Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».
консультация на тему
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 17.22 КБ |
sotsializatsiya_rebyonka-doshkolnika.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.
Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Факторы социализации:
Внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников. К ним относятся семья, детский коллектив. Дошкольное учреждение, культура.
Внутренние факторы – это индивидуальные особенности ребёнка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определённый стиль переживания межличностных отношений.
Аспекты социализации:
-Семья;
-детский сад;
-общество.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия
Поэтому в нашем учреждении проводится система мероприятий, направленных на осуществление процессов социализации личности, осуществляется педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей содействия в успешной первичной социализации ребенка:
деятельность педагога-психолога;
деятельность учителя-логопеда;
деятельность воспитателя:
развитие навыков самоконтроля, самостоятельного принятия решений,
развитие эмоциональной, познавательной сфер,
моторики, формирование у ребенка целостного представления о мире профессий, мире труда.
Развитие и воспитание ребёнка в дошкольном учреждении должны привести к результату.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.
От того как педагог организовывает совместную деятельность с детьми напрямую зависит развитие позитивной социализации Слайд
Принципу сотрудничества отводится большая роль в процессе социализации ребёнка. Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Важные принципы, которые должен соблюдать педагог на занятиях
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)
Эффективная социализация ребенка невозможна без просветительской работы с родителями:
организации совместного развивающего и познавательного досуга, тренинга родительской эффективности, повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте. Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.
Факторы социализации: Внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников. К ним относятся семья, детский коллектив, дошкольное учреждение, культура. Внутренние факторы – это индивидуальные особенности ребёнка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определённый стиль переживания межличностных отношений.
Аспекты социализации: Семья Д етский сад О бщество .
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель дошкольного образования: Создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Результат всего хода развития и воспитания ребёнка в ДОУ Осознание ребёнка самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей Максимальное раскрытие его индивидуально-возрастного потенциала Гармоничное развитие его личностных качеств Готовность к школьному обучению Овладение основами физической культуры и здорового образа жизни Умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками
Коллективная работа Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Имитационные игры
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л.Н. Толстой)
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»
Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....
Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД
Данная презентация содержит материализ опыта работы по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...
Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».
Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...
Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»
Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...
Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"
В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о формах и методах работы на уроке....