ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
статья

Манаева Галина Валентиновна

Данная статья отражает специфические особенности воспитательной работы в образовательном учреждении детского санатория, описывает основные рекомендательные моменты работы социального педагога в учреждении с постоянной сменяемостью членов временных детских сообществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospitatelnoy_raboty_v_detskom_sanatorii.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САНАТОРИИ.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

        Работа социального педагога в детском санатории имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ним задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и воспитания в разнообразной увлекательной для них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В санатории отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонимания и сотрудничества.  На заезд (21 день) собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из семей «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагога к работе,   особенно в летний период . Он должен знать нормативные документы, инструкции по организации досуговых  и лечебных, игровых  и спортивных мероприятий по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи. 

Основы работы социального педагога санатория:

- способствовать быстрейшей адаптации детей к новым условиям;

- создать эмоционально - положительное настроение, способствующее  основе лечебному процессу;

- создать условия для усвоения учебных программ по дисциплинам начальной и основной школы;

- создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка

- создать педагогические ситуации успешности ребенка.

Детский санаторий – это специализированное лечебно-профилактическое, медико-педагогическое учреждение, в котором осуществляется лечение, школьное и дошкольное обучение, физическое, нравственное, эстетическое, патриотическое воспитание детей.

Педагогическая работа в детском санатории является одним из обязательных звеньев в общем комплексе санаторного лечения.

         Многолетний опыт показывает - успешное восстановление здоровья ребёнка в санатории возможно только на базе хорошо поставленной педагогической работы рационально сочетающейся с лечебно-профилактической работой.

В санатории работают высококвалифицированные врачи, педагоги, воспитатели, средний медицинский персонал, которые на высоком профессиональном уровне проводят лечение, обучении и воспитание детей.

Воспитательная работа использует комплекс мероприятий социально-педагогической и психологической реабилитации с учетом специфики заболеваний, потребностей детей, согласуется и корректируется на медико-педагогических советах в рамках каждого заезда.

В основе воспитательной работы лежит - «лечебная педагогика», отрасль педагогики на стыке медицины, психологии и общей педагогики, которая рассматривает вопросы воспитания детей с проблемами в состоянии здоровья.

Принципы лечебной педагогики:

1.  Лечение радостью.

2.  Учет влияния психического фактора на здоровье детей.

3.  Индивидуальный подход.

4.  Принцип активной деятельности в сочетании с отдыхом.

5.  Единство работы медицинского и педагогического персонала.

Что приносит радость?

1.  Дружный детский коллектив, он несет радость и восполняет дефицит общения со сверстниками.

2.  Соблюдение деятельного режима, организация досуга, заполненного играми, развлечениями, праздниками.

3.  Осуществление всестороннего эстетического воспитания.  

4.  Проведение разнообразных форм физического воспитания приносит ребенку двигательную радость: терренкур, пешеходные микротуризмы, спортивные игры и пр.

5.  Арт-терапия:

изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, кинезитерапия, библиотерапия.

Условия здорового развития:

1.  Создание спокойной обстановки, доброжелательности взрослых, умение создать и поддержать хорошее настроение, учить находить радость.

2.  Удовлетворение жизненных потребностей в заботе и  внимании.

3.  Наличие стимулов для здорового развития.

4.  Укрепление веры в себя, свою значимость, свое умение;

5.  Организация увлекательной деятельности.

6.  Приобретение ребенком разнообразных ярких переживаний, впечатлений, представлений и понятий о внешнем мире.

7.  Развитие познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия.

8.  Индивидуальный подход.

        

В первые дни заезда социальный педагог совместно с воспитателем для успешной адаптации проводит: тренинги на знакомство и сплочение коллективов, экскурсию по санаторию, на которой дети встречаются с сотрудниками учреждения и знакомятся с законами и традициями санатория, изучаются интересы и потребности детей, проходят часы доверия в каждом отряде - «Свечки».

Далее воспитательная работа строится на  вовлечение детей в разнообразную деятельность.

Большое значение уделяется формированию здорового образа жизни детей.

Во время пребывания ребенка в санатории постоянно отслеживается его эмоциональное состояние, настроение с помощью наблюдения и анкетирования при поступлении и выписке.

Традициями санаторной жизни являются организация и максимальное приближение к домашней обстановке, комфорта и уюта для детей. На каждом этаже корпусов имеются оборудованные современной мебелью, телевизором,  музыкальной техникой, комплектами развивающих игр игровые комнаты для организации досуга, проведения отрядных досуговых  мероприятий  и развивающих занятий с воспитателями санатория.

При выписке из санатория родители смогут узнать о результатах проведенной работы и получить рекомендации педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в детском объединении "Бусинка"

Презентация для педагогических августовских чтений....

Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....

Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...

Доклад " Особенности воспитательной работы в детском доме"

Многие десятилетия проблемы детских домов  не теряют своей остроты.  Дети – сироты и дети, лишившиеся попечения родителей, несмотря на всестороннюю заботу о них государства, остаются в...

Презентация к докладу " Особенности воспитательной работы в детском доме"

Презентация наглядно показывает нашу ежедневную работу....

Особенности организации воспитательной работы в детском санатории

В статье рассматриваются особенности работы воспитателя с детьми, проходящими санаторно-курортное лечение...