Профориентационная работа для класного руководителей и социальных педагогов
методическая разработка по теме

Цикл разработок внеклассных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Важная |   особенность этих занятий - их направленность на самопознание и улучшение навыков общения. Если классный час или факультатив стал временем для вопросов и размышлений, помог ученикам определить свое отношение к базовым нравственным ценностям (или хотя бы задуматься об их существовании), время в любом случае потрачено не зря.

И так ли уж важно, что большинство детей в классе пока далеки от окончательного выбора профессии и находятся в поиске? «Уроки самоопределения» Г. Резапкиной посвящены развитию качеств, которые необходимы в любой сфере деятельности? А главное - в общении с людьми, друг с другом. Надеемся, что они помогут не только конкретному ребенку, но и улучшению отношений в классе. Ведь чем лучше понимаешь самого себя, тем лучше чувствуешь и особенности другого.

ПЕРВЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ: КТО Я? КАКОЙ Я? ОБРАЗ «Я» И САМООЦЕНКА

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,                                                 

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

                                                 Франсуа Вийон

 Цели и задачи урока: установление контакта с учениками; создание в классе атмосферы тепла и доверия; информирование учеников о новом курсе (его возможностях и особенностях); принятие правил поведения на уроках; развитие потребности в самопознании; начальное знакомство с понятием «самооценка».

Материалы для урока: к упражнению «Знаете ли вы себя?» желательны бланки; второе упражнение лучше выполнять на  их оборотной стороне. После урока подписанные листочки надо собрать, предупредив, что их никто не увидит без согласия автора.

Слова в эпиграфе нашего занятия принадлежат средневековому французскому поэту и философу. На фронтоне древнегреческого храма было написано «Познай себя сам».

Как вы понимаете эти слова?

На каждом уроке вы будете открывать в себе что-то новое. Вы узнаете особенности своего мышления и нервной системы, свои интересы и склонности, уточните черты характеры. Эта информация принадлежит только вам, поэтому мы должны соблюдать конфиденциальность, то есть закрытость, секретность этой информации. Информация может быть полезной только в том случае, если она достоверна. Поэтому в ваших интересах добросовестно выполнять все задания.

Большинство заданий основано на самооценке, то есть способности человека оценивать самого себя, А она у всех разная. Один, обладая скромными способностями, вполне доволен собой. Другой, несмотря на высокие достижения, страдает от собственного несовершенства. Древние считали, что человек - мера всех вещей. Значит, сколько людей - столько и измерительных приборов?

Упражнение «Знаете ли вы себя?»

См. табл. 1

Когда ребята выполнят это задание, можно спросить, кто считает, что знает себя на пятерку, кто - на четверку и т. д. Это задание косвенно свидетельствует о реалистичности самооценки учеников.

Я знаю свои физические данные

5

4

3

2

не знаю

Я знаю свой характер

5

4

3

2

не знаю

Я знаю особенности своих органов чувств

5

4

3

2

не знаю

Я знаю свои способности (к чему я способен)

5

4

3

2

незнаю

Я знаю свои потребности (чего мне хочется)

5 .

4

3

2

не знаю

Упражнение «Кто я?»

В течение пяти минут запишите пять разных ответов на вопрос: «Кто я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Примечание. Это упражнение при всей его внешней простоте достаточно глубокое и сложное для взрослых. Однако оно необходимо в целях осознания себя как личности.

Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен,  фанат, геймер...) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый...). Какие из них можно отнести к положительным, а какие - к отрицательным? Каких характеристик больше? Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя, свое место в жизни.

Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая, ведь в начале урока вы говорили о конфиденциальности. Если в классе сложилась атмосфера интереса и безопасности, можно предложить детям следующую концовку этого упражнения. Вы собираете листочки и зачитываете ответы. Ребята должны угадать автора. Этот вариант позволит ученикам соотнести свою оценку с оценкой других, что очень полезно для формирования реалистичного самовосприятия.

Когда через год ребята выполнят похожие задания, и у них, и у вас появится возможность увидеть, какие изменения произошли в самосознании школьника.

Вопросы по теме урока

  1. Что такое «конфиденциальность?»
  2. Почему Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя»?
  3. Как называется способность оценивать себя?

-

 

ЧТО ТАКОЕ
ХОРОШО
И ЧТО ТАКОЕ
ПЛОХО        

5 класс: второе занятие

Цели урока: поддержание в классе атмосферы тепла и доверия; развитие внимания к другим, самокритичности-и способности осознавать и оценивать свои каче-ства; развитие умения разбираться в человеческих качествах. Материалы к уроку: бланки к упражнению «Что такое хорошо и что такое плохо»; сказка Х.К. Андерсена «Гадкий утенок» (или мультфильм).

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ (или просмотр соответствующего фрагмента из мультфильма)

Отрывок 1. На птичьем дворе

- Славные у тебя детки! - сказала старая утка -с красным лоскутом на лапе. - Все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..

Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»

А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!»

Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

•        Почему птицы оби
жали «гадкого утен
ка»?

•        Действительно ли
он был так безобразен,
как считали птицы?

Отрывок 2. В избушке

В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. Утром чужого утенка заметили. Кот замурлыкал, курица заклохтала.

  1. Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
  2. Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Нуда увидим, испытаем! '

И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили:

-        Мы и весь свет!

Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной. Правда, утенок полагал, что можно быть на этот счет и другого мнения. Но курица этого не потерпела.

  1. Умеешь ты нести яйца? -спросила она утенка.
  1. Нет. '

-        Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:

  1. Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
  2. Нет.
  3. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!

И утенок сидел в углу, нахохлившись.

  1. Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора?
  2. Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка?
  3. Почему утенок ушел из избушки?

Отрывок 3. Среди своих

Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.

И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.

  1. Полечу-какним, кэтим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод!
  2. Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.

Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.

В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!»

Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!»

И старые лебеди склонили перед ним голову.

А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем.

Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья  его  зашумели,  стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

- Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

  1. Почему для утенка была так важна оценка других?
  2. Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?
  3. Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?

Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие-Упражнение

Ребятам зачитывается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам: аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ник хорошим, ни к плохим, - торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.

  1. б каких случаях эти качест- / ва полезны, а в каких - вредны? Приведите примеры.
  2. Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.
  3. Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные?
  4. Дома составьте небольшой рассказ о себе, используя подчеркнутые слова.

Важная особенность этих занятий - их направленность на самопознание и улучшение навыков общения. Если классный час или факультатив стал временем для вопросов и размышлений, помог ученикам определить свое отношение к базовым нравственным ценностям (или хотя бы задуматься об их существовании), время в любом случае потрачено не зря.

И так ли уж важно, что большинство детей в классе пока далеки от окончательного выбора профессии и находятся в поиске? «Уроки самоопределения» посвящены развитию качеств, которые необходимы в любой сфере деятельности. А главное - в общении друг с другом. Надеемся, что они помогут не только конкретному ребенку, но и формированию дружественной атмосферы в классе.

МОИ

НЕДОСТАТКИ И
ДОСТОИНСТВА
        

Третий урок в 5 классе

Цели урока: знакомство с понятиями «характер» и «привычка», положительными и отрицательными чертами характера.

Материалы к уроку: бумажные цветы с семью лепестками, текст сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» (или слайды с иллюстрациями и текстом).

Загадка

 Он может быть тяжелый и легкий, сильный и слабый. Его вообще может не быть. Что это такое?

Если загадка вызовет затруднение, нарисуйте на доске восемь черточек, обозначающих восемь букв слова «характер», и предложите ребятам угадать правильный ответ.

Можно предложить им открыть буквы, как в игре «Поле чудес». Этот прием можно время от времени     использовать для активизации внимания ребят.

Характер

На прошлом занятии мы говорили о хороших, нейтральных и плохих качествах. Трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый - нагрубить. Но смелым или грубым называют человека, для которого такое поведение типично, то есть характерно. Сочетание качеств, свойственных человеку, называют характером. Слово «характер» в переводе с древнегреческого языка означает«чеканка, печать».

 Как вы думаете, кто «чеканит» характер?

Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека, на всю его жизнь. Чем старше человек, тем сложнее ему изменить свой характер. Пока ваш характер еще не застыл, вы можете, избавиться от черт, которые в будущем способны испортить жизнь вам и вашим близким, и воспитать те, которые помогут вам стать счастливым. На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки (Сент-Экзюпери, «Маленький принц»).

Хорошие и дурные качества вырастают из мелких поступков, как из семян. Кроме нас никто не прополет сорняки нашей души. Никто не любит жадных, ленивых, злых, несправедливых и завистливых людей.

Угадай-ка

Командам учеников (4-6 человек) раздайте листочки с афоризмами и попросите за пять минут восстановить текст - угадать слова, пропущенные в этих афоризмах.

Василий Великий; «... - скорбь по благополучию близких» (зависть).

Александр Невский: «Ничего не делайте под воздействием...,... или ...»(гнева, раздражения, зависти).

Руфеланд Вильгельм: «Среди влияний, укорачивающих жизнь, главное место занимают ..., ..., ..., ..., ..., ..., ...» (страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть).

Пусть команды сравнят свои версии: есть ли похожие слова? Только после обсуждения можно озвучить первоисточники!

Второе задание командам: назвать качества, противоположные тем, которые были названы в афоризмах.

Чтение отрывков

Во время своих странствий Маленький   принц   встречал   очень разных людей. На второй планете жил честолюбец.

  1. О, вот и почитатель явился! -воскликнул он, еще, издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.
  2. Добрый день, - сказал Маленький принц. - Какая у вас забавная шляпа.
  3. Это чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют, - объяснил честолюбец. - Похлопай-ка в ладоши.

Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся. «Здесь веселее, чем у старого короля», - подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.

-        А что надо сделать, чтобы шля
па упала? - спросил Маленький
принц.

Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

 Хотелось бы вам дружить с тщеславным человеком? Почему?

На следующей планете жил пьяница. Когда Маленький принц явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.

  1. Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.
  2. Пью, - мрачно ответил пьяница.
  3. Зачем?
  4. Чтобы забыть.
  5. О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
  6. Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.

  1. Отчего же тебе совестно?-спросил Маленький принц.
  2. Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

 Как вы думаете, какие черты характера приводят человека к пьянству? Как вы понимаете слова Лукреция: «Наши пороки сперва прохожие, потом гости и в конце концов наши хозяева»?

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь -как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по- настоящему полезно, потому что

красиво».

Почему фонарщик зажигал фонарь на пустынной планете? Чем он понравился Маленькому принцу? Какое качество олицетворяет фонарщик?

Автопортрет

В каждом человеке есть недостатки. Но не каждый имеет смелость признать это. За пять минут составьте небольшой рассказ о себе и положите мне на стол. Если вам интересно, насколько ваш психологический портрет похож на вас, я перемешаю ваши сочинения и буду читать их, не называя автора. Если слушатели угадают -значит, вам удалось создать реалистичный автопортрет.

Творческая работа

 Четвертые уроки в 5-7 классах

 «МОЙ ИДЕАЛ»
5 класс

В пятом классе акцент делается на личностных качествах, лежащих в основе профессиональной успешности, поэтому логично услышать от ребят, каков их идеал человека. Возможно, это будет кто-то из родных или близких, реальный или вымышленный персонаж, собирательный образ, обладающий комплексом привлекательных качеств, литературный герой.
Не требуйте «социально одобряемых» ответов – от этого дети лучше не станут. В этом возрасте ценностные установки окончательно еще не сформированы, поэтому профессионально и любовно проведенные занятия этого важнейшего блока способны повлиять на формирование жизненных ценностей учеников.
Тема позволяет использовать фрагменты из кинофильмов, рассказы о людях, которым хочется подражать. Занятие может быть проведено в форме дискуссии, письменной работы, общего разговора, обсуждения в группах и т.д. – на усмотрение классного руководителя.

МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Пятый урок в 5 классе

Упражнение «Или-или»

1. Пусть каждый из детей прочитает оба из нижеследующих высказываний и выберет действие, которое ему больше нравится:
Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б).
Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б).
Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б).
Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б).
Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б).
Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б).
Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б).
Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б).
Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б).
Лечить животных (10а) или лечить людей (10б).
Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б).
Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б).
Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б).
Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б).
Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б).
Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б).
Расписывать стены (17а) или строить здания (17б).
Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б).
Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б).
Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б).

2. Теперь пусть каждый найдет номер выбранного высказывания в бланке и обведет его в кружок.

Ч

Т

П

З

И

10а

10б

12а

11б

11а

12б

13а

14б

14а

13б

15а

15б

16б

17б

16а

19б

17а

18а

19а

20а

20б

18б

3. Обработка заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов.
4. А теперь пусть каждый поищет «своих» – тех, у кого, так же как и у него, больше всего баллов в первом (втором, третьем, четвертом) столбце.
• Назовите самое интересное для вас дело из тех, которые вы обвели в кружок. Как вы думаете, что объединяет профессии первого столбика?
(В них главное – другой человек. Итак, «Ч» – это «человек».)

Упражнение «Найди пару»

К группе «Ч» (человек) относится большинство профессий. Пусть дети по группам найдут к каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранных ими профессий, пусть запишут внизу их названия и, соответственно, их пары.

Врач
Учитель
Парикмахер
Экскурсовод
Библиотекарь
Продавец
Воспитатель
Певец
………………..

Покупатель
Клиент
Пациент
Читатель
Слушатель
Ученик
Воспитанник
Турист
………………

• А что означают буквы второго, третьего, четвертого и пятого столбцов (Т, П, З, И)?
Дайте возможность группам высказать свои версии, не торопите их. Лучше, если они сами догадаются, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство». Пусть назовут примеры этих профессий и по возможности предмет или объект труда.
Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно дать высказаться всем желающим.

ЧТО Я ЗНАЮ О ПРОФЕССИЯХ
Шестой урок в 5 классе

Цель: развитие у детей уважения к труду и профессионалам.

В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно так же, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен – это буфетчик, а менеджер – управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина.
Сейчас большая редкость – пишущая машинка. Ей на смену пришел компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия машинистки видоизменилась (желательно проиллюстрировать рассказ картинками, слайдами или фотографиями).

Вопросы ученикам

• Что такое профессия?
• Какие профессии вы знаете?
• Какие профессии упоминали на уроках истории?
• О каких профессиях говорили на уроках русского языка?
• На уроках естествознания вы говорили о профессиях, которые связаны со здоровьем человека. Назовите эти профессии.

Ученики в группах отвечают на вопросы – посовещавшись, записывают свои варианты ответов на листочках. Затем, поменявшись листочками с соседней командой, дополняют списки.

Загадки

Учитель читает загадки вслух, выдерживая паузу в нужных местах, а ученики по группам выкрикивают свой вариант разгадки. Разнобой в ответах – это хорошо. Значит, будет что обсудить.
Он и волк, и Дед Мороз
И смешит ребят до слез.
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он – … (артист)
Трактор водит... (тракторист),
Электричку… (машинист),
Стены выкрасил… (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В доме свет провел… (монтер),
В шахте трудится… (шахтер),
В жаркой кузнице… (кузнец),
Кто все знает… (молодец)!

Игра «Аукцион»

Первый ученик с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей, и т.д.
Если ученик затрудняется назвать профессию, учитель считает до трех, после чего ученик выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний.
В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.

Найди конец пословицы

Задание группам: за 3–5 минут вспомнить и записать популярные пословицы о труде, которые у всех на слуху (можно воспользоваться сборником пословиц; для этого учитель должен заранее запастись соответствующими книжками).
Затем ученики в группах готовят задание для соседней команды.
Пример такого задания.
В левой части таблицы даны начала пословиц. Найдите в правой части таблицы их окончание.

Терпение и труд

а в одном отличись

Готовь сани летом,

созреет – само упадет

За много дел не берись,

а говори, что сделал

Не говори, что делал,

а телегу – зимой

Поспешишь –

пока горячо

Без труда

не вынешь и рыбки из пруда

Не тряси яблоко, пока зелено:

людей насмешишь

Кто рано встает, все грибы соберет,

всё перетрут

Куй железо,

а сонливый пойдет за крапивой

Художник–сапожник

В заключение учитель раздает группам тексты стихотворения Р. Сефа «Странное дело».
Странное дело, а может быть, нет:
Жил-был на свете когда-то сапожник,
Был он сапожником 45 лет,
Но про него говорили: «Художник!».
Странное дело, а может быть, нет:
Жил-был на свете когда-то художник,
Был он художником 70 лет,
Но про него говорили: «Сапожник».

Странное дело, а может быть, нет.
Вопросы по стихотворению – группам на обсуждение.
• В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»?
• Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом?
• Кто вызывает уважение?

/Урок разработан педагогом-психологом МОУ «Лицей №2» В.Н. Петелиной (Протвино), победителем Московского областного конкурса авторских программ в номинации «Дороги, которые мы выбираем»/

Экскурсия на предприятие, встреча с профессионалом

Рекомендации к седьмым занятиям в 5–9 классах

Несмотря на постоянные разговоры о падении престижа школьного образования в целом и профессии учителя в частности, мнение классного руководителя остается значимым для детей и подростков. Поэтому восприятие учениками событий школьной жизни во многом зависит от отношения к ним авторитетных взрослых.
К сожалению, учителям не всегда удается удержаться от сомнительных сентенций типа «Будешь плохо учиться – пойдешь работать на завод (варианты – учиться в ПТУ, работать дворником, продавцом на рынке и т.д.)». Вместо так нужной подросткам поддержки и мудрого совета – насмешка и унижение, вместо профориентации – дезориентация, ведь среди факторов, искажающих выбор профессии, так называемый престиж является самым коварным.
Чтобы экскурсия не стала антирекламой профессии и предприятия, необходимо обсудить ее детали с руководством предприятия, спланировать маршрут, найти людей, которые могут интересно и доступно рассказать ребятам о своей работе.
Важно, чтобы экскурсии были логическим продолжением занятий. Например, после уроков, на которых изучаются технические профессии, уместно будет посещение предприятий тяжелой и легкой промышленности, приборостроения и т.п.
Другой ход – показать ребятам разнообразие профессий внутри одной отрасли. Так, экскурсия на местное телевидение или в редакцию газеты даст возможность увидеть, скольким людям самых различных профессий мы обязаны своевременным получением информации – редактору, фотокорреспонденту, телеведущему, оператору, звукооператору, видеоинженеру, корректору, верстальщику и др.
Вывод класса за пределы школы сопряжен с организационными трудностями. Если нужен транспорт, естественно обратиться за помощью к «принимающей стороне»: сейчас на многих предприятиях создается профориентационная служба, задача которой – профинформирование школьников.
В любом случае в подготовке экскурсия должны участвовать минимум две стороны – школа и предприятие, причем предприятию как более заинтересованной ст
ороне следует брать на себя большую часть затрат и усилий.
Если школа расположена в крупном городе, у вас есть возможность выбрать объект вашего внимания с учетом межпредметных связей. Посещение электролампового завода после изучения темы «Электричество» на уроках физики будет не только эффективной формой профориентационной работы, но и средством закрепления изученного материала. Встреча с инженером-конструктором авиакорпорации может удачно совпасть с изучением темы воздухоплавания на уроке физики. Визит представителя организации или предприятия хорош тем, что не требует таких организационных усилий и волнений, как экскурсия, и легко вписывается в школьную сетку часов. Постарайтесь найти человека, который сможет заинтересовать ребят рассказом о своей работе. Этим человеком вполне может быть кто-то из родителей.
Без встреч с профессионалами, увлеченными своей работой, уроки самоопределения могут восприниматься как нечто абстрактное и далекое от реальной жизни, на пороге которой стоят наши дети.

Творческие работы

Рекомендации к восьмым занятиям в 5–9 классах

Продолжением экскурсий и встреч с профессионалами могут стать творческие работы детей по затронувшим их темам в виде сочинений, альбомов, презентаций.

Бывает очень плодотворно пригласить на урок кого-нибудь из родителей учеников с небольшими рассказами о профессиях, которые можно проиллюстрировать видеофрагментами, фотографиями, слайдами и другими наглядными материалами. Выступление родителей перед классом, как правило, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии их детей и улучшает взаимоотношения в семье.
После такого занятия или кла
ссного часа уместна будет творческая работа «Профессии моих родителей». Работа выполняется дома и представляется классу на следующем занятии.
Чтобы за один урок все до одного ученики смогли представить свои проекты, организуйте работу по группам (4–6 человек в группе). В этом случае каждый ученик покажет свою работу и расскажет о ней не вам (что само по себе хорошо) и не всему классу (а это и необязательно), а своей группе.
Организуйте вместе с учениками выставку творческих работ в классе, пригласите на нее родителей.

ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ
Девятый урок в 5 классе

Цели урока: знакомство с понятиями «задатки» и «способности»; начальное представление о роли способностей в профессиональной деятельности; определение и развитие в игровой форме некоторых общих способностей.

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые называют задатками, то есть дарами, которые мы получаем при рождении. Хорошая память, внимание, ум одним даны от Бога, другие развивают их упражнениями. Задатки – это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.
На основании задатков возникают способности – индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности зависят от сформированности познавательных процессов – мышления, памяти, внимания.

Внимание

Внимание – это направленность нашего сознания на какой-то объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, распределением, концентрацией.
Предложите ученикам назвать профессии, которые предъявляют особые требования к вниманию (водитель должен уметь распределять внимание, чтобы контролировать ситуацию на дороге и работу самого автомобиля; учитель должен замечать все, что происходит в классе; бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи). Многих техногенных катастроф удалось бы избежать, если бы люди с нарушениями внимания были вовремя отстранены от работы.
Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы два элементарных действия.

Упражнение «Двойной счет»

Ученик записывает на доске числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет (пишет «1», а вслух говорит «20»; пишет «2», а говорит «19» и т.д.). Это упражнение могут выполнить 3–4 желающих.
• Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания?
Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если имзаниматься, и угасает, если им пользоваться. Это упражнение тренирует способность распределять внимание.

Упражнение «Муха»

На доске чертится девятиклеточное игровое поле 3х3. Воображаемая муха находится в центре поля. Ученики по очереди (очередность задают сами ученики) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики внимательно следят за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.
Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря, глупость или безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный – на время.
У сэра Ньютона и, может быть, еще человек у 5–6 с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое право на рассеянность обернется для него скорее всего тем, что он будет просто исключен из общества. (Из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну).
• Согласны ли вы с мнением лорда Честерфильда? Обоснуйте свой ответ.

Упражнение «Я умею...»

Способный человек, как правило, обладает многими талантами. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками. Писательский талант Грибоедова соперничал с музыкальным и дипломатическим. Кажется, что обилие дарований может затруднить выбор профессии. Но это тот случай, когда любое решение – выигрышное.
Упражнение «Я умею…». Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то замешкался и в течение трех секунд не может ничего придумать, эстафетная палочка переходит к следующему.

Как распорядиться способностями

У Марка Твена есть рассказ о простом парикмахере, который после смерти оказался в обществе великих полководцев. Он решил, что это какая-то ошибка: ведь он никогда не воевал. Однако выяснилось, что в том мире места распределялись по предназначению человека, а не по фактическим достижениям. И спрашивали не за то, чего ты достиг, а за то, как ты распорядился данным от Бога талантом.
• Как вы думаете, это справедливо?
• Существуют способности, необходимые для любой деятельности. Назовите эти способности (зрение, слух, осязание, речь).
К счастью, мы обладаем этими способностями. Но бывает так, что человек, лишенный даже минимальных способностей, совершает то, что не могут сделать обычные люди. Знаете ли вы таких людей? (Несмотря на глухоту, Бетховен создавал бессмертную музыку, слепые Гомер и Мильтон писали стихи…)
Только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Спокойным, ровным голосом говорит Ольга Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы психологов, педагогов, врачей... Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Тема диссертации – «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала – она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие. (К.Е. Левитин, «Я прошла сквозь мрак и бури».)
• Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены? Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями?
Для практических видов деятельности особое значение имеют способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательные навыки. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными, аварийно-спасательными работами. Проверить способность ориентироваться в пространстве поможет следующее упражнение.

Упражнение «Кто ближе?»

По одному ученику от каждого ряда выходят к доске. На расстоянии 3–4 метров от них находится предмет – мяч, портфель, стул. Помощники от каждого ряда завязывают глаза своим представителям. После этого каждый из трех учеников должен как можно ближе подойти к своему предмету, не задев его. Выигрывает из этой тройки игроков тот, кто подойдет ближе всех.
Упражнение можно продолжить по эстафете, тогда получится соревнование между рядами. В роли экспертов, замеряющих расстояние до предмета, выступают представители конкурирующих рядов.
• Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей.

Читатели уже наверняка заметили, насколько разнообразны предлагаемые автором формы работы: психодиагностические методики, ролевые игры, встречи, экскурсии, творческие проекты. Очередные занятия (десятые) под общим названием «Круг чтения» – это возможность трансляции жизненных ценностей с помощью художественной литературы.
Тем же, кто только недавно открыл для себя «Уроки самоопределения», напоминаем, что, несмотря на логическую связь между занятиями, все они достаточно автономны. Вы можете выбрать те, которые считаете наиболее интересными.
Не воспринимайте конспекты занятий как нечто неприкосновенное – изменяйте, дополняйте, перерабатывайте. И пишите! Со второго полугодия мы стали получать ваши отзывы об «Уроках самоопределения». Спасибо за теплые слова и поддержку! Они дают силы для дальнейшей работы.
И помните: нам очень интересно все, что происходит с вами и вашими подопечными.

Галина Резапкина ,
психолог

Не кем быть, а каким

Вместо введения

Известно, что установки и ценности усваиваются прочнее, если обращены не только и не столько к разуму, сколько к сердцу. К сожалению, культура семейного чтения в наши дни почти утрачена, да и в школе замечательные произведения русских писателей часто остаются за бортом новых программ по литературе.
Газетный формат позволяет привести в качестве примера только два произведения, объединенных темой труда как высшей ценности, – сказку Е.А. Пермяка «Самоходные лапти» (для 5–6 классов) и рассказ В.Н. Лялина «Изограф» (для 7–9 классов). Прекрасный материал вы найдете в книге рассказов И.А. Шмелева «Светлая страница».
Герои Шмелева, Пермяка, Лялина, пользуясь современной лексикой, – «успешные профессионалы», хотя их успешность не всегда очевидна для обыденного сознания. Конечно, ценность этих произведений не ограничивается «профориентационной» темой – как не замыкаются на теме выбора профессии сами «Уроки самоопределения». Вопрос «Кем быть?», дамокловым мечом висящий над сегодняшними школьниками, пора заменить вопросом «Каким быть?». Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина.
Воспитательные возможности занятий по теме «Круг чтения» выходят за рамки обычного урока внеклассного чтения, потому что затрагивают вопросы профессионального и личностного самоопределения школьников. Учитель, тонко чувствующий слово, донесет до своих учеников мысли замечательных писателей о смысле жизни, и, возможно, сам задумается над вопросом: «Для чего я работаю?»

КРУГ ЧТЕНИЯ
Деcятый урок в 5–6 классах

Герои книг Е. Пермяка – мастера своего дела, которым посчастливилось найти «тайны цены» человеческого труда.

Сказка «Самоходные лапти»
(дана в сокращении)

Были у отца три сына. Пришло время им делом заняться.
– Я по городам пойду ремесло искать, – говорит старший, – за которое больше платят, то мое и будет.
– А я, – говорит средний, – стану по базарам ходкий товар высматривать. Что лучше идет, то и делать буду.
До младшего очередь дошла.
– Хотелось бы мне, тятенька, научиться лапти плести. Всегда в спросе.
Засмеялись братья:
– В спросе, да цена-то за тот спрос с воробьиный нос.
Разошлись братья. Идет старший по городам, слушает, о чем мастера беседуют.
– Я сто одну деньгу зарабатываю, – хвалится каменщик.
Старший сын услышал и говорит:
– Возьми меня в ученики.
– Возьму, – говорит каменщик, – если ты ремесло ниже денег ставить не станешь.
Второй сын идет по базару, видит – дуги хорошо разбирают. А старичок-дуговичок хвалится:
– Мошна у меня, как дуга, туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой.
Услышал это средний сын и решил дуги гнуть.
А младший лыка надрал и плетет себе лапоть за лаптем. Один с косиной, другой со слабиной, третий – в руки взять совестно.
Неделя проходит, другая начинается. Полная баня лаптей, а обуться не во что. На пятую неделю от лаптей тесно стало. Привез мастер свои лапти на базар и свалил их в кучу.
– Почем, парень, лапти? – спрашивает народ.
– По совести.
– По какой такой совести?
– Совесть скажет, сколько заплатить надо. А если промолчит – даром носи.
Много народа налетело на даровые лапти. Живо разобрали. Кто грош, кто полушку кинет, а другой еще приплату просит. Делать нечего, приплачивает мастер, а сам смотрит, какие лапти складнее на ногах сидят, за какие приплаты не просят, а деньги дают. Вернулся домой – ни лаптей, ни денег.
– Ты что, мил сын, больно весел? Аль выручку большую привез?
– Не выручку, тятя, а выучку. Выучка дороже всего.
И пошел лыко драть.
А старший брат камни кладет, торопится, средний дуги гнет, поспешает. Прошло время.
– Ну, милые мои сыны, – говорит отец, – сказывайте, как ремеслами промышляете.
– Я каменным ремеслом занялся. Сто одну деньгу заработаю.
– У меня, тятенька, мошна будет как дуга туга. Что ни дужка, то полтина с полушкой.
Дошла очередь до младшего:
– Моя работа вся на виду. Базар цену скажет.
Погостили сыны у отца и торговать собрались. А младший и говорит им:
– Братцы, не захватите ли вы и мою работу? Вдруг грош с полушкой выручите, и то нам с тятенькой деньги.
– Если по паре лаптей дашь – свезем.
Приехал старший брат в город деньги получать, а его стены на все лады ругают.
Кинулся он к каменщику, а тот посмеивается:
– Разве я тебя, торопыгу, учил ремесло ниже денег ставить?
Продал он лапти да домой поворотил.
Средний на базаре лапти продал, а дуги на базаре оставил – их даром не берут.
По дороге нагнал средний брат старичка-дуговичка и спрашивает:
– Почему у тебя дуги идут, а у меня лежат?
– Потому, – говорит старик, – что у тебя дуги простые, а у меня самоходные.
– Какие такие самоходные? – стал добиваться средний брат. А старик только посмеивается.
Опять отец спрашивает братьев, как они ремеслами промышляли. Старший сказывает:
– Обмануло меня каменное ремесло. Займусь деревянным.
– И я другое ремесло нашел, – сказал средний. – Много ли на дуге выгнешь? Горшки лепить буду.
– Ну, а ты, меньшой, что скажешь? – спросил отец.
– За меня братья скажут. Они лапти продавали.
– За твои лапти по загривку надавали. Еле ноги унесли. Ты ремесло ниже денег ставишь. И к тому же лапти твои простые, а не самоходные.
Задумался младший брат и еще злее за работу принялся. И братья своим делом занялись. Один доски пилит, другой горшки лепит.
Пришло время на базар ехать. Опять младший просит его товар испытать. Братья товар расставили, народ зазывают:
– А вот, горшки, плошки! Кому тес, бруски, доски!
А про лапти ни слова. Потому как их они до базара не довезли, по дороге продали. Чуть не все в новых лаптях ходят да похваливают, до чего хороши! А от горшков с тесом нос воротят. Из милости доски на дрова взяли, а горшками с плошками дорогу вымостили.
Приехали братья с обновками да с гостинцами, на лапотные деньги купленными:
– Ах, как доски да горшки ходко шли! Ну и лапти кое-какие продали. Вот тебе, братец, полтинник с денежкой.
– Ну, теперь я, братцы, самоходные лапти плести начну, которые вперед денег ходят.
Опять пришло время на базар ехать. Горшки и доски на воз погрузили, а под лапти три подводы наняли.
– Давай, братец, услужим тебе. Может, два полтинника да две денежки привезем.
– Нет. Не хочу я больше срамить вас своей лапотной работой. Зарок я дал самоходные лапти сплести. Такие, которые вперед денег сами идут.
Делать нечего, поехали братья на базар с одними кривыми горшками да с косыми досками. По дешевке продали.
Тут подошел к ним старичок-дуговичок и говорит:
– Вы бы, братцы, лучше лапотки привезли.
Тут народ ну расспрашивать, почему лаптей нет. Братья отнекиваются, околесицу плетут...
Народ видит, что братья темнят, давай допрос чинить. Братья еле ноги унесли. Приехали домой, а следом весь базар к бане подъехал. Старые люди шапки ломают, мужики спины гнут, младшего брата уговаривают лаптями оделить.
А младший хоть и оробел, а свое гнет:
– Я зарок дал самоходные лапти сплести, а до той поры из бани не выходить.
Тут старичок-дуговичок выходит вперед и говорит:
– Твои лапти давно самоходными стали. Сами идут. И на базар их возить не надо.
– Тогда другое дело, – сказал мастер и стал из бани лапти выкидывать.
Народ полную котомку денег навалил, не подымешь. Братья стоят ни живы ни мертвы, отцу глянуть в глаза боятся. Тогда старичок-дуговичок и говорит среднему брату:
– Не одни дуги самоходными гнутся. И лапти такими плетутся, и доски такими пилятся, и горшки лепятся.
Задумались братья. Много ли, мало ли дней прошло, только стал пилить старший брат самоходные доски, а средний самоходные горшки обжигать.

«Поле чудес»

В старину люди думали, что весь мир держится на трех слонах или китах. Для профессионального мастерства такими «слонами» можно считать три качества, о которых говорится в этой сказке. Угадайте их!
На доске пишутся первые и последние буквы слов «терпение», «трудолюбие», «требовательность».

Ученики должны отгадать, что это за слова. Если есть затруднения, можно открыть одну или несколько букв, как в «Поле чудес». Информация, добытая таким способом, усваивается легче и прочнее, чем поданная в готовом виде. Этот прием эффективен на всех уроках.

Задания микрогруппам
(3–6 человек)

• Приведите из сказки примеры трудолюбия, терпения и требовательности младшего брата к себе. Есть ли эти качества у его старших братьев?
• Чем привлекает ремесло старших братьев? Почему у них получаются плохие стены, дуги, доски и горшки?
• Что главное в работе младшего брата? Почему его товар не нуждался в рекламе?
• Почему ремесло должно быть выше денег? Что мешало старшим братьям стать мастерами своего дела?
• Вспомните вместе с ребятами пословицы о труде. Какие из них могли бы стать эпиграфами к этой сказке?
(За много дел не берись, а в одном отличись.
Душу вложишь – все сможешь.
По работе и плата, по товару и цена.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.)
• Подумайте, откуда берутся пословицы типа «Работа не волк – в лес не убежит»? Что это – ирония или выражение другого отношения к труду?
• Разыграйте по ролям какую-нибудь сценку из сказки, а остальные группы пусть догадаются, какую.
Увлекательным дополнением к этому уроку может стать мультфильм «Золотой гвоздь», созданный по мотивам сказок Е.А. Пермяка.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «КЕМ БЫТЬ? КАКИМ БЫТЬ?»
Одиннадцатый урок в 5 классе

Цель урока: развитие представлений о положительных профессиональных качествах.

Предложите ученикам вспомнить, на какие группы делятся профессии по предмету труда («Человек», «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство») и назвать по цепочке несколько профессий каждой группы.

Задание 1 
Пятиклассники уже способны выделить качества, отличающие профессионала. Предложите группам по 3–6 человек смоделировать портрет хорошего учителя, военного, судьи, врача (они могут взять для примера другие профессии), сообща заполняя
таблицу 1.

Таблица 1

Профессия 

Хороший 

Учитель

Добрый
Справедливый
Ответственный
Честный
...

Военный

Мужественный
Ответственный
Честный
Дисциплинированный
...

Судья

Честный
Справедливый
Внимательный
Ответственный
...

Врач

Добрый
Внимательный
Ответственный
Честный
...

Задание 2 
Если названных качеств получится слишком много, попросите группы убрать лишние, оставив 3–4 самых важных для каждой профессии. Возможно, списки групп будут отличаться от приведенного. Но в них наверняка будут повторяться личностные качества, необходимые в любой деятельности (здесь мы не берем в расчет такие важные качества, как ум, смелость, сила, выносливость, потому что они не являются абсолютными).
· Как эти качества связаны с профессией? 

Задание 3 
Предложите группам назвать универсальные качества, которые необходимы в разных профессиях. В нашем списке это доброта, честность, ответственность, справедливость, внимательность.
Попросите ребят записать эти качества на листочках и написать рядом с ними имена и фамилии одноклассников и одноклассниц, у которых эти качества проявляются ярче всего.
Теперь пусть группы сравнят, что у них получилось. Чьи имена встречаются чаще всего?

Задание 4
Есть такая расхожая фраза: «Хороший человек не профессия». Конечно, для того чтобы стать профессионалом, быть хорошим человеком недостаточно. Но необходимо. Конечно, чтобы стать хорошим учителем, военным, врачом, надо много знать и уметь. Но мало надежды, что равнодушный, безответственный, недисциплинированный, бесчестный человек сможет спасти, вылечить, научить, воспитать, помочь, защитить.
Предложите ребятам обсудить в группах, как они понимают слова русского писателя и философа И.А. Ильина: «Ум без сердца – мертвец», «Ум без совести – подлец», «Ум без воли – глупец», «Ум без воображения – слепец». Чтобы ребята узнали мнения соседней группы, отправьте их в гости друг к другу.
Примечание. Результаты любых обсуждений в группах совсем не обязательно выносить на всеобщее обозрение (читай: на обозрение учителя). Ребята обсудили друг с другом, узнали, что в соседней группе думают иначе (или так же, как они), – и хорошо. Не вмешивайтесь (полюбопытствовать, конечно, можете)! Пусть ребята стараются быть интересными друг другу, а не учителю.

Задание 5
Предложите группам взять одну из фраз предыдущего задания эпиграфом к небольшому (не более страницы!) сочинению-рассуждению на тему нашего занятия «Кем быть? Каким быть?».
Примечания
1. Сочинение ребята пишут прямо на уроке, по горячим следам. Поэтому спланируйте занятие так, чтобы на сочинение осталось 15–20 минут.
2. Сочинение пишется одно на группу: кто-то пишет, кто-то набрасывает идеи, кто-то формулирует предложения, кто-то диктует.
3. Предупредите ребят, что в данном случае важна не грамматика и орфография, а мысли и чувства.
4. Напомните, чтобы все члены команды написали на листочках свои фамилии. На следующем уроке самоопределения можно прочитать вслух самые интересные групповые работы.

БОР: ХОЧУ, МОГУ, НАДО, ЕСТЬ 
Тринадцатые занятия в 5–6 классах

Цели: начальное знакомство с правилами выбора профессии, повторение темы «Самооценка и уровень притязаний», развитие способности объективно оценивать себя и других.
Материалы: по три маленьких листочка на каждого, желательно трех цветов, бланк для упражнения «Есть!» 

Раздайте ребятам по три листочка бумаги, желательно трех цветов. Попросите написать на первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, «Хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения» и т.д.).
На втором листочке (МОГУ) пусть ученики напишут, что, по их мнению, они могут. А на третьем (НАДО) – то, что, на их взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д.)
Пусть ученики положат листочки перед собой. Это три слагаемых правильного выбора профессии. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Три окружности

Эти слагаемые можно представить в виде окружностей (по ходу объяснения делаются рисунки на доске):
1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: человек хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.


Вопросы для обсуждения
Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши МОГУ, ХОЧУ, НАДО?
Как вы думаете, на что вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?
Подумайте, чем можно дополнить эту схему?
Схему можно дополнить элементом ЕСТЬ.
ЕСТЬ – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Упражнение «Есть!»

Проблема современных выпускников – завышенный уровень притязаний (вспомните, что такое уровень притязаний). Конечно, жизнь его откорректирует в нужную сторону, но иногда такая корректировка проходит очень болезненно: не очень приятно падать даже с воображаемых вершин.
Раздайте ученикам бланки с упражнением. Предупредите их, чтобы они постарались быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении (то есть насколько у них сформированы те или иные навыки).

Полезные навыки 

всегда 

часто 

редко 

никогда 

Довожу дело до конца

 

 

 

 

Я требователен к себе

 

 

 

 

Умею преодолевать трудности

 

 

 

 

Умею распределять время

 

 

 

 

Учитываю мнение других

 

 

 

 

Пусть поменяются листочками с соседом по парте и оценят друг друга, поставив рядом с оценкой соседа свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Теперь пусть сравнят свои оценки с оценками, которые поставил сосед.
Вопросы для обсуждения
Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?
Качества, которые вы только что оценивали, определяют профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Сегодня вы узнали секрет правильного выбора профессии. Он давно известен. Как вы думаете, почему не все могут воспользоваться этим простым и красивым решением? Поговорите об этом со своими родителями. Насколько совпадают их «хочу», «могу» и «надо»? Довольны ли они тем, как сложилась их профессиональная карьера?
Примечание. Дайте возможность ученикам поделиться своими мыслями об этом упражнении. Собрав листочки, подумайте, как оказать поддержку тем, у кого окажутся низкие оценки по всем параметрам.

 

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ
Четырнадцатый урок в 5–6 классах

Цели: систематизация полученных в течение года знаний о мире профессий и правилах ее выбора, моделирование образа будущей профессии.
Материалы: бланк с характеристиками целей, предметов, средств и условий труда для каждого ученика.

В основе занятия лежит модифицированный вариант методики Н.С. Пряжникова.
Вспомните, что такое классификация. Что вы знаете о классификации профессий? На какие группы делятся профессии? (Повторение материала урока №6.) Предмет труда – не единственная характеристика профессии. Назовите профессии, относящиеся к одному предмета труда. Чем они различаются? (Содержанием деятельности, условиями труда.)
Выделение существенных признаков поможет вам смоделировать образ привлекательной профессии. В бланке перечислены возможные цели, предмет, средства и условия труда.
(См. табл. 1.) 
Работа в микрогруппах. Проще всего образовать микрогруппы из четырех человек, предложив учащимся повернуться к соседям. Каждая группа получает конверт с листочком, на котором написано название профессии, которую дети должны в течение пяти минут загадать с помощью четырех признаков.
Затем представитель микрогруппы называет эти признаки, а остальные учащиеся отгадывают профессию и оценивают, насколько правильно отобраны ее характеристики.
Самостоятельная работа. Из каждой группы выберите и запишите самую привлекательную для вас характеристику (можно подчеркнуть соответствующие признаки в бланке).
Цели:
Предмет:
Средства:
Условия:

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если нет – попробуйте смоделировать ее по этим признакам.

Таблица 1

1. Цели труда:
1.1. Оценивать, проверять.
1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
1.6. Создавать произведения искусства.
1.7. Руководить людьми.
1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.

2. Предмет труда:
2.1. Человек.
2.2. Информация.
2.3. Финансы.
2.4. Техника.
2.5. Искусство.
2.6. Животные и растения.
2.7. Изделия и продукты.
2.8. Природные ресурсы.

3. Средства труда:
3.1. Ручные.
3.2. Механические.
3.3. Автоматические.
3.4. Компьютерные.
3.5. Мышление.
3.6. Голос, мимика, пантомимика.
3.7. Физические возможности организма.
3.8. Органы чувств.

4. Условия труда:
4.1. Бытовой микроклимат.
4.2. Помещения с большим числом людей.
4.3. Разъезды и командировки.
4.4. Открытый воздух.
4.5. Экстремальные условия.
4.6. Работа на дому.
4.7. Особые условия.
4.8. Повышенная ответственность.

Примечание. Хотя это занятие может быть завершающим, важно, чтобы ребята знали, что в следующем году они будут продолжены, и чувствовали вашу готовность к этому, ваше бережное отношение к бланкам, которые являются ценным диагностическим материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в организации профилактической работы с обучающимися по предупреждению социального сиротства»

В условиях модернизации российского образования перед классным руководителем стоит задача: создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно активной и социально полноц...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учрежд...

организация работы с ОВЗ и СОП социального педагога

доклад социального педагога и к нему презентация - "организация работы социального педаога в МБОУ СОШ с.Чернава с обучающимися ОВЗ и семьями СОП...

Презентация для классных руководителей и социальных педагогов "Профилактика суицида"

Презентация для классных руководителей и социальных педагогов по профилактике суицида...

Совместный план классного руководителя и социального педагога с проблемным классом

Только совместно классным руководителем и  с социально- психологической службой школы,возможно безболезненная адаптация классного колектива....