Вопросы к психологическому анализу учебной деятельности
материал на тему
Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом внимания, восприятия, памяти, воображения и мышления учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevyantseva_psihologicheskiy_analiz_uch.deyat_.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы к психологическому анализу
учебной деятельности с учетом:
- Внимания
- Восприятия
- Памяти
- Воображения
- Мышления
1. Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом закономерностей мышления учащихся
- В какой мере урок подготовлен с точки зрения создания у учеников целей умственной деятельности, соответствующих целям и задачам урока?
- В какой мере педагог обучает на уроке учащихся приемам целеполагания?
- В какой мере учащиеся владеют выделением учебной задачи при выполнении того или иного задания?
- Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учеников?
- Формируются ли в ходе урока мотивы мышления? Какая роль принадлежит формированию собственно познавательных мотивов?
- Какие средства использует педагог для формирования интереса к изучаемому материалу и процессу мышления?
- Формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?
- В какой мере в ходе урока у учащихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?
- Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки
материала? - Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою
собственную мыслительную деятельность? - Какую информацию (обратную связь) получает педагог о реальном ходе учебного процесса? Как учитывается эта информация в управляющих воздействиях педагога?
- Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в
содержании изучаемого материала? - Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и
личным опытом учащихся? - Какие критерии понимания использует учитель для того, чтобы установить, как
понят материал? - Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся,
связывается ли содержание урока с мотивами ученика? - В какой мере учитель создает у учащихся готовность к мышлению? Использует ли
педагог возможность создания у школьников установок для управления собственной
мыслительной деятельностью? - Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность школьников?
- Ориентируется ли учитель в планировании и построении обучающих воздействий на зону ближайшего развития ученика? Какие формы помощи планирует использовать
учитель (для разных групп учащихся)? - Соответствует ли уровень требований, предъявляемых к учащимся, реальным
воздействиям ученика? - Каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем различным учащимся при
выполнении ими учебных заданий? - Имеет ли учитель четкие представления об индивидуальных особенностях
мышления, уровне обучаемости школьников? - Как учитываются индивидуальные показатели мышления школьников при
организации учебного процесса? - Учитывается ли различия школьников по основным качествам мышления (глубина
ума, гибкости, устойчивости, самостоятельности, сознательности)? - Учитывает ли педагог индивидуальные различия в скорости, темпе мышления?
- В какой мере на уроке формируются элементы творческого мышления?
- Какие формы контроля за мыслительной деятельностью школьников использует
педагог? - Формируются ли у школьников навыки самоконтроля?
- Используются ли на уроке элементы проблемного изложения, проблемные задания?
Какова степень подготовленности, продуманности этих заданий? - Как учитываются умственные способности учащихся в оценочной деятельности
педагога? - Использует ли учитель на уроке индивидуализированные формы заданий?
- Какими средствами учитель стимулирует активную мыслительную деятельность на
уроке? - Оцените степень активности мышления класса и отдельных учащихся на уроке.
- Попытайтесь оценить (и проверить с помощью беседы с учениками) эффективность
урока в плане достижения основных образовательных (усвоения понятий выработка
навыков и т.п.) и развивающих целей урока. В беседе с учениками постарайтесь
выяснить, что и в какой степени усвоено им на уроке. - Попытайтесь выяснить на примере мышления отдельного учащегося приемы его
мыслительной деятельности и оценить их адекватность.
2. Психологический анализ урока с учетом способности воображения
- Какие примеры, речевые средства и наглядные пособия, использованные на уроке,
способствовали формированию наглядности представлений? - Какими способами учитель добивается обобщенности представлений у школьников?
- Как учитываются индивидуально-психологические особенности представлений и
образов отдельных учеников при организации учебной деятельности? - Учитывается ли средний уровень развития соответствующих представлений
(математических, физических, географических и т.д.) у учащихся данного класса? - Как учитываются половые и возрастные особенности представлений и образов при
организации учебной деятельности? - Как учитывается наличие нескольких видов представлений и образов и
несовпадение уровней их развития? - Как учитываются особенности пространственных представлений?
- Как используется аналогия для формирования научных представлений школьников?
- Используются ли различия в прошлом опыте и знании учеников для достижения
максимальной полноты вторичных образов? - Какие приемы используют ученики для объективации своих представлений на
уроке? - Учитываются ли при организации учебной деятельности индивидуальные различия
в устойчивости представлений? - Как осуществляется учет в скорости формирования вторичных образов у разных
школьников? - Как учитывались различия в содержании образов?
- Была ли на уроке создана творческая атмосфера?
3. Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом развития перспективных способностей учащихся (восприятия)
- Как создается на уроке установка на восприятие?
- Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся на уроке
образов? - Какими приемами привлекается внимание школьников к объектам восприятия?
- Как учитывается фон восприятия при изложении материала урока?
- Как использует учитель прошлый опыт ученика при организации его восприятия?
- Как организуется совместная деятельность школьников при решении
перспективных задач? - Как организовано обучение перспективным действиям?
- Как учитывается индивидуальное различие в составе и степени сформированности
перспективных действий? - Как учитываются возрастные особенности восприятия?
- Как учитываются закономерности развития восприятия?
- Как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?
- Как учитываются процессуальные характеристики восприятия?
- Как учитываются различные виды восприятия?
4. Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом мнемических способностей (память)
- Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?
- Какими приемами привлекалось внимание учеников к тому, что подлежало
запоминанию? - Имеет ли учитель представление о развитие мнемическнх способностей
определенных учеников? - Как учитываются средние показатели памяти в организации учебной деятельности?
- Как учитываются индивидуальные показатели памяти в организации учебной
деятельности? - Как учитываются половые и возрастные особенности в организации учебной
деятельности? - Как учитываются на уроке наличие нескольких видов памяти (образной, словарно-
логической, двигательной, эмоциональной)? - Как учитываются на уроке проактивного и ретроактивного торможения
- Как организуется материал для заучивания? Дозировка по объему, распределение во времени, структурирование материала, языковое оформление?
- Как организуется повторение?
5. Вопросы к психологическому анализу учебной деятельности с учетом аттенционных способностей (внимание)
- Как учитель стимулирует интерес к содержанию урока?
- Как на уроке создается установка быть внимательным?
- Как раскрыта на уроке практическая значимость излагаемого материала?
- Как используются внешние особенности наглядного материала (яркость, новизна,
структурирование и пр.)? - Как организованно изложение материала (яркость, образность, эмоциональность
речи, смена интонации, новизна речевых форм)? - Как организована смена видов деятельности на уроке?
- Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?
- Как формируется цель деятельности на уроке?
- Как выбирается тема ведения урока?
- Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития аттенционных
способностей? - Как организуется активность учащихся на уроке?
- Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки
внимания? - Как учитель использует свои индивидуальные способности для организации
внимания учеников?
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Познавательные процессы и способности в обучении. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1990. – 142с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ учебной деятельности школы
Анализ учебной работы по приоритетной задаче "Достичь усвоения всеми учащимися объема и качества знаний до уровня федеральных государственных образовательных стандартов"...
Анализ учебной деятельности учителя географии и биологии Багаевой В.П. за 2013-2014 учебный год
В данном материале дан подробный анализ работы учителя биологии и географии за 2013-2014 учебный год...
Анализ учебной деятельности за 2013-2014 учебный год
Образовательная программа школы и учебный план школы-интерната предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего образования, развитие ребенка с ОВЗ в процессе обу...
Выступление на совещание директоров "Анализ учебной деятельности МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа №2"
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. С...
Анализ учебной деятельности
Анализ учебной деятельности...
Анализ учебной деятельности 2018-2019 г
Отчет по УВР...
Программа "Анализ учебной деятельности"
Данная программа учит подростков анализировать свою успеваемость. Идея данной программы состоит в том, чтобы ребёнка приучить ан...