Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «МИР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»
учебно-методический материал по теме
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями. И у него возникает желание узнать это новое, понять - непонятное.
Рабочая программа «Мир вопросов и ответов» рассчитана на детей среднего возраста 12 - 15 лет с интеллектуальными нарушениями. Она направлена на получение знаний ребенком в процессе поисково-познавательной деятельности, развитие его интеллектуальных способностей и познавательных качеств.
Исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов.
В процессе этой работы дети учатся с помощью педагога размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты, строить гипотезы и проверять их. А это в свою очередь благотворно влияет на умственное развитие детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти с помощью взрослого ответы на вопросы «как?» и «почему?». Как показывает практика, знания, полученные в ходе исследовательской деятельности, запоминаются надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» департамента социальной защиты населения Кемеровской области
Рабочая программа
по опытно-экспериментальной деятельности
для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями
«МИР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»
Выполнила:
воспитатель Н.А.Бекенеева
Пояснительная записка.
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями. И у него возникает желание узнать это новое, понять - непонятное.
Рабочая программа «Мир вопросов и ответов» рассчитана на детей среднего возраста 12 - 15 лет с интеллектуальными нарушениями. Она направлена на получение знаний ребенком в процессе поисково-познавательной деятельности, развитие его интеллектуальных способностей и познавательных качеств.
Исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы:
1. Выбор темы исследования. Поиск возможных вариантов сбора информации об исследуемом объекте.
2. Сбор информации осуществляется следующими методами исследования:
- Подумай сам.
- Спроси у другого человека.
- Наблюдение.
- Эксперимент.
3. Обобщение полученных данных.
В процессе этой работы дети учатся с помощью педагога размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты, строить гипотезы и проверять их. А это в свою очередь благотворно влияет на умственное развитие детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти с помощью взрослого ответы на вопросы «как?» и «почему?». Как показывает практика, знания, полученные в ходе исследовательской деятельности, запоминаются надолго.
Цель: Развивать детскую любознательность, пытливость ума, устойчивые познавательные интересы.
Задачи:
- Способствовать развитию простейших способов умственной деятельности: операциям анализа и синтеза, вычленения, обобщения, сравнения по нескольким признакам.
- Развивать у детей способность проводить элементарную опытно – экспериментальную работу, устанавливать причинно – следственные связи, высказывать предположения, делать выводы.
- Совершенствовать навыки учебной деятельности: с помощью педагога планировать свою деятельность и реализовывать её, анализировать полученный результат.
- Способствовать формированию у детей знаний о разнообразных явлениях окружающего мира, образе жизни человека, живой и неживой природе.
Длительность занятий 5-10 мин. Занятия проводятся 2 раза в месяц во время занятий по развитию речи.
Тематический план.
№ | Названия блоков | Количество занятий |
1 | Неживая природа | 7 |
2 | Мир растений | 5 |
3 | Животный мир | 2 |
Итого: | 14 |
Ожидаемые результаты
- Выполнение детьми простейших умственных операций: анализа, синтеза, вычленения, обобщения, сравнения по нескольким признакам.
- Овладение первичными навыками практического и умственного экспериментирования.
- Планирование своей деятельности с помощью педагога: умение собирать информацию об исследуемом объекте, составлять схему сообщения, задавать вопросы и отвечать на них, анализировать полученный результат.
- Сформированность у детей знаний о разнообразных явлениях окружающего мира, живой и неживой природе.
Показатели уровней усвоения знаний, умений и навыков детей с отклонениями в развитии среднего возраста
Высокий уровень:
Уверенно отвечает на вопросы, самостоятельно и правильно выполняет все задания, может объяснить свои действия.
Средний уровень:
Отвечает не уверенно, выполняет задания с отдельными ошибками, объясняет свои действия с помощью вопросов воспитателя.
Низкий уровень:
Не знает ответа на поставленный вопрос, выполняет задания с помощью воспитателя, не может объяснить свои действия.
Список используемой литературы.
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, 2013
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003.
- А.И. Иванова, Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.
- Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, 2004.
- А.Г. Мадера, А.П. Пятикоп, С.А. Репьев, Опыты без взрывов.
- И.Ф. Мулько, Развитие представлений о человеке в истории и культуре, 2004.
- Развивающие занятия с детьми 5–6 лет./Под ред. Л.А. Парамоновой
- А.Н. Савенков, Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2.
Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности
для детей среднего возраста с отклонениями в развитии
месяц | тема | цель | выводы |
сентябрь | 1. Почему осенью бывает грязно? | Определить, что происходит с землей во время дождя | Земля превращается в грязь во время дождя. Почва по-разному пропускает воду |
октябрь | 1. Секреты растений 2. Чудесный мешочек с овощами | Определить, почему опадают желтые листья и не облетают зеленые Определить с помощью тактильных ощущений и сенсорного восприятия название овоща | Зеленые листья живые, а желтые – уже отмерли Существует большое разнообразие овощей и все они полезны |
ноябрь | 1. Времена года 2. Первые заморозки | Учить ребенка определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует Выявить причину замерзания воды | Свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять Состояния воды зависит от температуры воздуха |
декабрь | 1. Определение температуры воздуха 2. Где живет ветер? | Учить детей пользоваться термометром, сравнивать температуру в помещение и на улице, рассказывать о полученных результатах. Определить направление, скорость ветра в разных местах: на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике) | В комнате температура со знаком «+», а на улице – со знаком «-» Ветер сильнее на открытой местности. Его направление может бать разным |
январь | 1. Поиграем с солнышком | Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). | Темные предметы нагреваются быстрее, так как они не отражают солнечный свет |
февраль | 1. Как маскируются животные? 2. Острота слуха и ее изменение в разных ситуациях | Определить, как окраска помогает прятаться от хищников Как слух влияет на жизнь человека и животных | Окраска, сливающаяся с цветом окружающего пейзажа, помогает животным прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличит цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы Слух является важным органом чувств, особенно для животных |
март | 1. Зачем деревьям корни? 2. Растение может обеспечить себя питанием | Выявить причину устойчивости растений в сильно ветреную погоду Определить, как растение питается | Сильные, мощные корни помогают деревьям выстоять даже при сильном ветре Капельки воды – это испарившаяся из почвы и самого растения влага |
апрель | 1. Ветка в вазе 2. Прорастание лука | Определить условия, необходимые для пробуждения растений от зимнего сна Определить условия, необходимые для роста растения | Растениям для роста необходимы свет, тепло, и вода Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода |
Воспитател
Описание опытов
Растение может обеспечить себя питанием
Материал: Большая (литра на 4) широкогорлая банка с крышкой, небольшое растение в горшочке.
Полейте растение. Поставьте горшочек с растением целиком в банку. Плотно закройте банку крышкой. Поставьте банку в светлое место, где бывает солнце. Не открывайте банку в течение месяца. На внутренней поверхности банки регулярно появляются капельки воды. Цветок продолжает расти. Капельки воды – это испарившаяся из почвы и самого растения влага.
Определение температуры воздуха.
Материал: уличный и домашний термометры
Сравнить температуру в помещение и на улице с помощью термометра, рассказать о полученных результатах.
Секреты растений.
Материал: ветка дерева с желтыми и зелёными листьями
Предложить детям догадаться, почему опадают желтые листья и не облетают зеленые, показать место соединения с веткой того и другого листа, подвести к пониманию того, что зеленые листья живые.
Опыт с водой «Первые заморозки».
Материал: вода, две одинаковые банки
Показать, как можно выявить зависимость состояния воды от температуры воздуха. Вместе с детьми измерить температуры воздуха на улице и в группе, в две банки налить одинаковое количество воды, одну банку выставить за окно, другую оставить в группе. Помочь выявить причину замерзания воды, сделать вывод.
Зачем деревьям корни?
Материал: два сорняка с толстым стеблем, секатор (нож), песок
Нужно взять два сорняка с толстым высоким стеблем (лебеда, конский щавель), вытащенных с корнем. У одного из них отрежьте корни секатором. Воткните оба растения в песок. Подуйте на них сильно или помашите каким-либо предметом, чтобы появилась сильная струя воздуха. Обратите внимание ребенка на то, какое из растений более устойчиво, спросите почему. Объясните, что растение поддерживает корневая система, что именно сильные, мощные корни помогают деревьям выстоять даже при сильном ветре.
Как маскируются животные
Материал: желтый мел, белая бумага, красный пластик.
Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку красным пластиком. Желтая птичка исчезла. Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым на картинке, и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличит цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.
Чудесный мешочек с овощами
Материал: непрозрачный мешочек, овощи
Предложить детям засунуть руку в мешочек и определить с помощью тактильных ощущений и сенсорного восприятия название овоща. С закрытыми глазами путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса ребенок так же должен определить предложенный овощ. Подвести ребенка к выводу о многообразии овощей, их пользе.
Времена года
Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Художественное слово
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». Пусть ребенок потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите ребенка определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует. Подвести к выводу о свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Ветка в вазе
Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».
Художественное слово
Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,
Упала веточка на снег и там бы пролежала,
Но подняла её рука заботлива и нежно
И отнесла её в тепло воды напиться снежной.
Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,
Из них появятся на свет зелёные листочки. Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода». Подвести к выводу о том, какие условия необходимы для пробуждения растений от зимнего сна.
Где живет ветер?
Материал: ветродуи (ленточка, намотанная на палку)
Воспитатель выносит на прогулку ветродуи, и дети наблюдают, в какую сторону они крутятся в каком направлении; с какой скоростью крутятся ветродуи на открытой местности и на закрытой (в беседке, в домике).
Поиграем с солнышком
Материал: предметы разного цвета (обязательно белый и черный)
Предложить детям определить с помощью тактильных ощущений, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
Почему осенью бывает грязно?
Материал: пульверизатор с водой, чашка с землей
В чашку с землей набрызгать воды (дождик идет). Предложить детям пощупать руками образовавшуюся грязь. Подвести к выводу о том, что почва по-разному пропускает воду.
Острота слуха и ее изменение в разных ситуациях
Воспитатель произносит отдельные слова сначала обычным голосом, а потом все тише и тише. Последние слова произносятся настолько тихо, что их могут расслышать только отдельные дети. Подвести к выводу о том, как слух влияет на жизнь диких животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
«Методика преподавания и обучения детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Научно-методическая разработка по работе с детьми ОВЗ....
Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...
Выступление на Педагогическом совете «Диагностический минимум учителя – дефектолога для обследования детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Данное пособие предназначено для учителей - дефектологов дошкольных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами с интеллектуальными нарушениями....
выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"
Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением Ц...
Особенности учебной деятельности у детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).
Краткая характеристика особенностей учебной деятельности у детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)....
Специфические особенности детей школьного возраста с интеллектуальным нарушением
Презентация на тему: " Специфические особенности детей школьного возраста с интеллектуальным нарушением". В ней рассказывается о международной классификации болезней ...