Работа социального педагога с родителями детей, обучающимися по специальной коррекционной программе
методическая разработка по теме
Для социальных педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области»
Работа социального педагога с семьями детей, обучающимися по специальной коррекционной программе
Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Можно с уверенностью утверждать, что значимое место в социально-педагогической деятельности должна занимать работа, в рамках которой готовятся предпосылки для создания прочных и долговременных отношений с родителями учащихся. От того, в какой степени изучены условия проживания семьи, микроклимат отношений, зависит успешность любых воспитательных воздействий, эффективность использования многообразных методов и форм по социализации учащегося. По этой причине обязательной составляющей социально-педагогической деятельности становится работа с семьями учащихся, обучающимися по специальной коррекционной программе.
2 слайд. Цели работы с семьёй: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
3 слайд. Формы и методы работы с семьей условно делятся на следующие этапы: профилактический, диагностический, реабилитационный.
4 слайд. Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребёнка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Наиболее актуальны индивидуальные беседы с родителями на которых обсуждаются проблемы межличностных отношений в семье.
5 слайд. На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
1. Если ребёнок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, социальный педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, врача, учителей по предметам.
2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребёнком, ни семьей, в компетенцию социального педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространён, когда зачастую только педагоги озабочены состоянием ребёнка, негативным влиянием на него социума, его не успешностью в той или иной сфере образовательной деятельности.
На данном этапе уместно использование следующих диагностических методов:
1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии психики ученика;
2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3. Проведение письменного опроса;
4. Тестирование
6 слайд. На реабилитационном уровне работы с родителями школьников используются следующие методы:
1. Беседа.
2. Включённое наблюдение.
3. Убеждение.
4. Метод «письмо-обращение».
5. Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору).
6. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов).
7. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).
8. Массовые акции (субботники, праздники).
Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:
1) демографический – состав семьи;
2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;
3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;
4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.
Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребёнку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребёнка губительно сказывается напряжённая семейная обстановка, конфликты между родителями.
Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении социальным педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:
- использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении.
– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, он по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;
– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребёнка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни.
Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
7 слайд. Принцип реализации работы :
- анкетирование;
-опрос детей;
-совместные праздники;
-творческие выставки.
8 слайд. Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и посёлка;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
9 слайд. Осуществляемый контроль за семьями
- Индивидуальные карточки учёта.
- Рейды в вечернее время.
- Подготовка материалов на неблагополучные в КДН и ЗП, ПДН.
- Совместная работа с инспектором по охране прав детства.
- Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.
- Проверка занятости после уроков.
- Совещания при директоре.
- Административные совещания.
- Методические семинары.
10, 11, 12 слайды. В нашей школе всего 7 обучающихся по программе 8 вида, 5 - члены неблагополучных семей, 3 из них обучаются на дому. С этими учащимися и членами их семей специалисты школы, классные руководители проводят индивидуальные коррекционные занятия по специальным планам работы, утверждёнными директором школы в начале учебного года. На фотографиях индивидуальных занятий с обучающимися, прослеживается привлечение родителей детей, обучающихся по специальной коррекционной программе а также и представителей служб района.
13 слайд. В своей работе с обучающимися по коррекционной программе применяю различные педагогические приёмы:
«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа
«Импровизация на заданную тему». Учащийся импровизирует на обозначенную тему (моделирует, конструирует, инсценирует, делает литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментирует, разрабатывает задания). В отличие от приёма «импровизация на свободную тему» учащемуся в данном случае поставлены более творческие условия, причём можно постепенно поднимать «планку трудности».
Коррекционные игры:
Упражнение «За что мы любим». Объяснение: Вступая во взаимодействия с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Определи, какие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем? Возьми лист бумаги. Укажи пять качеств, которые тебе в человеке особенно нравятся. Имя человека на характеристике не пишите. Постарайся соответствовать этому человеку и будешь нравиться людям.
Игра «Телефон Доверия». Учащемуся предлагается поиграть в «Телефон Доверия».
Предварительно объясняется про такую службу, рассказывается, что телефон доверия есть и в нашей школе, называется его номер: 5-57-95. Затем предлагается представить ситуацию: «Наберите номер «телефона доверия». О чем бы ты хотел спросить дежурного специалиста? Задай свой вопрос».
Упражнение «Рисуем радость». Подростку в течение 5 минут с помощью цветных карандашей предлагается нарисовать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, любым. Обсуждение и вывод о том, как по разному радость может выражаться.
Тест для детей и родителей. “Насколько мы знаем своих детей”
Детям: закончите приведённые ниже предложения.
Мне бывает очень радостно, когда…___________________________________
Я очень грущу, когда … _____________________________________________
Мне бывает страшно, когда…_________________________________________
Мне бывает стыдно, когда…__________________________________________
Я очень горжусь, когда…____________________________________________
Я сержусь, когда…__________________________________________________
Я бываю очень удивлён, когда… ______________________________________
Взрослым: закончите приведённые ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребёнок.
Вашему ребёнку бывает очень радостно, когда…________________________
Ваш ребёнок очень грустит, когда…___________________________________
Вашему ребёнку бывает очень страшно, когда…_________________________
Вашему ребёнку бывает стыдно, когда…_______________________________
Ваш ребёнок гордится, когда…_______________________________________
Ваш ребёнок сердится, когда…_______________________________________
Ваш ребёнок бывает очень удивлён, когда…____________________________
Затем дать родителям ответы их детей для сравнения.
Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Письмо - обращение детей разных времён и народов.
- Не портите меня. Я прекрасно знаю, что не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас.
- Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила-это всё, что имеет значение.
- Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды».
- Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы меня обслуживали всегда.
- Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине.
- Не пытайтесь меня всё время поучать. Я очень хорошо знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
- Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною – это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
- Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вопросы. Иначе, я буду искать информацию в другом месте.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение вызывает у меня к вам удивительно тёплые чувства.
- Не забывайте, ваши тёплые мысли и добрые пожелания, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
- Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – Я, ВАШ РЕБЁНОК!
Социальный педагог: Латынина Людмила Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида
Данный проект предусматривает развитие связей с социумом в целях создания условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы 8 в...
«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»
Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида (11-12 лет)...
Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
План индивидуальной работы социального педагога с родителями обучающегося, состоящего на контроле в школе в текущем учебном году
План индивидуальной работы социального педагога с родителями детей, которые состоят на контроле в школе....
Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд) для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида по индивидуальному учебному плану для 5 класса.
Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд)для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII видапо индивидуальному учебному плану для 5 класса....