Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
статья (9 класс) на тему

Коптева Елена Владимировна

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

 

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?

Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994). При этом «трудный класс» зачастую рассматривается с позиции учителя, работающего с этим классом (например, Тюнников, 2005), что закономерно вызывает вопрос о том, где же эта «трудность»: в классе или в самом учителе?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

Современное общество развивается очень динамично. Кардинальные изменения происходят в сфере экономики, общественных отношений, в социальной структуре.

Предъявляются новые требования и к личности школьника. Личность рассматривается как творческое активное начало.

Какими мы хотим видеть своих детей? Активными? Да! Инициативными? Да! Самостоятельными? Да! Работоспособными? Да! Но зачастую, формируя в образовательном процессе все эти стороны личности, мы забываем о главных человеческих качествах: доброте, любви к ближнему, сострадании и милосердии. Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?

Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994). При этом «трудный класс» зачастую рассматривается с позиции учителя, работающего с этим классом (например, Тюнников, 2005), что закономерно вызывает вопрос о том, где же эта «трудность»: в классе или в самом учителе?

Признаки «трудного класса»

1.Эффективность совместной деятельности

Неэффективная учебная деятельность. Неэффективная внеучебная деятельность

2.Характеристика социально-психологического климата в группе

Неблагоприятный эмоциональный фон отношений вгруппе. Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность и др.).

3. Мотивация совместной деятельности

Преобладание «отрицательных» мотивов в структуре шаблона учебной деятельности группы. Низкий ранг учебы и нормативности поведения в иерархии групповых ценностей.

          В МБОУ «ООШ №7» обучается трудный 9-й класс в количестве 19 человек. Все дети 1999 года рождения, соц.статус следующий: 3 многодетные семьи, 2 малообеспеченные семьи, 4 детей воспитываются только мамой, родители разведены, остальные учащиеся из внешне благополучных семей среднего достатка. 7 учащихся посещают кружки вне школы - это муз.школы, СДЮШОР школы спортивного резерва по акробатике, волейболу, легкой атлетике. Остальные учащиеся охвачены внеурочной деятельностью в школе. В классе 1 учащийся состоит на учете в ОДН УМВД и ВШК. Классные руководители в этом классе неоднократно менялись, в силу различных объективных причин. В результате у учащихся не было четкой позиции в поведении со старшими, сложилась определенная иерархия в классе лидером из уголовного мира. В октябре 2014 года класс был предан новому классному руководителю, который вместе с педагогом-организатором, соц.педагогом смог настроить учащихся на созидательную волну, открыв в них лучшие качества, которые так долго таились за маской трудных и неуправляемых.

Нет неуправляемого класса, нужно просто найти подход к детям. Необходимо сплотить коллектив для того чтобы в нем не было "прослоек". Это ведь дети и с ними необходимо общаться в игровой форме, но не заигрываться; доверять и давать самостоятельности, но наблюдать чтобы не переборщили; и к девятому классу они будут сплоченным одним целым. Необходимо классному руководителю больше знать чем "дышит" каждый из учеников в классе. Я стараюсь максимально приблизиться к миру детей, но не довожу до панибратства. Нельзя переходить за черту корректности. Почти все время мы вместе: на переменах, во внеурочное время, секции, походы, в гости... Я придерживаюсь: "Умей так жить - чтоб за тобою шли"!

Сегодня особенно остро встал вопрос о возрождении тимуровского движения. Оно поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию их в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно как можно раньше, с самого детства.

 Мы не знаем, кем станут в будущем наши дети: юристами, инженерами, педагогами, но уверены в том, что они вырастут неравнодушными людьми.

Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.

Считая данный вопрос актуальным в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, я разработала «Методику организации проектной деятельности по развитию тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе». Особое внимание при разработке методики я уделила включению в социально значимую деятельность трудного класса.

Цель работы: разработка пакета программно – методических материалов, направленных на формирование  морально – нравственных качеств  личности через включение в  социально – значимую деятельность гражданско-патриотической направленности.

               Задачи:

  1. определение предпосылок организации проектной деятельности;
  2. выбор форм и методов тимуровской работы;
  3. определение основной педагогической технологии организации тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе;
  4. создание условий для успешной работы по проекту.

Область применения: разновозрастной детский коллектив.

Социально – значимая проектная деятельность

- предполагает взаимодействие участников проекта с социумом в процессе

  планирования и реализации идей  по достижению поставленной цели и

  получению конкретного результата совместной деятельности;

- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности

  детей и подростков, приобретение ими социального опыта;

 - служит средством развития творческой активности, мышления,  

  способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений находить

   нестандартные решения;

- воспитывает такие качества как, целенаправленность, настойчивость,

  организованность,  работоспособность, умение работать в команде;

- формирует у детей адекватную самооценку и  стремление к

  самосовершенствованию и личностному росту.

Работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В ходе реализации проекта происходит взаимодействие детей разных возрастов, идет приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, развиваются интересы, склонности и способности детей.

Данный вид деятельности будет эффективен, если в процессе ее подготовки и реализации соблюдать определенные принципы:

- гуманизма, в основе которого лежат любовь к ближнему, сочувствие, милосердие, справедливость;

- добровольности и демократизации: свобода в выборе форм деятельности;

- дифференциации и индивидуализации: выбор методов и форм деятельности с учетом возрастных особенностей, возможность каждого ребенка удовлетворить свои потребности и интересы;

- всеобщности и доступности: вовлечение всех без исключения детей и подростков в сферу деятельности, возможность использовать опыт работы с любым детским коллективом;

- преемственности и социализации: предполагает взаимодействие детей и взрослых с целью передачи социального опыта.

Содержание работы реализуется в несколько этапов.

Этап

Сроки

Реализа

ции

Содержание деятельности и формы работы на этапе

Формы

работы

Результат реализации этапа

1 этап. Организацион

ный

Сентябрь

Создание орг. комитета из числа педагогов и старшеклассников с целью планирования, анализа и оценки деятельности по проекту. Подготовка обучающихся к участию в проекте

Беседы, диспуты.

Определение состава орг. комитета. Выбор темы и проблемы проекта.

2 этап

Исследовательский

Сентябрь - октябрь

Работа по изучению тимуровского движения с привлечением социальных партнеров: родителей, педагогов, работников библиотеки и краеведческого музея.

Выбор форм и методов исследования, поиск источников  и сбор информации по проблеме.

Анкетирование, опросы, интервью, социологи

ческие исследова

ния, экскурсии, тематичес

кие классные часы.

Формирова

ние базы данных для определения плана практичес

кой реализации проекта.

3 этап.

Творческо – деятельност

ный (практический)

Октябрь - май

Разработка собственного варианта решения проблемы. Выбор форм и методов реализации проекта, разработка плана конкретных действий, создание временных творческих и рабочих групп.

Акции, операции, трудовой десант, агитбригада, торжественная линейка, устный журнал, конкурсы творческих работ.

Реализация плана работы по проекту.

4 этап

Информацион

ный

Ноябрь - май

Обработка информации по реализации проекта.

Выпуск стенгазет, тематичес

ких листовок и пр., публикации в СМИ.

Освещение работы по проекту в социуме через СМИ и пр.

5этап.

Заключитель

ный

Май

Подведение итогов работы по проекту за определенный промежуток времени (год).

Творческая презентация работы по проекту, создание стенгазет, награждение самых активных участников проекта.

Определение и награждение лидеров проекта.

Формы и методы реализации:

- устный опрос

- анкетирование

- акции и операции

- конкурсы

- тематические занятия

- совместные праздники

- круглые столы.

        Выбор форм работы соотносился целью проекта и категориями объектов взаимодействия (социальный статус, возрастные особенности).

Результативность деятельности.

Результатами данной работы стали:

- развитие  тимуровского движения через детское и подростковое социальное проектирование;

- развитие коммуникативных качеств участников проекта, обогащение позитивного персонального  опыта обучающихся;

- рост уровня заинтересованности детей и подростков в социально – значимой деятельности;

- расширение поля социального взаимодействия с ветеранами и участниками ВОВ, ветеранами педагогического труда, коллективом Старооскольского дома – интерната для престарелых и инвалидов, родителями, педагогическим коллективом школы, работниками филиала №6 ЦБС, Старооскольским  краеведческим музеем).

Заключение

Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.  С этой точки зрения, можно отметить следующие положительные результаты:

- детское объединение «Юность» развивается и действует, ищет новые направления, формы работы;

- социально – значимая проектная  деятельность дает большой простор для ценностно - значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

- благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый член детского объединения  имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;

- членам объединения предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях.

Говоря о достижениях учащихся, следует отметить личностные достижения. Под личностными достижениями детей понимаются те изменения, которые происходят в ребенке по отношению к нему самому, начиная от первого момента деятельности в объединении.

У членов детского объединения «Юность» отмечаются  следующие личностные достижения:

- повышение уровня воспитанности (Оценивание по методике Ю.В. Васильева):  уровень воспитанности 67% членов ДО «Юность» оценивается выше среднего;

- повышение уровня самостоятельности: по сравнению с 2007 годом в 2009 году уровень участия членов ДО в социально – значимой проектной деятельности увеличился с 54% до 85 %.

- повышение общественной активности, уровня самоуправления, развитие лидерских качеств и организаторских способностей: на протяжении четырех лет детское объединение «Юность» и Совет ДО является победителем городских конкурсов смотра деятельности детских общественных организаций и смотра Советов ДО.

Опыт детского объединения «Юность» по проектной деятельности  активно используется членами Ассоциации «С нами» (активисты тимуровского движения детских общественных объединений школ юго – западной и центральной частей города и детских объединений сельских школ Старооскольского городского округа).

 Хочется завершить выступление словами Библии: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»

Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....

Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД

Данная презентация содержит материализ опыта работы  по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности....

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"

В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о  формах и методах работы на уроке....