Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насыщена конкретными рекомендациями. Раскрыта новизна взгляда учителя на современные инновационные
технологии
«У образования приоритеты есть:
профессионализм, достоинство и честь…»
Людмила Тутова
(авторское стихотворение «Кузнецы человеческих душ»)
Педагогические технологии в моей работе
Учительский труд – это кропотливый процесс, порою похожий на обкатанную дорогу, порою на дорогу без опознавательных знаков. Собственная эрудиция – хорошая защита от неожиданностей. Однако, мастерство прибавляет уверенность.
Из чего оно складывается?
Думаю, что оно складывается из владения педагогическими технологиями, формами, методическими приёмами, набором всевозможных дидактических заданий, задач, упражнений.
Учителю биологии легко разнообразить уроки. Мир окружающей природы позволяет увидеть проблему, создать «интригу» на уроке, замотивировать, повысить интерес у обучающихся.
Очередная аттестация заставила остановиться, осмотреться и привести в порядок свой «устоявшийся багаж». Тем более, что за пять лет мир изменился. То, что было когда-то моим «Ноу-хау», стало потребностью дня. Коммуникативные, информационно-коммукативные, проблемные технологии, презентации, тесты – всё это творит чудеса, расширяет границы познания. Мы живём в век скоростей, информации, дистанционного обучения. Решила привести в систему все свои знания по технологиям обучения, чтобы логично, , понятно, конструктивно воспринимать процесс обучения
Инновационные технологии
Главной целью инновационных технологий образования, на мой взгляд, является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в форму и норму существования человека.
Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.
И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:
- технологии дифференциации и индивидуализации;
- проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
- технологии проблемного обучения;
- интерактивные технологии;
- информационные технологии:
- мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
- уроки на основе электронных учебников;
- презентации.
Актуальность применения информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) выражается в следующем:
- быстрота получения нужной информации;
- большой спектр наглядных пособий;
- интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью и тренажеров;
- ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать и, как следствие,
- качественно новый тип урока (динамичный, информативный)
Характеристика инновационных методов
№ п/п |
Технология |
Сущность процесса обучения |
Результат применения |
1. |
Технология проблемного обучения |
Это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению |
В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
|
2. |
Информационно-коммуникационные технологии
|
Это неограниченное обогащение содержания образования различной информацией |
Использование интегрированных курсов, доступ в Интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодействие. |
3 |
Технология разноуровневого обучения |
Эта технология даёт учителю возможность помогать слабому и уделять внимание сильному ученику |
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей. Повышается уровень мотивации учения. |
4. |
Технология проектных методов обучения |
Это создание различных проектов, как индивидуальных, так и в соавторстве |
Технология проектных методов обучения расширяет возможности индивидуализации знаний |
5 |
Технология исследовательских методов
|
Самостоятельное пополнение своих знаний, глубокое изучение проблемы и предположение путей её решения. |
Формирование мировоззрения, определение индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
6 |
Лекционно-семинарская и зачётная система |
Технология предлагает изложение материала учителем, проведения семинара с обсуждением отдельных вопросов и зачётом по конкретной теме |
Помощь учащимся в подготовке к сдаче экзамена и обучению в ВУЗах Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его в системе |
7 |
Технология использования игровых методов |
Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. |
Обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование определенных, в том числе учебных, умений и навыков, необходимых в практической деятельности. |
8 |
Здоровьезберегающие технологии |
Технология позволяют во время урока равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ,
|
Помогает в достижении положительных результатов в обучении. Обучающиеся меньше устают, не теряют интерес к изучению предмета |
9 |
Система инновационной оценки «портфолио» |
Это формирование персонифицированного учета достижений ученика |
Помогает социальному самоопределению, индивидуальному развитию личности.
|
10 |
Технология дистанционного обучения |
Технология, в которой занятия проходят вне аудитории с использованием ИКТ. (Индивидуально- консультативная дистанционная методика) |
Уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. |
11 |
Технология модульного обучения |
Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей
|
Индивидуализирует обучение: по содержанию , по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, контроля и самоконтроля. |
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься группа талантливых ученых и педагогов: Н.Н.Суртаева, В.И.Андреев, И.П.Подласый,
В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и многие другие.
В своей педагогической деятельности не пользуюсь какой-то одной технологией в чистом виде. Мне нравятся элементы тех технологий, которые повышают активность учащихся в процессе получения знаний. Всё зависит от типа урока, от готовности детей.
Достоинства инновационных технологий заключаются, на мой взгляд, в следующем:
- дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;
- развивают самостоятельность в учебной деятельности;
- увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
- создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, преобладает чувство уверенности;
- повышают коммуникативную культуру;
- способствуют мотивации к дальнейшему образованию;
- повышают самооценку ученика;
- снимают психологическое напряжение ученика и учителя.
Специфика использования технологий в образовательном процессе:
- На первом этапе дети проводят информационный ввод, тем самым отвечают на вопрос «что изучаем и зачем изучаем?»;
- организационный ввод, где ученики дают учебную установку, то есть отвечает на вопрос «как?»;
- предлагается совместный с детьми алгоритм поведения;
- учитель обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору);
- предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах урока;.
- учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.
Инновационная деятельность дает учителю возможность профессионального роста
- эмоциональной удовлетворенности;
- саморазвития;
- организации дифференцированного обучения;
- прогнозирования результатов обучения;
- ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор
- уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
- информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;
- способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенности памяти);
- темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
- формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
- партнера для диалогового общения;
- роли слушающего или объясняющего.
В процессе обучения вырабатываются навыки:
- самостоятельной деятельности;
- коммуникативной деятельности.
Организационно-методическая составляющая работы в моей деятельности при использовании современных педагогических технологий
Опытный учитель оценивает разные направления организации деятельности на уроке
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы;
Второе направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий.
Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, когда нужно дописать определение, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности суждения, на припоминание. Использование этих форм обыгрываю. Для младших классов – это «биософизмы», «да-нетки». Старшим предлагаю самим составить разные формы заданий: кроссворды, анаграммы, тесты, найти потерянное слово по изученному материалу и т.п. Получается творческая работа, которую можно использовать на обобщающих уроках.
Такие работы помогают при подготовке к единому государственному экзамену по биологии. Поощряю использование компьютерных технологий. Их можно применять,
- используя компьютерные обучающие и контролирующие программы,
- составляя самостоятельно тестовые задания,
- создавая мультимедийные презентации,
- применяя ресурсы сети Интернет.
Компьютерные технологии на уроке
- экономят учебное время учителя;
- повышают мотивацию;
- усиливают интерес;
- позволяют выбрать темп урока;
- наглядно представляют материал.
- дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;
Применение компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые и углубленные знания по предмету
- систематизировать усвоенные знания
- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена
- вырабатывать навык ответа на наиболее сложные вопросы
- подготовить учащихся к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Дети могут испытывать затруднения при составлении тестов или других активных форм.
Знакомлю их с требованиями к тесту.
Требование |
Сущность |
Адекватность (валидность) |
Точное соответствие содержания задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака |
Определенность |
Важно, чтобы учащийся, читая тест, хорошо понимал, какую деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком объеме. |
Простота |
Необходимость иметь в тесте возможно более четкую и прямолинейную формулировку задания на деятельность. |
Однозначность |
В тестах должны быть выделены некоторые единицы, позволяющие вести их уверенную обработку и счет, чтобы получать вполне определенный результат. |
Надежность |
обеспечение устойчивости в последовательности результатов тестирования одного и того же материала. |
Поощрительные оценки ребята получают за творческую работу, за соблюдение всех критериев по оформлению (титульный лист, содержание, ответы) За «хитрость» ( это когда всё готовое взял в Интернете), не снижаю оценку, но такому ученику приходится прорешать тестовую работу, предложенную учителем.
В своей педагогической деятельности использую разные подходы, с модным словом «интерактивные», среди которых можно выделить следующие:
Творческие задания
- Работа в малых группах
- Работа в парах
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
Разминки
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)
Обсуждение сложных, дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула*,
проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)
Разрешение проблем «Дерево проблем, знаний» «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Снежный ком» «мозговой штурм»)
Кейс-метод
Презентации
Думаю, что следует дать обобщающую картину интерактивному взаимодействию, чтобы познакомить ребят с ними.
Ведущие признаки интерактивного взаимодействия
Признак |
Определение |
Полилог |
возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме. |
Диалог |
Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи. |
Мыследеятельность. |
Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности. |
Смыслотворчество. |
процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни. |
Свобода выбора. |
Каждый имеет право выбрать |
Создание ситуации успеха. |
Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся. |
Рефлексия |
Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. |
Из всего перечисленного есть любимые формы. Попытки использовать дебаты чаще проваливаются. Мешает неумение принять чужое мнение. Тогда называю «дуэлью» двоих. Как креативный учитель, ко всему стараюсь подходить творчески. Задания предлагаю, учитывая определённые критерии:
- не имеет однозначного и односложного ответа или решения,
- является практическим и полезным для учащихся,
- связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся
- максимально служит целям обучения.
Свою статью хочу завершить словами Конфуция:
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».
Использованная литература:
1. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе – М.: Просвещение, 1985.
2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Столяренко Л.Д. Педагогика // Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
4. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.
Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. «Библиотека учителя». – М.: Вентана-Граф, 2001.
5. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО «Столетие», 1995.
6. ВикипедиЯ
7. Интернет-ресурс http://bioschool.narod.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_v_moey_rabote_2.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Удельнинская гимназия
Тутова Людмила Александровна
Учитель биологии
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насыщена конкретными рекомендациями. Раскрыта новизна взгляда учителя на современные инновационные
технологии
«У образования приоритеты есть:
профессионализм, достоинство и честь…»
Людмила Тутова
(авторское стихотворение «Кузнецы человеческих душ»)
Педагогические технологии в моей работе
Учительский труд – это кропотливый процесс, порою похожий на обкатанную дорогу, порою на дорогу без опознавательных знаков. Собственная эрудиция – хорошая защита от неожиданностей. Однако, мастерство прибавляет уверенность.
Из чего оно складывается?
Думаю, что оно складывается из владения педагогическими технологиями, формами, методическими приёмами, набором всевозможных дидактических заданий, задач, упражнений.
Учителю биологии легко разнообразить уроки. Мир окружающей природы позволяет увидеть проблему, создать «интригу» на уроке, замотивировать, повысить интерес у обучающихся.
Очередная аттестация заставила остановиться, осмотреться и привести в порядок свой «устоявшийся багаж». Тем более, что за пять лет мир изменился. То, что было когда-то моим «Ноу-хау», стало потребностью дня. Коммуникативные, информационно-коммукативные, проблемные технологии, презентации, тесты – всё это творит чудеса, расширяет границы познания. Мы живём в век скоростей, информации, дистанционного обучения. Решила привести в систему все свои знания по технологиям обучения, чтобы логично, , понятно, конструктивно воспринимать процесс обучения
Инновационные технологии
Главной целью инновационных технологий образования, на мой взгляд, является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в форму и норму существования человека.
Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.
И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:
- технологии дифференциации и индивидуализации;
- проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
- технологии проблемного обучения;
- интерактивные технологии;
- информационные технологии:
- мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
- уроки на основе электронных учебников;
- презентации.
Актуальность применения информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) выражается в следующем:
- быстрота получения нужной информации;
- большой спектр наглядных пособий;
- интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью и тренажеров;
- ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать и, как следствие,
- качественно новый тип урока (динамичный, информативный)
Характеристика инновационных методов
№ п/п | Технология | Сущность процесса обучения | Результат применения |
1. | Технология проблемного обучения | Это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению | В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
2. | Информационно-коммуникационные технологии | Это неограниченное обогащение содержания образования различной информацией | Использование интегрированных курсов, доступ в Интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодействие. |
3 | Технология разноуровневого обучения | Эта технология даёт учителю возможность помогать слабому и уделять внимание сильному ученику | Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей. Повышается уровень мотивации учения. |
4. | Технология проектных методов обучения | Это создание различных проектов, как индивидуальных, так и в соавторстве | Технология проектных методов обучения расширяет возможности индивидуализации знаний |
5 | Технология исследовательских методов | Самостоятельное пополнение своих знаний, глубокое изучение проблемы и предположение путей её решения. | Формирование мировоззрения, определение индивидуальной траектории развития каждого школьника. |
6 | Лекционно-семинарская и зачётная система | Технология предлагает изложение материала учителем, проведения семинара с обсуждением отдельных вопросов и зачётом по конкретной теме | Помощь учащимся в подготовке к сдаче экзамена и обучению в ВУЗах Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его в системе |
7 | Технология использования игровых методов | Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. | Обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование определенных, в том числе учебных, умений и навыков, необходимых в практической деятельности. |
8 | Здоровьезберегающие технологии | Технология позволяют во время урока равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, | Помогает в достижении положительных результатов в обучении. Обучающиеся меньше устают, не теряют интерес к изучению предмета |
9 | Система инновационной оценки «портфолио» | Это формирование персонифицированного учета достижений ученика | Помогает социальному самоопределению, индивидуальному развитию личности. |
10 | Технология дистанционного обучения | Технология, в которой занятия проходят вне аудитории с использованием ИКТ. (Индивидуально- консультативная дистанционная методика) | Уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. |
11 | Технология модульного обучения | Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей | Индивидуализирует обучение: по содержанию , по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, контроля и самоконтроля. |
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься группа талантливых ученых и педагогов: Н.Н.Суртаева, В.И.Андреев, И.П.Подласый,
В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и многие другие.
В своей педагогической деятельности не пользуюсь какой-то одной технологией в чистом виде. Мне нравятся элементы тех технологий, которые повышают активность учащихся в процессе получения знаний. Всё зависит от типа урока, от готовности детей.
Достоинства инновационных технологий заключаются, на мой взгляд, в следующем:
- дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;
- развивают самостоятельность в учебной деятельности;
- увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
- создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, преобладает чувство уверенности;
- повышают коммуникативную культуру;
- способствуют мотивации к дальнейшему образованию;
- повышают самооценку ученика;
- снимают психологическое напряжение ученика и учителя.
Специфика использования технологий в образовательном процессе:
- На первом этапе дети проводят информационный ввод, тем самым отвечают на вопрос «что изучаем и зачем изучаем?»;
- организационный ввод, где ученики дают учебную установку, то есть отвечает на вопрос «как?»;
- предлагается совместный с детьми алгоритм поведения;
- учитель обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору);
- предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах урока;.
- учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.
Инновационная деятельность дает учителю возможность профессионального роста
- эмоциональной удовлетворенности;
- саморазвития;
- организации дифференцированного обучения;
- прогнозирования результатов обучения;
- ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Ученику дается выбор
- уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
- информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;
- способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенности памяти);
- темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
- формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
- партнера для диалогового общения;
- роли слушающего или объясняющего.
В процессе обучения вырабатываются навыки:
- самостоятельной деятельности;
- коммуникативной деятельности.
Организационно-методическая составляющая работы в моей деятельности при использовании современных педагогических технологий
Опытный учитель оценивает разные направления организации деятельности на уроке
Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы;
Второе направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий.
Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, когда нужно дописать определение, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности суждения, на припоминание. Использование этих форм обыгрываю. Для младших классов – это «биософизмы», «да-нетки». Старшим предлагаю самим составить разные формы заданий: кроссворды, анаграммы, тесты, найти потерянное слово по изученному материалу и т.п. Получается творческая работа, которую можно использовать на обобщающих уроках.
Такие работы помогают при подготовке к единому государственному экзамену по биологии. Поощряю использование компьютерных технологий. Их можно применять,
- используя компьютерные обучающие и контролирующие программы,
- составляя самостоятельно тестовые задания,
- создавая мультимедийные презентации,
- применяя ресурсы сети Интернет.
Компьютерные технологии на уроке
- экономят учебное время учителя;
- повышают мотивацию;
- усиливают интерес;
- позволяют выбрать темп урока;
- наглядно представляют материал.
- дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;
Применение компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые и углубленные знания по предмету
- систематизировать усвоенные знания
- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена
- вырабатывать навык ответа на наиболее сложные вопросы
- подготовить учащихся к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Дети могут испытывать затруднения при составлении тестов или других активных форм.
Знакомлю их с требованиями к тесту.
Требование | Сущность |
Адекватность (валидность) | Точное соответствие содержания задаваемой тестом пробы смыслу и содержанию выявляемого признака |
Определенность | Важно, чтобы учащийся, читая тест, хорошо понимал, какую деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком объеме. |
Простота | Необходимость иметь в тесте возможно более четкую и прямолинейную формулировку задания на деятельность. |
Однозначность | В тестах должны быть выделены некоторые единицы, позволяющие вести их уверенную обработку и счет, чтобы получать вполне определенный результат. |
Надежность | обеспечение устойчивости в последовательности результатов тестирования одного и того же материала. |
Поощрительные оценки ребята получают за творческую работу, за соблюдение всех критериев по оформлению (титульный лист, содержание, ответы) За «хитрость» ( это когда всё готовое взял в Интернете), не снижаю оценку, но такому ученику приходится прорешать тестовую работу, предложенную учителем.
В своей педагогической деятельности использую разные подходы, с модным словом «интерактивные», среди которых можно выделить следующие:
Творческие задания
- Работа в малых группах
- Работа в парах
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
Разминки
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)
Обсуждение сложных, дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула*,
проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)
Разрешение проблем «Дерево проблем, знаний» «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Снежный ком» «мозговой штурм»)
Кейс-метод
Презентации
Думаю, что следует дать обобщающую картину интерактивному взаимодействию, чтобы познакомить ребят с ними.
Ведущие признаки интерактивного взаимодействия
Признак | Определение |
Полилог | возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме. |
Диалог | Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи. |
Мыследеятельность. | Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности. |
Смыслотворчество. | процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни. |
Свобода выбора. | Каждый имеет право выбрать |
Создание ситуации успеха. | Ведущие условия для создания ситуации успеха — позитивное и оптимистичное оценивание учащихся. |
Рефлексия | Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. |
Из всего перечисленного есть любимые формы. Попытки использовать дебаты чаще проваливаются. Мешает неумение принять чужое мнение. Тогда называю «дуэлью» двоих. Как креативный учитель, ко всему стараюсь подходить творчески. Задания предлагаю, учитывая определённые критерии:
- не имеет однозначного и односложного ответа или решения,
- является практическим и полезным для учащихся,
- связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся
- максимально служит целям обучения.
Свою статью хочу завершить словами Конфуция:
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».
Использованная литература:
1. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе – М.: Просвещение, 1985.
2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Столяренко Л.Д. Педагогика // Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
4. Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.
Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. «Библиотека учителя». – М.: Вентана-Граф, 2001.
5. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО «Столетие», 1995.
6. ВикипедиЯ
7. Интернет-ресурс http://bioschool.narod.ru
Знакомство с ПОПС-формулой
Анализируя все свои «педагогические подвиги», не могу не сказать о работе в группе.
Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий* так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов*, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие аспекты*. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Работая над статьёй, обнаружила нечто новое для себя, что заинтриговало.
* ПОПС-формула
«Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.
В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Материал из Интернета)
Однако, я это использовала, не называя так. Рефлексию организовываю в другой форме, типа: я знал…, я узнал…, я хочу узнать…
Для старшеклассников мне понравилась ПОПС-формула. Она предлагает стать соавтором учителя в учебном процессе.
Словарь* (ВикипедиЯ)
Стратегия (от греческого στρατηγία — «искусство полководца») способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения
Аспект (от латинского aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения. Кроме того, в ряде специальных дисциплин это слово употребляется как термин:
Точка зрения (англ. point of view, POV) — жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл « от точки зрения» — места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
Использованные ресурсы:
6. ВикипедиЯ
7. Интернет-ресурс http://bioschool.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок английского языка - методы, приемы и формы работы.
Современные ответы на вопросы, чему учить и как учить, методика и дидактика обучения иностранным языкам ищет, основываясь на инновационных исследованиях, цель которых максимально облегчить обуче...
Проверочная работа по теме "Жизнь в современном большом городе. Какие здесь проблемы?"
Работа содержит задания, эталоны ответов и шкалу оценок....
Материал для учителей начальных классов: "Эффективные формы работы с родителями".
Материал для учителей начальных классов на тему: "Эффективные формы работы с родителями"....
Педагогические технологии в моей работе
Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом. Важно, чтобы обозначенная проблема действител...
Педагогические технологии в моей работе
Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на...
Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.
Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...
Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования
quot;Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования" - доклад на педсовете, в котором рассматривается т...
Комментарии
Мой опыт
Получилось две статьи.