Формирование социальной компетенции у воспитанников детского дома
презентация к уроку на тему
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами.
Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию его автономности, инициативности, половой идентичности и др.
В связи с этим развитие социальной компетенции у детей-сирот, воспитывающихся в специализированных учреждениях, является актуальной проблемой, т.к. в условиях нестабильного меняющегося общества большинство таких детей не приспособлены к самостоятельной жизни в постинтернатный период, что приводит к из социальной дезадаптации.
Формирование социальной компетенции у детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях закрытого учреждения, является ключевой характеристикой их социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots._kompetentnost.ppt | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию его автономности, инициативности, половой идентичности и др. В связи с этим развитие социальной компетенции у детей-сирот, воспитывающихся в специализированных учреждениях, является актуальной проблемой, т.к. в условиях нестабильного меняющегося общества большинство таких детей не приспособлены к самостоятельной жизни в постинтернатный период, что приводит к из социальной дезадаптации. Формирование социальной компетенции у детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях закрытого учреждения, является ключевой характеристикой их социализации .
На основе обобщения существующих научных подходов социальную компетентность можно определить как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Социальная компетентность человека включает в себя: Знания о социальных институтах, структурах и процессах, которые протекают в обществе; Знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе в соответствии с социальным статусом; Навыки ролевого поведения; Знания общечеловеческих норм и ценностей, а также обычаев, традиций, нравов и т.д. Умения и навыки эффективного социального взаимодействия; Знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта
Социальная компетентность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это понимание отношения «Я» – общество , умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами ; это отношение к окружающему миру, к другим людям и к себе. Результатами неудавшейся социализации могут быть различные проявления девиантного (отклоняющегося) поведения, которое свидетельствует о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами воспитанников и которые прежде всего выражаются в попытке уйти от решения сложных проблем, жизненных невзгод, нежелании преодолеть существующие трудности, психологические комплексы.
У детей выделяют несколько компонентов социальной компетентности: Когнитивный компонент – знание норм поведения, средств осуществления совместной деятельности, способов решения проблемных ситуаций, оценка личностных качеств сверстников и своих, понимание внутренних причин поступков и отношений людей; Эмоциональный компонент – умения и навыки отношения к сверстнику как к равноценной себе личности, ориентировка на его эмоциональное состояние, желания, интересы; эмоциональная идентификация с состоянием сверстника; проявления позитивных эмоций во взаимоотношениях с окружающими; Поведенческий компонент – потребность в совместной со сверстником деятельности, гуманное отношение к сверстнику, контроль за собственным поведением и эмоциями, объективная оценка себя и сверстника, способность к социальному поведению, способность к поведенческой саморегуляции.
Детей с легкой интеллектуальной недостаточностью, воспитанников нашего детского дома, характеризует отсутствие устойчивого интереса к социальным проблемам, эмоциональная холодность, неспособность видеть в сверстнике партнера по общению, отсутствие социальных форм поведения. а также неспособность принимать социальную задачу и вести себя соответственно определенной социальной роли.
Решение обозначенной выше проблемы мы видим в реализации коррекционно-развивающих программ «Азбука здоровья», «Программа коррекции и расширения представлений об окружающем мире», «Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы» Работа по этим программам способствует созданию условий для развития социальной компетенции воспитанников, их самоопределения и самореализации. На коррекционно-развивающих занятиях у дефектолога решаются следующие задачи: повышение социальной компетенции воспитанников; овладение знаниями, способствующими успешной адаптации в обществе; приобретение нового социального опыта с целью формирования жизненных навыков
Содержания коррекционно-развивающих программ включают в себя следующие направления по формированию социальной компетентности: Расширение знаний о социальном мире, нравственных нормах и способах взаимоотношений с окружающими, формирование нравственных понятий. С целью развития социального интеллекта у детей-сирот проводятся занятия по расширению знаний об окружающем мире с использованием художественной литературы, дидактических пособий, компьютерных презентаций.
Следующее направление коррекционно-развивающей работы – формирование у детей навыков адекватного восприятия, понимания себя и сверстников. В рамках реализации этого направления проводятся игровые занятия, направленные на оценку своего состояния, понимания сверстника, активизацию эмпатийных переживаний. Игровые ситуации помогают детям пережить чувство общности с другим, замечать переживания сверстника, проявлять сопереживание, сорадость, согласовывать собственные действия с его поведением.
Важное направление в реализации коррекционно-развивающих программ – формирование навыков и умений гуманного взаимодействия со сверстниками, формирование оценочной деятельности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие нравственной саморегуляции, способности к ролевому поведению. С этой целью используются модели ситуаций ролевого поведения, позволяющие формировать навыки сотрудничества со сверстниками, разрешения конфликтной ситуации, нравственной саморегуляции. В коррекционных целях используются и повседневные ситуации общения детей друг с другом.
В содержание коррекционно-развивающих программ включается коррекция и профилактика негативных черт поведения детей (агрессии, конфликтных форм поведения, обидчивости и др.). Основная цель этих занятий – преодоление внутренней изоляции, формирование направленности на других, формирование способности видеть и понимать другого.
Формирование социальной компетенции человека разворачивается последовательно и происходит на протяжении всей его жизни. Для воспитанников детского дома оно начинается в его семье, затем продолжается и наращивается в детских учреждениях для детей-сирот, школе, училище, на производстве. В начале через общение с родителями и воспитанниками детского дома, а затем через общение со сверстниками, учителями, преподавателями, воспитателями, через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек интегрируется в общество, становится участником общественной жизни. Характер влияния, принятия или непринятия каких-то моментов зависит от внутренней позиции личности, которая формируется под воздействием воспитательной среды, определяющей набор нравственных, эстетических, культурно-образовательных характеристик личности. Так происходит социальное становление личности, следовательно, формирование социальной компетентности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология формирования мотивации "Хочу!" у воспитанников детского дома.
Консультация для воспитателей детского дома. Мотивацию не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза: хочет или не хочет ученик учиться. Воспитате...
Формирование адекватной самооценки у воспитанников детского дома в разновозрастной группе.
Педагогический опыт....
Реферат на тему: "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Реферат на тему:"Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях"Сегодня наиболее о...
Презентация к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедических занятиях."
Представляю свою презентацию к реферату "Формирование эмоциональной стабильности у воспитанников детского дома младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития на логопедическ...
Программа по формированию и становлению личности воспитанников детских домов "По дороге жизни"
Данная программа направлена на помощь детям в осознании себя как личности, на развитие их творческого и интеллектуального потенциала, формирование духовно-нравственной стороны личности.Развитие ...
Опыт работы по теме «Формирование нравственных основ личности воспитанника детского дома как важнейшее условие социальной зрелости гражданина».
Формирование нравственных основ личности у воспитанников детского дома....
"Социально-бытовое ориентирование воспитанников детского дома"
Данная работа посвящена проблеме подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни...