Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»
статья на тему
Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей
компетентности воспитанников детского дома
посредством валеологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
ДЕТСКИЙ ДОМ «СЕМЬЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
наименование опыта:
«Формирование здоровьесберегающей
компетентности воспитанников детского дома
посредством валеологии»
Автор: Пешкова Светлана Владимировна,
воспитатель семьи(группы),
I квалификационная категория
Ноябрьск, 2011 год
«Нужно поддерживать крепость тела,
чтобы сохранить крепость духа»
В. Гюго
ИПМ[1] – 1
Условия возникновения и становления опыта, его актуальность и перспективность.
Проблеме здоровья россиян в последние годы уделяется достаточное внимание со стороны государственной власти. Так, в 2004 году в послании президента России В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации задача «улучшить состояние здоровья российской нации» называлась безотлагательной необходимостью. А в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «…наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни». Значимость выделенной проблемы обусловлена пониманием важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально – полезной и главное будущей трудовой деятельности нынешнего воспитанника – выпускника детского дома.
Самая большая ценность для человека – здоровье. К сожалению, люди поздно начинают понимать это и принимают меры только при появлении различных отклонений в состоянии собственного здоровья. У воспитанниковдетских домов проблемы со здоровьем возникают очень часто, это обусловлено проживанием в неизолированном обществе, а в коллективе, да и врождённые отклонения отягощают здоровье. Вот почему так важно помочь детям осознать неизмеримую ценность здоровья уже в дошкольном возрасте, убедить их в необходимости гигиенических процедур и других оздоровительных мер, которые должны стать для них привычными. Какими способами и средствами выработать у воспитанника осознанное отношение к своему здоровью? Ведь как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружает его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело - это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко когда среди этих авангардных призывов звучало понятие «любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости». Чтобы что-то любить, надо это знать. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что дети приобретут знания и умения по вопросам оздоровления. Всем хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого нужно делать. Поэтому ведущей темой моего опыта является «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»
ИПМ – 2
Теоретическая база опыта.
Валеология[2]- это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.
Официально «валеология» - это наука о здоровом образе жизни.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. В отличие от других наук о человеке, здоровье определяется как самостоятельная категория, сущность которой может быть определена количественно и качественно, а также управляема на разных уровнях – физическом, психическом и социальном.
Аристотель утверждал, что здоровье человека определяется соответствием или несоответствием его собственной внутренней форме и цели его бытия, а заключается в полном раскрытии всех заложенных в человеке потенций.
Далее, в эпоху Возрождения и Реформации, человеческое здоровье считалось одной из наиболее значимых ценностей, именно в это время его проблематика значительно разрабатывается и появляется много подходов и технологий его сохранения и укрепления.
В буржуазную эпоху в науке главенствует механистическое объяснение здоровья и его роли в жизни человека: Р. Декарт в своей попытке объяснить процессы жизнедеятельности организма человека свойствами и законами материи называют этот организм механической машиной и поясняет, что живое от неживого отличается лишь структурно как работающие часы отличаются от остановившихся.
По мнению шотландского мыслителя А. Смита «…жизнь и здоровье составляют главный предмет заботливости, внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо всём, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели».
Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессоры – энциклопедисты С.Г.Зыбелин, Н.С. Максимович – Амбодик, С. Елин, А.П.Протасов, и др. В образовательных учреждениях их идеи развивали такие общественные деятели, как И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев и др. Труды учёных второй половины ХIХ в. Э. Бока, Г.А. Захарьина, С.П. Боткина, И.М. Сеченова, Н.И. Пирогова привлекли внимание различных слоёв российского общества к проблеме здоровья нации, в том числе подрастающего поколения, и обозначали приоритеты в отечественной науке на рубеже веков. Среди авторов ХХ века следует отметить также И.Т. Назарова, А.Е. Адрианова, И.И. Шувалова, С.А. Аптаева, В.А.Холодову, Т.В.Благодарову и др.
Основы сохранения и укрепления здоровья через формирование здорового образа жизни заложили С.П. Боткин, В.М. Бехтерев и П.Ф. Лесгафт.
Проблема здоровья звучит в трудах многих педагогов. Так, Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребёнка – это комплекс санитарно – гигиенический норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Значительное место в исследованиях отводится ценностному компоненту, исходя из того, что именно ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества.
На современном этапе аспект валеологического образования, формирования и сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений нашел отражение в публикациях М. В. Артюхова, В. Г. Боровика, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, И. А. Свиридовой и др.
Несмотря на огромный интерес в науке к проблеме формирования и сохранения здоровья детей, следует отметить, что в работах рассматриваются разные аспекты здоровья детей. И имеет место недооценка комплексного, системного решения данной проблемы для воспитанников образовательных учреждений интернатного типа, нуждающихся в специальном, специфическом подходе к формированию и сохранению их здоровья, включая валеологическое образование и воспитание.
ИПМ – 3
Технология реализации ведущей педагогической идеи.
Долг каждого воспитателя детского дома заключается не только в том, чтобы дать качественные знания воспитанникам, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. В детском доме разработана и реализуется с 2009г комплексно-целевая программа здоровьесбережения воспитанников «Здоровье на всю жизнь», соразработчиком которой я являюсь. Цель программы - формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса в детском доме. Создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьесберегающих условий развития и функционирования личности воспитанника в условиях детского дома. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, гарантий их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса. Программа призвана объединить образовательно-воспитательный процесс и службы детского дома (медицинскую, психологическую, социальную) в деле здоровьесбережения воспитанников, выпускников и педагогов детского дома.
Одна из характернейших особенностей детей – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут объяснить детям, то, что их интересует, их любознательность пропадёт.Поэтому мною был составлен сборник по здоровьесбережению через познание своего тела. Это ступенька в мир здорового образа жизни. Сборник будет полезен воспитателям, воспитанникам и всем тем, кому небезразлично здоровье детей, кто хочет сформировать здоровый образ жизни у детей, через познание своего тела. Где в доступной форме воспитанникам даются валеологические знания об организме человека и процессах, происходящих в нём. Знание ребёнком своего тела поможет правильно заботиться о нём, и вести здоровый образ жизни. Это пособие расскажет, как устроен организм человека и из каких отдельных органов он состоит. Это важно знать любому человеку – ведь каждый орган имеет определённое строение и выполняет конкретную работу. От того как соблюдается режим дня и закаливается ли организм, будет зависеть здоровье ребёнка. Каждый ребёнок, получая знания о себе, о своём теле, начнёт осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье.
Сборник включает в себя следующие разделы:
- Головной мозг.
- Спинной мозг.
- Центральная нервная система.
- Наши нервы.
- Опорно-двигательная система.
- Развитие скелета.
- Кости. Из чего состоят кости. Маленькие и большие кости.
- Мышцы.
- Кожа. Осязание.
- То, что растёт. Волосы. Ногти.
- Пищеварительная система. Пищевод и желудок. Кишечник.
- Зубы. Язык. Вкус.
- Дыхательная система. Наши лёгкие. Трахея и голосовые связки.
- Обоняние. Нос. Путь кислорода.
- Кровь. Кровеносная система. Как остановить кровь.
- Сердце. Как работает сердце.
- Иммунитет.
- Печень.
- Почки.
- Органы чувств. Шестое чувство
- Глаза.
- Слуховой аппарат.
- Почему мне снятся сны.
А также сборник содержит интересные факты, которые могут повысить познавательный интерес у детей, например:
- За среднюю продолжительность жизни сердце перекачивает около 250 миллионов литров крови.
- Один американский учёный подсчитал, что тело взрослого человека массой 65 кг состоит из воды, которой хватает на стирку 2 рубашек, железа –для изготовления одного гвоздя, волос на один парик, фосфора – на 12 коробок спичек, и яда чтобы убить одну блоху.
- У человека примерно 3000 вкусовых сосочков. У коровы их около 35 000, а у кита их мало или вообще нет.
- «Человек по своему неблагоразумию в еде, питье и невоздержанности умирает, не прожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он употребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая её ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему он не живёт 100 лет». Это высказывание принадлежит американскому пропагандисту здорового образа жизни Полю Брегу.
Поэтому в этом сборнике представлена необходимая информация для знакомства ребёнка со своим телом, для укрепления здоровья. Сборник содержит краткую информацию, чтобы ознакомить ребёнка со своим телом и научить заботиться о нём, т.е. вести здоровый образ жизни. Помочь ребёнку вырасти здоровым, прививать навыки здорового образа жизни – главная задача учреждения для детей-сирот.
Кроме того мной используются серии занятий по здоровьесбережению «Уроки здоровья». Разработанные занятия могут служить основой к воспитательским часам. Конспекты занятий имеют не только информационную, но и практическую направленность. Темы конспектов разнообразные, например:
- «Из чего я состою»
- «Чтобы кожа была здоровой»
- «Твой режим дня»
- «Какая пища полезней» и т.д.
Практический материал включает наглядность, которая изготовлена совместно с детьми – это модели внутренних органов,которые выполнены в виде мягких модулей и крепятся с помощью «липучки» к фартуку, также самостоятельно сшитом воспитанниками. Так дети, с помощью наглядного пособия, узнают расположение внутренних органов, учатся следить за осанкой с помощью маленькой модели позвоночника, сделанной из деревянных катушек и проволоки. Технологию использования такого рода пособий я представлю на открытом занятии.
Так же использую в работе тематический сборник загадок, в котором собраны загадки о теле и здоровье. Для коррекционной работы с детьми у которых нарушен интеллект необходимо использование различных способов развития логического мышления, способности к размышлению и умозаключении, чему как раз способствуют загадки. В пособии «Сборник загадок по ознакомлению со своим телом» собраны тематические загадки, направленные на знакомство со своим телом.
Кроме того, использую валеологические сказки (См.Приложение№1) , которые необходимы для младшего возраста и для работы с воспитанниками с задержкой в развитии. Они помогут разнообразить информацию об организме и помогут в игровой форме получить знания о своём теле и здоровье. Прочитав ребёнку сказку можно закрепить имеющиеся знания и дать новые. Сказки:
- «Жильцы крови»
- «Колдунья – грязь» - правила личной гигиены.
- «Гигиена кожи»
- «Спорт – здоровье»
- «Сказка о короле прикусе и зубе мудрике»
- «Сказка о зубах»
Прививать здоровьесберегающий образ жизни у детей помогает художественное слово к режимным моментам. Например, стихотворение «Микроб» (См.Приложение №2) поможет детям в увлекательной форме объяснить, что такое болезнетворные, вредные микробы, а заодно создаст мотивацию к умыванию и соблюдению правил личной гигиены. Названия стихотворений к режимным моментам:
- «Радость умывания»;
- «Микроб»;
- «Уши»;
- «Про глаза»;
- «Муха – чистюха»;
- «Радость – выглядеть опрятно»;
- «О пользе овсяной каши»;
- «О картошке»;
- «Хлебушко»;
- «Сахар»;
- «Радость сна и покоя»;
- «Радость режима дня»;
- «Секрет бодрости».
Эти стихотворения- шутки вызовут у ребёнка только положительные эмоции: улыбку, смех, радость, что само по себе очень важно, особенно в работе с воспитанниками детского дома.
Для более эффективного усвоения навыков детям предлагаются памятки(См.Приложение№3), которые помогут ребёнку самостоятельно закреплять знания о своём теле и вести здоровьесберегающий образ жизни:
- «Правила здорового сна»;
- «Правила личной гигиены»;
- «Берегите зрение»;
- «Чтобы зубы не болели»;
- «Стихи о здоровье»;
- «Берегите слух»;
- «Секреты здоровья».
Роль педагога в формировании у ребёнка ценности здоровья несомненна. Если педагог сам убеждённый сторонник здорового образа жизни, при этом он ещё убеждён в своей миссии пропагандировать это - он может добиться хороших результатов. Педагог не только должен иметь собственное понимание всего этого процесса, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Мудрая марийская пословица гласит: «Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками». Если таковым будет педагог, успех решения проблемы практически обеспечен.
В своей деятельности по формированию здоровьесбережения я успешно реализую следующие педагогические технологии:
Личностно-ориентированный подход в привитии здоровьесберегающего образа жизни через валеологические знания - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностно ориентированного образования в валеологии- создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
- способность человека к выбору;
- умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
- поиск смысла жизни, творчество;
- формирование образа “Я”;
- ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
- автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Методы, подходы личностно-ориентированного образования в валеологии.
- Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей;
- образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного воспитаннику;
- выделение групп воспитанников по знаниям, способностям;
- распределение воспитанников по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
- отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Компетентностный подход реализации программы по привитию здоровьесберегающего образа жизни через познание своего тела предполагает не усвоение воспитанником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовательном процессе.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования:
- научить получать знания для здоровья (учить учиться);
- научить соблюдать здоровьесберегающий образ жизни
(учение для сохранения здоровья);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе привития здорового образа, и не только в детском доме, в школе, но и под воздействием друзей, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается воспитанник.
Современные здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Принципы здоровьесберегающих технологий направлены на укрепление физиологического и психологическогоздоровья. Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущей модальности, темперамента);
Коррекционные технологии
Мной подмечено, что комфортное начало и окончание дня вот, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой воспитанников. А так же, постоянное использование в работе с детьми:
- использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!";
- умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе";
- рисование различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.
Эмоциональный климат в семье (группе) во многом зависит от доброжелательного тона воспитателя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Педагог без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех,с позиций здоровьесбережения важен не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение дня, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.
ИПМ – 4
Диагностика педагогической деятельности.
В детском доме дважды в год проводится диагностирование уровня воспитанности детей для выявления приоритетных направлений работы. По результатам с 2009 года (См.Приложение №4) можно сделать вывод, что знания детей о своем организме и владение охранными способами здоровья сформированы не в полной мере и требовали дополнительных знаний. Дети испытывали трудности в:
- проявлении интереса в ежедневном выполнении комплекса утренней гимнастики;
- проявлении интереса к посещению тренажерного зала, спортивных секций, бассейна, катка;
- отказе от употребления табачных изделий, спиртных напитков, наркотических и токсических веществ;
- умении одеваться в соответствии с погодными условиями;
- знании причин возникновения некоторых болезней;
- знании элементарных средств и методов лечения (в т.ч. народных);
- владении навыками оказания первой медицинской помощи;
- знании профилактических мер против болезней;
- знании правил поведения при несчастных случаях.
Сравнивая данные исследования уровня воспитанности (См.Приложение№5) детей семьи за октябрь 2009 года, март и октябрь 2010 года, март и октябрь 2011 года можно сказать, что по шкалам навыки здорового образа жизни и владение основой медицинских знаний произошло повышение показателей. Некоторые промежуточные снижения показателей обусловлены тем, что некоторые воспитанники, согласно возрастным особенностям, вступают в подростковый период, но при определённой коррекции в работе с вновь прибывшими детьми, показатели постепенно стабилизируются. То есть видна положительная динамика.
Также для диагностики педагогической деятельности используются тестовые задания по валеологии(См. Приложение№6). Так по результатам тестирования Данный тест писало 20 человек.
От 0 до 20 очков набрал один воспитанник.
От 20 до 70 очков набрало 10 воспитанник.
От 110 и выше набрало 9 воспитанник.
Каждая группа, набравшая определённое кол-во очков, получила соответствующие рекомендации. Дети выполняли работу с интересом. Активно участвовали в обсуждении о здоровом образе жизни.
Считаю, что поставленная цель достигнута.
Специфика детского дома такова, что воспитанники постоянно меняются, но, благодаря традициям семьи (группы), и определённым приёмам работы по формированию валеологической культуры, вновь прибывшие дети быстрее принимают установленные в семье правила и нормы, активно участвуют в мероприятиях детского дома, так как валеологическое воспитание включает вопросы не только физического здоровья, но и вопросы духовного развития.
ИПМ – 5
Результативность педагогического труда.
Моя деятельность как воспитателя детского дома отмечена грамотами, дипломами, и благодарностями различных уровней.
2009 год:
- Грамота за активное участие в методической работе детского дома по вопросам здоровьесбережения воспитанников;
2010 год:
- «Благодарственное письмо» за участие в городском конкурсе «Я гражданин России»;
- «Благодарственное письмо» за подготовку воспитанников к городскому фестивалю творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра»;
- Благодарственное письмо за подготовку воспитанников в городском конкурсе «Дорогой добра»
- Диплом за результативную подготовку команды воспитанников детского дома к Всероссийской Ярмарке школьных компаний в г. Тула.
- Благодарность за качественную подготовку воспитанников к конкурсным программам в рамках городского фестиваля творчества школьников «Восхождение к истокам»
- Благодарственное письмо» за подготовку воспитанников к 8 городскому фестивалю творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра»;
- Диплом участника окружного конкурса «Мы памяти этой верны»;
- Благодарственное письмо за активное участие в совместном проекте МУК «Музейный ресурсный центр» и МОУ детский дом «Семья», посвящённому празднованию дня города и Дня нефтяной и газовой промышленности;
- Благодарственное письмо за участие в городской выставке творческих работ педагогов образовательных учреждений «Созвездие талантов»;
- Благодарственное письмо за подготовку воспитанников 17 городском конкурсе-выставке детского художественно – прикладного творчества, посвящённого 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне.
2011 год:
- Диплом за 2 место в конкурсе педагогического мастерства «Панорама методических идей» (нетрадиционные методы оздоровления детей;
- Благодарственное письмо за подготовку воспитанников 18 городском конкурсе-выставке детского художественно – прикладного творчества, посвящённого Международному Дню авиации и космонавтики;
- Благодарность за участие в 13 городской конкурс – выставке детского художественно – прикладного творчества «Дорога к Храму»
- Благодарственное письмо за подготовку участников х юбилейного городского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Дорогой добра»;
Публикации в интернете:
- Пешкова С.В. Воспитательский час «Привычки» //www.45minut.info/load/163-1-0-546,2011г.
Заключение
Долг каждого воспитателя и педагога, работающего с детьми-сиротами заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям раскрыл В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. –М: ТЦ Сфера, 2008.-160с.
- Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-120 с.
- Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007.-224 с.
- Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения.- СПб.: Издательство ДЕАН, 2001 – 256с.
- Орехова Т.Ф. организация процесса здоровьесберегающего образования в современной школе: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003.-355с.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.
- Брэгг П. Здоровье и долголетие. – М., 1996.
- Брэгг П. Чудо голодания. – М., 1991.
- Быструшкина Н.Г., Чернова Е.Г. Направления психопрофилактической работы по сохранению здоровья педагогов. // Психолого-педагогические исследования в системе образования: Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. – Челябинск, 2001. – с. 88-89.
- Ермакова Е.Н. Подготовка студентов педвузов к осуществлению валеологического образования детей дошкольного возраста. // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 1999. – 16с.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Спортакадемпресс, 2001. – 444 с.
- Ермолаев Ю.А. Физиологические знания в системе педагогического образования, 1979.
- Железняк Ю.Д. и др. Валеология и физическая реабилитация. – М., 1996.
- Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. – СПб., 1995.
- Зеленкова В. Комплекс мероприятий для пропаганды здорового образа жизни, проводимых в рамках недели ОБЖ. //ОБЖ. – 2000. - №12.
- Зусманович Ф.Н. Валеология. // Учебное пособие. – Курган, 1998. – 58с..
- Козлова О. Реализация принципа сохранения здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса. // Завуч. – 2000. - №5.
- Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М., 1982.
- Коупан Р. Гипноз: практическое руководство. – СПб: Питер 2000, - 288 с.
- Кружилина Т. Здоровое поколение (программа для учащихся 1-11 класс). // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1998. - №6.
- Кузнецов А.П. Физиология иммунной системы //Учебное пособие. – Курган, 1998.
- Кураев Т.А., Алейников Т.В., Думбай В.Н. Физиология центральной нервной системы// Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Деникс 2000 – 384 с.
- Кучина Н.В., Шаламова Е.Ю., Филиппова И.Б. Здоровьесохраняющие технологии в учебно-воспитательном процессе // Методические материалы. – Курган, 1998.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. – М.: Наука, 1991.
- Минина Е.М. Организация валеолого-педагогической деятельности в гимназии // Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Курган, 2000. – 21с.
- Общий курс физиологии человека / Под ред. Ноздрачева Н.Д. М.: Высшая школа, 1991.
- Осин В.И. Валеология. – Краснодар, 1997.
- Основы валеологии // Учебное пособие /Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. – 205с.
- Основы физиологии здоровья /Под ред. Ф.Н. Зусмановича, А.П. Кузнецова. – Курган, 2001.
- Селуянов В.Н. Технологии оздоровительной физической культуры. – М.: Спортакадемпресс, 2001. – 172с.
- Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах. – Челябинск-Шадринск. – 2001.
- Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков М.: Академия, 2000. – 400с.
- Тверская Н. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. // Завуч. – 2001. - №6.
- Филиппова И.Б. Модель валеологической службы: Методические материалы. – Курган, 1996.
- Филиппова И.Б. Основные проблемы и опыт решения вопроса оздоровления детей в образовательных учреждениях Курганской области. // Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе: Научно-практическая конференция. 1 часть. – Курган, 1996. – с. 3-5.
- Фриш Г. Самое важное – здоровье ребенка. // Народное образование. – 1998. - №9.
- Чайцев В.Г. Практическая валеология. Принципы, укрепления здоровья и долголетия. – Рязань, 1997.
- Чепурных Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании. // Народное образование. – 1999. - №10.
- Штода Л.З., Кузнецов А.П. Основы валеологии для педагогов: назревшая необходимость // Зауральское педагогическое обозрение. – 1996. - №1. – с.40-41.
- Штода Л.З., Филиппова И.Б. Программа по валеологии для учащихся общеобразовательных школ Курганской области. – Курган, 1997.
Приложение№5
Приложение№1
Валеологические сказки
Приложение№1
Тема: «Состав крови».
«Жильцы крови».
Жили-были клеточки крови. Каждая имела своё имя: красную звали - эритроцит, а белую - лейкоцит. Как-то раз стали они спорить между собой, кто из них важней и нужней человеческому организму.
Стал говорить эритроцит: «Если бы меня не было, то клеточки организма не смогли бы получить кислород, питание и не смогли бы избавляться от вредного углекислого газа. Клеточки стали бы слабыми и больными и в конце концов погибли бы».
Стал говорить лейкоцит: «Если бы не было меня, то организм бы погиб от нашествия микробов и бактерий. А я их могу уничтожить. Я их просто пожираю.
Так кто же из них важней? Конечно же, они нужны оба, и оба важны для организма человека, а значит, им нужно жить в мире.
Тема: «Правила личной гигиены».
«Колдунья - Грязь».
Если ты бывал в лесу то знаешь, что всегда после яркой солнечной полянки можно попасть в тёмную чащу, где тебя встретят старые гнилые пни, болотный мох, сырость и грязь. Там, оказывается, где-то в таком потайном, хмуром уголке леса, находятся владения старой колдуньи Грязи. Но беда в том, что никто не знает, где она живёт, ведь таких укромных мест очень много. Поэтому справиться с этой колдуньей ни кто не может.
Пользуется она этим всё время, рассылает свои слуг разносить грязь, микробов, болезни, приносить уныние и скуку в дома. Взмахнёт своим черным плащем, и полетят микробы во все стороны. А ведь они такие маленькие, что глазами ты их никогда не увидишь. Ты срываешь яблоко с ветки, а они уже там, берешь в руки любимую игрушку, а они на ней спрятались: пользуются своей невидимостью. Малейшая неосторожность - и микробы смогут проникнуть внутрь организма. Теперь держись! Войско микробов с каждой минутой будет увеличиваться. Беда для всех живущих в маленьком доме твоего организма. Теперь своими силами не справиться с грозным войском колдуньи Грязи, придётся обращаться за помощью за волшебными пилюлями, который теперь выпишет доктор Айболит.
Волшебная пилюля - это маленький кораблик, на борту которого находится сотни защитников - борцов против войска колдуньи. Но не бойся, малыш! Хочешь совет: подружись с Мойдодыром. Оказывается, против любого колдуна есть маленькое простое средство - маленькое волшебство. Все микробы и даже сама колдунья Грязь страшно боятся простой воды и мыла. Они просто уничтожают войско колдуньи, не позволяют им проникнуть внутрь человеческого домика - организма.
Будь аккуратен всегда. Каждый раз, перед тем как что-нибудь съесть вкусненькое, хорошо вымой руки с мылом, обязательно промой кипяченой водой фрукты и овощи. Следи за чистотой своей одежды. И я уверена, что колдунья Грязь испугается и не будет тебя беспокоить своими опасными набегами. Здоровья и радости, тебе, малыш!
В одном городе, на соседних улочках, жили два друга - Весельчак и Угрюмчик. Весельчак - неугомонный хлопотун, всё делал с сияющей улыбкой. Проснется утром, откроет окошко: «Здравствуй солнышко! С Добрым утром все, все, все!» Протянет солнышко ему свою тёплую руку, и засветится Весельчак, как солнышко, одаривая всех своим прекрасным настроением. Любая работа ему в радость. Сделает зарядку - эх, хорошо! Включает холодный душ - эх, здорово! Лучшие его друзья - мыло, мочалка, зубная щётка. Ещё мгновение, и сияет чистотой его комнатка, ловят солнечных зайчиков умытые окошки и зеркала. Не дружат с ним лишь пылинки: прогоняет он их из комнатки. После жаркого трудового дня ожидает его банька натопленная. Убегайте все микробы, уходи усталость!
Приложение№1
А вот и Угрюмчик! Солнце уже высоко - а его всё нет. А окна, двери закрыты. Не то, что человеку, а солнечному лучику, капельки свежего воздуха не проникнуть в эту крепость. И слышится из-за двери только ах! И ох!
Постучимся и зайдем. Здесь так темно, что и не увидишь, куда идти. Всё разбросано, грязь и пыль кругом. АПЧХИ! Так и заболеть недолго. Лежит Угрюмчик под кучей одеял - немытый, нечёсаный.
Насморк, кашель, голова болит. Что же делать? Решил Весельчак другу помочь. Ребята, давайте вместе продолжим эту сказку и подскажем Весельчаку как помочь его другу.
Тема: «Спорт - Здоровье»
«Мишутка - Спортсмен».
В одном лесу жили-были зверята: лисёнок, волчонок, бобрёнок, медвежонок, барсук, бельчонок, ёжик. В лесу этом дружном им было нескучно. И каждый на маму и папу похож.
В этом лесу жил Мишка-Топтыжка, и такой он был толстый, неловкий. За что не возьмется, не чего не получается: то забор завалит, то молоток сломает. Пойдет играть в футбол - отдавит малышам все лапы. А в чехарду зовут играть - бурчит: «У меня сил не хватает».
«Ребята! А как Вы думаете, можно Мишке помочь?»
Стал мишка физкультурой заниматься, а чтобы ловким стать, всё время про себя бурчал волшебные слова:
«Я Мишутка - Нетопчумда Я Гимпамбо - Научумбо Намбо томбо захотембо И немного попотембо. Наклонямбо, приседамбо. Будет Миша здоровамбо!»
То ли волшебные слова помогли, то ли волшебные упражнения, но изменился наш Мишка: стал сильным, ловким. А на лесных олимпийских играх занял первое место. Не зря его выбрали символом Олимпиады в Москве, в 1980 году. С тех пор не одна игра, не одно большое дело в лесу не обходилось без Мишки, теперь уже спортсмена.
А как Вы думаете, что помогло нашему Мишке?
«Правильная осанка».
Мы все в детстве, конечно же, читали сказку «Три поросёнка». У ленивых поросят, которые не хотели приложить силы для улучшения своего домика, жилища разрушились от лёгкого дуновения ветерка, а у трудолюбивого поросёнка домик не смог разрушить и сильный ураган. Так представь, что твой организм - это маленький домик, внутри которого живут наши органы: сердце, лёгкие, печень, где каждый житель имеет своё место, и помогает ему в этом крепкие стены - наши мышцы. Если мышцы будут слабыми, то жители не будут надёжно защищены. Они начнут болеть, а значит, будешь болеть и ты сам. Поэтому необходимо укреплять свои мышцы - тренировать их, выполнять физические упражнения. Что же может произойти, если хозяин домика - организма лентяй и не хочет его укреплять? Мышцы станут слабыми, они не смогут удержать позвоночник в прямом положении. У человека ухудшиться осанка, голова опуститься вниз, плечи и спина станут сутулыми. У него всегда будет плохое настроение. Из-за болезни человек будет выглядеть угрюмым, непривлекательным, с ним никто не захочет дружить.
А давайте проведём такой эксперимент: измените осанку, выпрямите туловище, разверните плечи, поднимите голову - и ваше настроение непременно улучшиться. Не зря говорят о людях с правильной осанкой, твёрдой походкой: это гордые, красивые люди, они уверены в себе, значит, с ними можно иметь дело.
Приложение № 2
Радость умывания.
Письмо ко всем детям
по одному очень важному делу
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаше
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой.
Из реки иль из колодца.
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою.
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода!
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Тувим.
Это стихотворение дол ж но стать гимном чистоте и культуре здоровья! Оно может быть написано в комнате гигиены, оформлено в виде плаката, сопровождаться поясняющими рисунками и моделями, привлекающими внимание детей. Его легко выучить с воспитанниками и вспоминать в подходящих ситуациях.
По содержанию и по продолжительности это стихотворение доступно восприятию и пониманию детей старшего дошкольного возраста. В сокращенном виде, отрывками может быть прочитано младшим дошкольникам.
В этом стихотворении заложена проблемная ситуация. которую интересно будет решать детям, начиная с 5 лет. Ключевой вопрос заключается в том, почему детский поэт не хочет общаться с грязнулями, почему они так неприятны ему?
Приложение № 3
Приложение № 5
Приложение № 6
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
(Тест)
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% — отработы медиков. Остальные 85% в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших
привычек, от наших усилий по его укреплению.
Перед тобой тест. Ответив на все вопросы и подсчитав очки, ты узнаешь, что тебя ждет в будущем:
долгая здоровая жизнь или вечные хвори и хождения по аптекам.
1 .Как часто ты моешь руки: | Очки |
— около 20 раз в день; | 0 |
— только перед едой и после туалета; | 5 |
— когда сильно в чем-нибудь испачкаю? | 20 |
2.Сколько раз ты чистишь зубы: | |
— 2 раза (утром и вечером); | 0 |
— 1 раз; | 5 |
— вообще не чищу? | 15 |
З.Как часто ты моешь ноги: | |
— каждый вечер перед сном; | 0 |
— когда заставит мама; | 10 |
— только когда купаюсь целиком? | 20 |
4.Как часто ты делаешь зарядку: | |
— ежедневно; | 0 |
— когда заставят родители; | 15 |
— никогда? | 25 |
5.Как часто ты простужаешься: | |
— 1 раз в 2 года; | 0 |
— 1 раз в год; | 5 |
— несколько раз в год? | 15 |
6.Как часто ты ешь сладости: | |
— по праздникам и воскресеньям; | 0 |
— почти каждый день; | 20 |
— когда и сколько захочу? | 30 |
7.Как часто ты плачешь: | |
— не могу вспомнить, когда это; | |
было в последний раз; | 0 |
— пару раз на неделе; | 15 |
— почти каждый день? | 25 |
8.0т чего ты плачешь: | |
— от боли; | 0 |
— от обиды; | 10 |
— от жалости? | 20 |
9.Сколько ты гуляешь: | |
— ежедневно от 1,5 до 2 часов; | 0 |
— ежедневно, но меньше часа; | 10 |
— иногда по выходным? | 20 |
10.Когда ты ложишься спать: | |
— в 21-21.30; | 0 |
— после 22 часов; | 10 |
— после 24 часов? | 35 |
11 .Соответствует ли твой вес росту | |
и возрасту: | |
— соответствует или чуть меньше; | 0 |
— немного больше; | 10 |
— значительно превышает норму? | 50 |
12.Сколько времени ты проводишь | |
у телевизора: | |
— не больше 1,5 часов, часто | |
с перерывом; | 0 |
— больше 3-х часов; | 10 |
— смотрю все, что нравится и сколько хочется? | 30 |
13.Сколько времени ты тратишь на уроки: | |
— около 1,5 часов; | 0 |
— почти 2 часа; | 10 |
— больше 3 часов? | 50 |
14.Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж: | |
— с легкостью; | 0 |
— под конец устаю; | 15 |
— с трудом и одышкой; | 25 |
— не могу? | 35 |
15.Ходишь ли ты в спортивную секцию | |
или танцевальный кружок: | |
— да; | 0 |
— нет? | 15 |
Теперь займемся подсчетом. Если набралось:
от 0 до 20 очков ты в полном порядке;
от 20 до 70 очков у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для
здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться;
от 70 до 110 ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья;
от 110 и выше можешь даже не считать. Как, ты еще не развалился?
Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды! И здоровье тебя не покинет
[1]ИПМ – информационно-педагогический модуль (краткое конструктивное описание информации).
[2]Валеология (лат. vale — стандартная для Древнего Рима форма приветствия «будь здоров»; греч. logos — учение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"
Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Овладение воспитанниками навыками культуры поведения и общения»
Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта...
Бланк регистрации содержания актуального опыта воспитанника детского дома для детей с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии
Бланк регистрации социализации детей с ограниченными возможностями....
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»
Выступление на заседании ШМО Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»...
Презентация проекта: "Реабилитационная работа с воспитанниками детского дома, пережившими травму, посредством Книги жизни".
Дети, попадающие в детские дома и приюты, практически всегда имеют опыт травматических переживаний: являются свидетелями насилия по отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, потерями, ...