Социально - образовательный православно - краеведческий проект "Истоки"
проект по теме
Главная цель проекта - создание специальной развивающей среды для адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в современных условиях, расширение их круга общения,формирование толерантного отношения к этим детям в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-obrazovatelnyy_kraevedchesko_-pravoslavnyy_prekt_istoki_2013-2014.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – образовательный
православно-краеведческий проект
Воспитатель ГС (к) ОУ «Дубовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Бурдина Вера Вильевна
2013-2014
Социально-образовательный
православно-краеведческий проект
как средство интеграции детей с нарушениями
в интеллектуальной сфере.
Река, начинаясь с истока, набирает свои воды и впадает в море, океан…
Главной сферой деятельности социально – образовательного краеведческого проекта «Истоки» является создание специальной развивающей среды для адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к окружающему миру.
Специальная развивающая среда представляет собой совокупность направлений развития («истоков»), включающих историко-культурный, этнографический, эстетический, патриотический, нравственный, креативный потенциал.
Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Развивающая среда содержит компоненты, необходимые для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка и организована таким образом, что стимулирует развитие детей, позволяет активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
Осуществление данного проекта в рамках деятельности школы-интерната, музейного комплекса и православной церкви является важной частью работы по развитию познавательных интересов детей, их эмоциональной сферы, формированию патриотических и эстетических чувств, привитию навыков общения и культуры поведения, воспитанию нравственности, активизации мыслительной деятельности, адаптации в современной культурной жизни. Большое значение имеет и изменение отношения общества, людей к детям с нарушениями в интеллектуальном развитии.
«Истоки» - это знания, умения, навыки, которые раздвигают горизонты обыденной жизни, увлекая обучающихся в огромное культурное пространство России, частью которого являются МУК «Дубовский районный историко-мемориальный и художественный музейный комплекс», Свято-Троицкий православный храм.
Одной из важнейших задач современной школы для детей с нарушениями в развитии является интеграция их в современное общество. В последние несколько лет, в политике государства по отношению к детям с нарушениями в развитии, произошли существенные изменения, направленные на помощь им в адаптации в окружающий мир. Решение этой проблемы наиболее эффективно в ходе непосредственного взаимодействия и общения людей, разных микросоциальных групп (национальных, этнических, религиозных, культурных и т.д.).
Для изменения отношения общества к детям с нарушением интеллекта требуется значительное время и введение этих детей в круг обычных людей. Интернатные учреждения по своей сути – замкнутое общество, и выход детей в любые внешкольные учреждения открывают перед ними абсолютно новый и не знакомый им мир, да и другие люди начинают более благожелательно и с понимание относится к таким детям. Актуальность этой проблемы обусловлена ещё и тем, что в последние годы (по статистическим данным) число детей с отклонениями в умственном развитии увеличилось. Общество должно помочь им найти и занять своё место в этом мире. Этому способствуют разнообразные формы внеклассной работы. Наиболее благоприятным возрастом для начала интеграции является начальная школа (если рассматривать период обучения ребёнка в школе).
Дети с особыми образовательными потребностями отличаются глубоким своеобразием речи, мышления и довольно резкими нарушениями в их физическом развитии. Это выражается, прежде всего, в слабости общего состояния здоровья, что связано теснейшим образом с нарушениями в деятельности центральной нервной системы. Опыт обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями показывает, что при определенных условиях эти дети способны к овладению информацией, представленной особым способом, дозировано.
Общее умственное развитие может быть в значительной мере улучшено. Следовательно, дефекты умственного развития, возникшие в силу нарушения высшей нервной деятельности ребенка, могут быть сглажены, компенсированы.
Социально - педагогическая значимость проекта.
- Способствовать интеграции детей в современной жизни.
- Расширять «жизненное пространство» детей.
- Создавать условия для расширения кругозора детей, формирования и развития познавательных интересов.
- Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
- Воспитание культуры общения с людьми разного возраста, положения.
- Разрушать действующий стереотип в отношении детей с нарушениями интеллекта, способствовать созданию толерантного отношения в обществе к ним.
- На основе знакомства с историей родного края воспитывать патриотические чувства.
- На основе православного воспитания формировать положительные черты характера, улучшать эмоциональное состояние детей.
- Способствовать возвращению к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие…); осмыслению истории России в свете православного вероучения.
Этот проект предполагает нахождение путей для компенсации дефектов развития детей, расширения их кругозора и сферы общения.
В проекте выделены следующие аспекты:
- образовательно-краеведческий
- образовательно-православный
- социально-педагогический.
Образовательно-краеведческий аспект предусматривает знакомство с историей родного края, носит большую познавательную ценность, способствует коррекции интеллектуального развития, формированию патриотических чувств.
Образовательно-православный аспект усиливает нравственную ценность данного проекта и развивает эмоциональную сферу, поскольку занятия, проведённые священником в церкви, более наглядны и понятны детям младшего школьного возраста.
Социально-педагогический аспект предполагает общее улучшение в развитии, воспитании детей и интеграции их в окружающую действительность.
Основные подходы, используемые педагогами в процессе реализации проекта:
- личностно-ориентированный - создание условий для саморазвития личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности;
- научно-демократический - основополагающий в организации образовательного процесса, предполагающий отношения сотрудничества в образовательном сообществе и подчеркнутое внимание и уважительное отношение к самостоятельному выбору обучающегося, его творческим достижениям, его жизненной позиции;
- гуманистический - уважение личности обучающегося, поощрение инициативности, самостоятельности, творчества;
- этнографический - использование специфичных образовательных условий региона (культурных, исторических, природных и т.д.) для расширения образовательных возможностей;
- деятельностный - условие формирования и развития творческих и исследовательских подходов к изучаемому материалу, ориентация образования на передовые достижения современной научной мысли, стимулирование самостоятельной активности обучающихся и развитие умений использовать знания в нестандартных, жизненных ситуациях;
- воспитание с позиции общечеловеческой и православной культуры - представление о слагаемых воспитательного процесса как освоении и присвоении мира подрастающим ребенком, входящим в мир современной культуры.
Основные компоненты образовательно-социального краеведческого проекта.
Проблема | Недоразвитость познавательных интересов, эмоциональной и нравственной сфер, узость кругозора, неумение общаться; отсутствие практики в общении с людьми разного возраста и положения, в поведении в общественных местах. Замкнутость детей в рамках школы. |
Цель | Создание специальной развивающей среды, являющейся базовой в процессе адаптации детей с особыми образовательными потребностями к историко-культурному пространству и окружающему миру. Расширение границ общения для детей с проблемами в интеллектуальной сфере. |
Задачи |
|
Ожидаемый результат | Расширение возможностей детей в познавательной, творческой деятельности, в сфере общения; в улучшение поведения, эмоциональной сферы. Адаптация детей в социуме. Более благоприятное отношение окружающих людей к детям школы-интерната. |
Критерии оценки результата |
|
Участники | - учащиеся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида в возрасте 8-13 лет; - сотрудники МУК «Дубовский районный историко-мемориальный и художественный музейный комплекс»; - педагоги Дубовской коррекционной школы-интерната VIII вида -настоятель Церкви Пресвятой Живоначальной Троицы церкви иерей отец Александр |
Продолжительность реализации проекта | Долгосрочный |
Проект включает в себя три этапа:
I этап проекта.
Содержание I этапа проекта.
Создание условий для посещения и общения детей школы-интерната и работников музея, настоятеля и прихожан Троицкой церкви в процессе совместного ознакомления с краеведческим материалом и изучением православных канонов.
Результаты I этапа проекта:
Формирование заинтересованности детей и остальных участников проекта в совместном общении.
Проявление творческой инициативы заинтересованных сторон.
II этап проекта.
Содержание II этапа проекта.
Работа по плану мероприятий по организации историко-краеведческой патриотической работы МУК «Дубовский районный историко-мемориальный и художественный комплекс» для учащихся ГС (к) ОУ «Дубовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2013-2014учебный год. (план работы прилагается)
А также работа по плану православной школы (занятия с настоятелем Троицкой церкви иереем Александром ), по мере возможности посещение служб в Троицкой и Покровской церквях. (план занятий прилагается)
Результаты II этапа проекта:
- Формирование навыков культуры поведения в общественных местах: в музее, церкви, на улице, во время экскурсий, в транспорте…
- Пропаганда возможности интеграции учащихся коррекционной школы-интерната в культурную и общественную жизнь в современных условиях.
- Умение адекватно общаться с разными людьми.
- Привитие относительно устойчивого интереса к истории родного края, к православной культуре
- Осознанное участие в проводимых занятиях и мероприятиях.
- Расширение кругозора детей.
- Обогащение их словарного запаса адаптированным словарём музейных и православно-церковных терминов
- Осмысленное участие детей в православных обрядах, службах и праздниках.
III этап проекта.
Содержание III этапа проекта.
Содержание третьего этапа является целью данного проекта. Это:
- Создание специальной развивающей среды, являющейся базовой в процессе адаптации детей с особыми образовательными потребностями к историко-культурному пространству и окружающему миру.
-Расширение границ общения для детей с проблемами в интеллектуальной сфере.
- Изменение отношения к детям с нарушениями в развитии.
Результаты III этапа проекта:
Расширение возможностей детей в познавательной, творческой деятельности, в сфере общения.
Улучшение поведения, эмоциональной сферы.
Адаптация детей в социуме.
Более благоприятное отношение окружающих людей к детям школы-интерната
Осмысленное посещение детьми православного храма, присутствие на службах.
Участие в ежегодной музейной научно-практической конференции, в выставке 4D, в Дне Благодарения.
План
мероприятий по организации историко-краеведческой патриотической работы
МУК «Дубовский районный историко-мемориальный и художественный комплекс»
и ГС (к) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дубовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2013-2014 учебный год.
I полугодие.
Дата | Мероприятия |
03.09.2013. | Ты пришел в музей. Правила поведения в музее. История архитектурного здания музея. |
10.09.2013 | Экскурсия «Архитектурные памятники на ул. Ленина» |
17.09.2013 | Видеофильм: «Твой выбор» - здоровый образ жизни |
24.09.2013 | Посещение выставки картин Н.П.Горбуновой «Цветочная феерия» |
О8.10.2013 | Экскурсия по выставке «Доктор Плотникова». |
15.10.2013 | Посадский календарь «Покров на Воскресенской» |
22.10.2013. | Посещение выставки с экскурсией «Казачья горница» |
29.10.2013. | Музейный урок «День народного единства» |
12.10.2013 | Экскурсия «Золотой век посада Дубовка: купеческая гостиная» |
19.11 2013 | Экскурсия по выставке «Приближая Победу» |
26.11.2013 | Видеофильм « По родному краю» |
03.12.2013 | Посещение выставки: «Промыслы Дубовского посада» |
10.12.2013 | Видеофильм «Наш край Волгоградский» |
17.12.2013 | «Связывающая нить» посещение выставки из фондов ВДСК |
24.12. 2013 | История одного экспоната: «Секреты бабушкиного утюга» |
План
занятий по организации православного образования и воспитания
Церкви Пресвятой Живоначальной Троицы г. Дубовка
и ГС (к) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дубовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2013-2014 учебный год.
I полугодие.
№ | Дата | Темы занятий |
1. | 06.09. 2013 | Ты пришел в храм. Правила поведения во время службы и на территории храма. |
2. | 13.09. 2013 | Поможем привести в порядок прицерковную территорию |
3. | 20.09. 2013 | О празднике «Рождество Пресвятой Богородицы». Посещение службы. |
4. | 21.09-14.10 2013 | Конкурс рисунков на православную тему «Покрова Пресвятой Богородицы» |
5. | 27.09. 2013 | О празднике «Воздвижение Креста Господня». |
6. | 11.10. 2013 | О празднике «Покрова Пресвятой Богородицы» |
7. | 18.10. 1013 | Занятие «Молитва – общение с Богом» |
8. | 25.10. 2013 | Занятие: «Когда и как молиться Богу» |
9. | 15.11. 2013 | Занятие: «Об иконах, святых и ангелах» |
10. | 22.11. 2013 | Беседа: «Михаил Архангел» |
11. | 29.11 2013 | Беседа о Посте. |
12. | 06.12. 2013 | О празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы» |
13. | 13.12. 2013 | Разучивание молитв. |
14. | 20.12. 2013 | Беседа о Святителе Николае Чудотворце |
Участники проекта.
1.Воспитанники 1-3групп
ГС (к) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дубовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
2. Работники МУК «Дубовский районный историко-мемориальный и художественный комплекс» (Конаков В. С., ЯмпольскаяО.Н.)
3.Настоятель Церкви Пресвятой Живоначальной Троицы г. Дубовка иерей Александр (Скляров А.Н.)
4. Педагоги
ГС (к) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Дубовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»: Бурдина В.В. –руководитель проекта, Строкова Е.В., Еремеева О.Н., Попова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита социального проекта «Истоки родного села».
Сценарий защиты социального пректа "Истоки родного села"....
Деятельность краеведческого кружка «Истоки»
Сегодня, как никогда остро встает задача возрождения утраченных духовных ценностей. Патриотическое воспитание наряду с краеведческим – это сложная социально-педагогичес...
Программа краеведческого кружка "Истоки"
Разработана программма краеведческого кружка "Истоки"...
Дополнительная образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско-патриотическому воспитанию "Моя Россия!"
Программа школьного историко-краеведческого музея "Истоки" по гражданско...
ПРОГРАММА деятельности историко-краеведческого музея «Истоки»
В основе учебно-воспитательной работы по предлагаемой программе лежит методика развивающего обучения и воспитания, активизация познавательной деятельности подростков, их вним...
Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"
Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...
Научно-исследовательская и проектная деятельность в обучении и воспитании Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс» (из опыта работы)
Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и са...