Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
статья (9 класс) на тему
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994). При этом «трудный класс» зачастую рассматривается с позиции учителя, работающего с этим классом (например, Тюнников, 2005), что закономерно вызывает вопрос о том, где же эта «трудность»: в классе или в самом учителе?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
Современное общество развивается очень динамично. Кардинальные изменения происходят в сфере экономики, общественных отношений, в социальной структуре.
Предъявляются новые требования и к личности школьника. Личность рассматривается как творческое активное начало.
Какими мы хотим видеть своих детей? Активными? Да! Инициативными? Да! Самостоятельными? Да! Работоспособными? Да! Но зачастую, формируя в образовательном процессе все эти стороны личности, мы забываем о главных человеческих качествах: доброте, любви к ближнему, сострадании и милосердии. Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?
Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994). При этом «трудный класс» зачастую рассматривается с позиции учителя, работающего с этим классом (например, Тюнников, 2005), что закономерно вызывает вопрос о том, где же эта «трудность»: в классе или в самом учителе?
Признаки «трудного класса»
1.Эффективность совместной деятельности
Неэффективная учебная деятельность. Неэффективная внеучебная деятельность
2.Характеристика социально-психологического климата в группе
Неблагоприятный эмоциональный фон отношений вгруппе. Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность и др.).
3. Мотивация совместной деятельности
Преобладание «отрицательных» мотивов в структуре шаблона учебной деятельности группы. Низкий ранг учебы и нормативности поведения в иерархии групповых ценностей.
В МБОУ «ООШ №7» обучается трудный 9-й класс в количестве 19 человек. Все дети 1999 года рождения, соц.статус следующий: 3 многодетные семьи, 2 малообеспеченные семьи, 4 детей воспитываются только мамой, родители разведены, остальные учащиеся из внешне благополучных семей среднего достатка. 7 учащихся посещают кружки вне школы - это муз.школы, СДЮШОР школы спортивного резерва по акробатике, волейболу, легкой атлетике. Остальные учащиеся охвачены внеурочной деятельностью в школе. В классе 1 учащийся состоит на учете в ОДН УМВД и ВШК. Классные руководители в этом классе неоднократно менялись, в силу различных объективных причин. В результате у учащихся не было четкой позиции в поведении со старшими, сложилась определенная иерархия в классе лидером из уголовного мира. В октябре 2014 года класс был предан новому классному руководителю, который вместе с педагогом-организатором, соц.педагогом смог настроить учащихся на созидательную волну, открыв в них лучшие качества, которые так долго таились за маской трудных и неуправляемых.
Нет неуправляемого класса, нужно просто найти подход к детям. Необходимо сплотить коллектив для того чтобы в нем не было "прослоек". Это ведь дети и с ними необходимо общаться в игровой форме, но не заигрываться; доверять и давать самостоятельности, но наблюдать чтобы не переборщили; и к девятому классу они будут сплоченным одним целым. Необходимо классному руководителю больше знать чем "дышит" каждый из учеников в классе. Я стараюсь максимально приблизиться к миру детей, но не довожу до панибратства. Нельзя переходить за черту корректности. Почти все время мы вместе: на переменах, во внеурочное время, секции, походы, в гости... Я придерживаюсь: "Умей так жить - чтоб за тобою шли"!
Сегодня особенно остро встал вопрос о возрождении тимуровского движения. Оно поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию их в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно как можно раньше, с самого детства.
Мы не знаем, кем станут в будущем наши дети: юристами, инженерами, педагогами, но уверены в том, что они вырастут неравнодушными людьми.
Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое - это хорошо забытое старое”.
Считая данный вопрос актуальным в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, я разработала «Методику организации проектной деятельности по развитию тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе». Особое внимание при разработке методики я уделила включению в социально значимую деятельность трудного класса.
Цель работы: разработка пакета программно – методических материалов, направленных на формирование морально – нравственных качеств личности через включение в социально – значимую деятельность гражданско-патриотической направленности.
Задачи:
- определение предпосылок организации проектной деятельности;
- выбор форм и методов тимуровской работы;
- определение основной педагогической технологии организации тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе;
- создание условий для успешной работы по проекту.
Область применения: разновозрастной детский коллектив.
Социально – значимая проектная деятельность
- предполагает взаимодействие участников проекта с социумом в процессе
планирования и реализации идей по достижению поставленной цели и
получению конкретного результата совместной деятельности;
- предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности
детей и подростков, приобретение ими социального опыта;
- служит средством развития творческой активности, мышления,
способности к анализу ситуаций, постановке задач и умений находить
нестандартные решения;
- воспитывает такие качества как, целенаправленность, настойчивость,
организованность, работоспособность, умение работать в команде;
- формирует у детей адекватную самооценку и стремление к
самосовершенствованию и личностному росту.
Работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В ходе реализации проекта происходит взаимодействие детей разных возрастов, идет приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, развиваются интересы, склонности и способности детей.
Данный вид деятельности будет эффективен, если в процессе ее подготовки и реализации соблюдать определенные принципы:
- гуманизма, в основе которого лежат любовь к ближнему, сочувствие, милосердие, справедливость;
- добровольности и демократизации: свобода в выборе форм деятельности;
- дифференциации и индивидуализации: выбор методов и форм деятельности с учетом возрастных особенностей, возможность каждого ребенка удовлетворить свои потребности и интересы;
- всеобщности и доступности: вовлечение всех без исключения детей и подростков в сферу деятельности, возможность использовать опыт работы с любым детским коллективом;
- преемственности и социализации: предполагает взаимодействие детей и взрослых с целью передачи социального опыта.
Содержание работы реализуется в несколько этапов.
Этап | Сроки Реализа ции | Содержание деятельности и формы работы на этапе | Формы работы | Результат реализации этапа |
1 этап. Организацион ный | Сентябрь | Создание орг. комитета из числа педагогов и старшеклассников с целью планирования, анализа и оценки деятельности по проекту. Подготовка обучающихся к участию в проекте | Беседы, диспуты. | Определение состава орг. комитета. Выбор темы и проблемы проекта. |
2 этап Исследовательский | Сентябрь - октябрь | Работа по изучению тимуровского движения с привлечением социальных партнеров: родителей, педагогов, работников библиотеки и краеведческого музея. Выбор форм и методов исследования, поиск источников и сбор информации по проблеме. | Анкетирование, опросы, интервью, социологи ческие исследова ния, экскурсии, тематичес кие классные часы. | Формирова ние базы данных для определения плана практичес кой реализации проекта. |
3 этап. Творческо – деятельност ный (практический) | Октябрь - май | Разработка собственного варианта решения проблемы. Выбор форм и методов реализации проекта, разработка плана конкретных действий, создание временных творческих и рабочих групп. | Акции, операции, трудовой десант, агитбригада, торжественная линейка, устный журнал, конкурсы творческих работ. | Реализация плана работы по проекту. |
4 этап Информацион ный | Ноябрь - май | Обработка информации по реализации проекта. | Выпуск стенгазет, тематичес ких листовок и пр., публикации в СМИ. | Освещение работы по проекту в социуме через СМИ и пр. |
5этап. Заключитель ный | Май | Подведение итогов работы по проекту за определенный промежуток времени (год). | Творческая презентация работы по проекту, создание стенгазет, награждение самых активных участников проекта. | Определение и награждение лидеров проекта. |
Формы и методы реализации:
- устный опрос
- анкетирование
- акции и операции
- конкурсы
- тематические занятия
- совместные праздники
- круглые столы.
Выбор форм работы соотносился целью проекта и категориями объектов взаимодействия (социальный статус, возрастные особенности).
Результативность деятельности.
Результатами данной работы стали:
- развитие тимуровского движения через детское и подростковое социальное проектирование;
- развитие коммуникативных качеств участников проекта, обогащение позитивного персонального опыта обучающихся;
- рост уровня заинтересованности детей и подростков в социально – значимой деятельности;
- расширение поля социального взаимодействия с ветеранами и участниками ВОВ, ветеранами педагогического труда, коллективом Старооскольского дома – интерната для престарелых и инвалидов, родителями, педагогическим коллективом школы, работниками филиала №6 ЦБС, Старооскольским краеведческим музеем).
Заключение
Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. С этой точки зрения, можно отметить следующие положительные результаты:
- детское объединение «Юность» развивается и действует, ищет новые направления, формы работы;
- социально – значимая проектная деятельность дает большой простор для ценностно - значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;
- благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый член детского объединения имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;
- членам объединения предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях.
Говоря о достижениях учащихся, следует отметить личностные достижения. Под личностными достижениями детей понимаются те изменения, которые происходят в ребенке по отношению к нему самому, начиная от первого момента деятельности в объединении.
У членов детского объединения «Юность» отмечаются следующие личностные достижения:
- повышение уровня воспитанности (Оценивание по методике Ю.В. Васильева): уровень воспитанности 67% членов ДО «Юность» оценивается выше среднего;
- повышение уровня самостоятельности: по сравнению с 2007 годом в 2009 году уровень участия членов ДО в социально – значимой проектной деятельности увеличился с 54% до 85 %.
- повышение общественной активности, уровня самоуправления, развитие лидерских качеств и организаторских способностей: на протяжении четырех лет детское объединение «Юность» и Совет ДО является победителем городских конкурсов смотра деятельности детских общественных организаций и смотра Советов ДО.
Опыт детского объединения «Юность» по проектной деятельности активно используется членами Ассоциации «С нами» (активисты тимуровского движения детских общественных объединений школ юго – западной и центральной частей города и детских объединений сельских школ Старооскольского городского округа).
Хочется завершить выступление словами Библии: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»
Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность на уроках географии».Информационно – педагогический модуль....
Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД
Данная презентация содержит материализ опыта работы по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...
Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».
Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...
Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности....
Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»
Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...
Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"
В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о формах и методах работы на уроке....