ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ:ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРОБЛЕМЫ
статья по теме
К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lyube-1.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ:ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПРОБЛЕМЫ
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, персональная среда жизни и развития детей качество которой, во многом определяется образовательным уровнем родителей, их участием в жизни общества и воспитании детей. Вместе с тем семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не будет относиться к ребёнку лучше, любить его искренне, заботиться о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья (если она относится к категории неблагополучной, асоциальной, педагогически несостоятельной). На современном этапе развития общества становится очевидным, что острые проблемы жизни современного подрастающего поколения, такие как трудновоспитуемость, беспомощность и социальная дезадаптивность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность – это, прежде всего, результат педагогической безграмотности родителей.
К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций.
Педагогически несостоятельной семьей может оказаться семья: на любом этапе своего развития (молодая семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста); с разным количеством детей (малодетная, многодетная); разного состава (неполная, нуклеарная, сложная, семья повторного брака и т.д.); разной структуры (одной брачной парой с детьми; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми; с матерью (отцом) с детьми и т.д.); разной структуры лидерства в семье (эгалитарная, традиционная); разного семейного быта, семейного уклада (детоцентрического типа, семья типа спортивной команды и т.д.) и т.д. Объединяющим в этом многообразии семей, которые потенциально могут быть отнесены к категории педагогически несостоятельной, является недостаточный уровень образования, низкое качество отношений и атмосферы в семье.
Однако, несмотря на то, что педагогически несостоятельной семьей можно назвать и семью условно благополучную (материально обеспеченную, полную) в социальной практике данная категория чаще ассоциируется с семьями неполными, проблемными, конфликтными, кризисными, невротическими, дезорганизованными, асоциальными, в том плане, что эти типы семей объединяют дефекты воспитания в семье.
Педагогически несостоятельные семьи - это семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. В таких семьях чаще всего преобладает культ личных, эгоистичных интересов, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе. Предметно - практическая деятельность созвучна с типом неблагополучной семьи и преобладающими в ней ценностными ориентациями супругов. Круг общения, как правило, самый разнообразный, чаще нестабильный, ограниченный и не способный оказать действенную помощь в стабилизации семьи.
Нами были выделены специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Специфические характеристики
педагогически несостоятельной семьи
В силу различных проблемных обстоятельств любая семья может попасть в категорию педагогически несостоятельной. Одной из значимых проблем педагогически несостоятельной семьи являются проблемы воспитания детей в семье. Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию. И наоборот, чем слабее представлено образование родителей, уровень их нравственности тем меньше времени родители уделяют воспитанию детей, либо воспринимают воспитание в искаженной форме. Процесс семейного воспитания чаще всего, представлен как непрофессиональная педагогическая деятельность, что показывает актуальность и значимость педагогических знаний по проблемам современной семьи. Семейное воспитание необходимо системно, органично соединять с профессиональной педагогической деятельностью, которая носит «особый», серьезный, регламентированный, деловой характер отношений ребенка с педагогом, сглаживает пробелы в воспитании в семье. Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. Воспитание детей в семье – дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.
В заключении необходимо отметить, что педагогическая состоятельность родителей является залогом семейного счастья, так как семья с низким уровнем социально- культурного, образовательного развития родителей не может обеспечить всестороннее развитие социально здоровой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология педагогической помощи ребёнку в решении проблемы
От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом завис...
Специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи
В результате проведенного анализа нами были выделены специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи, такие как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духо...
Выступление на педагогическом совете "Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения."
Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к ЕГЭ.На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе средней школы материалы для закреплени...
Педагогический совет "Интеллектуальная одарённость:реалии, проблемы, перспективы"
Цель педагогического совета: проанализировать имеющийся собственный опыт по распознаванию способностей и раннему выявлению одаренных детей с целью дальнейшей корректировки своей работы; разработат...
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Эссе: Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика.
Классификация педагогических технологий, их краткая характеристика....
Педагогический процесс как инновационная деятельность (проблемы и пути решения)
Сегодня в отечественном образовании всё большее внимание уделяется самому педагогическому процессу, универсальным учебным действиям, предметным, метапредметным и личностным планируемым резу...