"Формирование вычислительных навыков с помощью игровых технологий в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"
материал по теме

Ватутина Валентина Ивановна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад492.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ватутина Валентина Ивановна

Управление образования администрации Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Старооскольский городской институт усовершенствования учителей"

«Формирование счетных операций при помощи игровых технологий на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Ватутина Валентина Ивановна,

учитель математики

МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №23»

Старый Оскол

2013

№ п/п

Содержание

Стр.

Актуальность и значение для совершенствования образовательного процесса в учреждении.

3

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

4

Научной основы доклада.

5

Применение игровых технологий  в работе педагога.

6

Результативность применение игровых технологий на уроках математики.

11

Заключение.

15

Библиографический список.

16

Приложения.

18

  1. Актуальность и значение для совершенствования образовательного процесса в учреждении.

В образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу их активность на протяжении всего урока.

        Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботься о том,  чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.  Это особенно важно в подростковом возрасте и  связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.  В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Для привития глубокого интереса обучающихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения.

        Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.

        Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивные формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Включение игровых технологий в обучение предусматривает спектр целевых ориентаций

•  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

•  Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

  1. Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из направлений подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни — обучение детей математике. В программе по математике учитываются различные возможности обучающихся в овладении учебным материалом. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому учитель, прежде чем приступить непосредственно к самой теме, должен выяснить, какие именно особенности усвоения математических знаний, умений и навыков имеются у детей с выраженными нарушениями интеллекта.
        Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Суждения детей с нарушениями интеллектуального развития бедны, и большая их часть заимствована у окружающих. Логические процессы проходят на очень низком уровне. Возможно обучение таких детей порядковому счету, механическое заучивание таблицы умножения, отвлеченный счет недоступен. Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительного восприятия и моторики учащихся. Они часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и при чтении, и при письме под диктовку. Несовершенство моторики детей  создает значительные трудности в пересчете предметов: обучающийся называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел. У обучающихся с нарушениями интеллекта с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а, возникнув, они оказываются непрочными и, главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Одна из причин, по мнению исследователей, состоит в том, что приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Другая причина слабой дифференциации
математических знаний состоит в том, что происходит отрыв математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике.

Для успешного обучения детей с нарушениями интеллекта учитель должен хорошо изучить состав обучающихся, знать причины умственной отсталости каждого ребенка, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения  его в работу. Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного мира: количественные, пространственные, временные представления, представления о форме и величине. Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретность наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления  школьников, с другой, — создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их представления для обучения.

Исследователи доказали, что математика содержит необходимые предпосылки для коррекции интеллекта и личности умственно отсталых обучающихся, для развития познавательных возможностей.

Чтобы усовершенствовать процесс умственного развития ребенка, необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить. Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями важно на уроках использовать такое средство обучения, как дидактическая игра.

  1. Определение научной основы.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В различных системах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  игре отводится особое место. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Игра  является средством воспитания и обучения, если она  включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

        Методологической основой исследования являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, 3.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгером, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной,  А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

  1. Применение игровых технологий  в работе педагога.

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые  ставим перед учениками, и их знаниями, умениями; принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка; хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться- по способностям; принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях; принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности; принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать); установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания; принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания; мышление должно главенствовать над памятью.

Очень часто приходится наблюдать, что дети неактивны на уроке, их трудно заинтересовать. И даже при четко продуманной работе на уроке нередко можно увидеть равнодушные глаза детей, поэтому я задумываюсь над тем, как изменить подачу материала, чтобы каждый ребенок получил удовольствие от урока.

Использование различных приемов активизации мыслительной         деятельности позволяют лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать так, чтобы весь урок был ярким, интересным? Позволяет решить эту проблему умелое сочетание обучения и игры.

Игровое обучение может использоваться как метод, как методический прием, как форма обучения. Сущность обучению как в игре в курсе математики могут обеспечить сюжет и/или соревнование. По времени игра может продолжаться от 10-15 минут до четверти. Однако, игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного задания и всего учебного процесса в целом. Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач,  причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями. Например, формирование освоения социальных ролей может реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагает, то или иное разделение ролей. Не следует приучать детей к тому, чтоб на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, так как игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения. Она обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроках. В силу этого игру заранее планирую, продумываю и место в структуре урока, определяю форму ее проведения, подготавливаю материал, необходимый для проведения игры. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу. Например, составить узор по

образцу и т.п.

2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большее число игр, направленное на формирование вычислительных навыков ("Молчанка", "Поднимись по лесенке", "Вперед!", "В космос!")

3. Игры, в которые запрограммирована конструирующая деятельность

учащихся ("Контролер", "Зеленый, красный").

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность. Например, игра "Числа-перебежчики", где дети - числа составляют пример на сложение, затем по команде учителя составляют другой пример на сложение. На основе сравнения пары примеров делается вывод о переместительном свойстве сложения. Аналогично, перебегая на другие места, поменяв знак действия, дети с теми же числами составляют 2 примера на вычитание. После первой команды вызывается вторая команда, которая составляет цепочку аналогичных примеров. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и сумеет грамотно

сформулировать правило о перестановке слагаемых.

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме или опорным словам математического правила.

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока.

I.Примеры игр, применяемых при объяснении нового материала:

“Математическая эстафета”, «Молчанка», «Веселый счет», «Сбежавшие числа». (Приложение №1)

II. Игры, применяемые при закреплении материала.

        На уроках закрепления нового материала важно применять игры  на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования. Для проведения соревнования учитель в таблице  на доске звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее число очков, учитель должен спросить такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звезду. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.(Приложение №2)

III. Игры, применяемые при обобщении материала:

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. (Приложение №3)

IV.Игра «Отгадай кроссворд»

Одним из приемов, способствующих активизации запоминания математических терминов, является применение кроссвордов на уроках математики.

Применение кроссвордов повышает интерес учащихся к учебной деятельности, сам процесс заполнения кроссвордов является для учащихся занимательным. Запоминание математических терминов осуществляется как бы само собой, непроизвольно, в результате волевой и сознательной деятельности школьников при решении кроссвордов.

Несложные по форме и содержанию – включают от 5 до 10 слов. Решение кроссвордов доступно учащимся, но задания в меру трудны, заставляют их думать над ответом.

Кроссворды  использую при повторении и закреплении материала, во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися на различных этапах урока. К одному и том же кроссворду карточки с заданиями могут быть составлены по разному. Задание может быть дано в зрительной форме с опорой на наглядность и использовано при первичном закреплении материала. Учащимся коррекционной школы полезно не только услышать вопрос, но также увидеть его написанным и прочитать, так как на протяжении всего обучения дети испытывают трудности в формулировании вопросов и определений. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы и определения. Карточки, содержащие только вопросы, при повторении учебного материала учитель может предложить наиболее сильным учащимся, а слабые в это же время решают тот же кроссворд, в зрительной форме с опорой на наглядность.

Учитель следит за тем, как выполняется задание, и если находит у ученика ошибку, то дает ему карточку с готовым ответом, чтобы он мог видеть и правильный ответ, и правильное написание слова. При проверке записи ученики исправляют ошибки, записывают трудные слова в словари или тетради. При фронтальной работе с классом сетка кроссворда вычерчивается на доске, задание к кроссворду выполнятся на ватмане. Учащиеся по очереди выходят к доске, называют и записывают нужные термины в клеточки.

При изучении отдельных тем на уроках  использую кроссворды для активизации запоминания математической терминологии. (Приложение №4)

V.Игра- тренинг предполагает закрепление знаний, умений, навыков и

строится как совместное решение стандартных элементарных и неэлементарных задач с обсуждением на разных уровнях: в малых группах (3-4человека); между малыми группами; в малых группах + учитель; на уровне класса.

Например: Математическое домино - состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано задание, на другой - ответ к другому заданию. Карточки обратной связи - состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединенной вместе в "книжку", куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.

На уровне закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приемов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема.        В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра "Да" - "Нет". Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ "да" или "нет". Главное здесь - приобщить даже самых пассивных к учёбе. (Приложение №5)

VI. Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы, приемы обучения. В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные. Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки: урок-соревнование; урок-игра; урок-путешествие; урок-сказка.

Детям с ограниченными возможностями здоровья  намного проще воспринимать учебный материал на основе сказки. Для того, чтобы урок носил творческий и развивающий характер, воспитывал у детей трудолюбие, чувство сострадания, развивал логическое мышление, приглашаю детей в сказку. Сказочный сюжет позволяет осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому  и обеспечивать формирование основы знаний. На  уроке - сказке изучение нового материала по математике и закрепление ранее изученного облачено в форму сказочного повествования. Сказочный сюжет вводит обучающихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. На таких уроках есть прекрасная возможность для осуществления межпредметных связей, для реализации воспитательных целей. В начале урока детей необходимо ввести в мир сказки. Для этого можно прочитать  сказку с детьми до урока, оформить выставку рисунков или посмотреть фрагменты фильмов.  Например, после чтения сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева" дети помогают Каю сложить льдинки. Для этого надо, решив примеры, подобрать необходимую льдинку. В результате правильных ответов появляется слово "ВЕЧНОСТЬ". Для того, чтобы открыть имя Герда, обучающиеся должны определить закономерность расположения геометрических  фигур. Чтобы освободить Герду из лап разбойников, необходимо решить круговые примеры. Далее  выполняя задания с математическим содержанием, дети помогают Герде спасти Кая из страны Снежной королевы. (Приложение №6)

  1. Результативность применение игровых технологий на уроках математики.

Данная работа проводилась с обучающимися  7-го класса МБС(К)ОУ "С(К)ОШ №23" г. Старый Оскол в период с 1 сентября 2011 года по 31 мая 2012 года.         

По итогам 2011-2012  учебного года был проведен анализ уровня знаний, умений и навыков, обучающихся 7-го  класса по математике.

        Сложные темы не всегда интересны ученикам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами.

        Наблюдая за классом можно было также заметить, что больший интерес к уроку обучающиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, обучающиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ученики, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно малоактивны.

Анализ уровня знаний по математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья свидетельствует о том, что успеваемость обучающихся 7-го класса находится на низком уровне.

В начале учебного года обучающимся 7 класса была предложена  контрольная работа №1. Результаты выполнения заданий представлены в таблице №1.

Результаты выполнения математических заданий

Требова-

  ния к             умениям учащихся                      

Ф.И.

Задания, требующие исполнительской деятельности

Задания, требующие воспроизведения действий

Задания, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними

Задания, включающие элементы поиска и творчества

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

Берлизев С.

+

_

_

+

_

_

_

_

Белов К.

+

_

+

_

_

+

_

+

Бугаенко Д.

+

_

_

+

_

+

_

+

Жесько С.

_

+

_

+

_

_

_

_

Ильин М.

_

+

_

+

_

_

_

_

Малахов В.

_

+

_

+

_

_

_

_

Простаков В.

_

+

_

+

_

+

_

_

Синицын В.

_

+

_

+

_

_

_

_

Степанова В.

+

_

+

_

_

+

_

+

Сорокин Д.

+

_

+

_

_

+

_

_

Сидоров С.

+

_

+

_

_

_

_

_

Явных  А.

_

+

_

+

_

+

_

+

50%

50%

34%

66%

0%

50%

0%

34%

Все обучающиеся справляются с заданиями, требующими исполнительской деятельности и с заданиями, требующими воспроизведения действий. Разница в том, что часть детей справляется с заданиями самостоятельно, а часть только при помощи учителя. Задания, включающие элементы поиска и творчества выполняют при помощи учителя четверо учащихся (34%). Задания, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними могут выполнять шесть обучающихся и только при помощи учителя.

Большинство учеников любит групповые и парные игры, дети, стремившиеся к лидерству - индивидуальные формы игры. Игра детям не нравится, когда они не понимают условия игры или проигрывают.

        По результатам анализа качества знаний, умений и навыков обучающихся пришли к выводу, что одним  из эффективных средств развития интереса к учебному предмету  и повышению качества  усвоения программного материала по математике обучающихся является использование на уроках игровых технологий.  

         В течение года на уроках математики на разных этапах урока с целью повышения эффективности усвоения программного материала проводились дидактические игры. Примеры дидактических игр представлены в Приложениях 1-5.

Практика показывает, что занимательный материал применялся на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Форма проведения игры была разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении проводилась игра со всем классом.

В работе со слабыми учащимися проводились индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я  на каждом уроке использовала дидактические игры.

В конце учебного года нами так же был проведён анализ способностей обучающихся, выполнять  задания разных типов.

Детям была предложена контрольная работа №2, с целью проверки качества усвоения программного материала и умения выполнять задания разного типа.

Результаты выполнения заданий представлены в таблице №2 и таблице №3

 Результаты выполнения математических заданий.

Результаты выполнения математических заданий.

Требования к умениям        учащихся                      

Ф.И.

Задания, требующие исполнительской деятельности

Задания, требующие воспроизведения действий

Задания, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними

Задания, включающие элементы поиска и творчества

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

самостоятельно

при помощи учителя

Берлизев С.

+

-

+

-

-

+

-

+

Белов К.

+

-

+

-

+

-

+

-

Бугаенко Д.

-

-

-

+

-

+

-

-

Жесько С.

+

+

-

+

-

+

-

+

Ильин М.

+

-

+

-

-

+

-

-

Малахов В.

-

+

+

-

-

+

-

+

Простаков В.

+

-

+

-

-

+

+

-

Синицын В.

+

-

-

+

-

+

-

+

Степанова В.

+

-

+

-

+

-

-

+

Сорокин Д.

+

-

+

-

+

-

-

-

Сидоров С.

+

-

-

+

+

-

-

-

Явных  А.

+

-

+

-

+

-

-

83%

17%

66%

34%

42

58

12

41

Таблица №5

Результаты выполнения математических заданий

на начало и конец учебного года.

Задания, требующие исполнительской деятельности

Задания, требующие воспроизведения действий

Задания, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними

Задания, включающие элементы поиска и творчества

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец года

50

83

34

66

0

25

0

12

Результаты выполнения математических заданий

на начало и конец учебного года.

Из диаграммы видно, что увеличился процент детей, которые справляются с разными заданиями самостоятельно без помощи учителя. А это и свидетельствует о том, что использование дидактических игр на уроках математики способствует повышению эффективности обучения детей, а значит и эффективности усвоения учебной программы.                 

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

  1. Заключение

В процессе работы я пришла к выводу, что в педагогической работе большое внимание необходимо уделять игровым технологиям, в частности дидактической игре на уроке для получения, усвоения и закрепления новых знаний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Мною выявлено, что дидактическая игра позволяет не только активно включить обучающихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей школьного возраста с нарушениями интеллекта на данном конкретном уроке.

Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов обучающихся.

Игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей  школьного возраста в специальных коррекционных школах 8 вида. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

Библиографический список

1.Аникеева Н.Б.  Воспитание игрой. –  М., 1987

2.Атаханов Р. А.  К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы // Вопросы психологии, 1992, №1, 2, стр.60.

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.

4.Выготский Л.С.  Педагогическая психология. – М., 1991.

 5.Жикалкина Т.К.  Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М., 1996

6.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.

7.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.

8.Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997

9.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя .- М.: Владос, 2001

11. Коваленко В.Г.  Дидактические игры на уроках математики.  – М.,     1990

12.Кушнерук Е.Н.  Занимательность на уроках математики в начальных классах. – Минск, 1987

13.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и

организация учебно – воспитательного процессов в школе.  – Волгоград: издательство «Учитель», 2007. – 91с.

14. Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2003.

15. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефект. факультетов педвузов .- 4-е изд., перераб.- М.: Владос, 2001.

16. Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996

17. Селевко  Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. - М., 1998.

18. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В.  Играя, учимся математике. – М., 1993

19.  Эк В.В. "Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы", Москва, 1990 год.

Приложение №1

“Математическая эстафета” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц, способствовать формированию умения работать в команде.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

“Молчанка”  (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: формирование умения устанавливать связь между устной и письменной нумерацией, способствовать развитию чувства выдержки.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

“Сбежавшие числа”  (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду; развивать внимание, наблюдательность.

Материал игры: таблички с числами.

1

3

6

9

11

13

16

19

2

6

10

14

Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа.  Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома”. Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

“Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”. (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление порядка следования чисел; развивать внимание, наблюдательность.

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

Пример таблицы:

14

8

12

4

65

59

63

55

10

23

1

15

61

74

52

66

3

17

21

7

54

68

72

58

19

6

9

11

70

57

60

62

24

2

16

22

75

53

67

73

13

20

5

18

64

71

56

69

С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.

Приложение №2

“Сколько палочек в другой руке?” (игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа; развивать мелкую моторику рук.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

“Хлопки” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа; способствовать формированию умения работать в паре; способствовать развитию внимания.

Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

“Считай дальше с любого числа”. (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: способствовать формированию умения называть числа от 11 до 100, развивать внимание.

Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

“Назови соседей числа”. ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: совершенствовать вычислительные навыки, развивать познавательную активность.

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно,  а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа

10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

“Рыболовы”  (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: анализ однозначных и двузначных чисел; развивать наблюдательность, способствовать формированию правильной речи при построении ответа.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

“Загадка”.  (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа; способствовать развитию внимания, наблюдательности.

Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

5 ед.

6 ед.

8 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

76,  98,  75,  38,  95,  35

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

Ответ: лётчик.

“Гном”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых; развитие внимания, наблюдательности.

Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

4

5

7

80

В

Ё

П

84,  87,  27,  55,  85,  54

50

Д

Р

М

20

О

О

Е

Ответ: вперёд.

“По порядку номеров” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление порядка следования чисел при счёте; способствовать формированию умения работать в команде; способствовать развитию умения наблюдать.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

«Запомни изученные слова».

Содержание игры. Учитель говорит о том, что слова, которые он будет произносить, надо запомнить. Читает их один раз: сумма,   отрезок,    число, таблица,    длина,    короче,    слагаемое , десятки,  двадцатый  , единицы. 

Проверка. Один ученик называет слова, другой подсчитывает количество названных слов, остальные обучающиеся внимательно слушают и добавляют неназванные слова.

Приложение №3

“Поймай бабочку” ( игры, с помощью которых изменяют примеры и задачи в другие логически связанные с ними)

Цель игры: обобщение знаний о разрядном составе числа; развивать внимание, наблюдательность.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один  из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

“Магазин”. (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний учащихся о составе числа; развивать внимание, расширять кругозор, развивать познавательную активность.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можно использовать следующие игры:

“Войди в ворота” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний о составе числа; развивать мышление и внимание.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами.  В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

“Незадачливый математик” (игры, включающие элементы поиска и творчества)

Цель игры: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых; развивать наблюдательность, внимание.

Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

43 = + 3

= 20 + 9

57 = 50 + 

35 = 30  5

1 = 10 + 5

4 = 40 + 

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер, и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

“Цепочка” (игры, требующие воспроизведения действий)

Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; способствовать формированию умения работать в команде; развивать чувства взаимопомощи.

Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:

Дес.

Ед.

Дес.

Ед.

Дес.

Ед.

l

l

l

l

l

l

l

l

l

l

l

Обучающиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

Выигрывает команда, которая допустит  меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

“Кто быстрей сосчитает?” (игры, требующие исполнительской деятельности)

Цель игры: закрепление устной нумерации в пределах 100; развивать зоркость, внимание.

Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице  по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой, и определяется лучший счётчик.

Примерный вид плаката:

90

75

71

63

66

67

82

86

68

76

87

61

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

Игра «Внимание!» проводится с рисунками.

Содержание игры.          Время показа каждой фигуры ограничивается 7 секундами. Рисунок дети делают в тетрадях в уменьшенном виде.

Проверка. Учитель вновь показывает каждую фигуру, обращая внимание детей на особенности самой фигуры и ее изображения. Учащиеся вносят в свои рисунки поправки и уточнения карандашами другого цвета. Подсчитывается число допущенных ошибок, неточностей.

Игра «Танграм»

Оборудование: Рисунки, составленные из геометрических фигур, полученных при делении квадрата на части.

Содержание: Танграм – это старинная игра. Учитель предлагает ученикам рисунок из геометрических фигур. До проведения игры он объясняет ее правила:

1. Кусочки квадрата не должны хотя бы частью прикрывать друг друга.

2. В состав каждого рисунка должны входить все семь частей квадрата.

Некоторые рисунки (по одному на уроке) ученики составляют по образцу, другие – по представлению. С целью контроля учитель вывешивает составляемый детьми рисунок на магнитной доске.

Игра «Какой отрезок длиннее?»

Содержание игры:

Игра состоит в определении длины отрезков на глаз. С помощью линейки ученик должен проверить, на сколько он ошибся. (Может быть дано задание определить на глаз длину и ширину учительского стола, доски, подоконника, оконной рамы, двери и т. д. с последующей проверкой.)

Игра «Кто точнее?»

Содержание игры: 1. Учащимся предлагается полоска бумаги.

Они должны определить длину и ширину полоски на глаз, а потом проверить. На глаз, с последующей проверкой, учащиеся определяют длину и ширину тетради, учебника, карандаша. Желательно провести соревнование между двумя командами. Кто допустит меньше ошибок и неточностей, является победителем.

Игра «Определить на глаз».

Содержание игры: Вызванный ученик определяет сначала на глаз, какая ломаная линия длиннее, а потом проверяет с помощью линейки.

Вариант игры. Вызваны три ученика. Они на глаз определяют длину каждой ломаной линии и записывают соответственно под каждой из них результаты. Затем измеряют с помощью линейки длину каждого отрезка ломаной и вычисляют ее длину. Результаты записывают рядом с предыдущим и определяют ошибку. Выигрывает тот, кто определил длину ломаной с большей точностью.

«Цепочка слов».

Содержание игры. Учитель просит детей запомнить и повторить тройки слов, которые он читает один раз:

прием перестановки слагаемых; 

узнать длину отрезка; 

таблицы сложения и вычитания; 

состав числа двенадцать; 

поменять слагаемое местами; 

восемь плюс шесть.

Проверка. Учитель называет первое слово каждой тройки, а следующие два слова называют ученики. Делается вывод: слова воспроизводились с трудом, почему, какие запоминались легче?

«Сложить и вычесть».

Содержание игры. У учителя в руке картонный круг. С одной стороны желтый, с другой стороны – зеленый.

 

                                   

На той и на другой стороне записано число 56. Учитель объясняет, что когда он покажет круг желтой стороной и назовет число, то названное число надо прибавить к 56. А когда учитель покажет круг зеленой стороной и назовет число, то названное число надо будет вычесть из 56. Суммы и разности, получаемые при этом, записываются в тетрадях, в строках, отведенных для выполнения задания. Круг учитель показывает довольно быстро, то одной, то другой стороной, а иногда 2-3 раза подряд одной и той же стороной, называя при этом разные числа, например прибавить 3, вычесть 5 и т.д.

Проверка. Учащиеся по очереди зачитывают ответы. Ошибки исправляются.

«Составьте примеры».

Содержание игры. Должны быть выполнены следующие задания:

а) Составить два примера на сложение и вычитание, чтобы сумма ответов равнялась 50.

б) Составить два примера, чтобы разность их ответов равнялась  15.

в)  Составить три примера на любые арифметические действия, чтобы сумма ответов их равнялась 36.

Приложение №4

Кроссворд №1 “Линии в круге”

По горизонтали:

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.

По вертикали:

Отрезок, который соединяет две любые точки окружности.

Отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через ее центр.

Часть окружности, ограниченная двумя точками.

Во втором случае задание можно предложить в таком виде:

Дополнительные вопросы:

Как называется геометрическая фигура, в которой выполнены задания к кроссворду.

Как называется линия, ограничивающая круг.

Можно загадать загадку: “У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность.

Она идет по краю круга

И называется . . .

2. Кроссворд “Нумерация”

По горизонтали:

Самое маленькое натуральное число.

Самое маленькое четырехзначное число.

Сколько разрядов в каждом классе.

Наименьшее однозначное число.

По вертикали:

Наибольшее однозначное число.

Знак, который используют для записи чисел.

Кроссворд можно использовать на этапе первичного закрепления в 5 классе (1 четверть). Перед решением кроссворда повторить с учащимися вертикальное и горизонтальное положение с помощью указки. Кроссворд используется при фронтальной работе с классом.

Кроссворд №3 “Меры времени”

По горизонтали:

1.У меня есть дерево,
На нем 12 веток.
На каждой ветке 30 листьев.
Одна сторона у листа черная, другая – белая.
Что это за дерево?

2.Нас семь братьев,
Летами все мы равные, 
А именами – разные.
Отгадай, кто мы? Назови одним словом.

3.Как называется год, в котором 366 дней?

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.

4.День недели.

5.Самый короткий месяц в году.

6.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Назови время года.

Если в колонке по горизонтали будут правильно вписаны слова, то в выделенном столбце по вертикали получится название последнего месяца в году.

Кроссворд №4 “Меры времени”

По горизонтали:

Мера времени, равная семи суткам.

60 с.

60 мин.

Первый месяц в году.

По вертикали:

Самая мелкая единица времени.

Последний месяц в году.

Единица времени, равная 30 дням.

100 лет.

Данный кроссворд можно предложить в начале урока в 7 классе при изучении темы “Меры времени” с целью повторения и уточнения знаний о единицах времени и соотношениях между единицами времени.

Кроссворд №5 “Виды треугольников”

По горизонтали:

Напиши названия треугольников по виду углов.

4. Геометрическая фигура, у которой три угла, три вершины, три стороны.

По вертикали:

После решения кроссворда предлагаются следующие вопросы:

Какое слово “лишнее”? Почему?

Сравнить прямоугольник и прямоугольный треугольник, установив количество элементов, число углов, сторон, вершин.

Для учащихся можно предложить следующий план:

Определи число углов, сторон, вершин в каждой геометрической фигуре.

Сравни углы, сравни стороны.

Задание к кроссворду можно предложить в словесной форме:

По горизонтали:

Треугольник, у которого один из углов тупой, а два других острые.

Треугольник, у которого один из углов прямой, а два других острые.

Треугольник, у которого все углы острые.

Геометрическая фигура, у которой три угла, три вершины, три стороны.

По вертикали:

Четырехугольник, у которого все углы прямые.

Кроссворд№6 “Виды линий”

По горизонтали:

Часть прямой, ограниченная с двух сторон.

Часть прямой, ограниченная с одной стороны.

Линия без начала и конца.

По вертикали:

                                                                           

Кроссворд №7.                                                                                                                                    

По вертикали: 1. Название месяца. 2. Число, получаемое при сложении. 3. Знак сравнения.

Ответы: По горизонтали: 1. Два. 3. Килограмм. По вертикали: 1. Декабрь. 2. Сумма. 4. Равно.

Кроссворд №8 .

По горизонтали: 1. Цифра, состоящая из двух крючков. 6. Число, которое состоит из одного десятка и трёх единиц.

По вертикали: 2. Два выражения, которые соединены знаком "равно". 3. Наибольшее однозначное число. 4. Название месяца. 5. Единица измерения длины.

Ответы: По горизонтали: 1. Три. 6. Тринадцать. По вертикали: 2. Равенство. 3. Девять. 4. Март. 5. Дециметр.

Кроссворд № 9

По горизонтали: 3. Название знака действия. 4. Осенний месяц.

По вертикали: 1. Геометрическая фигура. 2. Мера для измерения жидкостей.

Ответы: По горизонтали: 3. Минус. 4. Сентябрь. По вертикали: 1. Отрезок. 2. Литр

Кроссворд № 10

По горизонтали: 3. За сколько сольдо Буратино продал свою азбуку? 5. Инструмент для черчения отрезков.

По вертикали: 1. Число, которое вычитают. 2. Единица длины. 4. Денежная единица.

Ответы: По горизонтали: 3. Четыре. 5. Линейка. По вертикали: 1. Вычитаемое. 2. Метр. 4. Рубль.

Кроссворд №11.

По горизонтали:

1. Действие, обратное умножению.

2. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.

3. Название знака действия.

4. Наименьшее однозначное число.

По вертикали:

5. Наименьшая единица времени.

6. Число, выраженное единицей шестого разряда.

7. Фигура, ограниченная окружностью.

Ответы: 1. Деление. 2. Нуль. 3. Минус. 4. Один. 5. Секунда. 6. Миллион. 7. Круг.

Приложение №5

ЗАНЯТИЕ №1

Задание №1

Тома записала число 75 и цифру 7 зачеркнула. На сколько уменьшилось число?                                                                                                                                           А) на 7 десятков; Б) на 7 единиц; В) на 17

Задание №2

Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее: 640, 127, 529, 3                                          А ) состоит из одинаковых цифр;   Б) не имеет разрядных единиц;                           В) самое большое

Задание №3

Продолжи ряд чисел: 9, 89, 789,…                                                                              А) 7896;  Б) 6789;   В) 7890

Задание №4

Подумай и реши пример: (0:3) х 200                                                                               А) 200;  Б) 3; В) 0

ЗАНЯТИЕ №2

Задание №1.

Угадай, сколько лет моей бабушке, если через 11 лет ей будет 60?                       А) 71; Б) 49; В) 59

Задание №2

По двору гуляет семь щенят . Сколько у них ушей ? Сколько у них лап?                        Подбери правильный ответ.                                                                                      А) 14, 28; Б)14,14; В)28,28

Задание№3

Между первым и вторым этажами 10 ступенек лестницы. Сколько ступенек лестницы между первым и восьмым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?                                                                                        А) 80; Б)70; В)60

Задание №4

У Тани было 53 рубля. Она купила игрушку за 29 рублей. На сколько рублей у нее осталось меньше, чем она истратила?                                                                  А) на 5; Б) на 24; В)на 82

ЗАНЯТИЕ №3

Задание №1.

Исключи лишнее: сложение, деление, множитель, вычитание, умножение     а) компонента …; б) знак действия…; в) вид деятельности…

Задание №2

Подбери пару:

лодка- вода              сирень- сад           санки- …                  гриб-…                         а) мороз     а) осень  б) снег         б) корзина    в) январь    в) лес

 

Задание № 3

Известно, что больше

Сравни:

   Х х       ;     +    …     +

 Задание №4

Продолжи ряд :

                   

              ? ? ? ?

 Ответ:            

  ЗАНЯТИЕ №4

Задание №1.

Какой может быть длина шариковой ручки?                                                               А) 12см;   Б)12кг;  В) 12л

Задание № 2

Что легче – 1 кг пуха или 1 кг железа?                                                                       А) 1кг пуха;  Б)1кг железа;  В) массы равны

Задание № 3

Африканский слон весит 7500 кг. Сколько это тонн?                                          А) 75 тонн;  Б) 750 тонн;  В) 7 тонн

Задание №4

Вес перьев составляет шестую часть веса птицы. Сколько весит гусь, если масса его перьев составляет 300граммов?                                                             А) 50граммов;  Б) 1800граммов;  В)306 граммов

 ЗАНЯТИЕ №5.

Задание №1

Исключи уравнение с неизвестным уменьшаемым .

Х+ 240= 1000      1000- Х = 530        Х – 18= 600                                                                           А) 1;   Б) 2;    В) 3

Задание №2

В каком уравнении значение Х равно нулю?

Х – 720= 275        0+ Х= 100            789 -Х = 789                                                    А) 1;     Б)2 ;      В)3

Задание № 3

Выбери верное решение.

А) Х –800= 200       Б) 200+ Х= 800        В) 800- Х= 200                           X=800+200             Х= 800 – 200             X=800-200
Х=1000                   Х= 600                      
Х=600

  Задание №4

Выбери уравнения, при решении которых используется действие вычитание.

Х+ 300= 1000         1000- Х= 300            Х – 300 = 1000                                      А) 1и 2;     Б) 1и 3;      В) 2 и 3


                                                                                                      Приложение №6                                                                                               Игра « Урок-путешествие»

    Участники игры делятся на команды, если класс небольшой, можно 3 команды. Смотрители, артисты,  помощники ведущего выбираются по желанию из числа учеников. Их задача  встречать на станции, задавать вопросы, фиксировать и проверять вместе с учителем ответы, ставить баллы. Каждая станция имеет своё название  или  девиз. Заранее готовиться красочно оформленная карта  сказочного города с маршрутом  движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

Воспитание личности в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.

С           Содержание: 1.Предисловие 2.  Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...

Игры, используемые при формировании счетных операций на уроках математики в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Немаловажная роль отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтерн...

Формирование навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида

Курсовая работа специалиста, раскрывающая вопрос формирования навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида...