организация работы с ОВЗ и СОП социального педагога
опыты и эксперименты
доклад социального педагога и к нему презентация - "организация работы социального педаога в МБОУ СОШ с.Чернава с обучающимися ОВЗ и семьями СОП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_ovz_i_semmi_sop.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы социального педагога МБОУ СОШ с.Чернава Косыгиной Е.П. с дьми ОВЗ и семьями находящимися в СОП, 2020 год
1 слайд. Вступление – представление
2 слайд.
ФЗ-273 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей. Закон дает четкое представление о том, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; определяет новые формулировки (образовательная организация вместо «образовательное учреждение»). По закону об образовании обучающиеся получают право на индивидуальный учебный график, возможность совместить школьное обучение с семейным. Изменения коснулись и роли родителей (законных представителей), которые могут участвовать в конфликтных комиссиях.
3 слайд.
Методы работы, которые чаще всего использует социальный педагог образовательной организации: 1. Метод убеждения. 2. Метод наблюдения. 3. Метод беседы. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в организацию. 4. Метод социометрии.
4 слайд.
Цель работы с семьей – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. При организации и выборе метода воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на семью влияют: природа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений. Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога в семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Методы работы социального воспитания разнообразны: Социально-экономические предполагают разностороннюю работу с нуждающимися семьями, в том числе и материальную помощь семье и т.д. Организационные методы направлены на организацию помощи личности, семье. К психолого-педагогическим методам относят - исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, а также проблем, которые существуют внутри семьи. Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций.
5 слайд. Один из методов работы с семьей – социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
6 слайд. Таким образом, алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей: 1) изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью; 2) первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи; 3) знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни; 4) знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводы; 5) изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций; 6) изучение личностных особенностей членов семьи; 7) составление карты семьи; 8) координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.); 9) составление программы работы с неблагополучной семьей; 10) текущие и контрольные посещения семьи; 11) выводы о результатах работы с неблагополучной семьей. Таким образом, существует множество разнообразных методов работы социального педагога с семьей, но все они подвержены выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее психологические особенности, самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.
В практике социального педагога активно используется метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. В комплексе с этим методом используется все предыдущие методы – наблюдение, беседа, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие. При налаживании бытовых условий жизни, отношений между членами семьи используется метод поддержки личности.
7 слайд. Социально-педагогические технологии работы с детьми «группы риска».
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности является социально-педагогическая работа с детьми, которых называют по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с девиантным поведением, дети группы риска. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д.). Поэтому такие дети нуждаются в корректировке, или шире – в процессе социализации. То есть главная цель при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: 1) выявление детей этой категории, организация работы с ними; 2) непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Формирование банка данных детей и подростков группы риска. Осуществляется совместно с инспектором отделов профилактики правонарушений несовершеннолетних, участковым инспектором органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства, управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних. При формировании банка данных уточняются следующие позиции: • каковы основания постановки на учет; • какие структуры работают с подростком; • какая работа проводится для разрешения проблемы; • что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. Изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении; определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности микросреды жизнедеятельности ребенка.
Источники: законы РФ, Сеть Интернет
Слайд 8 2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность социального педагога.
Любая профессиональная деятельность регулируется в обществе системой правовых норм и ограничений. Деятельность социального педагога в Российской Федерации определяется рядом нормативных правовых документов, с которыми должен быть знаком каждый специалист. К таким документам относятся:
Международный уровень:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.);
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена 4.11.1950 г.);
3. Всеобщая декларация прав и свобод человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.);
4. Декларация о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975 г.).
Федеральный уровень:
1. Конституция РФ;
2. Трудовой кодекс РФ;
3. Уголовный кодекс РФ;
4. Семейный кодекс РФ;
5. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
6. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
7. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Слайд 9. 8. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
9. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
10. Федеральный закон о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей от 04.04.2001 г. № 44-ФЗ;
11. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
12. Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
13. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
14. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
15. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
16. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»;
17. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.03.2002 г. № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
18. Приказ Министерства образования РФ от 14.09.2009 г. № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации»;
19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.02.2014 г. № 136 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1642 «Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей»;
21. Приказ Министерства образования РФ от 13.03.2015 г. № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
3. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
3.1. Совет профилактики школы организует и проводит систему индивидуальных профилактических мероприятий в отношении следующих категорий несовершеннолетних:
- учащиеся, пропускающие занятия без уважительной причины;
- учащиеся, замеченные в употреблении спиртных напитков, курении и других правонарушениях;
- учащиеся, систематически нарушающие дисциплину, проявляющие элементы асоциального поведения;
- учащиеся, причиняющие вред школьному имуществу
- безнадзорные;
- склонные к бродяжничеству;
- состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
- нарушающие Устав МБОУ СОШ с.Чернава.
Профилактика детской безнадзорности. Ранняя профилактика и коррекция
социально-педагогической запущенности детей в МБОУ СОШ с.Чернава.
В работе с учащимися школа руководствуется Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Статья 1.
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются уже в раннем детстве. Часто отклоняющееся (девиантное) поведение при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит в итоге к стойкой недисциплинированности и, возможно, к различным формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Задержка развития как правило сообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности со временем вырастает в нежелание считаться с общественными нормами.
В связи с этим возникает проблема ранней профилактики антиобщественного поведения в школе, которая должна начинаться с предупреждения педагогической запущенности детей.
ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа для класного руководителей и социальных педагогов
Цикл разработок внеклассных мероприятий...
Организация работы с детьми, нуждающимися в социальной реабилитации.
Организация работы с детьми, нуждающимися в социальной реабилитации....
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учрежд...
Презентация "Организация работы в ДОУ, по развитию социально-нравственных качеств дошкольников"
Презентация на тему "Организация работы в ДОУ, по развитию социально-нравственных качеств дошкольников"...
Методические рекомендации по организации взаимодействия педагогического состава школы и социального педагога.
В рекомендациях изложены основные условия для успешного взаимоде1йствия учителя и социалного педагога...
Организация работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (СОП)
В каких случаях семья признается в социальном опасном положении ?-неисполнение родителями своих обязанностей-отсутствие условий для воапитания детей-отсутствие личного примера-вовлечение детей в проти...