Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.
методическая разработка по психологии по теме

Хохлова Светлана Васильевна

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.

Тема занятия: «Космическое путешествие».

Возраст детей: 7-10лет.

          Количество детей на занятии: мини - группа из 4- 6 человек.

Цели занятия:                    

  • Развитие общей осведомленности детей, кругозора, словарного запаса.
  • Развитие когнитивных процессов.
  • Обучение навыкам партнерских отношений, умения работать в группе.
  • Развитие умения выражать свои положительные эмоции.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой и когнитивной сферы младшего школьника с ЗПР.

Тема занятия: «Космическое путешествие».

Возраст детей: 7-10 лет.

          Количество детей на занятии: мини - группа из 4- 6 человек.

Цели занятия:        

  • Развитие общей осведомленности детей, кругозора, словарного запаса.
  • Развитие когнитивных процессов.
  • Обучение навыкам партнерских отношений, умения работать в группе.
  • Развитие умения выражать свои положительные эмоции.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения.

Задачи:

  • Ознакомление детей с именами первых космонавтов.
  • Развитие памяти, внимания, восприятия,  воображения.
  • Развитие навыков партнерских отношений  и групповой работы.
  • Развитие координации и произвольности движений, согласованности в движениях с другими ребятами.
  • Обучение  вербально и телесно выражать положительные  чувства и создание позитивных установок  друг на друга.
  • Проведение релаксаций  для снятия нервно-мышечного и эмоционального напряжения.

Место проведения занятия: кабинет для групповых занятий педагога-психолога.

Продолжительность занятия: 40 минут

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Магнитная доска.

Методический инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность:

  • Вспомогательные материалы (диски с музыкой, картинки с изображением первых космонавтов; разрезанная на кусочки картинка, картинки, на которых изображены космонавт, ракета, скафандр, небо, земля, луна, солнце, космос, звезда, солнечная система, галактика, картинки  к упражнениям «Найди 3 части одного  круга»  и  « Найди 2 одинаковых рисунка»)
  • Игровые материалы (ободки со звездами  на голову, колпаки на голову,  бейджики с изображением космонавтов,  мяч, веревки для связывания ног)

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

  • Я учусь владеть собой: Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у учащихся классов компенсирующего обучения / Авт.-сост. М.Н. Мясникова, В.В. Скарга. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 45 с.
  • Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48с. (Психологическая служба.)
  • Крюкова С.В., Слободянник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: «Генезис», 1999 – 198 с.
  • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
  • Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.- 147 с.

Ход занятия

- Чтобы быть сегодня бодрыми и сохранить свое здоровье, выполним физкультминутку.

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться. Два - нагнуться, потянуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать.  Шесть раз дружно всем присесть.  Семь – на стулья тихо сесть.

- Все взбодрились? Теперь выполним  наш ритуал приветствия, который мы выполняем на каждом занятии.

Ритуал приветствия. Упражнение «Комплименты».

Цели: формировать умение делать комплименты, вербально выражать свои положительные чувства и создавать позитивные установки друг на друга.

Инструкция:

- Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, говоря им приветствие и  комплименты. Когда приветствие и комплимент будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

- Все зарядились положительными эмоциями? Молодцы! Можем продолжать наше занятие.

- Чтобы узнать тему нашего занятия выполним следующее упражнение.

Упражнение «Мозаика»

Цели: развивать наглядно-образное мышление, восприятие, умение работать в команде.

Инструкция:

- Вы видите пред собой разрезанную на кусочки картинку.  Возьмите  по одному кусочку и все вместе попробуйте сложить картинку, прикрепляя ее кусочки на доске магнитами.

Обсуждение:

- Понравилась  эта игра?

- Трудно было собирать картинку?

- Отгадайте загадки на тему нашего занятия.

Загадки.

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Тема занятия «Космическое путешествие»

- Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День космонавтики) Сегодня, ребята, у нас будет необычное  занятие – мы отправимся в космическое путешествие.

Цель нашего полета - развивать кругозор, словарный запас, память, мышление, внимание, учиться работать дружно в коллективе, обучаться навыкам партнерских добрых отношений.

Угадайте загадку:

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …

Упражнение  «Первые космонавты»

Цель: познакомить детей с именами первых космонавтов.

Показываются картинки с фотографиями первых космонавтов и называются их имена, после дети хором  повторяют имена космонавтов.

- А теперь занимайте места в ваших космических кораблях.  Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5, 4, 3, 2, 1, Пуск!

Релаксационное упражнение «Полет» 

Цель: снять нервно-мышечное напряжение.

Инструкция:

-Сядьте на край стула, приподнимите и напрягите ноги, представьте, что держите штурвал корабля, напрягите руки, держите напряжение.  Корабль набирает скорость. Корабль вышел в открытый космос.  Расслабьте руки и ноги, почувствуйте состояние невесомости, расслабьте тело.
         Обсуждение:

- Почувствовали легкость  и расслабленность в теле?

- Пока продолжается полет,  пополним свой кругозор и словарный запас, а так же потренируем зрительную память.

Упражнение  «Запомни картинки»

Цель: Пополнить кругозор и словарный запас у учащихся,  развивать зрительную  память.

Инструкция.

Детям показываются большие картинки, на которых изображены космонавт, ракета, скафандр, небо, земля, луна, солнце, космос, звезда, солнечная система, галактика, инопланетянин и дается инструкция запомнить как они называются и выглядят.  После картинки убираются и предлагается каждому из учеников вспомнить по одному изображению (дети не должны повторять уже названные изображения). Кто называет правильно, тот идет к столу, на котором лежат маленькие изображения, дублирующие большие картинки,   выбирает ту, которую назвал  и  показывает ее.

Обсуждение:

- Трудно было вспоминать картинки?

- Все молодцы! Мы прилетели на дружескую планету. Будем высаживаться.  Наша ракета приземлилась на маленький ледяной остров, вокруг вода и плавающие льдины. Нам придется выходить на небольшую льдину.

Упражнение "Все на льдину".

Цель: научить работать дружно в коллективе.
         Оборудование: развернутая газета, обозначающая границы льдины.

Задача участников -  уместиться всей командой на площадке средней величины. На втором этапе  нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

Обсуждение:

- Понравилось упражнение?

- Что помогло удержаться всем на льдине?

- На этой планете холодно. А на земле бывает  холодно? А где холоднее, на севере или на юге? Мы живем  на какой части  земли,  южной или северной?

Упражнение  «Продвижение по льдинам»

Цель: научить работать дружно в коллективе, обучать навыкам партнерских отношений, согласованности в движениях.

Инструментарий: веревка для связывания ног, бумага, обозначающая границы льдин.

Инструкция:

- Перед вами море холодной воды.  Вы должны пересечь его, но можете передвигаться только по льдинам. Если кто-то ступит в море, упражнение начинается сначала. Передвигаться вы будете по трое, у каждого участника тройки правая нога будет связана с левой ногой товарища.

По сигналу  начинаете передвижение по льдинам.  Передвигаться можете любым придуманным вами способом.  Можно помогать друг другу.

Обсуждение:

-Трудно было передвигаться по льдинам?

- Что понравилось в упражнении?

- Все молодцы!  Хорошо постарались! Похлопаем друг другу!

Встреча с инопланетянами.  Дети делятся на космонавтов и инопланетян. Космонавты надевают  колпаки  с изображением космонавтов, инопланетяне ободки на голову со звездами.

- Мы все хотим дружеского и хорошего отношения между космонавтами и инопланетянами, для этого выполним следующее упражнение.

Упражнение « Объятия».

Цели: обучать физически выражать  свои положительные чувства.

 Инструкция:

- Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки и обнимали.  Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Чтобы  выразить свои дружеские чувства, вы все, космонавты и инопланетяне, будете обнимать друг друга.  

 Обсуждение упражнения:

-  Понравилась ли тебе эта игра?

- У инопланетян есть свой ритуал приветствия, в этом приветствии они демонстрируют дружеские отношения. Сейчас мы его выполним.

Упражнение Имя и движение

Цели:  развивать воображение, внимание, двигательную телесную память.

Инструкция:

- Встаньте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение  руками, ногами, всем телом. После того как все назовут и покажут движением свои имена, группа должна будет вспомнить  повторить  имена и движения каждого из участников.  

Обсуждение:

- Понравилось знакомиться таким образом?

- Легко ли было запомнить движения каждого участника?

- Инопланетяне очень любят играть в различные головоломки, и поэтому они подготовили для  гостей с Земли несколько заданий на развитие мышления, восприятия и внимания. Инопланетяне  тоже будут выполнять эти задания, так как очень любят учиться.

Упражнение «Найди 3 части одного  круга»

Цель: развивать пространственное восприятие, наглядно-образное мышление.

Обсуждение:

- Трудно было выполнять задание?

Упражнение « Найди 2 одинаковых рисунка»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция:

- Возьмите себе по картинке. На каждой из них 6 изображений. Ваша задача – найти 2 одинаковых.  Будьте внимательны. Цифры одинаковых изображений обведите кружочком.

- Все выполнили задание? Сейчас вы будете проверять работу у своего соседа. На доске написаны правильные цифры к каждому из рисунков.

Рыба- 2 и 5

Корабль- 2 и 4

Клоун- 3 и 6

Лягушка- 1  и 5

Дом- 2 и 4

Лев- 5 и 6        

Имена первых космонавтов.

Цель: развивать и проверять  долговременную  память у детей.

Инструкция:

- Пора возвращаться на землю. Перед полетом на землю давайте вспомним имена первых космонавтов, которые я вам называла в начале путешествия. Дружно назовите мне их имена.

- Пора возвращаться на землю.

Релаксационное упражнение «Полет»

Цель: снять  нервно-мышечного напряжение.

Инструкция:

-Сядьте на край стула, приподнимите и напрягите ноги, представьте, что держите штурвал корабля, напрягите руки, держите напряжение.  Корабль набирает скорость. Корабль вышел в открытый космос.  Расслабьте руки и ноги, почувствуйте состояние невесомости, расслабьте тело.  Корабль летит к земле. Напрягите тело, космонавты чувствуют сильное напряжение. Корабль приземлился на землю. Расслабьте свое тело. Мы на земле, похлопаем себе. Молодцы!

Групповая рефлексия  « Мяч по кругу»

Цель: Узнать у детей их отзывы о занятии,  выяснить, что вызывало трудности.

          Оборудование: мяч.

          Инструкция: У кого мяч в руках,  отвечает на вопрос и передает мяч следующему.

Вопросы:  Что понравилось на занятии? Что было для вас самым трудным на занятии?

В конце упражнения дети,  передавая мяч, говорят друг другу «Спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1.     Познакоми...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКАДанная сатья будет полезна и родителям, и учителям....

Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника "Программа Дружба"

           Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет э...

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...

Развитие когнитивной сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей детей является Сформированность межмодальных  перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с  языка одной модально...