«Методика преподавания и обучения детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»
методическая разработка

Степанова Виктория Алексеевна

Научно-методическая разработка по работе с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Методическая разработка на тему:

«Методика преподавания и обучения детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Учитель английского языка

Степанова Виктория Алексеевна

г. Волоколамск

2021 г.

   Мотивация учения может быть:

  • Положительной – стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку или получить одобрение. Задача учителя – развить и укрепить мотивы;
  • Отрицательной – часто вырабатывается у детей, которые обучались в общеобразовательной школе и переносили насмешки одноклассников, а порой и учителей. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную;
  • Нейтральной – учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью. Педагог дефектолог должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения;
  • Сочетающей в себе разные мотивы, т.е. сложной – нуждается в коррекции. Упор необходимо сделать на положительную мотивацию.

Принципы обучения в школе:

  1. Принцип развивающего обучения.

 Направлен на развитие личности ребенка, т.е. на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях. Для осуществления развития ребенка с ОВЗ школа должна создавать следующие условия:

  • обеспечивает длительный пропедевтический период, т.е. подготовку учащихся к усвоению системы профессионально-трудовых и общеобразовательных навыков. У детей воспитываются навыки поведения в коллективе, навыки самообслуживания;
  • трудовое обучение и воспитание.
  1. Принцип воспитывающего обучения.

Способствует воспитанию в ребенке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера. Направления обучения включают в себя:

  • формирование научного понимания мира, законов мирового устройства, мировоззрения;
  • воспитание положительно направленных нравственных качеств ребенка – упорства, трудолюбия, дисциплинированности;
  • коррекция умственного развития включает в себя связь содержания обучения со склонностями, потребностями и интересами, т.е. обучение является личностно ориентированным;
  • каждый урок включается в коррекционно-воспитательную работу, т.е. не существует уроков, направленных лишь на объяснение общеобразовательного материала. Обучение идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием.
  1. Принцип систематичности и системности обучения.

Программа обучения представляет собой систему естественных и гуманитарных знаний, а трудовое обучение позволяет применять полученные знания на практике. Преподавание ряда предметов построено на концентрическом принципе, т.е. дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.

  1. Принцип научности в обучении.

Научное познание – переход от внешнего описания явления или предмета к характеристике их сущности (внутреннего строения). Главным звеном школьных занятий являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям с ОВЗ минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

  1. Принцип доступности.

В обучении детей с ОВЗ важна связь новых знаний с уже усвоенными, потому как новое содержание требует новых операций мышления и непривычных для ученика рассуждений, практических действий.

  1. Принцип наглядности.

Абстрактное мышление детей с ЗПР слабо развито, как следствие им необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей с ЗПР является именно опора на чувственное познание, на их личностный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Наглядные пособия подразделяются на :

1 группа – реальные предметы или явления (растения, животные, минералы, насекомые), использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;

2 группа – изображения  модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы (крупные или вымершие животные, исторические эпизоды, природные явления);

3 группа – символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.

  1. Принцип активности и сознательности.

Предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным знаниям, познавательной активности. Сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей.

  1. Принцип прочности усвоения знаний.

Минимум полученных знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний – это повторение. Оно должно быть разнообразным по форме.

 Требования, предъявляемые к учебному процессу в плане прочности усвоения знаний:

  • необходимо выделить главную мысль в том или ином учебном материале, которая определит весь путь объяснения и усвоения знаний. Понимание главной мысли способствует лучшему усвоению всего материала урока. Для усвоения материала используются объяснение на уроке, закрепление и повторение материала, практические работы;
  • помимо главной мысли, учащийся должен хорошо усвоить все зависимые положения того или иного предмета. Главная мысль того или иного урока должна занимать определенное место в системе уже полученных знаний, обретенных умений и навыков;
  • связь знаний, умений и навыков с практикой обеспечивает их длительное сохранение в памяти и хорошее воспроизведение. Необходимо достичь понимания учащимися практического значения полученных знаний.
  1. Принцип индивидуализации обучения.

Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.

  1.  Принцип дифференцированного подхода в обучении.

Реализуется в следующих направлениях:

  • дифференцированный подход к содержанию образования зависит от социально-географических, экономических и прочих условий региона;
  • разделение класса на группы по способностям и степени обучаемости;

              Виды классификаций методов обучения:

  1. Классификация по методам работы учащегося и педагога:
  • Способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, т.е. приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала;
  • Способы учения: упражнения, самостоятельные и практические работы, т.е. приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, учитель же контролирует усвоение знаний, помогает и поправляет учащегося.
  1. Классификация И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина основана на внутренней характеристике мыслительной деятельности учащихся.
  2. Классификация Б.П.Есипова основана на выполняемой учебной задаче на определенных типах уроков. Т.е. та или иная задача требует определенного метода.
  3. Наиболее распространена классификация, подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности на 3 группы по методам обучения:
  1. Словесные методы (описание, рассказ, объяснение, беседа);
  2. Наглядные методы;
  3. Практические методы.

Список литературы:

  1. Мальханова И.А. Школа красноречия. Учебное пособие. – М., 2016
  2. Гришина М.В. Психология конфликта - СПБ., 2008
  3. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 240 с
  4. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  5. Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001 - 80 стр. http://pedlib.ru/Books/6/0158/6_0158-1.shtml
  6. Нарушения восприятия "себя" как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей. Б. А. Архипов, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для детей среднего возраста с интеллектуальными нарушениями «МИР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»

     В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями. И у него возникает желание узнать это новое, понять - непонятное....

методика преподавания предмета "ритмика" детям дошкольного возраста

Материал, изложенный в этой работе, собран на основе многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста. Используя данную методику педагог может проводить интересные, яркие инасыщенные уроки,...

Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Логоритмика (фонетическая ритмика) с обучающимся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Логопидическая римика (логоритмика) помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитаельные и коррекционные задачи.Занятия логоритмикой направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенств...

Выступление на Педагогическом совете «Диагностический минимум учителя – дефектолога для обследования детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями»

Данное пособие  предназначено для учителей - дефектологов дошкольных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами с интеллектуальными нарушениями....

выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"

                        Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением Ц...

Специфические особенности детей школьного возраста с интеллектуальным нарушением

Презентация на тему: " Специфические  особенности детей школьного возраста с интеллектуальным  нарушением". В  ней  рассказывается о международной классификации болезней ...