Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
статья по теме

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Формирование социальных компетенций у воспитанников детских домов -  одна из самых острых и мало изученных педагогических проблем.

Воспитываясь в детском доме, ребёнок оказывается в некоторой изоляции от общества, социального окружения. Он исключен из естественного семейного быта, у него сужен круг общения с взрослыми. После длительного нахождения в такой искусственной обстановке у ребёнка нарушается процесс вхождения в реальную жизнь социума.

Выпускники детских домов часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей, выпускники данных учреждений зачастую не имеют элементарных бытовых навыков, не умеют строить отношения друг с другом и окружающим миром. Это лишь часть проблемы социальной адаптации, выражающейся в неподготовленности выпускников детских домов к дальнейшей самостоятельной жизни.

Учреждения начального профессионального образования выступают в качестве своеобразной социальной  ниши для временного пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период их профессионального образования. Период пребывания детей-сирот в системе НПО следует рассматривать не только в качестве периода приобретения профессионального образования, но и социального воспитания и обустройства выпускников сиротских учреждений.

Как показывает практика, выпускники детских домов испытывают значительные трудности в профессиональном становлении. Причинами является нежелание учиться, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспособиться к новой социальной среде. Профессиональное самоопределение детей-сирот является неполным, характеризуется отсутствием осознанного выбора.

После окончания детского дома выпускники лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.

Интегративным  показателем  готовности  к  самостоятельной  жизни  выступает  социальная  компетентность. Показателем  социальной  компетентности  является  уровень  развития  социальных  навыков  и  умение  их  использовать  в  различных  жизненных  ситуациях, т.е. взять  на  себя  выполнение  определенных  социальных  ролей  взрослой  жизни.

В связи с этим в настоящее время актуальным становиться осуществление компетентностного подхода в воспитании и обучении воспитанников интернатных учреждений.

Компетентностный подход обеспечивает формирование знаний, умений, навыков, способов практической деятельности, готовности и умения действовать в жизненно значимых ситуациях. Он включает в себя формирование ключевых компетенций.

Компетенция - это способность и готовность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода. В психолого-педагогической литературе компетенция определяется как круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.

Компетентность - владение, обладание ребёнком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность всегда предполагает проявление личностных качеств конкретного воспитанника.

Содержание понятия социальной компетентности может рассматриваться в аспекте компетентного и социального явления. В толковом словаре русского языка понятие «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией, т.е. есть правами и полномочиями. Термин «социальный» понимается как общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Таким образом, лингвистически понятие «социальная компетентность» определяется как знания и способности в области общественных отношений.

В последнее время в отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало исследоваться во взаимосвязи с качеством образования, с тем, каким должен быть обучающийся, как личность, гражданин. В обобщённом виде данный феномен включает различные виды готовности к определённым видам жизнедеятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной семьи; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором он есть и ему жить; творческому отношению к деятельности в любой сфере; к сохранению и укреплению своего физического, психического и социального здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

Таким образом, основным результатом деятельности учреждений интернатного типа должна стать не система знаний, умений и навыков самих по себе, а набор компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и информационной сферах, позволяющих использовать усвоенное содержание образовательных стандартов для познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных проблем.

Только совокупность у воспитанника личностно значимых социальных компетенций на основе сформированной у него общей социальной компетентности, обеспечат воспитаннику возможность эффективно удовлетворять свои потребности сейчас и в будущем.

Индикаторами социальной компетентности в подростковом возрасте могут выступать:

  • степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;
  • активное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми (образовательная компетентность);
  • знания и умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с окружающими людьми в системе межличностных отношений;
  • представление о разнообразии социальных ролей, выработанные сценарии поведения в сложных ситуациях, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;
  • способность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников (социально-психологическая компетентность);
  • знание о своих правах и обязанностях, знание о социальных институтах и структурах, их представителях в обществе, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;
  • положительно ориентированные жизненные планы, наличие профессиональных намерений;
  • разнообразие и глубина полезных интересов (оперативная компетентность);
  • соблюдение социально-культурных норм речевого поведения, внимательное, чуткое отношение к окружающим; способность к сопереживанию;
  • социальный самоконтроль – самокритичность, наличие навыков самоанализа;
  • развитое самосознание, способность к саморефлексии, саморегуляции, осознание мотивов своих действий, адекватная самооценка, в результате которой присутствует чувство достоинства, полное самопринятие, уверенность в себе, ориентация на здоровье, общение.

Педагогическими условиями формирования социальных компетенций воспитанников учреждений CПО могут стать следующие:

  • субъект – субъектная основа диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий со всеми участниками воспитательного процесса;

  • включение воспитанников в личностно ориентированные педагогические ситуации;

  • использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций);

  • организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора подростка;

  • развитие молодежных социальных инициатив;

  • социальное проектирование;

  • психолого-педагогическая, методическая подготовка педагогов и мастеров производственного обучения системы CПО к работе по формированию социальных компетенций у учащихся;

  • мониторинг развития социальных компетенций.

Этапами формирования социальных компетенций становятся:

диагностический, этап «комплексного сопровождения», этап анализа прогнозируемых результатов; подходы: личностно ориентированный, деятельностный, диалогический; функции: информационная, диагностическая, личностно-развивающая и социально-обучающая.

Механизм формирования социальных компетенций воспитанников представлен как последовательная реализация совокупности личностно ориентированных ситуаций (ситуации осознания значимости личных ресурсов как поля успешной жизнедеятельности; ситуации включения в процесс освоения социального опыта, столкновения с событиями, где появляется желание проявить себя; ситуации анализа собственной жизненной позиции), ставящих воспитанников перед необходимостью проявления личностных ресурсов.

Таким образом, адаптивность воспитанника будет выражаться не только в изменении способов действий в определенных ситуациях, но и в изменении самого объективного отношения к ситуации.

Это изменение происходит по следующему алгоритму:

1) репрезентация ситуации как значимого события;

2) критическое осмысление жизненного события, когда воспитанник попадает в новый класс ситуаций, для которого не хватает знаний или готовой программы поведения;

3) временная инструментальная недостаточность, низкий уровень социальных компетенций, несоответствие социальным требованиям приводит к личностной рефлексии;

4) переосмысление действительности;

5) изменение отношения к ней;

6) изменение мотивов деятельности;

7) освоение новых способов деятельности.

Ожидаемый результат - высокий уровень развития социальных компетенций учащихся учреждений CПО.

Литература

1. Ильина И. В. Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования [Текст] / И. В. Ильина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 40-43.

2. Марасанов, Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева. М.: Когнито-Центр, 2003. 171 с.

3. Пономарев, М.С. Социальная компетентность у подростков с дезадаптивным поведением: дис. …канд.психол. наук. М., 2006. 131 с.

4. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. - С. 29-39).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование  здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...

Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".

Формирование   социально - значимых  качеств  и  навыков  у  воспитанников учреждений  интернатного  типа -  как  необходимое  условие...

Формирование социальной компетенции у воспитанников детского дома

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятс...

Проблема формирования и развития личности воспитанника детского дома (опытно- экспериментальное исследование)

Характеризуя данную концепцию, Л. С. Выготский писал, что обучение и развитие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным за...

Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома

Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и  поддержании условий для самореализа...