«Методика преподавания и обучения детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
методическая разработка
Научно-методическая разработка по работе с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-методическая разработка по работе с детьми ОВЗ. | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Методическая разработка на тему:
«Методика преподавания и обучения детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Учитель английского языка
Степанова Виктория Алексеевна
г. Волоколамск
2021 г.
Мотивация учения может быть:
- Положительной – стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку или получить одобрение. Задача учителя – развить и укрепить мотивы;
- Отрицательной – часто вырабатывается у детей, которые обучались в общеобразовательной школе и переносили насмешки одноклассников, а порой и учителей. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную;
- Нейтральной – учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью. Педагог дефектолог должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения;
- Сочетающей в себе разные мотивы, т.е. сложной – нуждается в коррекции. Упор необходимо сделать на положительную мотивацию.
Принципы обучения в школе:
- Принцип развивающего обучения.
Направлен на развитие личности ребенка, т.е. на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях. Для осуществления развития ребенка с ОВЗ школа должна создавать следующие условия:
- обеспечивает длительный пропедевтический период, т.е. подготовку учащихся к усвоению системы профессионально-трудовых и общеобразовательных навыков. У детей воспитываются навыки поведения в коллективе, навыки самообслуживания;
- трудовое обучение и воспитание.
- Принцип воспитывающего обучения.
Способствует воспитанию в ребенке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера. Направления обучения включают в себя:
- формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;
- воспитание положительно направленных нравственных качеств ребенка – упорства, трудолюбия, дисциплинированности;
- коррекция умственного развития включает в себя связь содержания обучения со склонностями, потребностями и интересами, т.е. обучение является личностно ориентированным;
- каждый урок включается в коррекционно-воспитательную работу, т.е. не существует уроков, направленных лишь на объяснение общеобразовательного материала. Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием.
- Принцип систематичности и системности обучения.
Программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, т.е. дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.
- Принцип научности в обучении.
Научное познание – переход от внешнего описания явления или предмета к характеристике их сущности (внутреннего строения). Главным звеном школьных занятий являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям с ОВЗ минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.
- Принцип доступности.
В обучении детей с ОВЗ важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий.
- Принцип наглядности.
Абстрактное мышление детей с ЗПР слабо развито, как следствие им необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей с ЗПР является именно опора на чувственное познание, на их личностный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.
Наглядные пособия подразделяются на :
1 группа – реальные предметы или явления (растения, животные, минералы, насекомые), использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;
2 группа – изображения модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы (крупные или вымершие животные, исторические эпизоды, природные явления);
3 группа – символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.
- Принцип активности и сознательности.
Предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным знаниям, познавательной активности. Сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей.
- Принцип прочности усвоения знаний.
Минимум полученных знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний – это повторение. Оно должно быть разнообразным по форме.
Требования, предъявляемые к учебному процессу в плане прочности усвоения знаний:
- необходимо выделить главную мысль в том или ином учебном материале, которая определит весь путь объяснения и усвоения знаний. Понимание главной мысли способствует лучшему усвоению всего материала урока. Для усвоения материала используются объяснение на уроке, закрепление и повторение материала, практические работы;
- помимо главной мысли, учащийся должен хорошо усвоить все зависимые положения того или иного предмета. Главная мысль того или иного урока должна занимать определенное место в системе уже полученных знаний, обретенных умений и навыков;
- связь знаний, умений и навыков с практикой обеспечивает их длительное сохранение в памяти и хорошее воспроизведение. Необходимо достичь понимания учащимися практического значения полученных знаний.
- Принцип индивидуализации обучения.
Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.
- Принцип дифференцированного подхода в обучении.
Реализуется в следующих направлениях:
- дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и прочих условий региона;
- разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости;
Виды классификаций методов обучения:
- Классификация по методам работы учащегося и педагога:
- Способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, т.е. приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала;
- Способы учения: упражнения, самостоятельные и практические работы, т.е. приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, учитель же контролирует усвоение знаний, помогает и поправляет учащегося.
- Классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина основана на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся.
- Классификация Б.П.Есипова основана на выполняемой учебной задаче на определенных типах уроков. Т.е. та или иная задача требует определенного метода.
- Наиболее распространена классификация, подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности на 3 группы по методам обучения:
- Словесные методы (описание, рассказ, объяснение, беседа);
- Наглядные методы;
- Практические методы.
Список литературы:
- Мальханова И.А. Школа красноречия. Учебное пособие. – М., 2016
- Гришина М.В. Психология конфликта - СПБ., 2008
- Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 240 с
- Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001 - 80 стр. http://pedlib.ru/Books/6/0158/6_0158-1.shtml
- Нарушения восприятия "себя" как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б. А. Архипов, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «МИР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»
В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями. И у него возникает желание узнать это новое, понять - непонятное....
методика преподавания предмета "ритмика" детям дошкольного возраста
Материал, изложенный в этой работе, собран на основе многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста. Используя данную методику педагог может проводить интересные, яркие инасыщенные уроки,...
Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Логоритмика (фонетическая ритмика) с обучающимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
Логопидическая римика (логоритмика) помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитаельные и коррекционные задачи.Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенств...
Выступление на Педагогическом совете «Диагностический минимум учителя – дефектолога для обследования детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»
Данное пособие предназначено для учителей - дефектологов дошкольных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами с интеллектуальными нарушениями....
выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"
Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением Ц...
Специфические особенности детей школьного возраста с интеллектуальным нарушением
Презентация на тему: " Специфические особенности детей школьного возраста с интеллектуальным нарушением". В ней рассказывается о международной классификации болезней ...