«Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома»
учебно-методический материал ( класс) на тему
Воспитательная работа – это часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, правового, патриотического, экологического, эстетического сознания детей-сирот, привитие культуры поведения.
Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды и окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_-_metodichka_poznavatelnyy_interes.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 53 Выборгского района»
Методическое пособие
«Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома»
Воспитатель:
Н.И.КУЗНЕЦОВА
Санкт-Петербург
2015
«Деятельность педагога по осуществлению комплекса учебно-воспитательных мероприятий в условиях детского дома»
Детские дома являются основной формой воспитания детей и обеспечивают благоприятные условия для позитивной социализации детей-сирот, поэтому деятельность педагогов нашего дома направлена на решение одной из основных задач – создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих разностороннему воспитанию и развитию воспитанников.
Преимуществом детских домов является твердый режим дня, постоянный и целесообразный педагогический контроль, наличие возможностей для практического соединения воспитания и обучения с трудовой деятельностью, для всемерного расширения кругозора воспитанников и их умственного развития.
Наши дети учатся общению, умению жить в незнакомой обстановке, воспитанники учатся самостоятельно находиться вне детского дома. Учение – ведущий вид деятельности. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности – производительным трудом, художественным творчеством, спортом. Учебная деятельность зависит от взглядов воспитанников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации.
Развитие мотивационной сферы – сложный и длительный процесс.Задача воспитателя – воспитывать, развивать ребенка, стимулировать его, создавать своеобразные «ситуации успеха».
Учебно-воспитательный процесс выстроен согласно программе и плану учебно-воспитательной работы детского дома. В этом плане отражены все направления деятельности педагога, в том числе и учебная деятельность. Особое внимание в организации учебной деятельности в детском доме уделяется повышению уровня выполнения домашнего задания.
Ведущие направления работы воспитателя по организации учебной деятельности:
1. Регулярная проверка дневников. Постоянно контролировать успеваемость, своевременно и эффективно реагировать на замечания из школы.
2. Проведение цикла бесед с целью формирования общественных навыков и помощи воспитанникам в овладении знаниями.
3. Ведение работы по повышению учебной мотивации учащихся, адекватного их отношения к школе, создание в группе микроклимата борьбы за качество,поощрение стремления к знаниям.
4. Включение в план работы мероприятий по развитию познавательных интересов и познавательной активности. В перспективном планировании – посещение школы, уроков, беседы с учителями.
5. Методически правильная организация самоподготовки с использованием дополнительной литературы,
Воспитатели учат детей умению обращаться со словарем, энциклопедиями, справочниками, работе с каталогами, оглавлением, работать с интернетом.
Хорошие результаты зависят от рационального образа жизни, выполнения режима дня. Правильный режим дня обеспечивает максимальную эффективность умственной и физической работы, способствует разумному чередованию труда и отдыха, исключает вредные перегрузки. Рационально организованный порядок дня повышает работоспособность, сохраняет и укрепляет здоровье детей. Систематическая повторяемость режимных моментов изо дня в день вырабатывает у воспитанников определенные привычки и навыки, которые со временем становятся нормой их поведения.
- Умение организовать рабочее место.
- Умение планировать текущую работу.
- Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
- Сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказать помощь, принять помощь товарища и т.д.).
Воспитанникам детского дома требуется педагогическая поддержка, причем не только в учебной деятельности, но и в самоутверждении в коллективе сверстников, в реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо личных проблем.
Основными задачами воспитателя в учебной деятельности являются:
- оказание всемерной помощи воспитанникам в овладении знаниями;
- создание в группе микроклимата борьбы за качество учебы;
- участие в развитии познавательных интересов и познавательной деятельности воспитанников группы.
Педагогический коллектив нашего детского дома осуществляет тесное взаимодействие со школами (классными руководителями, учителями- предметниками). Воспитатели посещают школу, имеют постоянную информацию о результатах учебной деятельности в отдельности каждого ребенка. Совместное обсуждение их и общение с учителем дает возможность продолжать учебную работу в том же направлении, что и в школе. Единство
требований учителей и воспитателей, слаженная работа педагогов, отработанная система помогают добиваться желаемых результатов. Уменьшаются пропуски уроков без уважительной причины, успеваемость учащихся, воспитанников детского дома, сохраняется на уровне 100%, качество знаний повышается
В условиях детского дома роль родителей выполняют воспитатели, которые контролируют и помогают учителям в обучении детей. Подавляющее большинство воспитанников – социальные сироты, категория детей, которые приходят в детский дом из семьи, где они не чувствовали переживание «мы». В новую социальную общность детского дома и школы они входят с трудом. Отсюда – проблемы и трудности, возникающие у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Дети детского дома чаще попадают в категорию так называемых «трудных». Они учатся неравномерно, теряют интерес к учебе, у них снижена мотивация учения. Так называемые «трудные» дети – это головная боль многих педагогов, не знающих, что с ними делать. В самом деле, как быть с теми, кто слишком активен, обделен родительским вниманием, страдает замедленным развитием и различными неврозами? И поэтому наш педагогический коллектив стремится организовать жизнь воспитанников так, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой жизни.
Дети по-разному реагируют на возникающие затруднения и проблемы. Как правило, наши воспитанники ищут внешние причины собственных ошибок:
- необъективность учителя,
- непосильные задания,
- необоснованная требовательность воспитателей,
- агрессивность воспитателей и т.д.
Такая позиция чревата тем, что воспитанник может озлобиться, замкнуться, у него может сложиться представление о непреодолимости преград, неизбежности трудностей, и, как следствие, появиться неуверенность в себе и пассивность в разрешении возникающих проблем. Немногие дети ищут причины затруднений в себе, своих знаниях, чертах характера, манере поведения. В этом случае у таких учащихся проявляется стремление самому справиться с проблемами или обратиться за поддержкой к сверстникам, взрослым.
Цель самоподготовки – научить воспитанников самостоятельно работать. Самостоятельность учащихся в учебной работе воспитывается постепенно, это длительный и кропотливый процесс. От того, как будут складываться в 5-6 классах навыки и приемы самостоятельной работы детей, в значительной степени зависит успех их дальнейшей учебной деятельности в последующих классах. Воспитатели обращают серьезное внимание именно на формирование первоначальных навыков во время подготовки воспитанниками домашних заданий.
Чем лучше руководство педагога в процессе самостоятельной учебной работы учащихся, тем прочнее у них навыки такой работы, тем легче воспитаннику в старших классах работать самостоятельно без контроля и постоянной помощи воспитателя.
Одна из главных задач воспитателя при проведении самоподготовок воспитывать у детей сознательное отношение к выполнению заданий, учить рациональному распределению времени на то или иное задание, своевременность. Мы сталкиваемся с тем, что наших воспитанников надо терпеливо, настойчиво учить учиться. Во время самоподготовок обнаружился тот факт, что некоторые дети не понимают, что надо делать, другие все делают небрежно; одни нуждаются в помощи в силу запущенности, другие просто не научены работать самостоятельно.
При организации самоподготовки необходим дифференцированный подход к различным группам воспитанников: т.е. одни воспитанники получают полную самостоятельность, другие приобретают свободу действий лишь после выполнения определенных заданий, третьи работают всё время под контролем воспитателя.
Есть опыт: для самоподготовки делить группу на несколько групп, старшими в них назначаются лучшие ученики, которые контролируют выполнение заданий. Такие дети обычно заканчивают приготовление уроков раньше, их проверяет воспитатель, после чего они приступают к проверке работы воспитанников своей группы. Консультанты из числа учащихся играют немаловажную роль в рациональной организации самоподготовки, работая под руководством воспитателя. Создание групп с полной самостоятельностью является не только хорошим средством повышения ответственности и развития инициативы у детей, но и позволяет воспитателю осуществить индивидуальный поход к остальным воспитанникам.
Учебно-воспитательный процесс мы выстраиваем согласно программе и плану учебно-воспитательной работы детского дома, в которых отражены все направления деятельности педагога, в том числе и учебная деятельность.
Налажена тесная связь с учителями-предметниками, классными руководителями, посещаются школы с целью владения информацией о результатах учебной деятельности каждого воспитанника в отдельности.
Воспитательная работа – это часть воспитательно-образовательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, правового, патриотического, экологического, эстетического сознания детей-сирот, привитие культуры поведения.
Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды и окружающей действительности.
В основу системы воспитания положены принципы:
- принцип гуманистического воспитания;
- принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива детского дома, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
- принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у воспитанников понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
- принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
- принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
- принцип толерантности.
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
- принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений.
Основные направления воспитательной работы
Учебно - познавательная деятельность
Цель: Формирование положительной мотивации учебной деятельности у воспитанников детского дома. Формирование у воспитанников детского дома знаний, умений и навыков информационного обеспечения их учебной деятельности для успешной самореализации в условиях информационного общества.
Задачи:
- целенаправленно и систематически развивать мыслительную операцию, память, внимание;
- развивать у воспитанников навыки самостоятельной мыслительной деятельности;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- совершенствовать развитие речи на слух, пополнять словарный запас;
- вырабатывать сознательное отношение к учёбе, как к основному труду учащихся;
- прививать интерес к учению;
- создать условия для развития любознательности, познавательного интереса у воспитанников;
- организация учебной деятельности воспитанников для подготовки к урокам в школе;
Основные направления работы по учебно-познавательной деятельности:
- постоянный контроль за успеваемостью;
- тесная взаимосвязь со школой, через посещение собраний и уроков, бесед с классными руководителями;
- организация самоподготовки воспитанников в группе;
- коррекция пробелов в знаниях воспитанников;
- ориентирование воспитанников на повышение уровня обученности, с целью в дальнейшем получения престижного образования;
- проведение викторин, олимпиад и других мероприятий.
Трудовое воспитание и профориентация
Цель: развитие системы навыков по уходу за собой, жилищем, овладение профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий; формирование и развитие у обучающихся качеств личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе.
Задачи:
- соблюдение личной гигиены;
- организация личной жизни и индивидуальной деятельности, вырабатывание умений и навыков по их обеспечению;
- воспитание у учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края;
- формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилища, представлений о своём доме, его интерьере, умений пользоваться бытовыми приборами для уборки помещений и территории детского дома;
- вырабатывание знаний умений и навыков, необходимых при проведении косметического ремонта помещений детского дома и оборудования на участке детского дома;
- развитие трудовых навыков в процессе работы в столовой и других помещениях;
- обучение воспитанников шитью, вязанию, мальчиков работе со слесарным столярным инструментом, ремонту мебели, садово-огородного инвентаря;
- стимулирование детского труда через их на работу по линии центра занятости населения;
- подготовка к сознательному выбору профессии;
- воспитание уважения к людям труда.
Основными направлениями работы являются:
- работа по профориентации воспитанников;
- труд по самообслуживанию;
- хозяйственно-бытовой труд;
- сельскохозяйственный труд;
- технический труд.
Патриотическое и гражданское воспитание
Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому к задаче патриотического воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.
Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности.
Задачи:
- формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации воспитанников, готовить их к жизни в современной действительности.
Основными направлениями работы являются:
- формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
- воспитание общечеловеческих, национально-культурных, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
- воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
- формирование социально-активной позиции воспитанников;
- оказание помощи воспитанникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
- усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Формирование здорового образа жизни
Цель: охранить и укрепить физическое и психологическое здоровье воспитанников, укрепить основы здорового образа жизни, успешно социализировать воспитанников в общество; формирование у воспитанников стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
Задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- выявление одарённых воспитанников, обладающих уникальными физическими способностями, содействие их полному раскрытию;
- привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и воспитанников с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая при этом равные шансы на победу для всех участников;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
- установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями посёлка по вопросам профилактики заболеваний.
Основными направлениями работы являются:
- вовлечение воспитанников в секции учреждений дополнительного образования района, в соответствии с их интересами, наклонностями и способностями;
- проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний Дней здоровья в детском доме;
- привлечение воспитанников к участию в спортивных праздниках в районе;
- подготовку и проведение тематических воспитательских часов, бесед;
- организацию экскурсий, походов, прогулок;
- организацию интересного и плодотворного досуга, в том числе в каникулярное время;
- мониторинг состояния здоровья учащихся;
- формирование системы знаний о здоровьесбережении.
Основы семейного воспитания в условиях детского дома.
Цели: воспитание ребёнка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу (не пополнили детские дома- профилактика сиротства); подготовка воспитанников к взрослой жизни, обучение умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях; заместить не мать и отца, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что знают и умеют дети из благополучных семей.
Задачи:
- расширять знания, формировать у воспитанников представления о семье и её функциях и значении в жизни каждого человека;
- дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства;
- расширять теоретические знания и совершенствовать навыки детей в благоустройстве жилища;
- дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности;
- расширять знания детей о влиянии окружающей природы на жизнь человека и дать им представление о значении родителей в умственном развитии детей через ознакомление с природой.
Основными направлениями работы являются:
- мониторинг знаний воспитанников о семье и её функциях;
- формирование и расширение знаний воспитанников о семье, её функциях, домашней экономике и бюджете через проведение воспитательских часов, практических занятий и др.
- ознакомление с жизнью и бытом благополучной семьи, через определение детей в гостевые семьи на выходные и каникулярные дни.
Экологическое воспитание
Цель: в развитии экологической культуры поведения воспитанников в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.
Задачи:
- создание педагогических условий для адаптации школьников к окружающей среде на основе принципа гуманного мироотношения;
- расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.
Этика поведения
Цель: воспитание человека ответственного за своё поведение и поступки;
Задачи:
- формирование и развитие этических норм жизни, как регулятора поведения людей;
- формирование качеств личности, составляющих культуру человека, его поведение;
- формирование правовых норм жизни человека.
Основными направлениями работы являются:
- проведение бесед, тренингов и других мероприятий по формированию норм поведения в семье, обществе;
- воспитательские мероприятия по изучению и закреплению правовых норм жизни.
Эстетическое воспитание
Осуществляется через работу творческих объединений воспитанников детского дома (кружки) проведение общедетдомовских праздников и мероприятий, посещение кружков «Умелые руки», «ИЗО» и другие в учреждениях дополнительного образования района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка воспитательного часапо предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге».
Разработка воспитательного часа по предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома.. Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге». ...
Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"
Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...
Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната
ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....
Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома.
Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей «группы риска» в условиях детского дома. Презентация к докладу....