Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Работа ведется в 3-х направлениях:
1. Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории села, истории школы, культуре народов, проживающих в селе.
2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала -реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным данным, оформление альбомов, стендов. организация выставок, экспозиций, проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.
3. Экскурсионная работа: 1) проведение экскурсий по различным темам: «Село мое родное», «История школы и учителя», Народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи», « Наше село в годы войны», «Вся жизнь передовая» и др.
2) экскурсии и походы по окрестностям села, посещение краеведческих музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городах Саратовской области и за ее пределами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Воспитание трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю, традиции своего края и уважающего живущих рядом людей является одной из приоритетных задач воспитательной работы в нашей школе.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно – исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего. Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческого кружка.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, села, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
понимание краеведения как курса, позволяющего учащегося увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир.
В организации:
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио – и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экскурсии и туристические походы.
Цели: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью Саратовского края, своего родного села.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно – ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально – экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально – групповая.
Формы занятий:
- Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- Викторина;
- Индивидуальная самостоятельная работа;
- Консультация
- Встречи с жителями села;
- Проектная деятельность и создание презентаций.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
Проведение экскурсий , мероприятий для учащихся и гостей школы, жителей села по краеведческому Уголку «Село мое родное»;
- Активное участие в предметных неделях географии, истории;
- Участие в школьных, муниципальных, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях по краеведческой тематике.
- Отзывы учеников, учителей, родителей, односельчан и гостей школы о работе кружка.
Содержание программы:
Работа ведется в 3-х направлениях:
1. Поисковая работа: сбор материалов о природе, истории села, истории школы, культуре народов, проживающих в селе.
2. Оформительская работа: обработка и оформление собранного материала -реставрация писем, фотографий, документов, составление биографий по архивным данным, оформление альбомов, стендов. организация выставок, экспозиций, проектная работа и создание презентаций, участие в конкурсах по краеведческой тематике.
3. Экскурсионная работа: 1) проведение экскурсий по различным темам: «Село мое родное», «История школы и учителя», Народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи», « Наше село в годы войны», «Вся жизнь передовая» и др.
2) экскурсии и походы по окрестностям села, посещение краеведческих музеев, заповедных мест, промышленных и сельскохозяйственных предприятий в городах Саратовской области и за ее пределами.
Планирование работы на 2013 – 2014 учебный год.
№ | Содержание кружковых занятий | Сроки проведения |
1. | Введение. Ознакомление с правилами и принципами работы кружка. Задачи на новый учебный год и планирование работы. | сентябрь 1 – я неделя |
2. | Распределение обязанностей. Экскурсия по Уголку «Село мое родное» | 2 – я неделя |
3. | Участие в акции «Помоги ближнему» - оказание помощи престарелым жителям села. | в течение года |
4. | Систематизация собранных материалов. Ознакомление с содержанием оформленных альбомов. | 3 – я неделя |
5. | Экскурсия по окрестностям села. Фотографирование. | 4 – я неделя |
6. | Работа с группой экскурсоводов. Определение тематики экскурсий на год. | октябрь 1 – я неделя |
7. | Работа с группой из с.Большой кушум. Сбор материалов об истории с. Большой Кушум. | 2 – я неделя , в теч. года |
8. | Экскурсия для учащихся 6 класса « Народы, проживающие в нашем крае и селе. Традиции и обычаи». | 3 – я неделя |
9. | Проект «История одной семьи». Оформление материалов о семье Захаровых «Золотая свадьба» | ноябрь - декабрь |
10. | Поездка в краеведческий музей г. Балакова, посещение дома- музея В.И Чапаева. | ноябрь 1 – я неделя |
11. | Викторина по теме: «Жизнь и судьба В.И.Чапаева». | 2 – я неделя |
12. | Встречи с ветеранами труда. | 3 - 4– я недели |
13. | «История школы и учителя»– экскурсия для учеников начальной школы. | 4 – я неделя |
14. | Викторина для учеников начальных классов « Село мое родное». | декабрь 1 – я неделя |
15. | Подготовка материалов для проведения экскурсий по теме: «Наумовка и Большой Кушум в годы войны» | 2 – 4 неделя |
16. | Поездка в информационный центр БАЭС, посещение одного из музеев г. Балаково. | январь 2 – я неделя |
17. | Диспут по теме « Атомная электроэнергетика – это благо или зло?» ( для уч – ся старшей группы). | 3 – я неделя |
18. | Сбор материалов и оформление альбома «Наши выпускники»( о выпускниках основной школы» | январь - март |
19. | Участие во всех мероприятиях месячника патриотического воспитания (по плану школы). | февраль |
20. | Встречи с односельчанами, участниками локальных войн. | 2 - 3– я неделя |
21. | Адресное поздравление с праздником 23 февраля | 3 – я неделя |
22. | Участие в муниципальном конкурсе «Самый добрый детский фестиваль» в номинации «Краеведение». | февраль |
23. | Работа над проектом: «Единой семьей» о людях разной национальности, проживающих в нашем селе. | март -май |
24. | Поездка в г. Саратов (музей), на место приземления Ю.А.Гагарина | март 4 – я неделя |
25. | Работа над проектом: «Наш край и космический полет» | март -апрель |
26. | Устный журнал «Наш край и космический полет» и презентация проекта. | апрель,2 – я неделя |
27. | Создание презентаций «Вся жизнь – передовая» (о нашем земляке Ф.Е Ляпине.) «Наш земляк – Герой Советского Союза Д.Тарасов». | апрель - май |
28. | Проведение экскурсий по теме «Наше село в годы войны», 2 «Вклад наших земляков в победу»для учащихся школы, жителей села. | май |
29. | Представление презентаций учащихся. | май |
30. | Поход по окрестностям села. Фотографирование уголков природы родного края. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...
Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».
Рабочая программа краеведческого кружка составлена на основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В Программа предназначена ...

Рабочая программа краеведческого кружка "Родник"
Программа кружка «Родник» направлена на изучение истории Белгородской области, Валуйского района, своей Малой Родины, ее местных событий, явлений в трех временных измерениях: прошлого – на...

рабочая программа краеведческого кружка "Кладоискатели"
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельност...

Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед".
Рабочая программа краеведческого кружка "Юный краевед" рассчитана на детей 12-14 лет....

Рабочая программа краеведческого кружка
Важнейшим методологическим принципом программы является установка на актуализацию культурной памяти учащихся (семейной, родовой, этнической, локальной). Именно в этом случае курс может стать эфф...