уровень организации работы, но мне, как руководителю, особенно отрадно было то, что почти во всех отзывах звучала одна и та же мысль: « Какая удивительно теплая и дружелюбная атмосфера царит в вашей школе! Как у вас уютно, комфортно и светло!» Пожалуй, главное, чего можно было ожидать в результате большой и планомерной работы по созданию комфортной среды – чтобы было не только изнутри, но даже со стороны было видно: в этой школе комфортно всем.
И объединяет он под своей крышей коллектив успешных, динамически развивающихся профессионалов, мотивированных к успешной самореализации. Коллектив развивается и идет вперед. А новые задачи придумывать не придется: их предложит сама жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы
Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программ...
Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...
Опыт работы по профессиональной ориентации в специальной (коррекционной) школе VIII вида № 37
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с проблемами здоровья наряду с общим образованием является обеспечение учащихся образовательного учреждения реально...
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Проблема, рассматриваемая очень актуальна, так как активизация речевого развития учащихся с нарушенным слухом во внеурочное время, в частности, навыков восприятия речи и правильного произношения...
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.
Дет Дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующ...
Организация педагогической деятельности в условиях специального (коррекционного) класса 8 вида для детей с ОВЗ.
Выступление на совете при Главе администрации района имени Лазо Хабаровского края...
Система работы учителя-логопеда в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида
Статья для участия во всероссийском творческом конкурсе (с международным участием) "Творческий поиск - 2014"Технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...