Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.
методическая разработка по психологии по теме
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.
Тема занятия: «Космическое путешествие».
Возраст детей: 7-10лет.
Количество детей на занятии: мини - группа из 4- 6 человек.
Цели занятия:
- Развитие общей осведомленности детей, кругозора, словарного запаса.
- Развитие когнитивных процессов.
- Обучение навыкам партнерских отношений, умения работать в группе.
- Развитие умения выражать свои положительные эмоции.
- Снятие психо-эмоционального напряжения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.
Тема занятия: «Космическое путешествие».
Возраст детей: 7-10 лет.
Количество детей на занятии: мини - группа из 4- 6 человек.
Цели занятия:
- Развитие общей осведомленности детей, кругозора, словарного запаса.
- Развитие когнитивных процессов.
- Обучение навыкам партнерских отношений, умения работать в группе.
- Развитие умения выражать свои положительные эмоции.
- Снятие психо-эмоционального напряжения.
Задачи:
- Ознакомление детей с именами первых космонавтов.
- Развитие памяти, внимания, восприятия, воображения.
- Развитие навыков партнерских отношений и групповой работы.
- Развитие координации и произвольности движений, согласованности в движениях с другими ребятами.
- Обучение вербально и телесно выражать положительные чувства и создание позитивных установок друг на друга.
- Проведение релаксаций для снятия нервно-мышечного и эмоционального напряжения.
Место проведения занятия: кабинет для групповых занятий педагога-психолога.
Продолжительность занятия: 40 минут
Оборудование:
- Магнитофон.
- Магнитная доска.
Методический инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность:
- Вспомогательные материалы (диски с музыкой, картинки с изображением первых космонавтов; разрезанная на кусочки картинка, картинки, на которых изображены космонавт, ракета, скафандр, небо, земля, луна, солнце, космос, звезда, солнечная система, галактика, картинки к упражнениям «Найди 3 части одного круга» и « Найди 2 одинаковых рисунка»)
- Игровые материалы (ободки со звездами на голову, колпаки на голову, бейджики с изображением космонавтов, мяч, веревки для связывания ног)
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
- Я учусь владеть собой: Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у учащихся классов компенсирующего обучения / Авт.-сост. М.Н. Мясникова, В.В. Скарга. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 45 с.
- Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48с. (Психологическая служба.)
- Крюкова С.В., Слободянник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: «Генезис», 1999 – 198 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
- Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.- 147 с.
Ход занятия
- Чтобы быть сегодня бодрыми и сохранить свое здоровье, выполним физкультминутку.
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться. Два - нагнуться, потянуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть раз дружно всем присесть. Семь – на стулья тихо сесть.
- Все взбодрились? Теперь выполним наш ритуал приветствия, который мы выполняем на каждом занятии.
Ритуал приветствия. Упражнение «Комплименты».
Цели: формировать умение делать комплименты, вербально выражать свои положительные чувства и создавать позитивные установки друг на друга.
Инструкция:
- Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, говоря им приветствие и комплименты. Когда приветствие и комплимент будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.
- Все зарядились положительными эмоциями? Молодцы! Можем продолжать наше занятие.
- Чтобы узнать тему нашего занятия выполним следующее упражнение.
Упражнение «Мозаика»
Цели: развивать наглядно-образное мышление, восприятие, умение работать в команде.
Инструкция:
- Вы видите пред собой разрезанную на кусочки картинку. Возьмите по одному кусочку и все вместе попробуйте сложить картинку, прикрепляя ее кусочки на доске магнитами.
Обсуждение:
- Понравилась эта игра?
- Трудно было собирать картинку?
- Отгадайте загадки на тему нашего занятия.
Загадки.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Тема занятия «Космическое путешествие»
- Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики) Сегодня, ребята, у нас будет необычное занятие – мы отправимся в космическое путешествие.
Цель нашего полета - развивать кругозор, словарный запас, память, мышление, внимание, учиться работать дружно в коллективе, обучаться навыкам партнерских добрых отношений.
Угадайте загадку:
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
Упражнение «Первые космонавты»
Цель: познакомить детей с именами первых космонавтов.
Показываются картинки с фотографиями первых космонавтов и называются их имена, после дети хором повторяют имена космонавтов.
- А теперь занимайте места в ваших космических кораблях. Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5, 4, 3, 2, 1, Пуск!
Релаксационное упражнение «Полет»
Цель: снять нервно-мышечное напряжение.
Инструкция:
-Сядьте на край стула, приподнимите и напрягите ноги, представьте, что держите штурвал корабля, напрягите руки, держите напряжение. Корабль набирает скорость. Корабль вышел в открытый космос. Расслабьте руки и ноги, почувствуйте состояние невесомости, расслабьте тело.
Обсуждение:
- Почувствовали легкость и расслабленность в теле?
- Пока продолжается полет, пополним свой кругозор и словарный запас, а так же потренируем зрительную память.
Упражнение «Запомни картинки»
Цель: Пополнить кругозор и словарный запас у учащихся, развивать зрительную память.
Инструкция.
Детям показываются большие картинки, на которых изображены космонавт, ракета, скафандр, небо, земля, луна, солнце, космос, звезда, солнечная система, галактика, инопланетянин и дается инструкция запомнить как они называются и выглядят. После картинки убираются и предлагается каждому из учеников вспомнить по одному изображению (дети не должны повторять уже названные изображения). Кто называет правильно, тот идет к столу, на котором лежат маленькие изображения, дублирующие большие картинки, выбирает ту, которую назвал и показывает ее.
Обсуждение:
- Трудно было вспоминать картинки?
- Все молодцы! Мы прилетели на дружескую планету. Будем высаживаться. Наша ракета приземлилась на маленький ледяной остров, вокруг вода и плавающие льдины. Нам придется выходить на небольшую льдину.
Упражнение "Все на льдину".
Цель: научить работать дружно в коллективе.
Оборудование: развернутая газета, обозначающая границы льдины.
Задача участников - уместиться всей командой на площадке средней величины. На втором этапе нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.
Обсуждение:
- Понравилось упражнение?
- Что помогло удержаться всем на льдине?
- На этой планете холодно. А на земле бывает холодно? А где холоднее, на севере или на юге? Мы живем на какой части земли, южной или северной?
Упражнение «Продвижение по льдинам»
Цель: научить работать дружно в коллективе, обучать навыкам партнерских отношений, согласованности в движениях.
Инструментарий: веревка для связывания ног, бумага, обозначающая границы льдин.
Инструкция:
- Перед вами море холодной воды. Вы должны пересечь его, но можете передвигаться только по льдинам. Если кто-то ступит в море, упражнение начинается сначала. Передвигаться вы будете по трое, у каждого участника тройки правая нога будет связана с левой ногой товарища.
По сигналу начинаете передвижение по льдинам. Передвигаться можете любым придуманным вами способом. Можно помогать друг другу.
Обсуждение:
-Трудно было передвигаться по льдинам?
- Что понравилось в упражнении?
- Все молодцы! Хорошо постарались! Похлопаем друг другу!
Встреча с инопланетянами. Дети делятся на космонавтов и инопланетян. Космонавты надевают колпаки с изображением космонавтов, инопланетяне ободки на голову со звездами.
- Мы все хотим дружеского и хорошего отношения между космонавтами и инопланетянами, для этого выполним следующее упражнение.
Упражнение « Объятия».
Цели: обучать физически выражать свои положительные чувства.
Инструкция:
- Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки и обнимали. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Чтобы выразить свои дружеские чувства, вы все, космонавты и инопланетяне, будете обнимать друг друга.
Обсуждение упражнения:
- Понравилась ли тебе эта игра?
- У инопланетян есть свой ритуал приветствия, в этом приветствии они демонстрируют дружеские отношения. Сейчас мы его выполним.
Упражнение Имя и движение
Цели: развивать воображение, внимание, двигательную телесную память.
Инструкция:
- Встаньте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. После того как все назовут и покажут движением свои имена, группа должна будет вспомнить повторить имена и движения каждого из участников.
Обсуждение:
- Понравилось знакомиться таким образом?
- Легко ли было запомнить движения каждого участника?
- Инопланетяне очень любят играть в различные головоломки, и поэтому они подготовили для гостей с Земли несколько заданий на развитие мышления, восприятия и внимания. Инопланетяне тоже будут выполнять эти задания, так как очень любят учиться.
Упражнение «Найди 3 части одного круга»
Цель: развивать пространственное восприятие, наглядно-образное мышление.
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание?
Упражнение « Найди 2 одинаковых рисунка»
Цель: развивать произвольное внимание.
Инструкция:
- Возьмите себе по картинке. На каждой из них 6 изображений. Ваша задача – найти 2 одинаковых. Будьте внимательны. Цифры одинаковых изображений обведите кружочком.
- Все выполнили задание? Сейчас вы будете проверять работу у своего соседа. На доске написаны правильные цифры к каждому из рисунков.
Рыба- 2 и 5
Корабль- 2 и 4
Клоун- 3 и 6
Лягушка- 1 и 5
Дом- 2 и 4
Лев- 5 и 6
Имена первых космонавтов.
Цель: развивать и проверять долговременную память у детей.
Инструкция:
- Пора возвращаться на землю. Перед полетом на землю давайте вспомним имена первых космонавтов, которые я вам называла в начале путешествия. Дружно назовите мне их имена.
- Пора возвращаться на землю.
Релаксационное упражнение «Полет»
Цель: снять нервно-мышечного напряжение.
Инструкция:
-Сядьте на край стула, приподнимите и напрягите ноги, представьте, что держите штурвал корабля, напрягите руки, держите напряжение. Корабль набирает скорость. Корабль вышел в открытый космос. Расслабьте руки и ноги, почувствуйте состояние невесомости, расслабьте тело. Корабль летит к земле. Напрягите тело, космонавты чувствуют сильное напряжение. Корабль приземлился на землю. Расслабьте свое тело. Мы на земле, похлопаем себе. Молодцы!
Групповая рефлексия « Мяч по кругу»
Цель: Узнать у детей их отзывы о занятии, выяснить, что вызывало трудности.
Оборудование: мяч.
Инструкция: У кого мяч в руках, отвечает на вопрос и передает мяч следующему.
Вопросы: Что понравилось на занятии? Что было для вас самым трудным на занятии?
В конце упражнения дети, передавая мяч, говорят друг другу «Спасибо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1. Познакоми...
Опыт работы социального педагога по теме: "Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий, как необходимое условие успешной социализации" "
Опыт работы с младшими школьниками....
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКАДанная сатья будет полезна и родителям, и учителям....
Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...
Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...
Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с языка одной модально...