Выступление на педагогическом совете "Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения."
консультация по русскому языку (11 класс) на тему
Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к ЕГЭ.
На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе средней школы материалы для закрепления можно брать из сборников ЕГЭ и ГИА.
Но почему же подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку часто не даёт желаемого эффекта?
Почему даже у мотивированных учащихся результаты ЕГЭ далеки от ожидаемых?
Почему полученный на ЕГЭ тестовый балл не всегда соответствует реальным знаниям учащихся?
Что же конкретно нужно сделать для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege._problemy_i_puti_ih_resheniya.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения.
Автор: Кузнецова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 11
г. Сарова Нижегородской области.
Подготовка к ЕГЭ. Проблемы и пути их решения.
Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к ЕГЭ.
На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе средней школы материалы для закрепления можно брать из сборников ЕГЭ и ГИА.
Но почему же подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку часто не даёт желаемого эффекта?
Почему даже у мотивированных учащихся результаты ЕГЭ далеки от ожидаемых?
Почему полученный на ЕГЭ тестовый балл не всегда соответствует реальным знаниям учащихся?
Что же конкретно нужно сделать для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку?
Это вопросы, на которые ищут ответа и выпускники, и родители, и учителя.
Основных проблем несколько.
Первая проблема для многих выпускных классов - низкая мотивация к обучению учащихся, незаинтересованность части самих ребят и их родителей в результатах обучения.
Очень страшно слышать во втором полугодии, что аттестат не нужен, что ребята уже работают и собираюсь в этом месте работать и после окончания школы. И тут становишься одновременно и психологом и социологом, чтобы объяснить, что после них закончат школу такие же неприлежные ученики и будут претендовать на те же рабочие места, но будут, вероятно, смотреться выигрышней, т.к. моложе, энергичнее, менее уставшие, не семейные и т.д.
Для кого-то это становится аргументом, но есть и такие, которые не имеют ни малейшего желания ни оставаться на факультативах, ни работать на уроках. . И к сожалению, родители таких детей тоже часто нам не помощники – знают проблему и самоустраняются.
Возможно подготовить ребят, которым тяжело даётся материал, но есть желание.
Возможно подготовить ребят, у которых отсутствует прилежание, но есть способности. И конечно, самая тяжёлая группа, когда нет ни способностей, ни прилежания.
Пути решения проблемы:
Для факультативных занятий класс целесообразно поделить на две группы: страдает количество часов, но зато выигрывает качество.
Группа ребят с хорошим прилежанием может воспринять больше материала, готовы к индивидуальному подходу. С более слабыми ребятами, я строила работу, начиная с изучения самых простых (необъемных по материалу) вопросов.
Безусловно, должны быть и факультативные занятия для всего класса, когда самостоятельно решаются заданий ЕГЭ. По результатам таких занятий, а также пробных работ (1 раз в четверть) я заполняла таблицы, заведённые на каждого ученика (См.ПРИЛОЖЕНИЕ), благодаря которым видно и мне, и учащимся, и родителям на собрании, на что нужно обратить внимание.
Индивидуальные таблицы помещаются в папки. В эти же папки ребята по каждому вопросу ЕГЭ вкладывали раздаточный материал, с которым работали на уроках и факультативах, чтобы пользоваться при подготовке к пробным работам и к основному экзамену.
Также на факультативах в кабинете информатики необходимо проходить ОНЛАЙН-тестирование, чтобы учащиеся знали сайты, рекомендованные учителем и максимально приближенные к реальному экзамену. Данный вид работы наиболее доступен для тренировки дома – ведь современные дети много времени проводят у компьютера..
Вторая проблема - это учебно–методическое обеспечение, позволяющее организовать качественную подготовку к экзамену и вместе с тем изучение нового материала по программе.
Невозможно сдать ЕГЭ, используя только учебник 10-11 кл..
Пути решения этой проблемы не представляют сложности в наши дни.
Помимо учебника ребятам пришлось запастись некоторым количеством дополнительной методической литературы..
Наиболее полезными были издания
- Рабочие тетради Кузнецова Андрея Юрьевича.
- Издание «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Автор Сенина Н.А.
- Книга « Отличник ЕГЭ.» Автор: Цыбулько И. П
- Типовые варианты ЕГЭ.
Третья проблема - это недостаточная сформированность речи, мышления, низкое общекультурное развитие обучающихся
У современной молодежи, к сожалению, очень небогатый словарный запас. Дети не читают газет, не интересуются познавательными передачами, поэтому из их лексикона выпадает огромное количество слов. Некоторые ребята, примитивно мысля, гордятся, что могут пересказать текст - а это на ЕГЭ оценивается 0 баллов. В результате мы имеем глупейшие сочинения. Дети не понимают разницы между «филантропом» и «меценатом», не знают, кто такие «альтруисты» и «пацифисты».
Где же выход?
Учитель должен стать «ходячим» толковым словарем: использовать подобные слова в своей речи, объясняя попутно их значение. Давать учащимся задание находить значение неизвестных слов в толковом словаре.
Целесообразно не забывать проводить лексическую работу и на уроках литературы. Литературные произведения - неисчерпаемый клад русского языка . Ребята должны давать толкование слов, встречающихся в том или ином произведении.
Также обязательной частью урока являются орфоэпические разминки, чтобы не страдала устная речь. Многие слова ребята произносят так, как принято в семье, на улице, нисколько не сомневаясь в правильности ошибочного произношения. Поэтому требуется время, чтобы сломать устоявшиеся орфоэпические стереотипы. На ЕГЭ это всего один вопрос (А 1). Но хочется надеяться, что это пригодится в жизни.
И ещё одна проблема (четвёртая) в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это две большие разницы.
На уроках в 10 и 11 классах учитель не должен отходить от изучения или повторения синтаксиса. Таким образом, качественную подготовку к экзамену только через урок осуществить невозможно.
Поэтому Подготовка к сдаче ЕГЭ на факультативных и индивидуальных занятиях должна быть тщательно продумана и строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Ученики должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица индивидуального освоения разделов и тем русского языка ___________________
при подготовке к ЕГЭ
А-1 | |||||||||||||||||||
А 2 | |||||||||||||||||||
А 3 | |||||||||||||||||||
А 4 | |||||||||||||||||||
А 5 | |||||||||||||||||||
А6 | |||||||||||||||||||
А 7 | |||||||||||||||||||
А 8 | |||||||||||||||||||
А 9 | |||||||||||||||||||
А 11 | |||||||||||||||||||
А 12 | |||||||||||||||||||
А 13 | |||||||||||||||||||
А 14 | |||||||||||||||||||
А 15 | |||||||||||||||||||
А 16 | |||||||||||||||||||
А 17 | |||||||||||||||||||
А 18 | |||||||||||||||||||
А 19 | |||||||||||||||||||
А 20 | |||||||||||||||||||
А 21 | |||||||||||||||||||
А 22 | |||||||||||||||||||
А 23 | |||||||||||||||||||
А 24 | |||||||||||||||||||
А 25 | |||||||||||||||||||
А 26 | |||||||||||||||||||
А 27 | |||||||||||||||||||
А 28 | |||||||||||||||||||
А 29 | |||||||||||||||||||
А 30 | |||||||||||||||||||
В 1 | |||||||||||||||||||
В 2 | |||||||||||||||||||
В3 | |||||||||||||||||||
В 4 | |||||||||||||||||||
В 5 | |||||||||||||||||||
В 6 | |||||||||||||||||||
В 7 | |||||||||||||||||||
В 8 |
| ||||||||||||||||||
Часть С | |||||||||||||||||||
Итого |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "экологические проблемы и пути их решения"
Этот материал был раскрыт на муниципальной экологической конференции "Природа встречает друзей". Было уделено внимание водным,почвенным ресурсам, состоянию окружающей среды нашей области и Можайского ...
доклад "экологические проблемы и пути их решения"
Этот материал был раскрыт на муниципальной экологической конференции "Природа встречает друзей". Было уделено внимание водным,почвенным ресурсам, состоянию окружающей среды нашей области и Можайского ...
Проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики.
В данной статье раскрывается проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики....
План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»
Экологизация образования в настоящее время требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
Выступление на РМО «Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения»
Принципы образовательной политики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педаго...
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в преподавание адыгейского языка
Методика преподавания адыгейского языка и литературы: проблемы и пути их решения. Метод проектов как один из современных педагогических технологий в ...