Социализация личности в образовании
статья на тему

Сергеева Анна Дмитриевна

 

В современном образовании личность все чаще сталкивается с особыми сложностями в процессе своей социализации. Обезличивание образовательного процесса, акцентирование внимания на новых образовательных стандартах, глобальная компьютеризация – все это приводит к ослаблению внимания на развитие социально активной личности.  На данном этапе личность как центральная фигура образования упускается из виду по большей части из-за того, что сами участники образования поглощены усвоением тех изменений, которые вводятся на федеральном уровне. Конечно, это все только первые результаты внедрения новых стандартов, в перспективе подобные изменения несут более эффективные и положительные тенденции развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergeeva_a.d.-2.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности в образовании

В современном образовании личность все чаще сталкивается с особыми сложностями в процессе своей социализации. Обезличивание образовательного процесса, акцентирование внимания на новых образовательных стандартах, глобальная компьютеризация – все это приводит к ослаблению внимания на развитие социально активной личности.  На данном этапе личность как центральная фигура образования упускается из виду по большей части из-за того, что сами участники образования поглощены усвоением тех изменений, которые вводятся на федеральном уровне. Конечно, это все только первые результаты внедрения новых стандартов, в перспективе подобные изменения несут более эффективные и положительные тенденции развития.

Хоть и есть тенденция максимального улучшения социализации личности, и усилий прикладывается немало, но все это в большинстве своем направлено на внешние условия.

Нельзя сказать, что только внешняя среда оказывает негативное влияние. Стоит обратить внимание на состояние и готовность самой личности!

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации [4].

Социализация – очень сложный и трудоемкий процесс, в котором личность претерпевает постоянные и значительные изменения.

А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.

Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. Возможен и такой случай, отмечает А. В. Мудрик, когда та или иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на развитии личности, но через определенный период времени "всплывает", что приводит к немотивированным замыслам и действиям [3].

Чтобы социализация проходила как можно успешнее, личности необходимо проявлять хорошо развитые или, по крайней мере, хорошо развиваемые социальные способности. Ведь именно они дают основу положительному и продуктивному развитию процесса социализации.

Социальные способности – приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам.

К социальным способностям мы относим саму речь человека, его умение общаться с другими, умение правильно себя представить и, конечно, его лидерские качества и умение налаживать эффективное взаимодействие со всеми участниками коммуникативного процесса.

При высоком развитии социальных способностей мы имеет высокоорганизованную личность, имеющую приоритетом в своем развитии социальные нормы и взгляды, которые дают ей возможность самой формировать результативность процесса социализации.

Социальные нормы – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Всякая система социальных норм предполагает наличие:

1) определенных общественно значимых стимулов деятельности (выступающих в качестве целей, идеалов, ценностей;

2) образцов или правил «нормального» для данной группы поведения;

3) санкций за уклонение от социальных норм.

Указанные моменты составляют основы социального контроля в любом сообществе. Процесс социализации  индивида необходимо включает в себя, с одной стороны, рациональное осознание этих норм, а с другой стороны, интернализацию нормативных стандартов, т.е. превращение внешне заданных требований во «внутреннюю» норму, потребность, привычку [4].

Так и все образование, и школа в частности должны иметь в своих приоритетных направлениях и разработках формирование адаптированной к социуму личности

Первоочередная задача школы, отмечал В. А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" [5].

Результативность таких открытий налицо. Все наше общество, наше окружение – результат образовательного процесса, пусть он протекает всегда по-разному, и претерпевает значительные изменения и влияния времени, но цель и суть у него остается одна – социальная Личность.

Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения - уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии. Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях [3].

А насколько успешна современная социализация личности, покажет время.

Литература:

  1. Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер,2011. – 701 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  2. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 800с.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.:

          Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  1. Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю.Кондратьева//Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
  2. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев,

           1980. - Т. 5. - С. 102.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

Новые стандарты образования и социализация личности.

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды.В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющей...

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

«Физическая культура (игровые технологии) как средство социализации личности ребёнка в процессе образования»

Творческая работа попредмету "физическая культура"(позволит повысить успеваемостьна уроках в начальной школе,решит проблемы с дисциплиной, повысит интерес к предмету)...

Воспитание и социализация личности в образовании

В статье рассматриваются формы социализации личности; адаптация и интеграция в среду. Указаны ориентиры процесса социализации. Статья будет интересна классным руководителям....

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...