Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
материал на тему

Билан Наталья Николаевна

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilan_pedsovet.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Семья - первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, в процессе формирования личности играющий главную роль. Она дает ребенку и взрослому чувство защищенности, заботы и любви. В семье формируются понимание настоящего, уверенность в будущем и уважение к прошлому.

   Трансформации в обществе не могли не повлиять на положение семьи; изменились ее состав и облик, содержание потребностей, социальные роли матери и отца, взаимоотношения с детьми. Период социально-экономического преобразования в стране отрицательно сказался на жизненном уровне семьи, породил в ней немало негативных явлений: растет социальное сиротство, безотцовщина, снижаются нравственные устои семьи, возникает насилие и жестокое обращение с детьми. Сегодня семья как никогда нуждается в социальной, психологической, педагогической, юридической и других видах помощи.

    Все мы знаем, что семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими показателями. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением её членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

В каждой семье есть проблемы, нередко они накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе, становятся непреодолимым препятствием для многих семей- где страдают от этого дети. И здесь возникает «проблемная семья», замкнутая в своих трудностях, постепенно утрачивающая влияние на ребенка и отторгая его. Ребенку недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома, улица заменяет ему семью.

Под  «проблемной семьей» или неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается  в ней психологический климат и появляются «трудные дети».

Можно выделить пять типов неблагополучных семей:

  1. Семьи, где присутствует уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей. Такое уклонение предполагает систематическое, то есть неоднократное невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно не выражалось (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка).
  2. Бытовое пьянство родителей. Такая неблагополучная семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц. Бытовое пьянство часто сопровождается аморальным поведением родителей, их скандалами и драками.
  3. Семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.
  4. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми.
  5. Семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами.  »

Одним из самых мощных неблагополучных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является алкоголизм и наркотизация родителей. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становятся невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом или находящимся под влиянием наркотиков приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых называется - созависимость.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех членов семьи. Особенно  уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психического травмирования накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Другим значительным фактором неблагополучия в семье выступает нарушение детско-родительских отношений. В таких семьях влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтов. Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия,   она   отрицательно   влияет   на   формирование   личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои проблемы, возникающие при воспитании детей. Им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это дети особого педагогического внимания.

Школа призвана стать одним из главных участников оказания помощи и содействия детям из неблагополучных семей.

Одним из важных направлений коррекционно-воспитательной работы нашей школы – интерната является профилактика правонарушений и преступлений,  бродяжничества и безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия.

 Но решать эти задачи педагогам в одиночку сложно, поэтому мы  объединили усилия учителей, воспитателей, педагога-психолога, родителей, подразделений по делам несовершеннолетних Отдела Внутренних Дел по городу Троицку, инспекторов Отделения Полиции  по Делам Несовершеннолетних и Комиссии по Делам Несовершеннолетних.

 С каждой семьей состоящей на педагогическом учете проводится  индивидуально-профилактическая работа, направленная на преодоление семейного неблагополучия и восстановление положительного микроклимата.

Основной задачей является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального развития личности школьников. Защита обучающихся в их жизненном пространстве. Выявление семей находящихся в социально-опасном положении и  уклоняющихся от воспитания детей. Ведется работа  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися пропускающими уроки без уважительной причины, детьми  «группы риска» и  неблагополучными семьями.

  В начале учебного года изучены социальные паспорта классов, в которых отражена полная информация об обучающихся и их родителях. На основании этих данных составлен социальный паспорт школы. В таблице представлены данные за последние три  учебных года.

Содержание

2015-2016 уч.год

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

1

2

3

4

Общая численность обучающихся на начало учебного года.

201чел.

212чел.

210чел.

Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом  учете  ПДН.

-

1

1

Количество родителей или иных законных представителей, отрицательно влияющих на детей, состоящих  на профилактическом  учете ПДН.

-

1

1

Количество  семей:                                   малообеспеченных,                                           многодетных,                                                           неполных,                                                      неблагополучных;                                            

32 семьи         33 семьи          72 семьи           7 семей

25 семей       30 семей

78 семей         6 семей

27 семей 31 семья 58 семей        6 семей

Дети-сироты

5 чел.

6 чел.

7 чел.

Дети оставшихся без попечения родителей

9 чел.

8 чел.

10 чел.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

      54 чел.

58 чел.

60 чел.

Дети «группы риска»

7 чел.

7 чел.

5 чел.

Дети, проживающие в интернате

44 чел.

40 чел.

38 чел.

В школе большое число неполных, многодетных, малообеспеченных семей,  они составляют группу повышенного социального риска. Фактор, оказывающий серьезное влияние на определение жизненной установки у детей и организацию семейного воспитания. 

В течение учебного года поддерживается тесная связь с семьями обучающихся 2«б», 3«б», 4«в,г», 5«б», 8«г», изучаются  социальные проблемы семей,  ведется профилактическая работа с детьми  и родителями.

Семьи, оказались в трудной жизненной ситуации, в помощь  были подключены специалисты отделения помощи семье и детям  Троицкого, Чебаркульского, муниципальных районов,  УСЗН  администрации  Миасского    городского округа,        УСЗН        города        Троицка.
         Благодаря совместной работе социальных служб и администрации школы-интерната  удалось  добиться  положительных результатов в работе.

    По состоянию на 1 сентября 2017 года на ВШУ состояло 5 семей находящихся в социально опасном положении, в которых проживало и воспитывалось 14 несовершеннолетних детей.

  На 1 января 2018 года  на ВШУ состоит 3 семьи, находящихся в социально опасном положении, в которых проживет и воспитывается  7 несовершеннолетних детей.

 Особое внимание в школе-интернате  уделяется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями здоровья детям из неблагополучных семей и семьям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.  Каждый год обучающиеся школы-интерната состоящие на различных видах внутришкольного учета принимают активное участие в городских и областных мероприятиях. Благодаря тесному взаимодействию  Управления Социальной Защиты Населения г. Троицка  наши обучающиеся были на Губернаторской рождественской елке в г. Челябинске.  

 30 обучающиеся школы-интерната принимали участие в городском праздничном мероприятии посвященному Международному дню инвалидов, которое состоялось в Городском Доме культуры.

УСЗН города Троицка оказывает содействие в  сборе документов и предоставлении путёвок  в социально-реабилитационный центр «Семья»  г. Челябинска.  детям из малообеспеченных семей.

 Осуществляется социальная защита детей из семей «группы риска». Проводится  патронаж опекаемых и неблагополучных семей, с оформлением  актов обследования жилищно-бытовых условий. Некоторые семьи были посещены несколько раз.         

Для проведения бесед профилактической направленности на общешкольные мероприятия приглашаются специалисты различных категорий: – инспектор Отделение Полиции по Делам Несовершеннолетних капитан полиции Рекунова И.И,– инспектор ОПДН капитан полиции Башкирцев А.А. инспектор Линейного Отделения Полиции на станции Троицк старший сержант Титаренко   Д.И.. Государственны инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения  капитан полиции  Ремезов С.В.

Особое внимание уделяется обучающимся поставленным на внутришкольный контроль, с ними проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости.  Ведется тесное сотрудничество с родителями и лицами их заменяющими, административными органами и органами социально-педагогической  поддержки,  проводятся заседания Совета профилактики. На такие заседания приглашаются не только обучающиеся, но и их родители.

Разбираются ситуации с дисциплиной, взаимоотношения со сверстниками,  нарушениями правил поведения в школе-интернате.

В течение учебного года проводится ежедневный контроль посещаемости  обучающихся, выясняются причины их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с родителями и классными руководителями, воспитателями, социальными службами, инспекторами по делам несовершеннолетних.

            ХОЧУ СКАЗАТЬ СПАСИБО КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ, СПЕЦИАЛИСТАМ НАШЕЙ ШКОЛЫ-ВСЕМ КТО ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ ВОПРОСЫ СВЯЗАННЫЕ С ВОСПИТАНИЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ И ИХ СЕМЕЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХСЯ ПОРОЙ В НЕПРОСТЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.…….

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к  стремлению осознать и развить св...

"Организация работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации"

Описывается категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа....