Семинар-практикум "Социальное проектирование в воспитательной деятельности детского дома"
учебно-методический материал по теме

Разумова Наталья Александровна

Социальное проектирование:определение, виды, типы, алгоритм составления, методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_socialnoe_proektirovanie.docx45.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

"Верховский детский дом"

                                                     

                           

Семинар-практикум

«Социальное проектирование в воспитательной деятельности детского дома»

Провела:

Разумова Н.А.

Социальный педагог

Цель: Внедрение метода социального проектирования в воспитательный процесс детского дома.

Форма проведения: семинар-практикум

Подготовительный этап:

  1. Анкетирование педагогов детского дома
  2. Обзор научно-методической литературы по заявленной проблеме
  3. Разработка методических рекомендаций по проектной деятельности для педагогов детского дома в форме буклета, памятки

План проведения:

  1. Вступительное слово ведущего, анализ проведенных анкет
  2. Выступление-презентация: «Социальное проектирование в воспитательной деятельности детского дома»
  3. Практическая часть
  4. Подведение итогов

В настоящее время проектная деятельность является  актуальной, так как данная технология развивает детей, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не менее увлекательно самим что-то создавать.

   Социальное проектирование несет в себе  большую воспитательную значимость. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, который предполагает высокую квалификацию педагога.

     Результаты анкетирования показали, что 80%  педагогам  известен метод проектирования, который они считают актуальным, указывая на его положительные стороны, такие как: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирует важные социальные навыки, учит детей самостоятельности и инициативности, дает возможность практически применить полученные знания, умения, навыки, позволяет развивать творческие способности детей.

   50% педагогов  уже применяют метод проектирования  в своей педагогической практике.

  Так же в результате анализа анкет, был определен  уровень восприимчивости  педагогического коллектива к новшествам как высокий. Были указаны основные мотивы, которые побуждают педагогов интересоваться инновациями и применять новшества на практике, такие как: осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; потребность в новизне, смене обстановки, преодоление рутины; ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах; желание на практике применить полученные знания; потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

Технология социального проектирования, по мнению многих педагогов, пришла к нам из практики западной школы. На самом деле она имеет глубокие российские корни. Взять хотя бы всем известного Тимура и его команду. Этот литературный герой стал для многих и многих поколений мальчишек и девчонок кумиром, который помогал им в личностном становлении. Книгой А.П. Гайдара зачитывались, его героям подражали, умные взрослые стимулировали тимуровское движение, так как видели в нем реальную пользу для становления самостоятельной и ответственной личности. А у детей нескольких поколений была реальная возможность проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Коснемся истории социального проектирования.

История метода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателем является американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Философ считал истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком.

«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали известны и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Их изучали известные ученые и педагоги Шацкий, Сорока-Росинский, Макаренко и многие другие. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

С 1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался.

Метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации в нашу страну в 80-е годы.

Современное переосмысление проектирования предполагает:

  1. связь с жизнью;
  2. развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
  3. развитие умения адаптироваться к действительности;
  4. умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Таким образом, социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Социальное проектирование – технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

•   социальнозначимая, имеющая социальный эффект;

•  результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для воспитанника практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

•  задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

•  в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом;

•  через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Виды социальных  проектов воспитанников:

1.     Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего озера или аллеи.

2.    Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.

3.    Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Детское  самоуправление» или «Выборы».

4.    Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

По масштабу:

- мегапроект (международный)

- малые проекты (на уровне области, например, создание телефона «Доверие))

- микропроекты (на уровне локального)

По времени:

-долгосрочные (от 1 года и более)

- краткосрочные (проект может быть рассчитан на месяц, неделю, день, урок)

Цель социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение воспитанников  в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих детей.

Основные задачи социального проектирования:

- повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальную мобильность и т.д.;

- закреплять навыки командной работы.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

•        социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

•        социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

•        социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

•        социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

В чем же положительные стороны социального проектирования как педагогической технологии?

Во-первых, социальное проектирование – это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям самого ребенка. Какой бы полезной и социально значимой деятельность не являлась, какие бы слова и лозунги по поводу этого не звучали, но если проект реализуется по приказу других людей, по требованию сверху, то такая деятельность теряет в глазах участвующего в ней ребенка главное – прелесть самостоятельного выбора.

Во-вторых, это возможность реального участия в решении проблем своего дома, двора, района, города и т.д. Вероятнее всего, именно эта мысль – «я могу это сделать сам и не только для себя» - больше всего и воодушевляет детей. Их привлекает именно  реальность, жизненность социального проекта.

В-третьих, это коллективная работа над большим и важным делом, которая формирует важные социальные навыки.

В-четвертых, социальный проект, осуществляемый по собственному выбору воспитанника, является настоящей школой жизни, так как участники проектирования получают неоценимый опыт выбора и привыкают нести за него ответственность. И, разумеется, это действенная проверка собственных способностей и возможность скорректировать жизненные планы. Члены проектных групп имеют возможность попрактиковаться в нескольких разнообразных видах деятельности. В этом смысле, социальное проектирование можно рассматривать как эффективную профориентационную работу с подрастающим поколением.

Как в любом явлении, в социальном проектировании есть и свои минусы.

Прежде всего, это стремление подростков полностью уйти из-под контроля взрослых при разработке и реализации своей идеи. Однако работа над социальным проектом подразумевает, прежде всего, выход на других людей. Следовательно, полностью исключать помощь взрослого не следует.

Во-вторых, неготовность взрослых  серьезно относиться к детям. Педагог может подготовить общественное мнение к тому, что дети сегодня готовы взяться за решение части проблем, с которыми сталкиваются сами жители.

В-третьих, при разработке и реализации социального проекта возможны конфликты внутри самой команды, которая сформировалась под этот проект. Понимая это, педагог обязан предвидеть возникновение конфликтной ситуации и быть готовым работать над ее разрешением.

В-четвертых, вы можете столкнуться с определенным непостоянством детей, которые, загоревшись идеей проекта, почувствовав возможность действительно самостоятельной творческой деятельности, через какое-то время охладевают к своей же идее, находят поводы «забывать» о проекте. Именно здесь очень важна помощь и поддержка педагога как более опытного менеджера, который  должен поддержать угасающую энергию придать деятельности новый импульс, уделив самое серьезное внимание формированию мотивации членов проектной группы.

Так как же создается социальный проект? Как грамотно его оформить?

«Алгоритм создания социального проекта».

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по реализации ее улучшения. Проект – это средство управления деятельностью.

Социальный проект - действие, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. 

Проект, как правило, включает следующее: 

  1. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сфер применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы).
  2. Постановка цели деятельности и конкретных задач.
  3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).
  4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).
  5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
  6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

Основные требования к проекту: 

  1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании результатов каждого этапа.
  2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
  3. Последовательность и связанность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
  4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
  5. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
  6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Технология  проектирования как педагогическая технология 

Прутченков А.С. выделяет 21 шаг разработки социального проекта.

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих детей. Разработка социального проекта начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема, актуальная в данном местном сообществе.

Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штапмы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

При формулировании проблемы важно показать актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость. Необходимо выделить сферу применения проекта.

Раздел «постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если:

  1. он раскрывает необходимость выполнения проекта;
  2.  в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;
  3.  проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;
  4. исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;
  5. масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;
  6. проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;
  7. проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
  8. нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; написан кратко и интересно;
  9. четко определен способ решения проблемы.

После того как четко определили проблему ставятся цели и разрабатываются задачи проекта.

Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

  1. достижимость в рамках этого проекта;
  2. безусловность, так как для проектной деятельности изучение
    возможных условий должно быть завершено до начала работ;
  3. предусмотрение итогового результата проекта;
  4. соответствие   компетентности,   подготовленности   финансово-экономическим,   материально-техническим,   организационным условиям реализации проекта.

Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую
предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного, вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:

  1. описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
  2. цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;
  3. из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
  4. по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
  5. цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;
  6. постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
  7. язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок

     При разработке проекта обязательно изучение реальных возможностей своей проектной группы, составление детального плана работы, рабочего графика по реализации всех пунктов плана, а также определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии  с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме.        

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически  связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

На стадии разработки проекта определяются необходимые ресурсы и источники их финансирования, составляется бюджет проекта, разрабатывается система оценки эффективности работы над проектом. Кроме того происходит при необходимости обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям и формирование общественного мнения в местном сообществе через СМИ.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

На этом этапе составляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поиск делового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры с реальными партнерами и получение необходимых ресурсов.

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

  1.  Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта? На какие цели будут израсходованы средства? Какие средства есть в наличии у организаторов проекта? Какая есть материально-техническая база? Какие дополнительные источники финансирования можно найти? На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

 Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй - запрашиваемые средства, в третьей - общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проекту суммами должно быть 50% на 50%.

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых результатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении» чего-либо, то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того, чтобы не быть голословными, нужны показатели.

Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния.

Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15% населения» или «население стало на 15% милосерднее».

Примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Далее обязательна  Презентация проекта (В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где ребята представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта) и  Рефлексия (Главная цель этого этапа – анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе). При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые  и сильные стороны проекта, оформляется портфолио, где собраны все рабочие материалы проекта.  

То есть проект – это «пять П»

Проблема – Проектирование (планирование)-Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое П проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Практическая часть.

Педагогический коллектив  делится на три творческие группы.  Каждой группе дается задание в соответствии с материалом, изученном на методическом заседании, составить единый социальный микропроект на тему: «Семейного воспитания»

1 группе предлагается сформулировать  название проекта, актуальность и  его социальную значимость

2 группе предлагается сформулировать цели, задачи и ожидаемые результаты проекта

3 группе предлагается сформулировать краткое содержание работы, программы действий проекта

Заключительная часть.

  1. Рефлексия.
  1. Ведущий подводит итоги работы методического объединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка воспитательного часапо предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге».

Разработка воспитательного часа по предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..   Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге». ...

"Методика воспитательно-профилактической работы в детском доме"

Ранняя профилактика необходима в работе со всеми возрастными группами, но особое внимание привлекают младшие подростки 10-12 лет. Ребенок еще не совершал преступление, но существуют "индикаторы", по к...

Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

 Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой....

Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".

В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть усп...

Программа воспитательной деятельности детского объединения «Геоэкология»

Программа воспитательной деятельности детского объединения «Геоэкология»...

«Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома»

   Воспитательная работа – это часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, правового, патриотического, экологического, эстетического...

Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната

ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....