Проект воспитательной системы детско-юношеского движения «Ребячья республика» Дома детского творчества п.г.т. Уренгой
методическая разработка на тему

Синегина Наталия Борисовна

 

Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_rebyachki.doc703.5 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ул. Попенченко д. 1 / 1, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

т/ф (34934) 9 19 85; 9 21 60, e-mail: urengoi_ddt@mail.ru

Проект воспитательной системы детского объединения в условиях учреждения дополнительного образования детей, на примере детско-юношеского движения «Ребячья республика» п. Уренгой.

Воспитательная система

детско-юношеского движения «Ребячья республика»

Дома детского творчества п.г.т. Уренгой

(координатор Синегина Наталия Борисовна).

Детско-юношеское движение «Ребячья республика» работает по модифицированной авторской программе «Свежий ветер», в основе которой лежит программа СПО-ФДО «Игра – дело серьезное», и было создано с целью разработки принципиально новых положений игровой основы организации, поддержки и создания коллектива (объединения) для реализации интересов, потребностей детей и подростков в самореализации и самосовершенствовании, в1997 году.  

Ориентационно-педагогические основы программы:

  1. Вид объединения – детско-юношеское движение.
  2. Тип программы – ориентационно-информационная.
  3. Ориентация программы – досугово-развивающая.
  4. Программа с завершенным циклом – одногодичная.
  5. По форме организации детей – комплексная.
  6. Уровень освоения программы – общекультурный.
  7. Программа поливозрастная если ее квалифицировать по возрастным рамкам.
  8. В соответствии с особенностями воспитанников, является программой ускоренного развития, т.е. интерес к конкретному виду деятельности, обеспечивает высокий темп освоения содержания и методов деятельности.
  9. Основанием для отчисления являются:
  • систематические пропуски
  • грубое нарушение этических и моральных норм поведения.

Опыт отчисления на сегодняшний день отсутствует.

Возраст воспитанников 11 – 18 лет, так как возрастные особенности и особенности психологического развития (формирующиеся на определенных знаниях, умениях и навыках общеобразовательной школьной программы), соответствуют данному виду деятельности. Количество воспитанников на данный момент, 42 человека, из них 23 девочки и 19 мальчиков. Дети проявляют повышенный интерес к данному виду деятельности и общения, но большинство участников движения обучаются в выпускных классах общеобразовательной школы, и в конце учебного года нам приходится с ними прощаться. Им на смену приходят новые ребята, а «старики» (оставшиеся воспитанники) становятся «хранителями древних знаний» и передают все ритуалы и традиции «из уст в уста». Это звание считается почетным, такие воспитанники становятся опорой в организации образовательно-воспитательной деятельности координатором движения.

Координатор движения Синегина Наталия Борисовна, человек целеустремленный, общительный, творческий, увлеченный своей работой, способный увлечь за собой не только детей, но и взрослых. Увлекается нетрадиционными формами диалогового общения и организации педагогической деятельности.

Перед педагогом и воспитанниками поставлены следующие цели-результаты:

  • воспитанники осознают себя свободными личностями, полноправными членами общества, участниками социального творчества;
  • ребята свободно выражают свое мнение, получают и передают информацию через собственные издания и визуальные программы, обмениваются информацией и опытом;
  • воспитанники владеют навыками организационного мастерства;
  • права и интересы воспитанников защищены;
  • ребята стремятся к интеллектуальному, физическому, духовному развитию;
  • участники движения  самореализованы в игровой деятельности;
  • у воспитанников развиты коммуникативные навыки;
  • сплоченный, проверенный общими делами коллектив.

В основе общения и взаимодействия педагога с воспитанниками лежат следующие принципы:

  • приоритеты самореализации и самосовершенствовании детей и подростков в жизнедеятельности движения;
  • включения в реальные социально-значимые отношения;
  • открытости для межличностного, межнационального общения;
  • представления и защиты прав и интересов детей;
  • равенства и права голоса всех участников воспитательного процесса.

Принципиальные положения служат критериями отбора форм, методов и приемов работы координатора и участников движения.

Далеко не каждому ребенку труд, спорт, художественная самодеятельность дают активные роли. Детская игра – сфера активного обогащения личности, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, и их таланты в наиболее целесообразном применении. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как основную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, личности.  

В рамках воспитательной системы игра может выступать в различных качествах, например:

  • как важнейший вид самостоятельной деятельности, способствующий физическому, психическому, нравственному развитию воспитанников;
  • как средство развития индивидуальных качеств личности с  помощью знаний, умений, навыков;
  • как метод сплочения и формирования коллектива;
  • как средство к улучшению эмоционального состояния;
  • как тренинг мотивационно-волевых качеств;  
  • как способ общения;
  • как фактор, формирующий внутренний мир человека.

Важно, всего лишь, уметь использовать всю многоликость и многогранность игры.

Игры

Цели и задачи

1.

Коммуникативные

  • Дружеское и деловое общение
  • Улучшение эмоционального состояния
  • Самокоррекция личностных недостатков
  • Самообладание в общении
  • Открытость для межличностного, межнационального общения

2.

Деловые

  • Самоусовершенствование индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков
  • Деловая этика
  • Самореализация в стратегии и тактике

3.

Социально значимые

  • Духовное и нравственное самоусовершенствование
  • Осознание себя свободной личностью, полноправным членом общества
  • Осознание себя членом социального творчества
  • Самореализация – «Копилка добрых дел», т.е. включение в реальные социально- значимые отношения

4.

Развивающие

  • Мыслительная активность
  • Физическое самоусовершенствование

5.

Спортивные

  • Воспитание мотивационно-волевых качеств:

- самообладание;

- выдержка;

- собранность в критических ситуациях.

  • Физическое самоусовершенствование
  • Чувство «команды», «локтя»

6.

Формирующие и сплочающие коллектив

  • Успешность коллектива
  • Активизация отчужденных, обособленных  ребят
  • Возможность испытать себя в качестве лидера команды каждым воспитанником.

7.

Познавательные

  • Удовлетворение интересов и потребностей  детей в «открытиях»
  • Расширение кругозора и обогащение внутреннего мира подростка.

Важнейшим системообразующим фактором движения «Ребячья республика», является коллективная деятельность, на основе которой построен годовой круг традиционных дел. Все они разбиты по блокам – основным направлениям деятельности:

Игротехника (играем).

☺ Риторика (грамотно говорим).

☺ Основы коммуникативных умений (нет проблем в общении).

☺ Психолого-педагогический (работаем над недостатками).

☺ Песенный (знаем много песен и поем их под гитару).

☺ «Сувенирный цех» (у нас всегда готовы подарки на все случаи жизни).

☺ «Школа вожатских наук» (умеем организовать досуг любой публики).

☺ Благотворительность (стараемся подарить минуты радости и веселья не только своим     друзьям и близким, но и тем, кто в них особенно нуждается).

 Координатор в данной воспитательной системе выступает «фасилитатором», т.е. оказывает помощь участникам движения в самопознании, самоопределении и самореализации (беседы, тренинги, игры, творческие проекты, индивидуальная работа с воспитанниками).

«Наши творческие связи» с общественностью:

Тарко-Салинское Детское                                               Творческий коллектив            

 Движение «Тин-клуб»                                                    Культурно-спортивного

                                                   Педагогический                     комплекса

                                                    коллектив ДДТ

                                                                                        ↕

Общеобразовательные    ↔       «РЕБЯЧКА»    ↔    Объединения детей и  

            школы                                                                  подростков внутри ДДТ

                                                                 ↕

                                             Родители воспитанников

             Друзья по переписке                                     И все с кем мы дружим, в          

 из других детских организаций                             рамках благотворительного блока

Диагностико-аналитический компонент  воспитательной системы осуществляется с помощью новых методик отслеживания и анализа, как успешности детской деятельности, так и успешности педагогической работы.

Критерии

(диагностики и анализа)

Показатели

(Умения, признаки)

Методика

диагностики

и анализа

Как часто проводится анализ

Уровень приобретенных ЗУН  

1. Успешность составления воспитанниками игровых и социально значимых программ и проектов, и воплощения их в жизнь;  

2. Успешность работы (мастерство) ребят в «Сувенирном цехе».

3. Успешность овладения навыками дизайнерско-оформительской деятельности и журналистики.

Программные задания, анализ готового продукта, анкеты, опросники.

Проводится по мере получения готового продукта деятельности

Уровень проявляемого интереса  

1. Успешность подобранных форм деятельности;

2. Успешность подобранных видов деятельности.

Тесты, анкеты самооценки деятельности, опросники, беседы в непринужденной обстановке («огоньки», «свечки»)

Еженедельно

Уровень сплоченности коллектива

1. Успешность и актуальность традиций, ритуалов, «древних заповедей» (свода правил поведения в коллективе и вне его);

2. Успешность «Лидерского курса»:

-  целенаправленной работы по сплочению коллектива, средством игровых упражнений на взаимодействие;

-  по выявлению негативных и позитивных лидеров;

-  по поддержке и активизации обособленных детей.

Тесты, ежедневные анкеты самооценки уровня развития коллектива, обсуждение на сборах, опросники.

Ежедневно,

и по мере необходимости  

Уровень эмоционального

восприятия

1. Успешность удовлетворения интересов и потребностей (желаний) ребят;

2. Успешность создания среды эмоционального благополучия и комфортности воспитанников;

Ежедневные анкеты  эмоциональной самооценки дня, тесты, карты наблюдения.

Ежедневно

Уровень коммуникаций

1. Успешность участия в диалогах и диспутах;

2. Успешность свободного выражения своего мнения,  не задевая интересы других;

3. Успешность обмена информацией и опытом;

4. Успешность развития личностных, индивидуальных качеств воспитанников в общении.

Тесты, анкеты, опросники, карты наблюдений.

Каждые две недели

Уровень педагогической компетентности

Успешность помощи юному человеку в осознании себя свободной личностью, полноправным членом общества, участником социального творчества.

Тесы, анкеты, опросники, анализы сводных анкет, карты наблюдений.

Ежедневно и по мере необходимости

Приложение 1

«Ежедневная самооценка дня»:

Ребяческое имя _____________________________________

Школа ______  класс ________

Год вступления в детско-юношеское движение «Ребячья республика» ___________

1. Уровень развития коллектива:

15.09

 

16.09

17.09

19.09

20.09

Горящий факел

Алый парус

+

Мерцающий маяк

+

+

Мягкая глина

    +

Песчаная россыпь

+

2. Эмоциональная оценка дня:

15.09

16.09

17.09

19.09

20.09

Красное

(прекрасное)

+

+

Оранжевое

(хорошее)

+

+

Желтое

(нормальное)

+

Зеленое

(ни то, ни се)

Синее

(плохое)

Фиолетовое

(хуже не бывает)

Особое мнение, пожелания и предложения,

вы можете разместить на обратной стороне.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Проект воспитательной системы класса "Строим город Лидерск"

Проект воспитательной системы класса представлен на городском конкурсе "Самый классный классный". Отображаются основные направления работы, результаты и т.д....

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

 «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ ТЕАТРА "СТРАНА ЧУДЕС" ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

В 2012 году автором была разработана модель воспитательной работы в детском театральном коллективе Дома детского творчества. Это - результат анализа и обощения работы, которая постоянно, естественно, ...

ПЛАН торжественной церемонии приема детей в ряды Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения «ЮНАРМИЯ»

ПЛАНторжественной церемонии приема детейв ряды Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения «ЮНАРМИЯ»...