Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома
материал
Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и поддержании условий для самореализации каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, реализация процесса социализации в охранительно-оздоровительном режиме, обеспечение условий для самовыражения личности и ее интеграции в социум.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома.
Голубева Л.И., социальный педагог.
Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и поддержании условий для самореализации каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей, реализация процесса социализации в охранительно-оздоровительном режиме, обеспечение условий для самовыражения личности и ее интеграции в социум.
Основная цель - формирование социальных компетенций посредством создания организационных, правовых, социально-экономических условий для обеспечения социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и улучшение их качества жизни, повышение степени их социальной защищенности, активное участие в жизни общества.
Миссия - формирование и развитие у воспитанников образа будущей семьи, социальной компетентности и готовности к самостоятельной жизни, создание единого воспитательно- образовательного пространства с учетом профессиональной компетентности педагогов.
Процесс воспитания и социализации основывается на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах:
- демократизм, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников воспитательного процесса;
- толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
- эффективность как формирования навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
- системность – установление связи между субъектами деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
- социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе
- социальное закаливание – включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
- открытость, подразумевает возможность открытого обсуждения хода реализации программы и свободного включения в процесс её реализации всех заинтересованных субъектов социума района, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.
- поэтапность – предполагает этапность выполнения планов, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации.
Главным приоритетом является адаптация воспитанников детского дома к быстро меняющейся жизни, становление и сохранение личности воспитанника в весьма непростых обстоятельствах. Воспитание и социализация воспитанников будет успешным, если создана благоприятная обстановка, которая способствует интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию. Необходимо подготовить ребенка-сироту для самостоятельного выбора своей стратегии поведения, способа существования, самореализации, самосовершенствования, самореабилитации.
Уровни результатов социализации воспитанников Детского дома
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Воспитанник знает и понимает общественную жизнь
| Воспитанник ценит общественную жизнь
| Воспитанник самостоятельно действует в общественной жизни
|
Внутренние критерии успешности воспитанника (психологическая защищенность):
- уверенность в себе и способность выстраивать жизненную перспективу;
- умение наладить равноправные отношения с людьми, необходимые для избирательного дружеского общения, с сохранением собственного Я.
Внешние критерии успешности воспитанника (социальная защищенность):
- наличие жилья,
- умение организовать свой быт;
- создание и сохранение семьи,
- наличие друзей;
- получение образования с учетом индивидуальных способностей, рынка труда;
- наличие работы, обеспечивающей возможного материального достатка и профессионального роста;
- осознание себя полноценными членами общества, обладающими правами и возможностями;
- сформированность навыков здорового образа жизни.
Модернизация процесса воспитания и социализации:
- Разработка и внедрение индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанника детского дома.
- Осуществление социально-правовой защиты воспитанников и содействие в организации устройства детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить и принять под опеку ребенка.
- Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни.
- Организация совместной работы (интеграция) со структурными подразделениями детского дома.
Для осуществления планов социальной работы необходимо:
1. Четкое взаимодействие с учреждениями города, их социальной ответственности.
2. Наличие доверительных взаимоотношений социального педагога с воспитанниками Детского дома.
3. Желания, интереса, стремления воспитанников успешно организовать свою жизнь.
4. Изменения иждивенческой позиции к четко сформированной активной социальной позиции.
5. Регулярного повышения квалификации социального педагога.
6. Четкости и последовательности выполнения поставленных задач.
7. Изучения и использования положительного опыта работы других типовых учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год
Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома" выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Текстовый вариант презентации исследовательской работы воспитанника 5 класса "Б" МКОУ "Деский дом-школа№95" "Дом детства" по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников детского дома"...
Презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс
Слайдовая презентация исследовательской работы по теме "Слова-паразиты в речи воспитанников Детского дома", выполненния Некрасовым Никитой 5 класс "Б" МКОУ "Детский дом-школа №95" "Дом детства" г. Нов...
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...
Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".
Формирование социально - значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа - как необходимое условие...
Формирование навыков общения воспитанников детского дома , как важное условие формирования личности.
Доклад....
Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»
Экологические проблемы в настоящее время актуальны.Наиболее благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....