Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».
проект на тему

Лазарева Елена Ивановна

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление связей между поколениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semeynyy_ochag1.doc606 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г.Барыше»

                                                  Проект

«Семейный очаг»

Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

                                                     

                                                                                               Автор:

                                                 Социальный педагог                                       Лазарева Елена Ивановна

                                                                             Срок реализации: 1 год 3месяца

Цель:

    Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление связей между поколениями.

Задачи:

-  оказывать своевременную психолого – педагогическую и  медико – социальную помощь особо нуждающимся детям   и их семьям;

- корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

-  осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска»;

- установить партнерские отношения с семьями воспитанников;

- содействовать формированию у членов семьи   социально- коммуникативных  навыков;

- углубить педагогические знания родителей;

-вовлекать родителей в воспитательный процесс социально- реабилитационного центра;

-оказать семьям и детям помощь в решении личных психоэмоциональных  проблем, препятствующих развитию способности решать свои проблемы самостоятельно;

-преодолевать неблагополучия в детско-родительских отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

-формировать у подростков осознанное отношение к роли родителей;

-создать условия для облегчения материального положения семьи;

Направления деятельности по проекту:

  • Обучение добровольцев- волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными семьями;

  • Создание в реабилитационном центре службы   по сопровождению семей из специалистов, инициирующих привлечение родителей к работе с неблагополучными семьями;

  • Проведение на базе реабилитационного центра   семинаров   с участием специалистов, родителей, детей- волонтеров для формирования их авторской  позиции и проектирования собственной деятельности;

  • Оказание помощи неблагополучным  семьям  специалистами  ведомств  МО «Барышский район»  и социально- реабилитационным центром;

  • Оказание консультативной помощи специалистам, родителям  и  детям- волонтерам  в процессе их деятельности;

  • Вовлечение родителей в мероприятия, проводимые   в   социально-  реабилитационном центре «Планета детства».

 Степень реализации проекта

       Неблагополучным семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны специалистов социально- реабилитационного   центра «Планета детства».  В   зависимости от характера проблем таким семьям должны оказываться: педагогическая, психологическая, организационная, координационная помощь.

  • Педагогическая   помощь родителям во взаимодействии с детьми заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании.
  • Психологическая, социально-психологическая поддержка, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений.
  • Организационная – организация семейного досуга.
  • Координационная – направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. 

         При   работе   с семьей используются наиболее распространенные приемы консультирования: внушение, убеждение, художественные аналоги, мини-тренинги. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей – тренинги, которые дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль, лидера   при обмене информацией,    развивает активность и уверенность родителей.

         Известно, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

     - ранее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;

     - определение причин неблагополучия семьи;

     - осуществление информационной помощи семье;

     - организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;

   В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:

   - изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений   семей за помощью.

  - первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

  - знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

   - знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод.

  - изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

   - изучение личностных особенностей членов семьи.

   - координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.

   - составление программы работы с неблагополучной семьей (подростком).

   - выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

     

Ожидаемые результаты     

В рамках проекта будут реализованы следующие виды услуг по профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства:

 - сопровождение деятельности субъектов, занимающихся работой с неблагополучными семьями, профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства (информационное, методическое, практическое);

- взаимодействие с различными структурами, занимающимися профилактикой детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства детей из неблагополучных семей, опыта продуктивного разрешения конфликтов квалифицированными специалистами и самими детьми;

- возникшего в центре     нового,     эффективного вида помощи детям и семьям «группы риска»– детско-родительского  волонтерства.

                 

 

       

         План реализации проекта.

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Примечание

1.

Создание   микрогруппы  «Шанс» из родителей по работе с неблагополучными семьями.

Октябрь 2014г.

Создание микрогруппы из добровольцев   родителей- волонтеров для работы с неблагополучными семьями.

2.

Организация социального партнерства со всеми учреждениями системы профилактики МО «Барышский район» при работе с неблагополучными семьями:

 1.  Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Барышскому району;

2. ПДН МО МВД России «Барышский»;

3. КПДН и ЗП при администрации МО «Барышский район;

4. Управление образования- органы опеки и попечительства

- рейды по неблагополучным семьям;

- вызов родителей  на

Комиссию по делам несовершеннолетних;

- обращение в Прокуратуру;

- помощь социальной службы;

-помощь в трудоустройстве безработных родителей;

Декабрь 2014г.

По графику межведомственных рейдов

По мере необходимости

Согласование   совместных планов    работы с ведомствами системы профилактики МО «Барышский район» при работе с неблагополучными семьями.

Составление совместной индивидуальной программы реабилитации неблагополучной  семьи.  

3.

Разработка программы «Шанс» по профилактике   и  коррекции  семейного неблагополучия в условиях СРЦН.  

Октябрь 2014г.

  4.

Диагностика, выявление неблагополучных семей.

Октябрь 2014г.- декабрь  2015г.

Проведение тестов, опросов, исследований семейных ситуаций:

-Опросник по шкале для выявления внутрисемейных отношений;

-Методика «Семейная жизнь глазами матери»(PARI).

-Исследования родительских установок и реакций (тест «Стили родительского поведения».

5.

Составление карты неблагополучных семей.

В течение всего периода

Индивидуальная программа комплексной реабилитации семей.

6.

Индивидуальная работа: посещение на дому,   составление акта жилищно- бытовых условий; изучение ситуации в семье; установление контакта с членами семьи и т.д.      

В течение всего периода

Рекомендации, советы по восстановлению статуса семьи; по взаимоотношениям родитель- ребенок-этика; по содержанию и воспитанию ребенка; по изменению и улучшению жизненной ситуации.    

7.

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей.

- по социально- правовым вопросам;

- полная семья в жизни ребенка;

- особенности общения с ребенком;

В течение всего периода

Индивидуальное консультирование социальным   педагогом, педагогом- психологом, юристом, специалистом по социальной работе, медперсоналом.  

8.

Родительский всеобуч и родительские собрания.  Беседы на педагогические темы:  

- вредные привычки  детей и родителей;

- совместное проведение свободного времени;

- личный пример родителей;

- профилактика правонарушений;

- стили семейного воспитания

-родительский авторитет: из чего он складывается;

- идеальные родители глазами детей, идеальные дети глазами родителей;

- здоровье родителей - здоровье детей;

 

Каждый месяц

Участие родителей на родительских собраниях, всеобучи, совместные мероприятия; День открытых дверей в родительский день- четверг. Вовлечение родителей в детско- родительский клуб «Семь+Я».    

9.

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:

- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;

- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных  явлений в семье;

- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

Постоянно

Социальный педагог, педагог- психолог.

10.

Подготовка волонтеров из числа   воспитанников  для работы с детьми из неблагополучных семей

Постоянно

Оказание безвозмездной помощи детям из неблагополучных семей в подготовке уроков, вовлечение в кружки по интересам, чтение книг и т.д.

11.

Подготовка волонтеров из числа родителей для работы с неблагополучными  семьями.

Постоянно

Планируются ближние цели,  отвечающие за обустройство быта, поиск работы,   восстановление связи со школой, помощь родителям в регистрации в Центр занятости и т. п.  

12.

Привлечение родителей (волонтеров) для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей и родителей  из неблагополучных семей.

Постоянно

Совместные культурно- массовые мероприятия с участием детей и родителей.

Новизна:

  На   базе социально-  реабилитационного   центра  «Планета  детства»     организовать  семинары для обучения    родителей  по  работе с неблагополучными семьями.  

Микрогруппы   из родителей -  волонтеров,    окажут   в ходе  проекта помощь  неблагополучным  семьям:

-  по возвращению детей в семью;

- преодолению нарко- и токсикозависимости, алкоголизма родителей и детей;

-  разрешению семейных конфликтов;

- созданию детям безопасных условий проживания в семье;

- включению детей с криминальной направленностью в социально-реабилитационные программы, в зависимости от потребностей семей.

В ходе реализации этой деятельности планируется проведение консультаций для   микрогрупп   волонтеров.

Условия реализации проекта.

- Совместная работа всех учреждений системы профилактики МО «Барышский район» заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства, и реабилитации неблагополучных семей (КпДН и ЗП, Управление образования- органы опеки и попечительства, ПДН, Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Барышскому району).

- Профессиональная компетенция специалистов социально- реабилитационного центра по данной проблеме.

- Предметно- развивающая среда.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Методический   инструментарий:
  • разработка    перспективного плана  работы по программе

              «Шанс»;

               - анкеты, опросники, тесты   и   диагностический материал  

                 для    детей и родителей из неблагополучных семей;

               - тренинги

               - план Межведомственного взаимодействия с учреждениями           системы профилактики МО «Барышский район».

                - разработка памяток, рекомендаций по работе с неблагополучными            семьями.

  • Исследовательский инструментарий:

               - интернет ресурсы;

-мультимедийной оборудование;

- материалы библиотек.

  • Изготовление стенда по организации работы с неблагополучными семьями «Моя крепкая семья», конкурс и выставка рисунков «Счастливая семья»; выпуск фотоальбома по результатам работы над проектом.

Практическая значимость проекта:

В социально- реабилитационном центре «Планета детства» накоплен определенный опыт в работе с неблагополучными семьями. Это и выявление семьи, и диагностика, и регулярная профилактическая работа, и обращение в различные учреждения, занимающиеся профилактикой правонарушений и работающие с семьями: ПДН МО МВД России «Барышский», КПДН и ЗП при администрации МО «Барышский район», Управление Министерства здравоохранения и социального   развития по Барышскому району, Управление образования - отдел опеки и попечительства

Отбор неблагополучных семей для реабилитации проводится по наблюдениям во время посещения и изучения семей   социальным педагогом,  заведующими  дневным и стационарным отделениями, педагогом- психологом, юристом социально- реабилитационного центра.

Проект оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей. Еще один показатель успешности – улучшение отношений в асоциальных семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек, вовлечение детей из неблагополучных семей в работу Центра.  Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации в семье.  

Перспективы дальнейшего развития проекта:

К сожалению, ежегодно списки неблагополучных семей пополняются новыми именами. Поэтому проект будет актуален и после его завершения. Естественно, он будет дополнен и модернизирован, будут включены новые приемы работы, но основа проекта останется.

Первые шаги по осуществлению проекта

«Семейный очаг»

       Проектная деятельность развернулась с конца октября 2014года и  находится   на начальной стадии реализации. Сделано еще не все, но то, что сделано уже приносит результаты. В начале 2014 года состояли   на патронаже в нашем   учреждении   61 семья, из них 20 семей, состоящих на профилактическом учете в ведомствах системы   профилактики,  а концу года 53 семьи, из них 12 семей, состоящих на профилактическом учете в учреждениях системы профилактики.  Все неблагополучные семьи выявляются и изучаются. Выстраивается единая система работы с неблагополучными семьями: выявление, изучение, посещение, беседы.

   За прошедшие месяцы сформирован банк данных семей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении;   проведен мониторинг социально- экономического положения семей с детьми для  оперативного  оказания им необходимых услуг; заключены соглашения о безвозмездной помощи семьям, состоящим в банке данных учреждения. Составлены индивидуальные  совместные планы мероприятий с семьей; закреплены наставники за семьей из общественности; организовано и осуществляется  социальное партнерство со всеми учреждениями системы профилактики в городе Барыше:  Управление Министерства здравоохранения и социального развития по Барышскому району, КПДН и ЗП при администрации МО «Барышский район», ПДН МО МВД России «Барышский», Управление образования- отдел опеки и попечительства, Центр «Семья» и др. общественными организациями для комплексного подхода к решению проблем семей и несовершеннолетних.      

Приложение 1

Мониторинг семей, состоящих на социальном патронаже в ОГКУСО СРЦН «Планета детства» в г. Барыше.

        Приложение 2

Мониторинг   несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации МО «Барышский район»,  помещенных   на стационарное отделение ОГКУСО СРЦН «Планета детства».

        Приложение 3

Мониторинг семей, находящихся в социально опасном положении до реализации проекта   и семьи, снятые с профилактического учета   по улучшению ситуации в семье в процессе реализации

Проекта: «Семейный очаг» в 2014году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"

Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение  целесообразно в рамках Недели права.  С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...

«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»

Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....

Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД

Данная презентация содержит материализ опыта работы  по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...

Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности....

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

Создание условий для успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на уроках " Основы социальной жизни"

В данном материале содержится информация о разделах, изучаемых на уроках основы социальной жизни, а также о  формах и методах работы на уроке....