Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".
методическая разработка по теме
Формирование социально - значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа - как необходимое условие успешной социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ ЛСИТ № 70 СП «ДЕТСКИЙ ДОМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
« Формирование социально-значимых качеств и навыков
у воспитанников « Детских домов».
Воспитатель: Кутузова Н.Г.
г. Санкт - Петербург
2013г.
ПЛАН.
1. Введение.
Глава 1. Влияние особенностей психического развития воспитанников учреждений интернатного типа на успешность их социальной адаптации
1.1 Социальная адаптация - как цель воспитательной работы в учреждениях интернатного типа.
1.2 Особенности социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа.
1.3 Особенности психического развития воспитанников учреждений интернатного типа и их влияние на успешность социальной адаптации .
Глава 2. Формирование социально - значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа - как необходимое условие успешной социальной адаптации.
2.1 Необходимость воспитательной работы по формированию социально-значимых качеств и навыков у воспитанников интернатных учреждений.
2.2. Рекомендации по реализации воспитательной работы по привитию социально - значимых качеств и навыков.
Глава 3. Формирование профессиональной перспективы у выпускников учреждений интернатного типа.
Заключение.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети- сироты. С каждым днем растет количество детских домов и воспитывающихся в них детей, и оно сейчас намного превышает послевоенный уровень.
У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. И основная миссия учреждений интернатного типа – помощь в социальной адаптации воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений является недостаточным. В чем причина этой проблемы и что можно сделать для ее решения?
Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. В своей работе я выбрала направление, актуальное в связи со слабым освещением его в теоретической литературе и недостаточным, фрагментарно разработанным в педагогической практике.
В качестве гипотезы учеными было выдвинуто предположение о том, что учет влияния пребывания в условиях детского дома на развитие личности воспитанников и разработка практических рекомендаций по реализации коррекционно-развивающих функций работы по социальной адаптации
Основная цель работы - обосновать необходимость проведения воспитательной, коррекционно-развивающей работы по формированию социально-значимых качеств личности у воспитанников детских домов , необходимых для их успешного профессионального самоопределения и успешной социальной адаптации в целом и разработать рекомендации по практической реализации поставленных задач.
Задачи работы:
1 Проанализировать особенности социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа.
2. Выявить, какие условия влияют на успешность социальной адаптации воспитанников.
3. Определить, как особенности психического развития воспитанников влияют на успешность их социальной адаптации и обосновать необходимость проведения воспитательной работы по формированию социально-значимых качеств личности у воспитанников.
Глава 1. Влияние особенностей психического развития воспитанников учреждений интернатного типа на успешность их социальной адаптации.
1.1 Социальная адаптация как цель воспитательной работы в учреждениях интернатного типа.
В литературе существует множество определений понятия "социальная адаптация", акцентирующих внимание на различных сторонах этого явления. Кроме того, различные науки - философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация-это процесс и результат активного приспособления условиям социальной среды. Социальная адаптация - один из ведущих механизмов социализации личности.
Психологически социальная адаптация выступает как единство аккомодации (усвоение правил Среды, уподобление ей) и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность (или на группу), которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействует на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности.
На собственно социальном уровне адаптация в первую очередь определяется деятельностной активной природой социальных субъектов. Со стороны социальных Среды определяется целями деятельности, социальными нормами-способами их достижения, и санкциями за отклонения от этих норм. Со стороны индивида адаптация определяется его личностными особенностями (взглядами, убеждениями, особенностями психического развития и т.п.) Социальная Среда воздействует главным образом через социальные институты - семью, школу, средства массовой информации и т.д.
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной Культуры.
Антонимом социальной адаптированности является понятие социальной дезадаптированности (социальная дезадаптация) - неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в ассоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентациях, социальных установок. У подростков это приводит к бродяжничеству, аморальному поведению, правонарушениям и преступлениям, алкоголизму и наркомании, а в конечном итоге - к неумению найти свое место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Очевидно, что процесс социальной адаптации не проходит автоматически гладко, и все вышесказанное говорит о важности целенаправленного влияния на этот процесс.
У детского дома, как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, надзора, содержания детей, их воспитания, обучения и развития. С другой стороны, детский дом - это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребенку семью. И если мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, то сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт - "заменитель" семьи.
Социолог А.Г. Харчев выделяет следующие социальные функции семьи:
1.репродуктивная- биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях - в личностном плане;
2. воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
3.хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
4.экономическая - экономическая (финансовая) поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
5.первичный социальный контроль - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми;
6.духовное общение - развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение;
7.социально-статусная - представление определенного социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества;
8.досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
9.эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.
Если спроектировать эти функции семьи на детский дом, то очевидно, что наряду с общими для всех детских образовательных учреждений функций детский дом должен выполнять и важнейшую функцию приобщения ребенка к социальной жизни (т.е. социально- адаптивную функцию).
Приоритет этой функции обусловлен тем, что у детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа отсутствует влияние важнейшего социального института - семьи. Учреждения интернатного типа для воспитанников - временное место пребывания, и после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь в открытый социум. От того, насколько сумеют в таких учреждениях подготовить воспитанников к этой самостоятельно жизни, будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа.
Основным критерием эффективности работы по формированию и развитию жизненных целей воспитанников детских домов является уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показателей адаптированности воспитанников можно отметить следующие признаки:
Во-первых, насколько успешно воспитанник сумеет дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку. Во-вторых, насколько успешно воспитанник сумеет устроиться на работу. В третьих, насколько успешно он сумеет создать свою семью, воспитывать своих детей. Еще один признак успешной социальной адаптации - отсутствие девиантного поведения. В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник сумеет построить свой вариант жизни достойного человека, построить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор в рамках современной культуры и брать на себя ответственность за этот выбор.
К сожалению, у многих выпускников детских домов не сформированы и не развиты социальная активность, самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. Анализ собственных наблюдений за выпускниками детских домов показывает, что на сегодняшний день уровень социальной адаптации воспитанников является явно недостаточным.
У воспитанников детских домов низкая успеваемость, подавляющее их число заканчивает лишь 9 классов. Лишь незначительное их число заканчивает 11 классов и уж совсем малый процент выпускников поступают затем в высшие учебные заведения. Подавляющее число воспитанников после выпуска поступают в ПТУ.
К сожалению, не все воспитанники заканчивают обучение (по разным причинам отчислены или бросили учебу) и далеко не все закончившие его сумели потом устроиться на работу по полученной специальности (или вообще устроиться на работу).
Многие воспитанники не сумели создать семьи, среди воспитанниц много матерей-одиночек, некоторые из которых "поставляют" уже своих детей в детские дома.
Средства массовой информации сообщают, что "через год после выпуска из детского дома 30 % выпускников становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% - кончают жизнь самоубийством" (журнал "Учитель", 1997, №1).Среди выпускников детских домов выше процент лиц страдающих психическими заболеваниями, среди них чаще регистрируются случаи самоубийства, правонарушений и преступлений.
1.3. Особенности психического развития воспитанников учреждений интернатного типа и их влияние на успешность социальной адаптации .
Анализ литературы и педагогической практики позволяет выделить ведущие факторы, влияющие на успешность социальной адаптации воспитанников детских домов Эти факторы можно сгруппировать в несколько блоков.
Первый блок - уровень общеобразовательной подготовки. Он включает в себя хорошее качество учебных знаний, умений и навыков, сформировалось учебной мотивации и степень развития общеучебных навыков и умений.
В самом деле, воспитанник после выпуска из детского дома должен продолжить образование, получить специальность, что бы обеспечить себе самостоятельную жизнь - постоянное обновление знаний, саморазвитие, иначе ты не конкурентноспособен. И если у воспитанника высокий уровень общеобразовательной подготовки, сформирована учебная мотивация, хорошо развиты общеучебные навыки и умения, его возможности для успешной социальной адаптации достаточно высоки.
Второй блок - уровень развития социально-бытовых навыков и отношений. Этот блок включает в себя такие условия успешности социальной адаптации воспитанников, как развитие формирование санитарно-гигиенических навыков и отношений, трудовых навыков и отношений, трудовых навыков, навыков культуры поведения, социально-бытовую ориентировку.
Обычно этот блок знаний и умений органично дает семья, поэтому в условиях детского дома необходима целенаправленная работа по данному направлению.
Воспитанников необходимо научить ухаживать за собой, следить за своим внешним видом, одеждой и обувью, готовить, стирать, гладить, сушить, чистить вещи, производить уборку, прививать навыки культурного поведения и т.д. - иначе выпускник будет беспомощен в самостоятельной жизни.
Третий блок - факторов, влияющих на успешность социальной адаптации - особенности психического развития воспитанников детских домов.
Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине, труду и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую делать осознанный выбор на уровне современной Культуры и способную нести за него ответственность, личность, умеющую взаимодействовать с окружающими, личность, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, - то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности.
Для успешной самостоятельной жизни в современном социуме у воспитанников должны быть развиты социальная активность, самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству семьи. Все вышеперечисленное определяется в первую очередь именно особенностями психического развития воспитанников.
Cледует отметить, что исследования особенностей психического развития воспитанников учреждений интернатного типа активно начали проводиться лишь в последние годы.
Общевозрастные особенности психического развития заключаются в том, что у воспитанников темп психического развития замедлен и имеется ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех возрастных ступенях детства- от младенчества (!) до подросткового возраста и дальше.
Эти особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе, но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности. Постепенно они наслаиваются друг на друга и без систематической и целенаправленной профилактической и воспитательной работы приводят к значительным сложностям в социальной адаптации воспитанников.
Так как в нашем Центре сирот на воспитании находятся подростки в возрасте от 15 до 19 лет, будет актуальным остановиться на проблеме влияния особенностей психического развития на успешность социальной воспитанников интернатных учреждений именно этого возраста.
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников интернатных учреждений проявляются главным образом в становлении личности. Это обнаруживается в особенностях образа "Я" (в отношении к себе и представлениями о себе); особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений, желаний, идеалах подростков); особенностях формирования психологического пола и многом другом.
Подростка, воспитывающего в учреждении интернатного типа, характеризует особая внутренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связанностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих. а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семей; размытость и неясность образа "Я". Этот образ развивается у подростков из детского дома медленно и иначе, чем у сверстников из семьи.
Ряд особенностей проявляется у подростков из учреждений интернатного типа в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Так у них устанавливаются отношения к взрослым и сверстникам, основанные на их практической полезности для ребенка, формируется способность "не углубляться в привязанности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке). Отмечается осложнение в становлении самосознания (переживание своей ущербности, ненужности). У воспитанников учреждений интернатного типа наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа "Я". Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент детей из детского дома (по сравнению с детьми из семей) воспринимает отношение к себе других людей как критическое, т.е. они проецируют свое отношение к себе на отношение к себе других людей, отсюда у них несколько выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности.
Воспитанники интернатных учреждений ценят себя в основном за успехи- неуспехи в учебной деятельности и поведения. Можно предположить, что это связано с сильной потребностью детей детского дома в признании со стороны взрослого, а быстрее всего этого можно добиться во "внешне заметной" деятельности- учебе, поведении, в то время как способность помогать кому-то, сопереживать, умение понять другого не всегда могут быть адекватно оценены взрослыми в детском доме. В семье же родители чаще ориентируют детей именно на проявление нравственных качеств.
Подростки учреждений интернатного типа характеризуются упрощенным, некритичным отношением к себе, их отличает меньшее принятие себя и неуверенность в себе. У них отмечается психологическая усталость. Это, по- видимому, связано с постоянной регламентации их жизни, с тем, что они практически никогда не остаются одни, редко могут делать самостоятельный выбор или принимать значимые решения. Это твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоятельной организации своей жизни, работы, распределения времени (и не развивает этих навыков), что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.
По данным исследований по выявлению особенностей образа "Я" у воспитанников учреждений интернатного типа можно отметить что у них преобладает общая самооценка над самооценкой характера, т.е. наблюдается одноплановая нерасчлененная модель собственного внутреннего мира; в самооценке преобладает ориентация на мнение окружающих; характерна приземленность. бедность ценностей и идеалов, связанных с повседневной жизнью и проблемами ближайшего окружения.
Все эти данные, а так же наличие большого числа высказываний, типичных для старшего подросткового возраста по некоторым важным категориям, позволяет сделать вывод об отставании в развитии образа "Я" у воспитанников учреждений интернатного типа:
1. Слабая выраженность в образе "Я" представлений о себе как о друге, полное отсутствие высказываний о трудностях в понимании других людей ;
2. Недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе "Я" ;
3. В планах представлено только ближайшее будущее. проблемы актуальной сегодняшней жизни, отсутствуют высказывания, касающие профессионального самоопределения;
4. Отсутствие стремления к самостоятельности, ответственности за свои поступки, уверенности в своих силах ;
5. Неразвитость сферы чувств, ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения .
Специфика развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества личности в целом сохраняются на протяжении всего пребывания в учреждении, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, возникающая у дошкольников, сохраняется и у старших подростков), эмоциональную упрощенность, упрощение и обеднение образа "Я", несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженная инициативность общения, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших, относительная бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональных экспрессий. Эти особенности психического развития воспитанников учреждений интернатного типа возникшие в раннем детстве. в дальнейшем не исчезают. а приобретают новое качество, углубляются.
Как уже было сказано выше, на успешность социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений влияет уровень их образовательной подготовки. уровень развития социально- бытовых навыков и отношений и особенности их психического развития. Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического развития воспитанников можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной адаптации детей- сирот.
В самом деле, такие особенности психического развития воспитанников, как слабая ориентированность на будущее. задержки развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий, слабая развитость произвольного внимания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться, отсутствие перспективных планов на будущее, - приводят к тому, что воспитанники с трудом овладевают учебной программой, у них с большим трудом формируются необходимые социально- бытовые навыки и отношения. Это же приводит к значительным сложностям и в получении профессии.
Неправильно складывающиеся полоролевые представления приводят к тому, что воспитанники испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранения, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом. сводя все либо к сексуальным играм. либо к каким-то требованиям. оторванным от реальности. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития.
Неумение общаться несет за собой доминирование защитных форм поведения. Таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности. саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что воспитанники учреждений интернатного типа не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоряжаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинированнее приводит к тому, что воспитанники ориентируются в своих поступках в основном на оценку окружающих и легко попадают после выпуска под чужое криминальное влияние сильной личности.
Все эти особенности психического развития, а так же потребительское отношение к людям, установка, что все для них что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм) чрезвычайно затрудняет успешное вхождение воспитанников интернатных учреждений в современный социум.
Не случайно средства массовой информации отмечают, что значительное число выпускников учреждений интернатного типа не сумев успешно адаптироваться к самостоятельной жизни. после выпуска из них не могут найти свое место в обществе. спиваются, теряют жилье, совершают преступления. попадают в места лишения свободы, кончают жизнь самоубийством. Это ли не горький упрек современной педагогике?
Именно поэтому воспитательную работу по формированию способности к целеполаганию и построению временной перспективы, следует начинать с развития тех качеств воспитанников- выпускников детских домов, которые в дальнейшем будут определять успешность их социальной адаптации, т.е. являющихся социально- значимыми.
Глава 2. Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа - как необходимое условие успешной социальной адаптации.
2.1 Необходимость воспитательной работы по формированию социально- значимых качеств и навыков.
Психологическая наука доказала, что основной путь развития личности – через деятельность и общение. Многочисленные исследования (37,51,61,62,63) убедительно показывают, что условия пребывания в учреждениях интернатного типа не требуют от воспитанников тех свойств и качеств личности, которые будут затребованы в их самостоятельной жизни и определяют успешность социальной адаптации. Обобщая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы:
- Необходимые для успешной самостоятельной жизни качества и свойства личности в детском доме не развиваются (или развиваются недостаточно, как правило, нецеленаправлено и несистематически), а ранее сформированные – атрофируются;
- Вынужденный приспосабливаться к специфическим условиям пребывания в интернатном учреждении, ребёнок развивает определённые качества и свойства личности (которые затребованы в этих условиях);
- Пребывание в течение ряда лет в условиях учреждения интернатного типа приводит к закреплению этих качеств, они становятся устойчивыми личностными образованиями и определяют характер поведения и общения воспитанников как в интернатном учреждении, так и после выпуска;
- Воспитанники, приспособленные (адаптированные) к жизни в интернатном учреждении, после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них не сформированны или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в социальной адаптации воспитанников, что ещё раз подтверждает необходимость проведения воспитательной коррекционно- развивающей работы по формированию социально значимых качеств личности у воспитанников-выпускников учреждений интернатного типа, необходимых для их успешного профессионального самоопределения и успешной социальной адаптации в целом.
В качестве теоретического обоснования воспитательной работы по формированию социально - значимых качеств у воспитаников учреждений интернатного типа я исходила из основных положений гуманистической психологии о том, что для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических , но и социальных, духовных потребностей ребенка. Пребывание в условиях интернатного учреждения приводит к недостаточному удовлетворению ряда важнейших потребностей воспитаников, обеспечивающих фундамент для нормального, полноценного психического развития ребенка. Депривация этих потребностей ведет к появлению ряда ( комплекса) негативных личностных образований, которые закрепляются и делают невозможным успешное вхождение воспитанников в самостоятельную жизнь. Реализация воспитательной работы по формированию социально значимых качеств и навыков у воспитанников позволит активно влиять на развитие личности воспитанников и подготовить их к успешной самостоятельной жизни в открытом современном социуме.
Анализ литературы, передового педагогического опыта позволяет обобщить и систематизировать рекомендации по практической реализации воспитательной работы по формированию социально - значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа, выделив в них несколько ведущих направлений.
Воспитательную работу целесообразно организовать в несколько этапов:
1 этап – диагностический, включающий в себя сбор сведений об особенностях психического развития воспитанников, обработку и анализ результатов, группировку выявленых проблем, постановка целей и задач , определение критериев эффективности воспитательной работы.
2 этап - планирование содержания воспитательной работы. С учетом поставленных целей и задач осуществляется подбор методик и технологий, составляются (или адаптируются) коррекционно-развивающие программы, календарно планируются мероприятия (сроки, задачи, методы, планируемые результаты, ответственные, кто и как осуществляет контроль), согласовываются действия с другими специалистами.
3 этап - непосредственное проведение запланированных мероприятий.
4 этап - итоговое тестирование: получение, обработка и анализ результатов по выбранным критериям эффективности, сравнение с запланированными целями, выводы, определение задач на следующий период.
При проведении воспитательной работы очень эффективно использование коррекционно-развивающих игр, приёмов, упражнений, технологий и тренингов – как отдельных, так и объединенных в блоки, циклы, программы .
Возможно использование развивающих технологий общения, создание ситуаций успеха, проблемных индивидуальных бесед и групповых дискуссий, целенаправленных поездок и экскурсий.
Одним из возможных способов практической реализации воспитательной работы по формированию социально - значимых качеств и навыков являются специально организованые занятия ( тренинговые игры и упражнения ) с детьми. Эти мероприятия воспитатель может проводить совместно с психологом. Материал для коррекционно-развивающих занятий и методика их проведения очень широко представлены в современной литературе(15,18,27,30.39,51,67,73).
Учитывая неудовлетворённую потребность у воспитанников учреждений интернатного типа в неформальном общении со взрослыми, искажением его форм , а также то, что общение- ведущая деятельность для подростков, то, что неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, при проведении воспитательной работы, в повседневном общении с детьми, необходимо широко использовать технологии развивающего общения(15,16,31).
Работа с подростками 15 – 18 лет по формированию временной перспективы и способности к целеполаганию (по исследованиям И.В.Дубровиной), а также по формированию социально - значимых качеств, должна проходить в несколько этапов:
1. Установление связи между прошлым, настоящим и будущим ребенка для развития умения у подростка выделять цель действий и средств ее достижения, умения осознано планировать будущее, как развитие конкретных навыков, умение работать в коллективе, умение предвидеть результаты.
2. Развитие способности к выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Умение сопереживать, а значит понимать других , осознавать себя и свои цели заставляет подростка представлять различные варианты собственных будущих действий и предвидеть их последствия, осознавать свои собственные желания, что являетс также социально значимыми качествами.
3. Формирование умения сознательно выбирать и принимать самостоятельные решения. Это дисциплинирует сознание ребенка, развивает внимание, память, самосознание, приучает к ответственности за собственные принятые решения. Развивает умение выделять главные и второстепенные цели, подбирать пути их реализации и достижения, что также является необходимыми и социально - значимыми качествами, как успешной социальной адаптации в целом, так и успешного профессионального самоопределения.
2.2 Практическое применение рекомендаций воспитательной работы по привитию социально -значимых качеств воспитанникам учреждений интернатного типа.
Воспитательная работа по формированию социально значимых качеств личности, формированию временной перспективы и способности к целеполаганию у воспитанников интернатных учреждений должна проводиться в несколько этапов:
- Диагностический.
На первом этапе ( октябрь-ноябрь) проводится диагностика уровня развития социально значимых качеств и уровня сформированности представлений о будущем у воспитанников.
На основе диагностических данных в качестве основных задач воспитательной работы были поставлены:
1. способствовать становлению у воспитанников позитивной и адекватной самооценки;
2. снижение уровня тревожности. враждебности;
3. развивать социально значимые качества: честность, активность, самостоятельность и т.д.
По данным ряда авторов люди, с более высокой самооценкой, высоким уровнем самоуважения, характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (особенно творческой), хорошей обучаемостью и даже, по мнению врачей, меньше болеют.
Самооценка - важная составляющая самопознания человека, а самопознание- это та область психического развития, с одной стороны являющаяся ключевой для формирования личности ребенка, а с другой- наиболее уязвима в условиях воспитания вне семьи ( что и подтверждают данные начальной диагностики).
При низкой, негативной и неадекватной самооценке у воспитанников отмечается неуверенность в себе, тревожность, различные формы отклоняющегося поведения, что закономерно приводит к значительным трудностям в социальной адаптации.
В качестве метода диагностик уровня позитивности и адекватности была выбрана методика « Лесенка» (26). Воспитанникам давалась инструкция: «Начертите лесенку вниз - вверх из 10 ступенек. Внизу, на первой ступеньке находятся самые плохие ( хуже их не бывает) люди, а на последней – самые хорошие ( лучше их не бывает) люди.
1. Напишите номер той ступеньки, где, как вы считаете, вы находитесь.
2. Напишите номер той ступеньки, на какой, как вы считаете, вас видят остальные ребята в группе».
При анализе учитывается, что те, кто поместил себя на первую, вторую, третью ступеньку, обладают заниженной самооценкой. Если ребенок ставит себя на 4, 5, 6 или 7 ступень, то он обладает средней (позитивной) самооценкой, а если он ставит себя на 8, 9 или 10, то самооценка завышена.
Кроме того, если воспитанник считает, что уровень оценки окружающих намного ниже его собственной оценки, его самооценка неадекватна, он неудовлетворен своим социальным статусом в группе и у него депривирована потребность в социальном признании.
2. Проведение воспитательнных мероприятий по формированию социально- значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа.
В качестве конкретных методик можно использовать:
1. Педагогические технологии, изложенные в пособиях ( 49, 80): педагогической оценки, требования, общения, создания положительного психологического климата. педагогической реакции на поступок, создание ситуации успеха и т.п.
Общей целью применения этих технологий является «создание условий для формирования у ребенка ценностной отношенческой позиции, которую он будет избирать самостоятельно, свободно и осознано» и формирование личности, «которая приобретала бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной Человека».
2. В качестве основной технологии развивающего общения мною использовались тренинговые игры и упражнения из программы психологического содействия успешной социальной адаптации воспитанников учреждений интернатноготипа.
Цель программы занятий – способствовать успешному взаимодействию воспитанников в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.
Задачи:
1 . Социальная самоидентификация;
2. Знакомство с различными социальными институтами и социальными
ролями;
3. Обучение конкретным социальным качествам и навыкам.
Образно и более ясно для ребят эти задачи можно представить следующим образом:
- то, что есть во мне – с помощью чего я могу общаться с социумом;
- то, что есть вокруг меня – то, с чем я общаюсь ( буду общаться), т.е. сам социум;
- и те нити, которые связывают меня с социумом - некоторые элементарные социальные умения и навыки.
В соответствии с поставленными задачами, можно выделить три направления.
1. СОЦИАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ.
Слово «социум» имеет латинский корень, русское слово – «общество»(общее, община). Человек живет не один, а совместно с другими людьми, чтобы выжил его род. Особенно совместная жизнь, труд, важны в суровых условиях, например, у нас, на севере. Здесь всегда было общее земледелие, так как часты неурожаи. Человеку трудно жить одному, даже Робинзон пользовался изделиями других людей – ружьем, ножом и был рад встрече с Пятницей.
Под социальной самоидентификацией понимается определение координат своего «Я» в обществе, то есть осознание тех ролей, которые являются наиболее стабильными для личности и заданными заранее. Что я могу назвать своим? Во-первых, это имя , половая принадлежность, внешность. Это не очень зависит от нас: внешность нам дана от природы, имя дали родители, к ним мы привыкли с детства. Взрослея, мы начинаем осознавать их, мы уже можем выработать к ним свое отношение, и это дает возможность подумать, хотим мы в них что-то изменить или нет. Какими мы хотим, чтобы нас видели другие? Это осознавание и является процессом социальной самоидентификации.
Можно провести следующие упражнения: «Представь свой паспорт», «Лотерея», «Я и мой мир вокруг меня».
2. ЗНАКОМСТВО С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ И
СОЦИАЛЬНЫМИ РОЛЯМИ.
Роли и социальные институты - тот социум, который окружает мое пространство. Задача этого направления – познакомить воспитанников с различными ролями, подвести к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось, чтобы нас видели. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль – проводник в социум, который позволяет более естественно входить в среду, обеспечивает успешную активность и взаимодействие. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от других. Если ожидания от роли не совпадают, то это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овладение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.
Предлагаются следующие темы для дальнейших бесед с детьми.
- Роли – актерская, социальная, групповая. Так как воспитанники часто используют не только социальные, но и межличностные и театральные роли, важно подчеркнуть их различие и уделять внимание социальным ролям.
- Парность ролей. Предсказуемость поведения ролевого партнера.
- Роли желательные, приемлемые и отвергаемые, неприемлемые.
- Спектр одной и той же роли. Например, спектр роли учителя – учитель географии, истории, литературы; начальной школы, старшей школы; городской, сельский и т.д.
Роль узнаваема, когда мы говорим о роли, мы говорим об узнаваемом, о чем-то общем. Роль предполагает актуализацию в человеке определенных качеств. В то же время мы привносим в ее исполнение что-то личное, остаемся сами собой. Можно представить роль в виде каркаса, стандартной рамки, в которые мы должны вписаться, и в то же время мы заполняем ее чем-то своим. Рассказывая о том, что роль предполагает определенные границы, рамки, в которые необходимо «вписаться», можно использовать для иллюстрации наглядный материал, например бумагу различных форм и размеров – эллипс, узкая полоска бумаги, звезда, обыграть эту форму: как я заполняю это пространство? Как я это делаю? Насколько я учитываю эту форму, в которой сейчас действую? С какой ролью я связываю эту форму? Насколько комфортно я чувствую себя в этой роли?
Можно провести следующие упражнения: « Роли», «Отгадай профессию», «Парные роли», «Роль- атрибут», «Организация», «Маски».
При обсуждении можно поставить вопросы: «А где ты - настоящий?» Это запутывает, но и дает возможность задуматься и разобраться. Акцентируется внимание на том, что мы всегда больше, чем наши роли.
3. ОБУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАВЫКАМ.
Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и социумом. Когда навык не усвоен, ребенок вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных энергетических затрат. Овладение навыками помогает сгладить различие между детьми, воспитывающихся в сиротских учреждениях, и детьми, получившими навыки социализации в семье.
Как начать беседу, как задать вопрос, как попросить, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность, - именно эти навыки можно считать наиболее актуальными для проработки, учитывая особенности воспитанников сиротских учреждений.
Критерием эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута или если цель достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие не считается эффективным.
Эту работу можно проводить на основе метода Структурированного обучения (А.П. Гольдштейн и Р.П. Спрафкин).
Структурированное обучение – это отработка навыков социального взаимодействия. Для того, чтобы создать мотивацию к отработке навыков, надо обратиться к личному опыту, можно узнать, бывали ли в жизни участников трудные ситуации подобного плана ( в соответствии с изучаемым навыком), таким образом, отработка навыков начинается с демонстрации подросткам ценности использования этих навыков в жизни.
В Структурном обучении можно выделить четыре компонента: моделирование, ролевая игра, обратная связь и перенос навыка.
Моделирование - это своего рода зарисовка жизненной ситуации, выполняемая ведущим и одним из участников. Его целью является показ участникам группы изучаемого навыка. Каждый навык составляют специфические поведенческие шаги. При показе все шаги, составляющие навык, должны быть смоделированы в правильной последовательности. Все второстепенные детали должны быть минимизированы. При моделировании ведущему следует изображать такого же человека, как участники группы, то есть воспитанника, похожего по возрасту и вербальным способностям. для демонстрации навыка используется не менее двух примеров.
Для того чтобы воспитанники внимательно следили за представлением навыка, предварительно нескольким им раздаются карточки, на которых написаны поведенческие шаги. Каждая карточка содержит один шаг изучаемого навыка. Ведущий уделяет особое внимание помощи участникам в отслеживании поведенческих шагов. Некоторые шаги вызывают у участников недоумение, так как они представляют « мысли вслух». Ведущий сообщает, что актеры иногда «думают вслух», что обычно они бы «думали про себя» и что этот процесс сделан для того, чтобы облегчить обучение.
Ролевая игра служит поведенческой репетицией. Для проигрывания лучше использовать гипотетическую будущую ситуацию, чем проигрывать события прошлого. Тем не менее, обсуждение прошлых событий, требующих использования изучаемого навыка, может быть использовано в качестве стимулирования участников на придумывание примеров, подобных ситуаций, которые могут случиться в будущем. Когда кто-то из участников описал ситуацию из своей жизни, в которой использование навыка может быть полезным, он становиться главным актером и выбирает участника на вторую роль. Далее уточняется вся ситуация: обстановка, настроение участников, что предшествовало данной сцене и т.д. Это повышает реализм сцены. Важно, чтобы главный актер старался выполнить поведенческие шаги данного навыка. Это главное назначение ролевой игры в Структурном обучении.
После каждой игры проводится обсуждение. Главный актер получает обратную связь от второго актера, наблюдателей и ведущего. Ведущему важно следить за тем, чтобы поддерживался поведенческий фокус обсуждения. Комментарии самого ведущего должны указывать на присутствие или отсутствие специфического конкретного поведения и не принимать формы оценочного комментария. Так же комментарий ведущего должен носить позитивный характер. Возможна критика отдельных недостатков. Целиком «плохое» исполнение может быть рассмотрено как «хорошая попытка». Если комментарий негативный, обязательно должны быть конструктивные предложения о том, как может быть улучшен навык. После обсуждения можно переиграть ролевую игру, первый и второй участники могут поменяться ролями или сцену могут разыграть другие участники.
К социально - значимым навыкам относятся: навык « задавание вопроса», навык « начало беседы», навык « принятие критики», навык « как сказать нет», навык « просьба о помощи», навык « ведение переговоров», навык « отстаивание своего мнения», навык « выражение благодарности».
Для отработки некоторых навыков можно использовать следующие упражнения: « Приход в организацию с какой- либо целью», « Сложные задания», «Просьба – отказ».
Таким образом, основная миссия учреждений интернатного типа заключается в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном открытом обществе. В настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. На низкую степень социальной адаптированности влияют и недостаточный уровень общеобразовательной подготовки, слабая степень развития социально – бытовых навыков и отношений и особенности психического развития воспитанников детских домов.
Недостаточный учет влияния пребывания в условиях детского дома на развитие личности воспитанников и отсутствие целенаправленной и систематической работы по корректировке этого влияния приводит к тому, что у воспитанников развиваются разнообразные отрицательные личностные образования, происходят задержки и искажения разных сторон психического развития, что делает невозможной успешную социальную адаптацию воспитанников после выпуска из детского дома.
Эти данные позволяют говорить о воспитательных и коррекционно – развивающих функциях работы по социальной адаптации воспитанников-выпускников детских домов. Содержанием этих функций является целенаправленная и систематическая работа по профилактике негативных отклонений, задержек и искажений в развитии личности воспитанников, вызываемых пребыванием в условиях детского дома, коррекция уже сформировавшихся негативных личностных образований и развитие требуемых для успешной самостоятельной жизни качеств и свойств личности.
Глава 3. Формирование профессиональной перспективы у выпускников учреждений интернатного типа.
Обращенность в будущее - одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста. Огромная проблема возникает у старшеклассников при попытке определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.
Ко всем этим трудностям психологического характера, трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, растущая безработица, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
В рекомендациях ЮНЕСКО, принятых на международной конференции по вопросам школьной и профессиональной ориентации указывается, что общество не будет правильно развиваться, если люди не смогут выбрать профессию, отвечающую их интересам и склонностям, не будут испытывать удовлетворение от работы. Таким образом, профориентация - это комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико- физиологических задач, цель которых - формирование у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Иными словами, профориентация - это руководство выбором профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Не секрет, что от того, насколько правильно выбрана профессия, зависит успешность выбранной деятельности и самочувствие, здоровье и удовлетворенность работой, и удовольствие, которое человек получает, и польза, которую он приносит обществу. Статистика подтверждает, что отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения: 40% учащихся ПТУ не хотят работать по избранной специальности, 60 % студентов высших учебных заведений диплом хотели бы получить, а работать по специальности - нет. По данным экономистов наше народное хозяйство несет огромные материальные потери (примерно 1,5 млрд. в год) по причине неправильного выбора профессии.
Как показали исследования психологов Л.С. Выготского и Л.И.Божович, посвященные изучению временной перспективы у подростков из массовой школы и у их сверстников из интерната (в сравнении) отношение к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяются "социальной ситуацией развития подростков" (Л.С.Выготский, т.3, 1983 г., Л.И. Божович, 1968 г.).
Различие социальных ситуаций, развитие двух этих групп подростков обуславливаете не только тем, что одни дети воспитываются в семье, а другие - в детском учреждении интернатного типа, но и тем, что особенно важно, что эти группы занимают неодинаковое место в "системе доступных или общественных отношений".
Перед подростками, заканчивающими обучение в 9 классе школы - интерната, по существу, стоят те же проблемы, что и перед их сверстниками, заканчивающими обучение в 9 классе массовой школы, однако в силу сложившихся обстоятельств они до определенной степени ограничены в выборе пути завершения среднего образования. Как известно, интернаты, не имеющие 9-10 классов, традиционно связаны только с несколькими специальными учебными заведениями, поступая в которые после окончания 9 класса бывшие воспитанники могут получить законченное среднее образование, овладеть профессией и при этом находиться на полном материальном государственном обеспечении. Безусловно, такое положение вещей продиктовано условиями сегодняшней жизни. по целому ряду объективных и субъективных причин круг училищ, готовых взять на обучение и содержание воспитанников детских домов с каждым годом все больше сужается, что, естественно, влечет за собой более высокую степень ограниченности в выборе профессии.
У детей, воспитывающихся вне семьи, очень рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности. Но, как показывает практика многих лет, отсутствие противоречивости не может быть оценено положительно. Так как подросток из массовой школы, выбирая "земную", более соответствующую своим способностям жизни профессию. отказывается от своих детских надежд и мечтаний. и совершает акт сознательного самоограничения. необходимого в профессиональном самоопределении, то можно говорить о самостоятельном выборе профессии. А за воспитанника детского дома этот акт совершают другие, что обусловлено сегодняшним положением дел: детские дома, как правило. связаны только с несколькими средними специальными учебными заведениями. обучаясь в которых воспитанники могут находиться на полном государственном обеспечении, да и не для кого не секрет, что далеко немногие учебные заведения с охотой берут на содержание и обучение воспитанников детского дома. В силу этих причин акт профессионального самоопределения превращается во многих случаях для воспитанников в профессиональное определение. Но поскольку профессиональное самоопределение в данном возрасте - важнейшая составляющая личностного самоопределения, то, очевидно, сколь неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становлении личности.
Поэтому одной из главных задач воспитателя является формирование в сознании воспитанников отношения к профессии как к цели, а не как к средству, и, таким образом, создание целостной модели будущего: "успешное окончание школы - ПТУ, техникум - возможно институт - профессия, отвечающая интересам, склонностям, способностям - работа, удовлетворяющая желаниям и соответствующая требованиям жизни и рынка - повышение общечеловеческой культуры, личностного развития и профессионального роста.
Заключение.
Формирование жизненных целей учащихся-сирот рассматривается как один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов, важно включиться в целенаправленную, совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования: актуальности, прогностичности, рациональности, реалистичности и контролируемости .
ЛИТЕРАТУРА.
1. Беличева С.А. Социально – педагогические методики оценки социального развития дезадаптированных подростков / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы: 1995, №1.
2. Божович Л.И Психологическое изучение детей в школе- интернате.-М..1998г.
3. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков / Под ред. С.А.Беличевой и И.А. Коробейникова. / - М.,1997
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене и психологии общения. М., 1995
5. Гольдштейн А.П., Спрафкин Р.П. Развитие навыков подростка. 1999.
6. Голубев Н.К., Битикис Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.,1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"
Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»...
Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."
Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний....
Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома
Опыт работы воспитателя детского дома...
Формирование навыков общения воспитанников детского дома , как важное условие формирования личности.
Доклад....
Опытно-методическая разработка по теме «Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»
Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»...
Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения
Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения...