Научно-исследовательская и проектная деятельность в обучении и воспитании Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс» (из опыта работы)
статья по краеведению на тему
Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и саморазвития детей посредством включения их в разнообразные формы журналистской деятельности. Школьный литературный журнал – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shkol.zhurnal.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Белова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени
Е.И. Зеленко» города Курска
Научно-исследовательская и проектная деятельность
в обучении и воспитании
Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс»
(из опыта работы)
Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и саморазвития детей посредством включения их в разнообразные формы журналистской деятельности. Школьный литературный журнал – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.
Задачи школьного печатного органа:
- освещение в газете школьной жизни;
- заполнение пустоты, возникшей у молодого поколения, путем своевременной информации через собственные издания;
- организация деятельности активной части молодых людей;
- содействие в воспитании информационной культуры школьников;
- повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
- развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- реализация гражданско-патриотического воспитания;
- формирование у учащихся толерантного сознания;
- формирование навыков работы в малых группах и навыков поиска информации, необходимой для создания печатной продукции, помощь в овладении технологией создания и редактирования текста;
- оказание помощи ребятам, интересующимся журналистикой, в овладении определенными знаниями, умениями и навыками по выпуску печатных периодических изданий, в профессиональном самоопределении.
Методические принципы, необходимые в работе:
- личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
- деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
- поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).
Образовательный блок: обучение школьников-журналистов основам профессионального мастерства; знакомство с работой редакции местных газет; привлечение к работе с детьми высококвалифицированных журналистов-профессионалов; организация практических занятий по темам, связанным с проблемами СМИ. Формы проведения занятий: мастер-класс, экскурсия, семинар, обзорная лекция, дискуссия, круглый стол, творческая мастерская, практикум, сбор информации (наблюдение, эксперимент, анкетирование, опрос, интервью и т.п.)
Результат проекта – издание школьного журнала. В журнале публикуются авторские литературные и публицистические произведения учащихся.
Направления и формы работы:
- сбор материалов для журнала, в том числе фотоматериалов, интервью и проч.;
- компьютерная верстка;
- коррекция и редактирование;
- печать сигнального экземпляра;
- тиражирование.
Значение данной работы достаточно велико: расширяет кругозор обучающихся, пополняет потенциальный багаж знаний, формирует у юного поколения общие представления о жизни, о культуре наших предков, ее богатстве; работа с краеведческим материалом формирует патриотические чувства, воспитывает любовь к родному краю, культуре своего народа.
Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с использованием специализированных и стандартных программ.
Кроме индивидуальной работы, применяется и групповая. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, используя при этом проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.
Школьный литературный журнал действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Он способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.
Этапы создания школьного пресс-центра:
1 этап – Создание команды («редакция»).
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.
Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Спектакли", "Письма читателей" и т.п.
В детское объединение входят учащиеся 5-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Курирует работу «пресс-центра» учитель русского языка и литературы, практическую помощь оказывает учитель информатики.
Распределение редакционных обязанностей.
Состав творческой группы (куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и литературы):
- Главный редактор
- Дизайнер
- Журналисты
- Фотокорреспонденты
- Корректоры
- Верстальщики
- Выпускающий редактор
В большинстве случаев редакторы школьных газет – взрослые. Лучше, когда редакторов два: один (учитель русского языка и литератур) осуществляет планирование номера, сбор материалов, корректуру; другой (учитель - информатики) решает технические вопросы, т. е. занимается версткой, макетированием, оформлением и тиражированием. Спустя время, когда дети освоятся в работе редакции, можно и старшеклассникам доверять выпуск газеты - это стимулирует их деятельность, и делает номер более привлекательным для учеников.
Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь. Целесообразно спросить рекомендации и учителей русского языка и литературы, которые знают талантливых ребят.
Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.
Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.
Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.
Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции зависит от количества учеников в школе и может колебаться от 20 до 15 человек.
2 этап – Определение духа газеты.
Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?
- какого характера информацию он ищет в газете?
- с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?
- каков предполагаемый формат и объем газет?
Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы ("Красный кораблик", "Ключ", "Лупа", "Спичка", "Ласточкин щебет"…). Можно объявить школьный конкурс на лучшее название школьного печатного органа.
В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).
Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять… Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…
3 этап – Разработка плана работы пресс-центра (пример плана).
- Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения (ЖО) с целью:
- разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
- распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;
- разработать положение о школьной газете;
- выбрать название газеты.
- Организовать техническое сопровождение: совместно с учителем информатики организовать работу с информационными технологиями: работапрограммами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode PageMarker; работу с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.
- Организовать социальное партнерство: школа-филологический факультет (основы журналистики).
4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Полномочия пресс-центра:
- проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,
- брать интервью,
- опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,
- содействовать развитию различных форм активности учащихся,
- проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток-шоу",
- формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,
- использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,
- распространять газету среди учащихся и учителей школы,
- представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.
Примерный перечень тем выпусков газет
1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
Примерный перечень рубрик газеты:
1. Спортивные новости ("Как это было")
2. Летопись школы (история школы).
3. Мнение эксперта.
4. Игры нашего класса.
5. Пробы пера (литературная страничка).
6. В мире интересного.
7. События, факты (информационные новости школы).
8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
9. История нашего города.
10. Знаменитые земляки.
11. Известные лица – выпускники нашей школы.
12. Размышления на тему… ("Точка зрения")
12. Знакомство с известными людьми города ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?").
5 этап – Верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).
"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.
Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль научно-исследовательской деятельности учащихся в обучении".
Исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности....
«Наше Школьное телевидение» (НШТ). Традиционные и инновационные подходы (из опыта работы) МАОУ «Лицей № 2» г. Балаково Саратовская обл.
Данный матерал вошел в сборник тезисов Второй всероссийской конференции "Методика организации теле-, видео-, медиацентров в образовательных учреждениях"....
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии
из опыта работы учителя биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...
Деятельность учителя по реализации научно-исследовательского и проектного методов обучения в рамках изучения физической культуры.
Данная презентация содержит материал по реализации проектного метода на уроках физической культуры....
Научно-исследовательский проект «Трудности при обучении и пути их преодоления на уроках английского языка на начальном этапе обучения на основе УМК «Английский в фокусе» для 5 класса».
Цель нашего исследования - на основе опроса учащихся 5-х классов ГАПОУ МОК им. В. Талалаихинаи выявленных трудностей, разработать электронный тренажёр с использованием упражнений, направленных на снят...
Доклад на тему: " Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
Материал для учителей по предметам естественнонаучного цикла с описанием опыта работы...
Школьный литературный журнал "Времена года"
Проект, направленный на мотивацию к изучению теории литературы и интерес к чтению текстов...